Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура Англии в XVI – первой половине XVII в.




В начале XVI в. в Англии совершенствуется политическая система и государственные органы управления. Одной из особенностей английского абсолютизма было то, что наряду с новыми бюрократическими органами управления сохранил свои позиции и парламент, который не только послушно вотировал налоги, но и активно участвовал в законотворчестве. Более того, сфера парламентского законодательства постоянно расширялась: в XVI в. в нее входили экономическое и социальное регулирование, вопросы религии и церковного устройства и даже утверждение порядка престолонаследия.

Жизнестойкость парламента была обусловлена глубокими политическими традициями, а также особенностями его социального состава в начале XVI в., поскольку отсутствие резкого антагонизма между рыцарями и горожанами, заседавшими в палате общин, затрудняло манипулирование сословиями со стороны короны. С другой стороны, сами Тюдоры были заинтересованы в сохранении органа, который поддержал приход их династии к власти и санкционировал многие важные политические шаги монархии.

Парламент состоял из двух палат — палаты лордов, которых персонально приглашали на сессии личными письмами короля, и палаты общин, состав которой формировался на основе выборов в городах и графствах, что позволяло депутатам заявлять, что они представляют интересы всего королевства. Тюдоровский парламент не был независимым политическим институтом: государь и высшие чиновники имели возможность влиять на процедуру выборов и диктовать местным дворянам, кого бы они хотели видеть в нижней палате. В нем сохранялись и своеобразные отношения феодально-бюрократического патроната: многие депутаты группировались вокруг ведущих государственных деятелей и отстаивали внесенные патронами законопроекты. Сговорчивость парламента также была одной из причин его успешной интеграции в новую систему власти.

Тем не менее, к концу столетия нижняя палата парламента стала проявлять все большую независимость, что отражало упрочение экономического и политического положения джентри и торгово-предпринимательских элементов, претендовавших на реальное участие в определении экономического курса и внутренней политики.

В XVI в. в английском парламенте окончательно сложились нормы и процедура законотворчества: правила подачи биллей спикеру, регламент их троекратного слушания, принципы работы согласительных комиссий при редактировании законов. Здесь сформировалась собственная дисциплина и корпоративная идеология, основывавшаяся на идеях ответственности за дела государства и высокого престижа депутатов. В XVI в. за ними закрепились некоторые привилегии, признанные Тюдорами и получившие название "парламентских свобод". В начале каждой сессии спикер просил монарха даровать им свободу высказываться, не опасаясь преследования, свободу доступа парламентских делегаций к королю и свободу от ареста за деятельность в стенах парламента. Первым в истории спикером, испросившим "свободы слова" у Генриха VIII, был Томас Мор. На деле парламентские привилегии соблюдались далеко не всегда, но они легли в основу представления о политических правах личности в Англии.

Королевская реформация. Важным шагом в укреплении абсолютизма в Англии стала церковная реформация, начатая по инициативе Генриха VIII.

Евангелические идеи стали распространяться здесь в 20-е годы XVI в. благодаря влиянию французских и немецких реформаторов. Они находили отклик в самых разных слоях общества, что было обусловлено глубокой местной традицией полемики со Святым престолом — раннереформационным учением Д. Уиклифа и проповедями лоллардов в XIV—XV вв. Лютеранство было популярно преимущественно в бюргерской среде, благодаря оживленной торговле с германскими и нидерландскими городами, откуда в английские порты тайно ввозилась протестантская литература. Однако в это время требование реформы церкви еще не вылилось в Англии в широкое общественное движение.

Реакция английских гуманистов на выступления Лютера была неоднозначной: в Оксфордском университете к ним отнеслись критически, в то время как в Кембридже у него появились последователи — У. Тиндал, М. Ковердейл, Т. Кранмер, X. Латимер — будущие деятели Реформации. Уильям Тиндал в 1524 г. перевел Новый Завет на английский язык, но первые издания его труда, запрещенного в Англии, увидели свет в Германии.

Официальные власти заняли антилютеровские позиции: Генрих VIII лично выступил против "немецкой ереси" с трактатом в защиту семи таинств, за что получил от папы почетный титул "защитника веры". Однако отношение короля к Реформации резко изменилось в ходе конфликта с Римом, начавшегося из-за бракоразводного процесса Генриха VIII с его первой женой Екатериной Арагонской.

Многолетний брак с испанской принцессой не дал королю наследника мужского пола, поставив под сомнение судьбу престола и самой династии Тюдоров. Генрих VIII обратился к папе с просьбой объявить его брак недействительным и разрешить жениться на англичанке Анне Болейн, однако получил отказ от Климента VII, который не осмелился бросить вызов испанскому королевскому дому.

Политические, династические и личные соображения заставили Генриха VIII пойти на беспрецедентный шаг: аннулировав брак с Екатериной, он женился на Анне Болейн, уже ожидавшей ребенка, который должен был стать законным наследником престола. Это привело к открытому конфликту с Римом и так называемой "королевской Реформации". По настоянию государя заседавший с 1529 по 1536 г, "парламент Реформации" принял ряд статутов, направленных на создание в Англии независимой от Рима национальной церкви, подчиненной королю. Это были законы об ограничении уплаты папе аннатов и "пенни Св. Петра" — церковной десятины, о запрете апеллировать в Рим и об отмене папской юрисдикции над английским духовенством. Итогом этой деятельности стал Акт о супрематии (1534), провозглашавший Генриха VIII верховным главой церкви Англии, именовавшейся отныне "англиканской". Его власть объявлялась имперской — исключающей подчинение другому суверену, в том числе и главе римско-католической церкви. |

Реформация, насаждаемая "сверху", не вызвала энтузиазма в обществе, но нашла активную поддержку "придворной партии", возглавляемой канцлером Т. Кромвелем, и ближайшего окружения королевы Анны Болейн, покровительствовавшей кембриджским теологам X. Латимеру и Т. Кранмеру. Кранмера назначили архиепископом Кентерберийским, первым лицом в англиканской церкви после короля. Ловкий и беспринципный политик Т. Кромвель обеспечил успех "парламента Реформации", тщательно формируя состав депутатов, не брезгуя щедрыми посулами и откровенным подкупом. Под его давлением парламентарии одобрили секуляризацию церковной собственности. В 1536—1540 гг. в пользу короны были конфискованы земли монастырей, приоратов, церквей и часовен.

Секуляризация сопровождалась разграблением церквей, бесценных монастырских библиотек, уничтожением образов и скульптуры, разрушением гробниц католических святых. Монашеские ордена были разогнаны, монастырские школы и госпитали закрыты. Колоссальные земельные владения церкви обогатили казну; часть их король передал в награду своим ближайшим сподвижникам, часть — получили придворные аристократы и дворянство, некоторое количество земель было сдано в аренду. Секуляризация стала одним из источников накопления капиталов в аграрной сфере. Она вызвала очередную волну огораживаний, которые проводили новые собственники. Масса крестьян — бывших держателей монастырских земель, пополнила армию пауперов. Среди руин древних монастырей паслись овцы, а уцелевшие здания арендовали суконщики, устраивая в них мануфактуры.

Методы, которыми проводилась Реформация, а также ее теоретическое обоснование вызвали протесты многих убежденных католиков, некоторые из них эмигрировали на континент. Генрих VIII решительно подавлял всякие проявления инакомыслия: за отказ присягнуть ему как главе церкви были казнены бывший канцлер, философ и писатель-гуманист Томас Мор и епископ Рочестерский Дж. Фишер.

Политическим итогом королевской Реформации стало подчинение церкви государю и включение ее в систему государственных институтов. Реформация обогатила и идейный арсенал абсолютизма: власть монарха объявлялась божественной по происхождению, а он сам — наместником Христа на земле, попытки сопротивления ему безоговорочно осуждались. Догматические вопросы и организационные реформы в церкви занимали короля значительно меньше. Первый англиканский символ веры "Десять статей" содержал множество внутренних противоречий. В нем декларировался лютеранский принцип оправдания верой, однако с оговорками о пользе добрых дел; с другой стороны — допускалось почитание святых, но "без чрезмерного поклонения и ложного суеверия". Из католических таинств в англиканстве, в отличие от лютеранства, были сохранены три — крещение, причащение и покаяние (исповедь). Были сохранены также иерархия духовенства, пышные облачения священников, богатое внутреннее убранство церквей, процессии и музыка во время богослужения.

Таким образом, англиканская церковь заняла промежуточное положение между католической и лютеранской. Консерватизм королевской Реформации выразился и в отношении к распространению Библии на английском языке. Хотя Генрих VIII и санкционировал ее выход, он запретил читать ее и комментировать простонародью — ремесленникам, подмастерьям и земледельцам.

Утверждение новой веры и более радикальные преобразования в англиканской церкви совершились в правление сына Генриха VIII Эдуарда VI (1547—1553). Юный король и два протектора, правившие Англией в годы его малолетства, герцоги Сомерсет и Нортумберленд, были убежденными протестантами. При них были приняты положения, приблизившие англиканскую церковь к лютеранской модели: о таинстве причащения как чисто символическом действе, о необходимости причастия под обоими видами для мирян и о разрешении браков духовенства. Осуждалось почитание икон, отменялись ограничения на чтение и толкование английской Библии, новое издание которой вышло в переводе М. Ковердейла. Несмотря на успехи реформации при Эдуарде, далеко не вся Англия приняла новую веру, в северных и западных графствах население сохраняло верность прежней религии. Дальнейшие события показали, что итоги королевской реформации были обратимы.

Контрреформация Марии Тюдор. По завещанию Генриха VIII, после смерти Эдуарда VI ему наследовала старшая дочь Генриха от брака с Екатериной Арагонской — Мария Тюдор (1553—1558), убежденная католичка, не отрекшаяся от своей веры, несмотря на угрозы отца. Тем не менее, англичане признали легитимность принцессы. Мария немедленно восстановила католическую церковь, монашеские ордена и прежние отношения с Римом. Из эмиграции вернулись ее сторонники, а протестанты стали покидать страну.

Королева воздержалась от полной реституции конфискованных у церкви земель, поскольку это могло затронуть интересы большого числа новых собственников, однако возвратила те земли, которые оказались в распоряжении короны. Целью ее внешней политики стало сближение с Испанией и домом Габсбургов. Ее родственник Карл V, превратившийся в главного советника английской королевы, предложил скрепить англо-испанский союз браком Марии и его сына Филиппа (будущий Филипп II Испанский). Это вовлекло Англию в орбиту габсбургских интересов на международной арене и в неудачную войну с Францией на стороне империи, в которой англичане потеряли свое последнее владение на континенте — порт Кале. Угроза утраты Англией самостоятельности и опасение, что испанцы получат ключевые посты в управлении и при дворе, привели в 1554 г. к восстанию патриотически настроенных протестантов во главе с кентским рыцарем Т. Уайаттом, которое, однако, было подавлено, а его лидер — казнен.

Восстановление католичества, с радостью принятое в северных и западных землях, тем не менее, уже не отвечало интересам большинства населения. Мария Тюдор начала преследования протестантов, сопровождавшиеся пытками "еретиков" и кострами. За эти жертвы она получила прозвище "Кровавая". Смерть бездетной королевы, пользовавшейся стойкой нелюбовью в народе, была встречена ликованием.

Елизаветинское религиозное урегулирование. Характер церковного устройства стал предметом ожесточенных споров после восшествия на престол Елизаветы I (1558—1603), дочери Генриха VIII от брака с Анной Болейн, не признанного папой. В глазах католиков она была незаконнорожденной и не имела прав на престол. Католические епископы, составлявшие большинство в палате лордов, выступали за сохранение церкви, восстановленной Марией Тюдор, а вернувшиеся в Англию из Женевы эмигранты требовали не только возвращения англиканства, но и более радикальных реформ в духе кальвинизма. Во избежание дальнейшего раскола общества Елизавета избрала серединный путь, восстановив умеренную англиканскую церковь в том виде, в котором она существовала при Эдуарде VI. Ее иерархическая структура и обрядность остались близкими к католическим, однако в новом Символе веры, принятом в 1571 г. — "39 статьях", содержалось положение об оправдании верой и признавались только два таинства — крещение и причащение.

В первые десятилетия ее правления умеренная политика королевы, заявлявшей, что она не желает "подглядывать за тем, что делается в душах ее подданных", обеспечила религиозный мир, однако с конца 70-х годов обострились противоречия официальных властей, как с католиками, так и со сторонниками радикальной Реформации. Елизавета I ужесточила меры против всех, кто не признавал англиканскую церковь. С католиков требовали официальной подписки о признании королевы главой церкви, без которой они не допускались к государственным должностям, не могли получить университетской степени. С другой стороны, ужесточился надзор за радикальными священниками, склонными к кальвинизму, которых лишали церковных должностей за попытки отойти от норм англиканского богослужения.

Абсолютизм и радикальная Реформация. Сторонников углубления Реформации, очищения англиканской церкви от "пережитков папизма" называли пуританами (от лат. "purus" — чистый). Теологическая и политическая доктрина пуритан была близка к кальвинизму, воспринятому англичанами в эмиграции. Пуританское движение, исподволь распространявшееся с 40-х годов XVI в., приобрело множество сторонников во второй половине века в самых разных слоях общества, но преимущественно — среди зажиточного бюргерства, которому импонировала кальвинистская этика набожности, трудолюбия и аскетизма.

В 60—70-е годы пуритане надеялись, что сама королева Елизавета возглавит дальнейшую реформу церкви, упразднит епископат и иерархию духовенства. Однако она справедливо усмотрела в их требованиях вызов светской власти и угрозу своему авторитету главы англиканской церкви, заявив: "Сначала они захотят убрать епископов, а потом — меня".

Лишившись надежд на поддержку властей, пуритане развернули в 70—90-е годы кампанию критики существующей церкви в парламенте, созвали национальный Синод пуританских священников и разработали тактику скрытого насаждения "истинной церкви в англиканстве", согласно которой священники сохраняли видимость подчинения официальным церковным властям, а на деле вели богослужение по кальвинистскому образцу. Чтобы разоблачить их деятельность, архиепископ Кентерберийский учредил в 1583 г. особую комиссию, перед которой каждый священник приносил присягу на верность англиканству. Деятельность комиссии вызвала волну возмущения пуритан и острые дебаты в парламенте о правах подданных в вопросах веры.

В политическом отношении в среде английских пуритан к концу XVI в. выделилось умеренное пресвитерианское направление, которое требовало подчинить церковь общенациональному Синоду духовенства, и более радикальное течение — индепенденты, отвергавшие единство церкви и выступавшие за полную независимость общин верующих, как от светских, так и церковных властей.

Экономическая политика Елизаветы I была успешна и последовательна. Правление Елизаветы нередко называют "золотым веком" и пиком расцвета английского абсолютизма. Это связано с успехами ее экономической политики в 70—80-е годы XVI в., основывавшейся на принципах протекционизма — покровительства национальному производству и торговле. Королева активно поощряла развитие горнодобывающей промышленности и металлургии, под ее эгидой и при непосредственном участии были созданы первые паевые товарищества в этих отраслях. Она поддерживала и "новые производства", выдавая лицензии и патенты тем, кто открывал и внедрял новые технологии.

В то же время в традиционных производствах Елизавета I покровительствовала цеховым организациям, стремясь предотвратить разложение прежних корпоративных структур, и поощряла самые сильные из цехов — так называемые "ливрейные компании" лондонского Сити.

Торговая и колониальная экспансия Англии. Несмотря на свое удобное островное положение, Англия не была в числе лидеров в начале эпохи Великих географических открытий. Правда, еще в 1496 г. итальянцы Джованни и Себастьяно Каботто (Кабот) предложили Генриху VII исследовать в интересах английской короны неизвестные земли в "западных, восточных и северных морях". Целью их поисков был северо-западный или северо-восточный путь в Индию. В 1496/97 гг. они обследовали побережье Северной Америки и район Ньюфаундленда, открыв для Англии богатейшие рыбные промыслы.

Экспедиция в северо-восточном направлении была предпринята только в 1553 г. под предводительством Ф. Уиллогби и Р. Ченслера. Они и снарядившие корабли пайщики надеялись добраться по морям и Ледовитому океану в Индию и Китай, а потому запаслись письмами к "великому китайскому хану" и другим неведомым восточным владыкам. Однако, обогнув Скандинавию, английские корабли замерзли во льдах недалеко от устья Северной Двины в районе Холмогор. Оттуда Р. Ченслер добрался до Москвы и был представлен Ивану IV, после чего между Англией и Московией установились активные дипломатические и торговые отношения. Получив от Ивана Грозного привилегии на русском рынке, Московская компания основала свои фактории в Холмогорах, Ярославле, Вологде, Устюге, Пскове и Новгороде.

Другим направлением английской торговой экспансии был Новый Свет. В 40—60-е годы XVI в. купечество Дорсета, Девоншира и Корнуолла вело взаимовыгодную торговлю с населением испанских колоний, поставляя им английские товары и африканских рабов. Однако с середины 60-х годов власти Вест-Индии, охраняя испанскую монополию на торговлю с Америкой, ужесточили меры против сношений колонистов с "контрабандистами" и "еретиками", к которым относили англичан. Их корабли и товары конфисковывались, а членов команд безжалостно вешали на реях. В ответ в 1572 г. английский капитан Ф. Дрейк совершил рейд в Карибское море и захватил несколько испанских кораблей с богатой добычей, навсегда получив от испанцев прозвище "Дракон". На океанских просторах развернулась необъявленная война между англичанами и испанцами. Целью англичан стала охота за "золотыми" и "серебряными" флотами, перевозившими драгоценные металлы в Европу, и грабеж прибрежных городов в Вест-Индии. Их рейды носили полупиратский-полукоммерческий характер и были прибыльным делом: в них охотно вкладывали средства дворяне приморских графств, купечество, даже члены Тайного Совета и сама государыня, хотя официальный Лондон никогда не признавал своего участия в этих предприятиях.

Елизаветинские "морские волки" были не только пиратами, но и первооткрывателями. В 1576—1578 гг. М. Фробишер и X. Гилберт исследовали Гренландию. У. Рэли в 1595 г. исследовал бассейн реки Ориноко в Южной Америке, назвав эти земли Гвианой.

В 70—80-е годы англичане предприняли несколько попыток основать собственные колонии в Северной Америке. Усилиями X. Гилберта и У. Рэли возникли первые поселения на о. Роанок и в Виргинии (1585), названной так в честь королевы-девственницы Елизаветы I, однако они просуществовали недолго. Первой постоянной колонией англичан стал Джорджтаун в Новой Англии (1607).

Культура Англии во времена правления Тюдоров развивается, заимствуя лучшие общеевропейские ренессансные традиции.

Параллельно с процессом государственной консолидации шло складывание единого литературного английского языка и формирование национальной культуры, которая, тем не менее, была открыта общеевропейским веяниям, получавшим на английской почве своеобразное преломление.

Важную роль в становлении новой ренессансной культуры сыграли университеты, и в первую очередь — Оксфордский, ставший колыбелью английского гуманизма. Здесь сложился круг высокообразованных интеллектуалов, испытавших влияние итальянского гуманизма и исповедовавших идеи неоплатонизма. В него входили Т. Линэкр, У. Гросин, У. Лили — знатоки латыни и греческого и горячие сторонники введения классического образования в школах и университетах, а также Джон Колет — видный теолог и теоретик педагогики. В Колете видят как предтечу английской Реформации, так и одного из первых английских гуманистов. Критикуя современную ему церковь с моральных позиций, он ратовал за ее обновление через нравственное совершенствование клира и верующих, делая акцент на постижении духа Священного писания, а не на формальном следовании церковной дисциплине. В то же время Колет чрезвычайно высоко оценивал способности человека, свободная воля которого должна направлять его к высоким духовным идеалам, помогая приобщиться к божественной истине. Во имя воспитания такого человека он призывал к реформе образования, которое, по его мнению, должно основываться не на изучении авторитетов средневековой схоластики, а на философии Платона и Аристотеля, античных авторах, классических языках, а также на фундаменте естественнонаучных и прикладных знаний.

Полноправным членом оксфордского кружка, этой, по его определению, "республики ученых", был Эразм Роттердамский, посещавший лекции Колета и признававший, что именно в Англии начала формироваться его "философия Христа". Учеником Колета был и выдающийся английский гуманист Томас Мор. Специфика английского гуманизма на этом этапе заключалась в том, что наряду с антропоцентризмом, верой в достоинство и одаренность человека, ему были присущи большое внимание к теологическим вопросам и сильное влияние традиционной христианской этики, что роднило его с так называемым "северным", или "христианским" гуманизмом.

Крупнейшим английским мыслителем первой половины XVI в. был Томас Мор (1478—1535). Как и у старшего поколения оксфордцев, его этическая доктрина основывалась на понятии "христианской добродетели", наполненном, однако, новым, гуманистическим содержанием. Мор полагал, что добродетель и любовь требуют активной гражданской позиции и служения обществу, а не ухода в созерцательное бездействие. Его карьера была воплощением этого этического идеала: юрист по образованию, Мор был активным политиком, избирался в парламент и стал канцлером при Генрихе VIII, пытаясь на всех этих постах облегчить жизнь малоимущих и незащищенных. В то же время его мировоззрению были свойственны эпикурейские мотивы и прославление земных радостей.

Главным произведением Томаса Мора стала "Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия" (1516), положившая начало целому направлению в ренессансной общественной мысли и литературному жанру, именуемому "утопией". В этой книге устами путешественника Рафаила Гитлодея автор подвергает резкой критике социальные порядки и беззаконие, существующие в современной ему Англии, а затем рисует картину идеального общественного устройства. По его мнению, государство, основываясь на частной собственности, представляет собой "заговор богатых" и служит лишь их интересам, Собственность порождает неравенство и отвращает людей от христианской любви. Поэтому в его Утопии она упразднена, все владеют "всеми вещами сообща", каждый обязан трудиться, но труд не обременителен, и у утопийцев остается достаточно времени на занятие науками, искусствами и на развлечения. Утопийцы умеренны в потреблении, однако на острове нет уравнительности — распределение ведется в соответствии с заслугами перед обществом. Политическое устройство Утопии базируется на принципе выборности, высшие должности занимают лишь люди безупречных моральных качеств и обладающие способностями к управлению. Конфессиональные вопросы решаются на основе веротерпимости.

"Утопия" Томаса Мора отражала высокий уровень ренессансной общественной мысли, пытавшейся, синтезировав античные политические теории и современный опыт, осмыслить природу государства, его институтов, функции религии и создать модель идеального общественного устройства.

Распространению в Англии культуры Возрождения способствовал двор первых Тюдоров, выступавших покровителями литературы и искусства. При Генрихе VII и Генрихе VIII в Англию были приглашены итальянские художники, скульпторы и архитекторы, ведущим среди которых был Пьетро Торриджано, выполнивший надгробие Генриха VII в Вестминстерском аббатстве. Широкомасштабное строительство развернулось при Генрихе VIII, которому принадлежал самый крупный дворцовый комплекс Европы — Уайтхолл, а также резиденции Ричмонд, Хэмптон-Корт, Виндзор и другие, всего — 55. Тем не менее, несмотря на проникновение ренессансных черт в английскую архитектуру первой половины XVI в., она сохраняла прочную связь с традициями местной "перпендикулярной готики". Среди лучших образцов этого стиля — законченная при Генрихе VIII капелла Королевского колледжа в Кембридже и капелла Св. Георгия в Виндзоре.

Английская живопись также сохраняла множество средневековых черт, но в ней усилился интерес к светским сюжетам и портрету, в особенности после Реформации, когда церковь утратила роль основного заказчика произведений изобразительного искусства. Огромное влияние на становление английской школы портретной живописи оказал Ганс Гольбейн Младший, получивший в 1536 г. должность придворного художника Генриха VIII и оставивший замечательную галерею портретов короля, английских придворных и государственных деятелей.

При дворе Генриха VIII, который Эразм Роттердамский окрестил "храмом муз", процветали литература и искусства. В поэзии под влиянием Петрарки стал популярен сонет, адаптированный к строю английского языка Т. Уайаттом и Г. Ховардом, графом Сарри.

Ведущими композиторами того времени были музыканты Дж. Тэвернер и Т. Таллис. К ним причисляют и Генриха VIII, большого ценителя музыки и, возможно, автора нескольких популярных баллад и мадригалов. Любимым развлечением при дворе были театральные представления: любительские пьесы-"маски", аллегорические или морально-дидактические, а также представления, восходящие к традициям народного театра — игры о Робин Гуде, майские забавы с переодеваниями и т.д. Неотъемлемой частью придворной культуры были театрализованные рыцарские турниры, осады бутафорских замков, потешные сражения кавалеров и дам, в которых обыгрывалась идея рыцарской преданности дворянства своему монарху и процветания Англии под его властью.

Подлинного расцвета литература и искусства в Англии достигли во второй половине XVI в., которую нередко называют "золотым елизаветинским веком". Этому способствовали как экономические успехи, так и рост патриотических настроений в Англии, связанных с ее утверждением в качестве великой морской державы и лидера протестантского мира.

Видным поэтом и теоретиком литературы этого времени был Филипп Сидни, прославившийся своими сонетами. Он творил и в жанре пасторали, поэма Сидни "Майская королева" сделала это направление популярным в Англии. В трактате "Защита поэзии", полемизируя с пуританами, выступавшими с нападками на "легкомысленную" литературу и "развращающее" искусство, Сидни обосновывал высокое предназначение поэзии и ее роль в воспитании гармоничного и нравственно совершенного человека, утверждая, что она для этого более пригодна, чем назидательная философия или история.

Подчинение поэзии и искусства этическим задачам, прославление гражданских ценностей характерно для творчества другого выдающегося поэта-елизаветинца Эдмунда Спенсера, автора сонетов и поэм "Пастушеский календарь" и "Королева фей". В последней Спенсер создал яркий образ идеальной державы (аллегория Англии), где благородные рыцари совершают подвиги во имя справедливости и добродетели. Поэма была посвящена Елизавете I, угадывавшейся в облике "королевы фей". В жанрах сонета и пасторали работали многие выдающиеся поэты того времени — У. Рэли, К. Марло, У. Шекспир и другие, чьи эксперименты с рифмами, ритмическим строем и словотворчество чрезвычайно обогатили литературный английский язык.

Проза второй половины XVI в. представлена обширной литературой, посвященной путешествиям и географическим открытиям. Важнейшую роль в становлении национального самосознания сыграл труд Р. Хаклюйта "Основные плавания, путешествия и открытия английской нации", в котором он собрал многочисленные отчеты мореплавателей и путешественников. В жанре новеллы были популярны реалистические произведения Т. Делони, адресованные бюргерской среде и прославлявшие честный труд и благонравие английских йоменов, ремесленников и суконщиков, достигших успеха и материального благополучия. С другой стороны, сатирические новеллы и плутовской роман (в частности, "Злополучный скиталец" Т. Нэша) высмеивали ханжество и идеалы унылой пуританской добропорядочности.

Большой популярностью у читателей пользовались также исторические произведения: "Хроники Англии, Шотландии и Ирландии" Р. Холиншеда, труды У. Кемдена — самого выдающегося историографа елизаветинской поры, основателя научного кружка "антиквариев" — собирателей старинных документов и древностей; "Хроника Лондона и Вестминстера" Дж. Стау, посвященная истории английской столицы.

Однако ведущей среди литературных жанров, безусловно, была драма. В елизаветинскую эпоху завершается становление публичного профессионального театра, актерские труппы обзаводятся собственными помещениями, такими, как "Театр", "Куртина", "Глобус", "Лебедь" в Лондоне и др. Для них писала целая плеяда талантливых драматургов — Р. Грин, Т. Кид, К. Марло, У. Шекспир, Б. Джонсон.

Одним из крупнейших драматургов XVI в. был Кристофер Марло, обратившийся в своих трагедиях "Тамерлан Великий", "Трагическая история доктора Фауста", "Мальтийский еврей" к актуальным морально-этическим проблемам. Он создал галерею образов титанических личностей, в своем безудержном стремлении к власти, славе и богатству стряхнувших с себя оковы христианской морали, что, в конце концов, приводит к гибели самих героев. Эти образы вызывали у зрителя одновременно восхищение и ужас.

Проблема личности и пределов ее свободы волновала и гениального английского драматурга Уильяма Шекспира (1564—1616), творческое наследие которого чрезвычайно разнообразно. Его перу принадлежат лирические комедии ("Комедия ошибок", "Сон" в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Виндзорские проказницы"), исторические хроники ("Генрих IV", "Генрих V", "Ричард II", "Ричард III"), в которых он выступает адвокатом сильной, но законной и справедливой королевской власти — выразительницы национальных интересов в противовес корыстным и честолюбивым устремлениям магнатов; философские драмы ("Гамлет", "Отелло", "Король Лир" и др.). Его пьесы — это глубокое размышление о сущности человеческой натуры, о природе добра и зла в мире.

Взгляды Шекспира на человека лишены радостного оптимизма, свойственного раннему гуманизму, его мироощущение окрашено в более трагические тона: вместе с Гамлетом он мучительно размышляет над тем, является ли человек "венцом природы", "красой вселенной" или "квинтэссенцией праха", и эти сомнения отражают кризис ренессансного сознания. Истоки трагедий своих персонажей Шекспир видел не во внешних обстоятельствах, а во внутренних противоречиях и слабостях человеческой души, которые позволяют страстям одержать верх над разумом. Обуздание страстей — гарантия внутренней гармонии и счастья. В своих последних пьесах — "Зимняя сказка" и "Буря" Шекспир снова возвращается к идее прекрасного человека, царящего над природой и наделенного огромными знаниями и безграничными возможностями, однако с грустью признает утопичность подобного образа, придавая этим произведениям форму волшебной сказки.

Не меньшей популярностью, чем Шекспир, пользовался у современников Бен Джонсон, автор бытовых реалистических комедий ("Алхимик", "Варфоломеевская ярмарка", "Каждый в своем нраве"), в которых он воссоздал яркую картину современных нравов. Джонсона считают основоположником английской морализирующей литературы.

Вторая половина XVI — начало XVII в. отмечены в Англии успехами естественных наук. Врач У. Гарвей открыл большой круг кровообращения, У. Гилберт исследовал явления магнетизма и электричества, астроном и математик Т. Хэриот обнаружил пятна на Солнце, Д. Нэпер разработал систему логарифмов.

Прогресс опытного знания и представление о единых законах, по которым развиваются и природа, и человеческое общество, отразились в новых философских теориях, в которых отдельная человеческая личность перестает быть главным объектом интереса и занимает место лишь одного из компонентов во "всеобщей цепи мироздания". Эта тенденция ярко отразилась в творчестве крупнейшего ученого-естествоиспытателя, философа, политика и писателя Фрэнсиса Бэкона (1561—1626). Профессиональный юрист, он сделал удачную карьеру в правление Якова I, став лордом-канцлером королевства. Свои размышления об обществе, морали, политике и религии он облек в форму литературно-философских эссе — "Опыты и наставления нравственные и политические" (1597). Его этические воззрения основывались на традиционных идеалах гуманистического индивидуализма, вере в человека и его способность быть "хозяином своей судьбы". Однако наряду с этикой Бэкона все больше интересовала социально-политическая проблематика: функции государства и роль различных сословий в нем, религия, экономика.

Социологические взгляды английского мыслителя были тесно связаны с его представлением о месте науки в жизни общества, которая должна была способствовать преобразованию мира и подчинению его власти человека. В утопическом романе Бэкона "Новая Атлантида" всеобщая гармония и благополучие основываются не на социальных преобразованиях, а на достижениях научно-технического прогресса. Его идеальным обществом руководит "Дом Соломона" — лаборатория новых открытий и храм знаний. Описывая чудесные изобретения, Бэкон предсказал многие открытия далекого будущего: использование солнечной энергии, селекцию, консервацию органов для лечения людей, летательные аппараты и т.д.

Ф. Бэкон разработал новую теорию научного познания: в отличие от дедукции, на которой основывалась философия античности и средних веков, он выдвинул идею индуктивного эмпирического метода, предполагавшего движения от частного к общему, от наблюдений к эксперименту, затем рациональному анализу и научным обобщениям. Учение Бэкона об эмпирическом методе оказало огромное влияние на европейскую философию эпохи Просвещения.

"Век Елизаветы" был отмечен расцветом декоративно-прикладных искусств. В английской живописи по-прежнему доминировал портрет. Самым выдающимся из портретистов был художник-миниатюрист Н. Хиллиард. Его миниатюры, полные аллегорий и символизма, создали идеализированный образ королевы Елизаветы I, многократно тиражировавшийся другими художниками.

На рубеже XVI—XVII вв. у Хиллиарда принял эстафету его ученик Исаак Оливер, умело использовавший светотень и предпочитавший пейзажный фон. Его портреты отличались большим реализмом, чем у Хиллиарда. В начале XVII в. наряду с искусством миниатюры усилиями приглашенных ко двору Стюартов Рубенса и Ван Дейка совершенствуются парадный портрет и аллегорическая живопись на мифологические сюжеты.

В архитектуре первой половины XVII в. утверждается классицизм. Наиболее выдающимся английским архитектором, работавшим в этом стиле, был Иниго Джонс.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных