ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Современные подходы к анализу психовозрастного развитияВ исследованиях последних лет психологи продолжают изучение процесса развития личности.
Поскольку в любой человеческой общности участвуют по крайней мере двое (например, ребенок и взрослый), то смена формы и содержания общности сопровождается и сменой партнера, при этом сменой это можно назвать условно, поскольку это может быть тот же самый человек, например, мама, но в какой-то новой позиции. В.И.Слободчиков выделяет пять базисных общностей или ступеней развития человеческой субъектности. Соратник и соавтор В.И.Слободчикова Г.А.Цукерман так излагает их содержание: «На первой ступени ребенок вместе с родным взрослым — мамой или взрослым, выполняющим материнские функции строит общение, не опосредствованное орудиями, предметами, знаками культуры. Эту уникальную, в силу своей непосредственности, форму общности В.И. Слободчиков назвал ступенью ОЖИВЛЕНИЯ, имея в виду как знаменитый «комплекс оживления» — главное эмоциональное событие этой ступени, так и то, что ребенок вместе с его родным взрослым осваивает собственную телесную… индивидуальность, вписывая себя (руками взрослого) в пространственно-временную организацию общей жизни семьи. На второй ступени ребенок вместе с близким взрослым осваивает предметно-опосредствованные формы общения... Эту ступень лавинообразного овладения культурными навыками и способностями В.И.Слободчиков назвал ступенью ОДУШЕВЛЕНИЯ, вовсе не имея в виду отсутствие душевной жизни на первой ступени, но подчеркивая, что именно здесь ребенок впервые осознает себя субъектом собственной душевной жизни, собственных хотений и умений. На третьей ступени партнером ребенка — отрока, юноши становится общественный взрослый, воплощенный в системе социальных ролей,… персонифицированный в учителе, мастере, наставнике, вместе с которым растущий человек осваивает правила, понятия, принципы деятельности во всех сферах общественного сознания — в науке, искусстве, религии, праве, морали. Именно на этой ступени человек впервые осознает себя автором собственной биографии. Эту ступень развития субъекта человеческих общностей В.И. Слободчиков назвал ступенью ПЕРСОНАЛИЗАНИИ, акцентируя момент принятия персональной ответственности за свое будущее. На четвертой ступени партнером молодого человека становится (в пределе развития) все человечество, с которым взрослеющий человек вступает в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных идеалов и ценностей. Индивидуализация … ценностей по мерке личностной позиции человека составляет суть данной ступени развития субъекта общественных отношений. Эта ступень, поэтому и названа ступенью ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»[10]. Понятие кризисов в периодизации В.И.Слободчикова также обусловлено переходом от одной общности к другой: каждая новая ступень развития — освоения и преобразования новой общности начинается с «кризиса рождения». Разрыв, противоречие между актуальной и потенциальной формой совместного существования и создает явление этого кризиса. К концу стадии принятия ребенок осваивает новые способы взаимодействия с партнером до такой степени, что обнаруживает способность самостоятельно, по собственной инициативе строить, налаживать данное взаимодействие, приглашая партнеров вступить в этот тип общности. Однако взрослый (партнер) в определенный момент начинает работать «на разрыв» этого, уже сложившегося типа совместности, что приводит к появлению новых отношений в процессе совместных действий и к кризису развития данной общности.
Таблица 4 Периодизация общего психического развития В.И.Слободчикову и Г.А.Цукерман [11]
К интересным суждениям пришел в своих работах Д.И. Фельдштейн. О н вводит представление о чередующемся развитии двух личностных позиций ребенка: «Я в обществе» и «Я и общество». Первая позиция характеризуется преобладанием процесса социализации; вторая позиция выступает как процесс индивидуализации - осознание себя в качестве субъекта общественных отношений. Согласно Фельдштейну, позиция субъекта возникает уже у трехлетнего ребенка, в шесть лет она сменяется его установкой на новые социализирующие воздействия. Однако у подростка в период от 10 до 15 лет, на основе развития сознания и самосознания, вновь преобладает позиция «Я и общество». На протяжении всего развития личности в онтогенезе имеют место различные уровни социальной зрелости личности, но ключевые узлы этого развития отражаются в трех этапах: - до трех лет, когда малыш осознает наличие других людей, - с трех лет, когда ребенок осознает свое «Я». Самоутверждается «Я сам», осваивает нормы человеческих отношений, пытаясь уже ориентироваться на оценку взрослых, что в первую очередь определяется потребностью в общественно значимой деятельности, - с десяти лет, когда подросток стремится утвердить свое «Я» в системе общественных отношений. [16] Современные исследования показывают, то изменения общественно-исторических условий развития личности, возникшая неустойчивость социальной, экономической, идеологической обстановки, дискредитация многих нравственных ориентиров вызывают массовый психологический стресс, который сказывается на психических, психофизиологических, личностных изменениях современного ребенка. В числе многих факторов, определяющих эти изменения, Д.И.Фельдштейн отмечает такие как: - маркетизация (этика рынка), усиливающая ориентацию детей на потребление и отрывающая ребенка от культурных традиций общества и его истории; - маргинализация, то есть неравный доступ к образовательным ресурсам в мегаполисе и провинции, стремление родителей ограничивать активность и самостоятельность ребенка. [17] Если еще два-три десятилетия назад ребенок развивался в основном в условиях малого социума – семьи, класса, ближайшего окружения, дворовых компаний, пионерской, комсомольской организаций, то сегодня он поставлен в принципиально новую ситуацию – ситуацию, когда уже с дошкольного, младшего школьного возрастов на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей, и открывая бесконечное поле для разного рода форм отношений, связей, действий. Результатом этой ситуации становится такой феномен, как медикализация, выражающаяся в том, что детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей; повышенный уровень тревожности и страхов детей, агрессивности под действием фактора милитаризации и развития компьютерных игр, снижающих контроль детей за собственным поведением и формирующих зависимость.
[1] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С.136. [2] Рубинштейн С.Л. Общая психология. М., 1935. С. 98. [3] Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 1996. С. 43. [4] Цукерман Г.А. Психология саморазвития для подростков и их педагогов. М., 1994.
[5] Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. С. 32. [6] Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1965. С.503. [7] Эльконин Д.Б. К поблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Избранные психологические труды. М., 1989. С.75-78. [8] Шаповаленко И.В. Возрастная психология. С-Пб, 2004. С.151. [9] Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии 1991. № 2. С. 43.
[10] Г.А.Цукерман. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994. С.55 [11] В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии, 1996, №5. С. 43.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|