Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Игровая терапия, центрированная на ребенке




Самое лучшее открытие —

то, кото рое ребенок делает сам.

Ральф У. Эмерсон

Философия, центрированная на ребенке, — это именно философия, направляющая жизнь человека, живущего в системе отношений с детьми: это не гардероб с набором методик, которые можно примерить непосредственно перед тем, как войти в игровую комнату, это способ существования, основанный на вере в ребенка, в его внутреннюю способность к росту. Игровая терапия, центрированная на ребенке, представляет собой целостную терапевтическую систему, а не просто использование небольшого набора техник для построения отношений; она основывается на убежденности в возможностях и жизнеспособности ребенка. Дети – лучший источник информации о самих себе. Они вполне способны направлять свой собственный рост; им предоставляется свобода быть самими собой в процессе разыгрывания чувств и переживаний. В игровой комнате дети творят собственную историю, и терапевт с уважением относится к тому направлению, которое выбирает ребенок. Терапевт, центрированный на ребенке, стремится установить такие отношения с ним, которые облегчили бы внутренний эмоциональный рост ребенка и усилили бы его веру в себя. Игровая терапия, центрированная на ребенке – это установка, философия и способ существования

Структура личности

Знания ребенка, его интеллектуальный багаж или какая-то «важная» информация, которой располагает терапевт, не имеет, решающего значений для разбития личности; что чувствует ребенок по отношению к своему Я – вот что важно для организации поведения. Каждый ребенок обладает видением собственного Я; мир, являющийся реальностью для ребенка, и его Я – вот что составляет основу его функционирования как личности в его повседневных переживаниях. Этот взгляд на самостоятельность ребенка и его безграничные возможности является основой теории структуры личности, на которой базируется подход к игровой терапии, центрированной на ребенке. Эти принципы позволяют понять сложные переплетения верований, мотивов и установок терапевта, формирующих стиль подхода к детям, В этой точке существует тенденция продолжать писать о детях и о том, каким замечательно свежим и волнующим является их стремление к творческому проживанию жизни, однако все же необходимо поразмышлять и над теорией. Понимание системы теоретических конструктов личности, приверженность к такой системе делают содержательным подход терапевта к детям, и повышает сензитивность терапевта к внутреннему миру ребенка. Сейчас, пытаясь сформулировать свои мысли, я вдруг обратил внимание на то, что меня, окружают побеги фасоли в разных стадиях роста – сыну в школе задали провести опыт. Он поливает эти растения: и некоторые изних ежедневно выставляет на солнце. Они выглядят здоровыми, у них темно-зеленые листья, а некоторые уже дали, маленькие стручки. Эти растения проявили естественное стремление к росту и зрелости. Мой сын – ничего не делал специально, чтобы, заставить их расти. Он только создал условия, благоприятные для роста. А рост осуществляли сами растения. Аналогичное стремление к росту и созреванию обнаруживают и человеческие существа. Две другие группы растений выращивались в темных чуланах: одна – при красном, другая – при синем свете. Разница в развитии этих растений и тех, что росли на солнце, разительна. Обе группы растений, выращенных в темноте, оказались высокими, с малым, количеством небольших зеленых листьев и без стручков. Так же, как растению для здорового роста нужны вода, солнце и плодородная почва, детям для нормального развития нужно безусловное принятие самого себя и принятие себя другими, право выбора, возможность развития ответственности за самого себя и дозволенности быть самим собой. Динамика внутреннего, роста происходит в свете этих переживаний, которые и составляют часть самовосприятия ребенка.

Теория структуры личности, центрированная на ребенке, основывается на трех понятиях: 1) личность, 2) феноменальное поле и 3) самость (Роджерс, 1951). Личность – это все, что есть ребенок: мысли, поведение, чувства и физическое бытие. Феноменальное поле – это весь опыт ребенка, независимо от того, существует ли он на сознательном или бессознательном уровне, внутри или вне его. Все, что ребенок отмечает как имеющее место – для него является реальностью. Самость – это совокупность восприятий ребенком самого себя.

Базовое, предположение состоит в том, что каждый ребенок «существует в непрерывно меняющемся мире опыта, в котором он является центром» (Роджерс, 1951). Поскольку ребенок должен функционировать в этом меняющемся мире опыта, он делает это как организованное целое, иными словами, изменения в любой из его сфер приводят к изменениям в любой другой сфере. Таким образом, происходит непрерывное динамическое интраперсональное взаимодействие, в котором ребенок как целостная система стремится к реализации своего Я. Этот активный процесс направлен на то, чтобы стать более позитивно функционирующей личностью, на совершенствование, независимость, созревание и развитие себя как личности. Поведение ребенка в этом процессе направляется с определенной целью – удовлетворить собственные потребности, возникающие в феноменальном поле, и составляющие для этого ребенка реальность. Следовательно, личностные потребности влияют на восприятие реальности у ребенка. Тогда, если мы хотим понять ребенка, мы должны понять его восприятие реальности. Поэтому терапевту следует стремиться к безоценочному взгляду на поведение ребенка и много,работать над тем, чтобы понять внутреннюю систему понятий ребенка. Терапевт должен понять феноменальный мир ребенка, если он хочет добиться взаимодействия.

Постоянно изменяющееся взаимодействие личности ребенка – его мыслей, актов поведения, чувств и физического существования – с окружающей средой ведут к тому, что взгляды ребенка, его установки и мышление постоянно меняются. Это чрезвычайно важно для терапевта, который видит ребенка, возможно, только раз в неделю. На этой неделе ребенок уже в чем-то иной, и терапевт должен, так сказать, «попасть в ногу». На одни и те же события ребенок может реагировать сегодня совершенно иначе, чем он реагировал на прошлой неделе, поскольку внутренний мир ребенка меняется. Жизнь представляет собой непрерывный процесс личностных динамических переживаний, и у детей постоянно, происходит внутренняя реорганизация мыслей, чувств и установок. Поэтому переживания, встречавшиеся в прошлом, не проживаются снова и снова с той же интенсивностью. Следовательно, терапевту нет необходимости обращать ребенка к прошлому опыту, потому что с тех пор малыш уже подрос, и события из прошлого уже не действуют на него так, как они, действовали прежде. Поэтому терапевт позволяет ребенку самому прокладывать путь, уносить с собой опыт, приобретаемый в игровой комнате.

Третьим центральным понятием центрированной на ребенке теории структуры личности является «самость». Посредством взаимодействий с другими людьми и окружающей обстановкой и на основе общего феноменального поля, ребенок, еще будучи младенцем, постепенно начинает воспринимать определенную часть этих переживании как собственное Я. Согласно Паттерсон (Patterson, 1974), ребенок может стать личностью и развить собственное Я только во взаимодействии с другими людьми. Собственное Я ребенка растет и изменяется в результате непрерывного взаимодействия в феноменальном поле. Роджерс (Rogers, I951), описывает структуру самости как «организованную конфигурацию восприятии самости, которые доступны осознанию. Она состоит из таких элементов, как восприятие собственных черт и способностей, восприятие и понимание себя в отношениях с другими людьми и с окружающей обстановкой; ценностные качества, наблюдаемые в связи с переживаниями и объектами; а также цели и идеалы, относительно которых была установлена их положительная или отрицательная валентность. Она является, таким образом, существующей; в сознании организованной картиной собственного Я и Я в системе отношений, вкупе с положительными или отрицательными ценностями, которые связаны с этими качествами и отношениями – такими, как они наблюдались в прошлом, настоящем или будущем» (стр. 502).

Осознание собственного Я привносит потребность, в позитивной оценке со стороны других. Эта потребность в позитивной оценке направлена в обе стороны: коль скоро индивид удовлетворяет потребность другого человека в положительной оценке, он тем самым восполняет собственную аналогичную потребность. Удовлетворение или фрустрация потребности в позитивной оценке в сочетании с собственным, опытом способствует развитию потребности в самооценке. Это «чувство самооценки» становится всепроницающим конструктом, влияющим на поведение организма в целом и живущим собственной жизнью независимо от реального опыта оценки со стороны других». (Meador, and Rogers, 1989, стр. 154). Суммируя основные положения, касающиеся личности, можно сказать, что ребенок рассматривается как существо, которое:

может наилучшим образом очертить собственную реальность;

ведёт себя: как организованное целое;

желает; усилить собственное Я;

видит свою цель в удовлетворении возникающих потребностей;

в своем поведении подчиняет рациональное начало чувствам;

умеет отлично понимать собственное Я;

заинтересовано в построений позитивной Я-концепции;

ведет себя в соответствии с имеющейся Я-концепцией;

не признает поведения, противоречащего его внутренней сущности;

продуцирует психологическую свободу или напряженность путем принятия или недопущения, определенного опыта в структуру Я-концепции;

отвечает на угрозу ожесточением собственного поведения;

может допускать в сознание переживания, несоответствующие Я-концепции, если Я-концепция свободна от угрозы;

лучше понимает других, если обладает развитой Я-концепцией;

движется от ценностей, разрушающих его Я, к ценностям созидающим;

вырабатывающее систему ценностей;

осознанно откосится к собственному Я (Boy and Pine, 1982, стр.1.7).

Ключевые концепции

Центрированная на ребенке игровая терапия является, с одной стороны, базовой философией, утверждающей внутреннюю человеческую способность ребенка двигаться по направлению ж росту и созреванию, а с другой стороны, установкой на глубокую и всеобъемлющую веру в способность ребенка к конструктивному управлению собственной деятельностью. Она (терапия) основывается на понимании наблюдаемого естественного движения человеческого организма вперед, через определенные стадии роста и развития, которые в норме прогрессивны, и ведут к большей зрелости. Это внутренняя тенденция, она не мотивируется извне, и научить этому невозможно. Дети по природе своей любопытны, они проживают жизнь энергично, стремясь к непрерывному опознанию мира и самих себя, в отношениях с миром.

Говоря о процессе открытия собственного Я, Муштакас (Moustakas, 1981) писал: «Призвание терапии состоит в том, чтобы ждать с интересом и участием, когда ребенок активизирует волю и выберет действие, когда он осмелится следовать по пути своих интересов и желаний. Это требует необыкновенного терпения и непоколебимой веры в способность ребенка найти свой путь, справиться с напряженностью жизни, веры в силы ребенка, позволяющие ему прислушаться к собственному внутреннему голосу и сделать, выбор, способствующий усилению собственного Я» (стр. 18).

У детей существует унаследованная ими тенденция целенаправленнодвигаться к приспособлению, психическому здоровью, росту и развитию, личностной автономии, и к тому, что принято описывать термином «самоактуализация». Базовой характеристикой детской жизни является активность. Дети подходят к жизни активно, и это, наверное, лучше всего можно увидеть, внимательно наблюдая за их игрой, когда ребенок активен и старается усилить самодостаточность в активном проживании жизни. Это генетическое влечение к открытию, развитию и, росту легко наблюдать у младенцев и маленьких детей. Когда переживаются трудности фрустрации, в попытках выполнить задачу физического развития, младенец естественным образом овладевает новой деятельностью, используя собственные уникальные навыки приспособления и свои способности, обращаясь к этому опять и опять с новой энергией, с новыми усилиями и решимостью.

Младенец не согласен по-прежнему ползать из одного угла в другой. У него появляется внутренняя потребность вставать, дальнейшее развитие которой приводит к тому, что ребенок начинает ходить. Это не есть сознательное решение, хорошо продуманный план, или результат каких-то необыкновенных усилий взрослых по обучению ребенка; это происходит спонтанно в результате роста и развития, предпосылки которого заложены в природе ребенка. Этот устремленный в будущее процесс, являющийся у ребенка врожденным, не гарантирует автоматическую плавную последовательность переходных шагов. Младенец подтягивается, чтобы встать, отпускает руки, делает неуверенные, шаткие шаги, падает, встает, делает еще несколько шагов, и опять падает. Хотя ему иногда может быть больно, младенец продолжает это движение в направлении роста и развития. Нет необходимости в том, чтобы кто-то объяснял младенцу, что будет больно, что правильно, а что неправильно, как его поведение влияет на отношение к нему значимых взрослых или как нужно изменить поведение, чтобы достичь желаемой цели. Это целенаправленное стремление будет происходить спонтанно, когда ребенок будет готов предпринять следующий шаг, даже несмотря на то, что на некоторое время может возникнуть возвращение к ползанью. Младенец может делать все новые и новые попытки до тех пор, пока не достигнет в ходьбе такого навыка, который его удовлетворит. Поскольку в этих попытках ребенок сам отвечал за себя, достижение цели и сопутствующее ему удовлетворение усиливают Я-концепцию ребенка. В результате непрерывного стремления к росту зрелое поведение, дает ребенку большее удовлетворение, чем незрелое.

Хотя этот пример может показаться чрезмерным упрощением очень сложного процесса, он как прожектор освещает положение о том, что дети способны к самоопределению. Эта способность продвигаться в направлении все возрастающей независимости, саморегуляции, и автономии из-под контроля внешних сил не ограничиваются достижениями в развитии у детей младенческого и раннего возраста, но ее можно наблюдать в качестве важной мотивационной силы личности на всех уровнях развития и фазах жизни, по мере того, как человек стремится установить значимые межличностные отношения и усиление своего «Я». У детей существует гораздо большая способность к управлению собственной деятельностью; непринятию правильных решений, чем мы это готовы признать. В каждом ребенке существуют мощные силы, которые непрерывно стремятся к самоактуализации. Ребенок стремится к независимости, зрелости и самоуправлению. Развивающаяся умственная деятельность или осознанные размышления ребенка не являются тем фактором, который направляет его поведение в сферу его эмоциональных потребностей, а, скорее, естественным стремлением ребенка к внутреннему равновесию, которое приводит ребенка туда, куда ему требуется.

Согласно Экслайн (Axline; 1969) «В основе поведения индивида во все времена, по-видимому, лежала одна причина – стремление к полной самореализации. Когда индивид достигает барьера, который затрудняет полную реализацию Я, возникает зона сопротивления, трения и напряжения. Стремление к самореализации непрерывно, а индивидуальное поведение показывает, что человек удовлетворяет это свое желание, открыто сражаясь за то, чтобы утвердить свою Я-концепцию в мире реальности, или что он удовлетворяет, ее, посредством замещения, ограничивая ее своим внутренним миром, где он может построить ее с наименьшими усилиями» (стр. 13).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных