Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Биографический метод




Основным методом, т.е. способом познания предмета в психологии жизненного пути служит биографический метод. В широком понимании он может быть определён как метод собирания, систематизации, анализа, интерпретации и использования в практических целях психологической информации о жизненном пути личности. Первое комплексное биографическое исследование, охватывающее все возрастные этапы и сферы жизни человека, было предпринято в первой половине XX века Ш. Бюллер. Она использовала методы количественной обработки биографического материала и графическое отображение феноменов жизненного пути. В отечественной психологии к этому методу впервые обратился Н.А. Рыбников, подчёркивавший в своё время, что использование биографического метода играет существенную роль в понимании общего потенциала человека. Термин «биографический» происходит от греческого «биос» - жизнь и «графос» - описание, т.е. описание жизни личности или жизнеописание – история личности. Менее привычный термин введён в 1978 году чехословацким психологом Й. Кашчо – это термин «биодромальный метод» (от греческого «дромос» - путь, бег, место бега). В отечественной психологической науке в течение многих десятилетий биографический метод был незаслуженно отодвинут на задний план. В последние годы можно наблюдать его второе рождение.

С точки зрения Л.С.Карпинского, в контексте психологии жизненного пути он обладает триединым статусом. Во-первых, биографический метод – это главный исследовательский принцип, требующий познания личности и жизненного пути в их диалектическом единстве. Во-вторых, биографический метод – это способ организации и техника сбора и обработки эмпирического материала о жизненном пути личности. В-третьих, биографический метод – это система конкретных методик психологической диагностики, коррекции, развития личности как субъекта жизни[28].

Как способ организации и техника сбора и обработки эмпирического материала о жизненном пути личности биографический метод используется в современной исследовательской и диагностической практике также в нескольких вариантах. Сегодня сложилось фактически три разных значения понятия «биографический метод».

1. Использование биографических справочников, жизнеописаний как источника получения данных о личностных и психологических особенностях человека. Используются готовые, уже обработанные биографии, из которых извлекается необходимая информация. Психолог-исследователь не реконструирует жизненный путь личности (такой цели нет); он работает с вторичными биографическими сведениями, пользуется готовым материалом, который уже прошёл определённый фильтр и определённым образом истолкован. Примером может служить исследование Р. Кеттелла, в котором анализировался личностный и интеллектуальный склад выдающихся учёных, а также исследование Н.Я. Пэрна, изучавшего периодичность творческих взлётов и падений выдающихся людей. Широко известен биографический жанр в литературе (серия «ЖЗЛ»). Как выяснилось, философские, идеологические ориентации авторов существенно влияют на характер жизнеописания, на отбор и интерпретацию фактов: «корреляция» между характеристиками, даваемыми одному и тому же историческому лицу разными авторами оказывалась нередко низкой.

2. Использование в качестве материала для анализа личных документов – автобиографий, писем, дневников, воспоминаний и т.д., а также материалов биографических интервью и опросников. Все эти источники, процедуры их получения и изучения, возможность их применения в качестве средств познания личности были предметом подробного обсуждения в известной работе Г. Олпорта «Использование личных документов в психологической науке» (1942). Г. Олпорт делает акцент на том, что биография – это инструмент анализа личности и важно использовать надёжную методику, технику изучения биографий. Анализ личных документов используется и в других областях исследования: истории, социологии, литературоведении. На основе анализа опыта, накопленного в этих исследованиях, были разработаны рекомендации по работе с личными документами. Подчёркивается, что для повышения надёжности исследования следует проводить критику источников, а именно: а) определить происхождение документа; б) определить условия его создания; в) проанализировать мотивы их создания; г) провести сравнение источников и т.д. Проблема повышения надёжности биографического метода поставлена и в психологии. Так, например, Н.А. Логинова при анализе личных документов рекомендует учитывать следующее: 1) надёжность, достоверность, полнота автобиографического материала выше, когда содержание документа ограничено определённой темой, не слишком широко охватывает событие; 2) не следует доверять категорическим высказываниям, чрезмерным оценкам, многозначительным подчёркиваниям и повторениям; больше следует доверять текстам личных документов, когда их автор безразличен к описанным фактам или относится к ним отрицательно; 3) следует соотносить факты личных документов с фактами по другим документам; 4) необходимо учитывать мотивы создания личных документов. Г. Олпорт, обобщив опыт психологического биографирования, составил в своё время перечень мотивов создания личных документов автобиографического характера. Его список составили следующие мотивы: мотивы самооправдания, мотивы самовыражения, склонность к порядку и учёту, потребность обдумать жизнь, склонность к литературному творчеству, освобождение от душевного напряжения, покаяние, желание увековечить себя, научный интерес и др.

3. Использование любых из указанных выше процедур, или иных инструментов для психологической реконструкции жизненного пути личности, истории её становления. Такое значение понятия «биографический метод» было предложено Б.Г. Ананьевым (1968), который подчёркивал, что биографический метод – это, во-первых, метод синтетического описания человека, во-вторых, в настоящее время – это единственный метод, позволяющий изучить личность в процессе развития, в-третьих, это одновременно исторический и генетический метод; в-четвёртых, он оперирует данными одновременно об объективных событиях в жизни личности и субъективных переживаниях. На основе анализа последних можно сделать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте, жизненном опыте личности, которые Б.Г. Ананьев называет личностно-биографическими структурами и которые не могут быть поняты в отрыве от реального жизненного пути человека. Основными недостатками биографического метода он считает его описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти. Однако последние могут быть откорректированы объективными данными комплексного исследования личности. По Б.Г. Ананьеву, операциональную сторону биографического метода составляют следующие конкретные методы: источниковедческий анализ, биографическая анкета, интервью, контент-анализ личных документов др. Усилиями Б. Г. Ананьева заложены организационные и методические основы психобиографических исследований жизненного пути личности. Основным методом, позволяющим реконструировать жизненный путь личности, Б. А. Ананьев полагал биографический анализ. Биографический метод – это «собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности» [цит. по40]. Вместе с методами лонгитюда и «поперечных срезов» биографический метод относится к группе организационных методов. Однако по своему назначению в психологических исследованиях жизненного пути личности он разнится с этими методами. Биографический метод ориентирован на раскрытие индивидуально-психологических особенностей личности как субъекта жизни; он нацелен на дифференциально-психологический анализ индивидуального жизненного пути. Он является разновидностью монографического (В. Н. Мясищев) или идеографического (Г. Олпорт) исследования личности в психологии. Согласно с многомерностью способа существования человека Б.Г.Ананьевым выделяются разные направления биографического исследования в психологии. Так, онтогенетическому способу бытия человека, по его мнению, соответствует онтогенетика, исследующая метрические и топологические свойства индивида на протяжении жизненного цикла. Субъектно-практическая форма существования человека должна изучаться праксиметрическим или праксиологическим биографическим анализом. С их помощью устанавливается история развития субъекта основных видов деятельности и общая продуктивность его жизненного пути. Личностно-биографической форма бытия человека исследуется генетической персоналистикой, перед которой стоит задача восстановить историю развития личности как субъекта жизни [28]. Операционализацию биографического метода в конкретных исследовательских методиках и процедурах осуществили ученики и сотрудники Б. Г. Ананьева – Н. А. Логинова, В. М. Владимирова, Л. А. Головей. Ими разработаны процедуры биографических интервью, анализа личных и формальных документов, событийного анализа, анализа круга общения личности и др. Так, в частности, Н.А. Логинова обобщила разные методические идеи, разработала и апробировала процедуру биографического исследования в целях психодиагностики индивидуальности. С её точки зрения, такая форма биографического метода монографического типа является наиболее яркой его формой. Процедура его основана на принципе последовательного углубления в предмет: от внешних формальных моментов к внутренним, психологически содержательным. Сначала пунктиром намечается весь жизненный путь, затем он подробно представляется и затем подробно анализируется «отдельные симптоматические моменты», которые адекватно могут быть поняты в контексте всей биографии личности. Задачами этого анализа являются: поиск значимых линий развития личности, выделение ключевых событий этого развития, установление взаимосвязей между ними. Для такого анализа может быть использован графический метод обработки, построенный на основе хронологической таблицы Ш. Бюллер.

 

Фрагмент хронологической таблицы

Даты События Субъективное состояние Характеристики себя Оценки момента переживания
  «поступила в университет» «моей радости не было предела» «была малообщительной, неуверенной» «нервное время»

 

4. Использование методик биографического анализа в прикладных исследованиях. Особенно популярны биографические опросники, которые считаются, например, более надёжным средством прогнозирования творческих достижений человека, чем тесты креативности интеллекта. Это биографические реконструкции с прогностической целью. Считается, что вопросы, связанные с прошлым и его освещением, являются более прогностичными, чем вопросы, связанные с событиями настоящего времени.

В современной отечественной психологии некоторые исследователи (А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.) подчёркивают, что в биографических исследованиях изучаемый человек – не испытуемый; он – квалифицированный эксперт по вопросам своего жизненного пути. Биографические процедуры помогают, во-первых, не только воссоздать, но и откорректировать картину жизни, жизненные сценарии, программы, а, во-вторых, это может дать существенный стимул для саморазвития личности и её духовного роста. Психолог и изучаемый человек, клиент – равноправные собеседники. Получаемая картина жизни человека – субъективна, но она подлинна. М.М. Бахтин: «Здесь важна не точность познания, а глубина проникновения, необходимость добраться, углубиться до творческого ядра личности» (1975).

Биографические методы – это способы изучения не только пройденных этапов жизненного пути; с 30-х годов разрабатываются такие методы, техники, с помощью которых человека просят описать свою будущую жизнь на несколько лет вперёд, т.е. свою «воображаемую будущую биографию». Таким образом, сегодня биографические методы используются не только для изучения истории жизни и развития личности, но и для анализа перспектив её развития; арсенал биографического метода непрерывно пополняется и обновляется за счет новых методов психологической диагностики жизненного пути личности.

 

Лонгитюдный метод

 

Для исследования жизненного пути личности может быть использован лонгитюдный метод, который возник в связи с необходимостью изучения проблем генезиса психики, проблем психической эволюции личности и необходимостью научного обоснования психологического прогноза. Лонгитюдинальный метод и метод «поперечных срезов» предназначены для исследования жизненного пути личности в возрастно-психологическом аспекте. С их помощью выявляются общие закономерности возрастной динамики психических функций на протяжении жизненного пути. Формы лонгитюдинального метода (иногда его называют продольным, или методом длинника) весьма разнообразны. Общим у этих форм является то, что они сводятся к многократному, регулярному и систематическому изучению одних и тех же людей (или групп) в процессе их развития. Лонгитюды различаются по длительности, количеству показателей, регистрируемых в исследовании, величине выборки участников исследования. В детской и возрастной психологии распространены относительно короткие лонгитюды (1-,3-,5-,10-летние). Исследуются многочисленные переменные (не только психологические, но и антропометрические и физиологические). Такие исследования обычно направлены на установление взаимосвязи между различными стадиями развития. Более длинные лонгитюды (20-30 летние) проводятся на больших группах испытуемых, при этом прослеживается изменение небольшого количества переменных. Эта разновидность лонгитюда более типична для медицинской, клинической, промышленной и прикладной психологии.

Безусловное преимуществом лонгитюдинального метода и его принципиальным отличием от методов поперечных срезов счмтается то, что он, будучи более чувствительным к оценке развития, даёт основание для прогнозирования хода психической эволюции и установления связи между ранними и более поздними фазами развития (Р. Заззо, 1966). Лонгитюдное исследование позволяет провести широкий индивидуальный анализ полученных результатов. Подробный индивидуальный анализ важен для монографического описания участников исследования. Длительное регулярное обследование одной и той же группы испытуемых даёт возможность проанализировать различия в темпе и путях развития и созревания различных психических функций и личностных характеристик на протяжении индивидуального жизненного пути и в связи с содержанием индивидуальной жизни личности. Таким образом, большие возможности лонгитюдинального метода обеспечиваются его высокой предсказательной валидностью, надёжностью результатов, возможностями проведения индивидуального анализа полученных данных и выделения на основе этого анализа типов развития психики и личности во времени и контексте содержания её жизни.

Однако этот метод имеет и ряд существенных ограничений. С точки зрения Егоровой М.С.[24], они состоят в следующем.Одно из них связано с планированием исследования и, в частности, - с выбором регистрируемых показателей. Как показывает опыт исследований, отбор показателей в подготовительный период не заканчивается. Это связано с появлением новых теоретических представлений, с созданием нового более чувствительного методического инструментария.

Следующее ограничение связано с отбором участников исследования. Как известно, выборка должна быть репрезентативной, однако, не ясно какие показатели наиболее важны для неё и в какой степени, при этом чем больше факторов включено в исследование, тем сложнее решается вопрос о репрезентативности выборки. Кроме того, выборка, которая в начале лонгитюдинального исследования была репрезентативна по ряду показателей населению страны (или некоторой менее широкой популяции), через несколько лет может потерять (и обычно теряет) это свойство, т.к. распределение этих показателей исследуемой популяции меняется. Тогда встаёт вопрос, насколько переносимы на всю популяцию полученные в исследовании результаты.

Ограничения связаны и с размерами выборки: чем больше длительность исследования, тем более вероятно её сокращение. Это происходит по разным причинам; по причине отказа испытуемых от дальнейшего участия в эксперименте, переезда их в другие места жительства и т.д. Для предотвращения этого предпринимаются, как правило, меры по установлению контакта с испытуемыми и поддержанию интереса к проводимому исследованию.

Существует также возможность научения и тренировки участников исследования в процессе многократного выполнения ими одних и тех же методических процедур. Для уменьшения вероятности этого важно установить оптимальный интервал между измерениями исследуемых параметров. Если эффект тренировки не исчезает даже при длительных интервалах, предлагается использовать контрольные группы и, используя сравнительный анализ, корректировать данные лонгитюдинального исследования.

Имеет место и проблема, связанная с подбором экпериментаторов: для исследования важны квалифицированность и постоянство экспериментаторов, благодаря чему достигается лучший контакт с испытуемыми и большая чистота эксперимента [24].

Перечисленные методические и организационные проблемы не исчерпывают всех, которые возникают при проведении лонгитюдинального исследования. Более того, они проявляются не изолированно друг от друга, а во взаимодействии, что усложняет исследование. Однако создание методов менее трудоёмких и имеющих достоинство лонгитюдинального пока не представляется возможным. Так, в редких случаях применяется ретроспективный метод, основанный на дополнении данных проводимого исследования информацией о характеристиках исследуемого в прошлом, которая получается из архивов, бесед с друзьями, родителями испытуемых. Получаемые данные нельзя считать надёжными. Так, например, обращаясь к архивам, исследователь вынужден полагаться на добросовестность, объективность и квалификацию составителей документов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных