Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Модуль 1. Теоретико-методологические подходы к изучению личности в контексте её жизненного пути




Введение

В последнее время в психологии всё более заметной становится тенденция смещения акцента с познавательной парадигмы на экзистенциальную. Подчёркивается необходимость развития и активно развивается особая отрасль психологической науки – психология человеческого бытия. Отмечается актуальность исследований, относящихся к данной проблематике, тем более в современных условиях, требующих от человека активности, направленной на построение им собственной индивидуальной жизни в соответствии со своими целями, ценностями, смыслами [12; 13].

Складывающаяся таким образом ситуация в социальной практике и науке выдвигает в качестве одной из насущных задачу психологического исследования целостного жизненного пути личности. Сегодня данная область исследований является одним из наиболее динамично развивающихся направлений современной психологии.

Нельзя сказать, что эти проблемы обойдены вниманием исследователей: личность в контексте её индивидуальной жизни – сегодня предмет активного интереса разных школ и направлений научной и практической психологии. Однако это обстоятельство лишь подтверждает необходимость четкого определения теоретических оснований интересующего предмета.

Забегая вперёд, можно сказать, что большинство существующих сегодня подходов к изучению личности в контексте её жизненного пути представляют собой не альтернативы друг другу, а скорее дополняют друг друга, расставляя разные акценты и предлагая разные методы. Однако это не снимает необходимости их систематизации и самоопределения в пространстве исследований.

Поэтому в предлагаемом пособии решается задача освещения методологических, теоретических и методических основ психологии жизненного пути личности.

В нём рассматривается сущность основных теоретико-методологических подходов к изучению жизненного пути личности и изучению личности в контексте её жизненного пути. Обсуждаются возможности и ограничения каждого из них, приводится описание методов и конкретных методик исследования и диагностики жизненного пути личности, анализируются их достоинства и недостатки.

Неоднозначность теоретико-методологических основ изучения жизненного пути личности в современной психологии, междисциплинарный характер его проблематики осложняют задачу освоения этой информации тем, кто впервые обращается к ней. Данное учебное пособие поэтому может быть весьма полезно в решении этой задачи в профессиональной подготовке психологов.

 

Общие положения

Самостоятельный статус психологии жизненного пути конституируется её собственным предметом, который составляют психологические феномены, механизмы и закономерности построения личностью собственной жизни. Среди многочисленных феноменов, входящих в круг изучения психологии жизненного пути, наибольший теоретический и практический интерес представляют особые психические структуры личности, которые называют психобиографическими образованиями. Психобиографические образования личности – это психические феномены, в которых отражается и посредством которых регулируется реальный жизненный путь[28]. Это жизненная перспектива, жизненные планы и программы, жизненные цели и задачи, психологическое время и психологический возраст личности, субъективная картина жизненного пути, жизненная мудрость, смысл жизни. Закономерности возникновения, развития и преобразования, а также механизмы функционирования психобиографических образований личности составляют предметное поле психологии жизненного пути. С этой точки зрения психология жизненного пути – это психология личности как субъекта жизни, то есть творца собственной судьбы [28]. Жизненный путь личности является предметом не только психологического исследования. Он является объектом междисциплинарного познания, в структуре которого находит свой предмет психология жизненного пути. Взаимодействие личности с собственной жизнью, психические структуры и процессы, опосредствующие это взаимодействие – это психологический аспект многоаспектной проблемы жизненного пути. На современном этапе развития перед психологией жизненного пути личности стоит ряд научных и практических задач. К научным задачам психологии жизненного пути личности можно отнести

1. описание и объяснение психологических закономерностей, механизмов, феноменов, обеспечивающих построение личностью индивидуального жизненного пути, а также

2. прогнозирование развития личности в качестве субъекта жизни.

Практические задачи включают

1. психологическую диагностику, развитие и коррекцию психобиографических образований личности как субъекта жизни,

2.профилактику и предупреждение психобиографических кризисов

3.просвещение в области психологических проблем человеческой жизни.

 

Исходя из вышесказанного, цель и задачи спецкурса «П сихология жизненного пути личности», для изучения которого предлагается данное пособие, могут быть определены следующим образом.

Цель спецкурса: на основании анализа отечественных и зарубежных психологических исследований сформировать представление о сущности жизненного пути личности, факторах, его обусловливающих, закономерностях его построения.

Задачи спецкурса: ознакомить с основными подходами, проблематикой и направлениями исследования жизненного пути личности; проанализировать основные понятия, используемые в исследованиях жизненного пути; ознакомить с основными методами и методиками исследования жизненного пути, а также с методами и приёмами психологической диагностики и психологической помощи, используемыми в практической психологической работе, связанной с проблемами осмысления, осознания, планирования жизненного пути, коррекции жизненных программ, субъективной картины жизненного пути в целом.

Модуль 1. Теоретико-методологические подходы к изучению личности в контексте её жизненного пути

Комплексная цель модуля: Ознакомить с основными подходами к исследованию жизненного пути личности в отечественной и зарубежной психологии; на основе изучения этого материала развивать умение анализировать, сопоставлять научные подходы, использовать определённые концептуальные основания в собственном исследовании и практической психологической работе.

 

Содержание модуля

 

История исследования личности в контексте её жизненного пути связана, как известно, с именами П. Жане, Ш. Бюллер, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, К.А. Абульхановой-Славской. Их идеи находят своих сторонников и развиваются. Одновременно с этим новые перспективы для изучения данной проблемы открываются на основе и других теоретико-методологических идей. Среди них прежде всего привлекает внимание экзистенциальный подход, возможности и ограничения которого сегодня нередко становятся предметом обсуждения.

Ключевое понятие экзистенциальной психологии – понятие существования, «экзистенции». Главное в этом понятии – это идея отсутствия предзаданности человеческой жизни, поэтому основной проблемой экзистенциально-психологических исследований является проблема человека как строителя собственной жизни во всех ее проявлениях. Основное движущее противоречие развития личности, с точки зрения экзистенциальной психологии, есть противоречие между наличными жизненными обстоятельствами и долженствованием, которое исходит от индивидуального смысла жизни. Претворяя смысл жизни в реальность, человек становится тем, кем он может стать. Выбор же смысла жизни – есть выбор человеком своей человеческой сущности[28].

Особое место отводится проблеме интенциональности – источнику человеческой мотивации, совокупности движущих побудительных причин жизненных выборов. Экзистенциальные психологи отвергают схему каузальной (причинно-следственной) детерминации человеческого существования, в то время как во многих других теоретико-методологических подходах данная схема рассматривается как самая главная. Вместо каузального объяснения человеческих поступков они предлагают телеологическое или интенциональное объяснение. Это означает, что человеческие поступки и выборы продиктованы ценностями, смыслами и целями, которые человек стремится осуществить. Поэтому экзистенциальные психологи говорят: «Вещи детерминируют друг друга. Человек определяет себя сам». Человек может изменить своему призванию, но тогда он станет на путь нездорового развития. Экзистенциальные неврозы – это общее наименование для всех форм патологического развития личности в области экзистенциальных отношений. Напротив, залогом здоровья личности является следование своему призванию, «аутентичное существование» человека. Понятие аутентичности, означающее цельность человека и верность самому себе, наиболее детально разработано в экзистенциально-аналитической психологии Дж. Бьюдженталя [17].

Можно согласиться с Л.С.Карпинским [28], который отмечает, что своеобразным методологическим лозунгом экзистенциальной психологии можно считать провозглашенный Ж.-П. Сартром тезис: «Существование предшествует сущности». Существование предполагает процесс, а сущность - его конечный продукт. Это не означает, что условия жизни формируют или коверкают человеческую личность. Наоборот, это означает, что личность создает и ломает обстоятельства жизни и в процессе изменения этих обстоятельств меняется сама. В российской психологии подобные взгляды развивал С. Л. Рубинштейн: «Нахождение в ситуации, – писал он, – предполагает расчленение этой ситуации, выделение в ней условий, соотнесенных с встающими перед человеком требованиями, задачами, выходящими за пределы ситуации. Здесь обнаруживается диалектика обстоятельств (условий), обусловливающих действия человека, и действий, изменяющих обстоятельства. Самое же действие, изменяющее наличное бытие, объективную ситуацию, в то же самое время, как уже говорилось, изменяет, реализует что-то новое в самом человеке, что становится в нем именно этим действием в этой ситуации» [46, с. 345].

В экзистенциальной психологии утверждается индетерминизм жизненного пути личности – его относительная неподверженность биологическим и социальным детерминантам. Соответственно, личность признается свободной и ответственной за то, что она сделает с собой и в какое русло повернет свою жизнь. Считается, что психологические свойства человека формуются и шлифуются избранным образом жизни. В этом смысле психология конкретной личности строится посредством ответственных жизненных выборов. Такая радикальная методологическая позиция является не вполне правомерной, поскольку, во-первых, существуют определенные ограничения свободной воли человека, а во-вторых, выборы человека обусловлены широким спектром факторов. Эту поправку экзистенциальные психологи безоговорочно принимают, и тогда проблема свободы и ответственности человека оборачивается в дилемму «свобода – судьба». И снова напрашиваются методологические параллели между позицией экзистенциальных психологов и позицией С. Л. Рубинштейна: «Свобода понимается не как свобода от всего, недетерминированность вообще, а как свобода по отношению к конкретным условиям, наличному бытию, данной ситуации» [46, с. 345].

Экзистенциальная психология за годы своего существования не предложила собственного метода экспериментальных исследований. По этой причине экзистенциальную психологию иногда относят к «экспириентальным» (от английского слова «experience» – опыт) направлениям психологии. Экзистенциальные психологи в методическом плане больше доверяют интуиции, эмпатии и глубокому межличностному пониманию, нежели формализованному эксперименту. Опыт межличностного постижения для них – источник самой надежной и валидной информации о человеке. За это экзистенциальную психологию упрекают в недостаточной научной строгости и низкой степени академизма. Но, как полагают сами экзистенциальные психологи, академическая психология с ее экспериментальными схемами «убивает» человеческое в человеке, умерщвляет человеческий дух, дегуманизирует людей. Поэтому при решении сугубо человеческих проблем – веры, личной религии, смысла жизни – экзистенциалисты тщательно избегают экспериментальных методов. Кроме того, они убеждены в том, что статистические модели, которыми изобилует современная академическая психология, заметно усредняют личность человека, в то время как он – неповторимая уникальность. В экзистенциально-психологических работах не менее широко культивируются качественные методы идеографического анализа – биографический нарратив, контент-анализ личных документов, толкование сновидений и свободных ассоциаций и др. В этой связи работы экзистенциальных психологов славятся яркими феноменологическими описаниями явлений душевной жизни. Однако основные труды по экзистенциальной психологии написаны в стиле философских трактатов и содержат в основном результаты теоретического анализа. Поэтому проблема метода для экзистенциального психолога остро не стоит. В практике экзистенциальной психотерапии также возникает потребность в получении эмпирических сведений, но здесь психотерапевты ограничиваются клинической беседой и сбором психологического анамнеза о личности пациента.

Иногда экзистенциальную психологию приравнивают к феноменологическому подходу в психологии. Существует даже официальное название «экзистенциально-феноменологический подход». По мнению некоторых современных исследователей[ ], такая позиция является не совсем правомерной, поскольку экзистенциальная психология и феноменологическая психология представляют собой самостоятельные течения. Феноменологическая психология занимается реконструкцией внутренних переживаний человека, воссозданием структуры и динамики субъективного опыта. С точки зрения феноменологической психологии, психическому отражению присуще не столько свойство объективности, сколько субъективизм. Один из главных идеологов феноменологической психологии Амадео Джиорджи утверждает, что человек – существо субъективное, которое доверяет больше своим внутренним переживаниям, чем объективной информации, что он живет скорее своими впечатлениями об окружении, чем теми сигналами, которые оно ему посылает [по 28 ]. Это связано с тем, что индивид реагирует на ситуацию, исходя не из ее объективных условий, а из субъективных представлений о ней.

Феноменологический подход проник в современные концепции и теории из разных отраслей психологии. Например, в области изучения жизненных событий популярность завоевало высказывание Эпикура: «Важны не сами события, а то, что мы думаем о них». Данный афоризм нашел воплощение в понятиях «когнитивной ситуации», «воспринимаемой ситуации», «субъективной ситуации». Вполне естественно, что некоторые экзистенциальные психологи оказываются под влиянием феноменологического подхода. Это, в частности, проявляется в использовании методов феноменологического анализа субъективных переживаний человека. Но использование феноменологического метода еще не делает экзистенциальную психологию феноменологической психологией. Как пишет Д. А. Леонтьев: «Экзистенциальная психология перекликается с феноменологической психологией, однако не совпадает с ней, несмотря на оправданность в ряде случаев понятия «экзистенциально– феноменологическая психология». Сущность феноменологического подхода заключается в анализе непосредственных переживаний в их максимальной конкретности и полноте и стремлении избежать сведения реальности переживания к теоретическим, категориальным и интерпретативным схемам. Это подход к постижению субъективной реальности, в то время как экзистенциальная психология охватывает более широкий контекст реальных, практических взаимоотношений субъекта с миром, то есть онтологический, а не только феноменологический анализ» [35, с.4 ]

Вместе с тем, о близости этих подходов говорит, в частности, история развития этих двух научных направлений. Так, к феноменологическим методам (метод дескрипции переживаний субъекта и др.), как известно, обращались экзистенциалисты Хайдеггер, Сартр. К ним обращаются и многие современные экзистенциальные психологи, психотерапевты, психиатры.

Как уже подчёркивалось, каждый из этих подходов расставляет свои акценты в исследовании и имеет свою содержательную специфику.Однако экзистенциальный и феноменологический подход ни в коей мере не противопоставляются друг другу. Феноменологический анализ дополняет экзистенциально-психологический. Последний же, как справедливо подчёркивает Д.А.Леонтьев, становится особенно необходимым тогда, когда надо понять то происходящее в жизни человека, что невыводимо полностью из внешних условий и известных психологии личностных структур (характера, установок, темперамента и т.д.). Тогда важно расширить контекст рассмотрения конкретных человеческих проблем до анализа «вечных» вопросов человеческого существования. Речь идёт о кризисных жизненных ситуациях – угрожающих личности или выводящих её на новый уровень существования [35]. Таким образом, для Д.А. Леонтьева экзистенциальный подход к изучению человека и его жизни – это онтологический подход, более всего необходимый при анализе личности в особых жизненных ситуациях, и он не исключает, а предполагает феноменологический подход.

Несколько другой акцент в сущности экзистенциального подхода подчёркивает В.В. Знаков. Справедливо отмечая, что под флагом экзистенциальной психологии объединились сегодня самые разнообразные и неоднородные концепции, он подчёркивает, что в основе этого подхода лежит представление о базисном конфликте субъекта с глобальными жизненными факторами. Экзистенциальная психология изучает человека, противостоящего враждебному миру и «остающегося один на один с неизбежными жизненными противоречиями – добром и злом, своими желаниями и социальными ограничениями, наконец, жизнью и смертью» [25, с. 15]. С точки зрения В.В. Знакова, экзистенциальная психология удовлетворяется констатирующим описанием особенностей наличного бытия человека. Но важно понять не только то, как отражает человек свою жизнь, но и то, как осуществляет её, будучи активно познающим, действующим и преобразующим мир субъектом. По мнению В.В. Знакова, такой подход к изучению личности в контексте её жизни возник в отечественной психологии в конце XX века, он имеет субъектно-деятельностные основания и может быть назван психологией человеческого бытия [25]. Таким образом, В.В. Знаков, как и С.Л. Рубинштейн в своё время, призывает преодолеть созерцательный подход к личности и её жизни, присущий, с его точки зрения, в большой степени экзистенциальному подходу, и сделать акцент на деятельной, динамической сущности личности. С точки зрения В. В. Знакова, психология человеческого бытия – это самостоятельная отрасль психологической науки, которая занимается традиционными проблемами экзистенциальной психологии, но с позиций системно-деятельностного и субъектного подхода. Последние зародились и преимущественно развивались в отечественной психологии. Проблематику психологии человеческого бытия составляют следующие проблемы: психология смысла жизни и бессмысленности, психология смерти и умирания, психология свободы и ответственности, психология любви и одиночества и др. Сущность субъектного подхода состоит в том, чтобы анализировать личность как субъекта собственного жизненного пути. Личность как субъект жизни является носителем особой формы активности, направленной на созидание индивидуального жизненного пути. Именно посредством этой активности разрозненные виды деятельности связываются в системное единство человеческой жизни. Все виды психического отражения жизненного пути рассматриваются как порождаемые в процессе реального взаимодействия личности и обстоятельств жизни.

Д.А. Леонтьев, и В.В. Знаков единодушны в том, что обсуждаемые подходы взаимодополняют друг друга. В сочетании с другими существующими подходами они позволяют шире и глубже изучать личность и её жизнь.

В практике психологической помощи эти ориентиры часто выступают как специфические установки практического психолога или психотерапевта и могут уживаться в пределах одного и того же подхода (например, в гештальттерапии).

Несколько иной акцент в изучении личности в контексте её жизни делает рефлексивно-гуманистическая психология сотворчества (С.Ю. Степанов, Е.П. Варламова, 2001). Она опирается на идеи Ш. Бюлер и созвучна экзистенциально-гуманистическому подходу. Авторы называют своё направление рефлексивной судьбологией. Судьба понимается ими как «целостное самоосуществление творческой уникальности человека его собственными усилиями – рефлексивными и творческими»[19,20]. Для описания творческой уникальности человека в контексте его целостной судьбы выделяются четыре структурных уровня (событийность – события, обстоятельства, поступки, деятельность человека; чувственность – эмоциональное сопровождение; потенциал – жизненные ресурсы; миссия – ценности, смыслы, духовный опыт) и две динамические характеристики (рефлексивные и творческие усилия). Практическая миссия рефлексивной судьбологии видится авторам в том, чтобы помочь каждому человеку создавать и реализовывать целостность своей творческой уникальности. Для решения этой задачи предлагаются оригинальные методики и методические приёмы, составляющие то, что называется рефлепрактикой [20].

Личность в контексте её жизненного пути предлагается изучать и с позиции традиционного для социальной психологии ролевого подхода. При определении его концептуальных оснований используются и обсуждаются понятия: жизненные роли, ролевое переживание и потребность в нём, репертуар жизненных ролей, ролевая психотерапия, ролевые девиации, ролевой инфантилизм, ролевой конфликт, ролевой дефицит и др. [21]. И хотя это, скорее, только проект, он представляется весьма перспективным.

Наиболее разработанным из существующих сегодня в концептуальном, методическом и эмпирическом плане можно считать подход, возглавляемый Е.И. Головахой и А.А. Кроником. Основная его идея состоит в том, что личность может быть описана на языке её жизненных событий и их взаимосвязей. Она должна изучаться в ракурсе целостной временной организации её жизненного пути. Для этой цели предложена достаточно хорошо известная в отечественной психологии причинно-целевая концепция психологического времени, разработанная этими авторами, и основанный на ней метод каузометрического психолого-биографического анализа. Используемые в рамках этого подхода многочисленные, разнообразные и оригинальные методики применимы для решения как исследовательских задач, так и задач практической психологической работы. Главный предмет анализа – субъективная картина жизненного пути личности. В целом, данный подход может быть обозначен как событийный и, по определению его авторов, восходит к идеям И. Канта [31, 32, 33].

Признавая несомненную плодотворность данного подхода, нельзя однако не согласиться с высказываемыми замечаниями о том, что топографическое описание событий индивидуальной жизни, к которому нередко сводятся некоторые методические процедуры, не позволяет понять собственно психологические механизмы её построения. Жизненный путь – это деятельность личности по осмыслению окружающего мира и своего места в нём. Это постоянное жизненное самоопределение, которое должно пониматься не как выбор из заданных альтернатив, а как осмысленное построение своего уникального жизненного пути. Целостность и единство личности и её жизни достигаются прежде всего на основе её ценностно-смыслового самоопределения.

Иные традиции изучения жизненного пути личности сложились в зарубежной психологии, в которой чаще, чем в отечественной психологии, для обозначения жизненного пути личности используется понятие судьба. Наиболее популярен из известных подходов к изучению индивидуальной жизни человека – сценарный подход, разработанный Э. Берном и уходящий своими корнями в глубинную психологию. Главная проблема, решаемая зарубежными исследователями, начиная с Ш. Бюллер – это проблема объективно-субъективной предопределённости судьбы. Используется понятие навязанной судьбы. Факторы объективной предопределённости называются разные: Э. Берн, как известно, большое значение придаёт причинам, имеющим истоки в раннем детстве; Л. Зонди анализирует значение наследственности, окружающей среды (прежде всего социальной), подчеркивает значение стремления человека к свободе.

В 70-е годы возникла и продолжает развиваться научная школа (основателем которой является А. Менегетти), называемая онтопсихологией. Это научное направление, предметом которого провозглашается человек и его подлинное бытие. Она базируется на концепциях Э. Гуссерля и М. Хайдеггера, представляя собой синтез психоанализа З. Фрейда и А. Адлера, аналитической психологии К. Юнга и гуманистической психологии А. Маслоу, Р. Мэя и К. Роджерса. Онтопсихология как система научных представлений и практической психотерапевтической работы может быть названа гуманистическим психоанализом, реализующим экзистенциальные и феноменологические установки.

Весьма разнообразную картину представляет собой отечественная психологическая практика, связанная с проблемами осознания, осмысления и планирования человеком своего жизненного пути. Многие её направления соотносятся с охарактеризованными выше подходами. И это, в частности, уже названная выше рефлепрактика, предложенная авторами рефлексивно-гуманистической психологии сотворчества [19, 20], многочисленные и разнообразные методические процедуры каузометрического биографического анализа, предложенные А. А. Кроником и Е.И. Головахой и развиваемые последователями и сторонниками их идей. Последние используются в практике профилактической работы с детьми и взрослыми в психогигиенической консультации в качестве приёмов биографического тренинга и обозначаются как психолого-биографический подход в практике психологической помощи [30,31,32,64]

В рамках экзистенциально-гуманистического подхода используется соответствующая форма психотерапии, целью которой провозглашается – помочь клиенту внести фундаментальные изменения в свою жизнь, сделать её более полной, подлинной и реализовать свой внутренний потенциал. Д.А. Леонтьев, отмечая методологическую неоднородность психотерапии вообще и экзистенциально-гуманистической психотерапии, в частности, предлагает форму психологической практики, названную им «жизнетворчеством». Цель последней – «направить фокус внимания человека не в себя, а наружу», расширить его жизненный мир, его жизненные отношения [34].

В русле ролевого подхода предлагается использовать довольно широкий набор психологических технологий: драма-терапию, имаго-психотерапию, трансактный анализ, арт-терапию, сказкотерапию, библиотерапию и т.д. Ведущая роль отводится психодраме. Общим основанием использования этих методов предлагается считать феномен ролевого переживания в качестве психотерапевтического механизма. Переживание при этом рассматривается не в эмоциональном, а в экзистенциальном смысле – как форма переработки повседневного опыта [21].

В заключение короткого обзора форм и направлений практической психологической работы, связанной с проблемами психологии жизненного пути личности следует упомянуть об НЛП-технологии, в рамках которой широко используются уже упоминавшиеся описательные (феноменологические) способы работы с переживаниями.

Таким образом, каждый из охарактеризованных выше подходов представляет свои возможности для целостного изучения жизненного пути и изучения личности в контексте её жизненного пути. Ценность каждого из них может быть определена в конечном итоге, исходя из того, насколько он позволяет, с одной стороны, изучить психический мир личности (индивидуальности) в становлении и развитии и в непосредственной связи с содержанием её жизни, с другой стороны, позволяет помочь людям в организации собственной жизни.

Контрольные вопросы и задания к модулю 1

1. Психология бытия должна исследовать психологические условия, при которых человеческая жизнь принимает всё более совершенные и возвышенные формы – это идея

a) Ш. Бюлер

b) К.Г. Юнга

c) А. Маслоу

d) К. Роджерса

2. В анализе непосредственных переживаний личности состоит сущность теоретико-методологического подхода, называемого (феноменологическим)

3. Установите соответствие

a. жизненная стратегия 1. Кроник А., Головаха Е.
b. психологический возраст 2. Абульханова-Славская К.А.
c. событийность, жизненный потенциал 3. Варламова Е.П.
d. рефлепрактика    
e. жизненные ресурсы    

Ответ: a-2, b-1, c, d, e -.3

4. Метод изучения личности на основе воссоздания всей истории психического развития и жизни личности называется (психографический)

5. Субъект жизни – это личность, (которая детерминирует свой жизненный путь)

6. Концепция жизненного пути личности является логическим завершением всего учения

a) Л.С. Выготского

b) С.Л. Рубинштейна

c) А.Н. Леонтьева

d) Л.И. Анцыферовой

7. Жизненный путь как единый творческий акт, как целостное самоосуществление творческой уникальности человека рассматривается (рефлексивной судьбологией)

8. Установите соответствие

a) навязанная судьба 1. Л. Зонди
b) жизненный сценарий 2. Э. Берн
c) онтопсихология 3. А. Менегетти
d) жизнетворчество 4. Д.А. Леонтьев

Ответ: a-1 b-2 c-3 d-4

9. Подход в психологии, изучающий не только феноменологию переживаний, но и широкий контекст реальных, практических взаимоотношений субъекта с миром – это, по мнению Д.А. Леонтьева – (экзистенциальный)

10. Установите соответствие

a) жизненная линия 1. Кроник А., Головаха Е.
b) жизненная позиция 2. Абульханова-Славская К.А.
c) каузометрия 3. Логинова Н.А.
d) биографические переживания    

Ответ: a. b -2 c-1 d-3

11. Ролевое переживание, понимаемое в экзистенциальном смысле как форма переработки повседневного жизненного опыта – одно из центральных понятий подхода – (ролевого)

12. Установите соответствие

a) субъект жизни 1. Логинова Н.А.
b) стратегия жизни 2. Кроник А., Головаха Е.
c) событие-впечатление 3. Рубинштейн С.Л.
d) психологическое время личности 4. Абульханова-Славская К.А.
e) жизненная позиция    

Ответ: a-3 b.e-4 с-1 d-2

13. Бытие личности составляют реальные виды деятельности, из которых сплетается её индивидуальная жизнь – эта идея концепции

a) А.Н.. Леонтьева

b) С.Л. Рубинштейна

c) Б.Г. Ананьева

d) Н.А. Логиновой

14. Преодолеть созерцательный подход к личности и её жизни и сделать акцент на деятельной, динамической сущности личности призывает подход, называемый (психологией человеческого бытия)

15. Установите соответствие

a) жизненный сценарий 1. Рубинштейн С.Л.
b) жизненная позиция 2. Берн Э.
c) жизненное отношение 3. Абульханова-Славская К.А.
d) жизненный мир 4. Юнг К.Г.
e) индивидуация    

Ответ: a-2 b – 3 e-4 d, с-1

16. Причинно-целевая концепция психологического времени и метод каузометрического психобиографического анализа разработаны в русле подхода (событийного)

17. Установите соответствие

a) рефлексивная судьбология 1. А. Адлер
b) жизненный стиль 2. Е. Варламова
c) навязанная судьба 3. Л. Зонди
d) индивидуация 4. К.Г. Юнг
e) рефлепрактика    

Ответ: а, e- 2 b – 1 d -4 с-3

18. В концепции С.Л. Рубинштейна о личной жизни для обозначения активного участия личности в построении своего жизненного пути использовалось понятие

a) способ существования

b) стиль жизни

c) субъект жизни

d) образ мысли

Проектное задание к модулю 1

Просмотр видеоматериала «Кризисы жизни», определение схемы анализа и анализ конкретного случая на основе одного из изученных теоретико-методологических подходов: экзистенциального, феноменологического, ролевого, рефлексивно-гуманистической психологии, причинно-целевой концепции психологического времени.

Примерная схема анализа видеоматериала «Кризисы жизни»

1. Обстоятельства, способствующие возникновению кризиса.

2. Особенности кризисных переживаний.

3. Какие из основных жизненных отношений нарушены и как (социальные роли, круг значимых других, образ жизни и др.)?

4. Какие фундаментальные потребности не могут быть удовлетворены в ситуации кризиса?

5. Какие средства для разрешения ситуации необходимы и какие имеются (ресурсы личности и др.)?

6. Какая стратегия совладания использовалась?

7. Какие личностные изменения уже произошли?

8. Прогноз: возможно ли восстановление «прерванного» хода жизни? Какие метаморфозы личности произошли уже – конструктивны ли они? Какие конструктивные изменения необходимы?

 

Литература

 

1.Вайзер Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека // Психологический журнал. – 1998. – Том 19. – № 5.

2.Василюк Ф.Е. Пережить горе // О человеческом в человеке. – М., 1991. – С.230-247.

3.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций).- М.,1984.

4.Нартова-Бочавер С.К. “Coping Behavior” в системе понятий психологии личности // Психологический журнал. – 1997. – Том 18. – № 5.– С.20-29.

5.Психология возрастных кризисов. Хрестоматия / Сост. К.В. Сельченок. – Мн., 2000.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных