Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метод каузометрического психолого-биографического анализа




.

В отечественной психологии последние два-три десятилетия плодотворно и активно используется понятие субъективной картины жизненного пути. Оно, как известно, впервые было использовано Б.Г. Ананьевым (1968) и получило развитие в исследованиях А.А. Кроника и Е.И. Головахи [30,31,32 и др.] как одно из основных понятий их причинно-целевой концепции психологического времени. В рамках этого направления исследований к настоящему моменту названная концепция успешно операционализирована благодаря разработанному на её основе каузометрическому методу. Суть последнего состоит в измерении субъективных причинных и целевых связей между событиями жизни в субъективной картине жизненного пути и изображении этих связей в виде графов – каузограмм [32]. Сегодня метод каузометрии широко используется в форме разнообразных и оригинальных психолого-биографических методических процедур в эмпирических исследованиях и практике психологической помощи. Некоторые из них будут описаны далее в данном пособии.

Субъективная картина жизненного пути понимается в рамках причинно-целевой концепции времени её авторами как психологический образ, в котором отражены события прошлого, настоящего и будущего жизни личности, их причинно-следственные и целе-средственные связи. Единицей анализа субъективной картины жизненного пути, как и простейшим элементом реального жизненного пути, с их точки зрения, выступают жизненные события. При этом важен не столько анализ самих по себе событий, сколько анализ их влияния друг на друга и на ход индивидуальной жизни в целом. «Межсобытийные связи, - считает А.А. Кроник, - не просто мысленный конструкт; каждая связь представляет собой определённое мотивационное образование» [32, с. 45]. Это воспоминания, переживания и ожидания, объединённые стремлением человека к счастью [там же].

Таким образом, отражение индивидуальной жизни личности в её самосознании предстаёт, прежде всего, как отражение событийного её содержания, располагаемого вдоль оси времени жизни (линии жизни), т.е. как отражение событий её жизненного пути, что правомерно обозначается понятием «субъективная картина жизненного пути». А стремление к счастью представляется универсальным смыслом (конечной целью) человеческой жизни. Однако понятно, что многообразие и богатство содержания и смыслов индивидуальной жизни личности не исчерпывается происходящими в ней событиями, а за стремлением к счастью скрывается большое разнообразие индивидуальных жизненных смыслов и представлений о счастье. Поэтому представляется целесообразным наряду с понятием «субъективная картина жизненного пути» использовать понятие «субъективная картина жизни» личности, обозначая им отражение в её сознании и самосознании более широкого круга жизненных явлений и проявлений личности, не связанных жёстко с линейной последовательностью периодов её времени жизни. К таковым, в частности, могут быть отнесены разнообразные жизненные чувства, в форме которых переживаются жизненные роли, жизненные выборы (решения) и жизненные отношения личности. Особое место в «субъективной картине жизни» личности необходимо отвести переживанию ею ответственности за собственную жизнь, её общей удовлетворённости собственной жизнью и удовлетворённости отдельными её аспектами, а также переживанию субъективного благополучия. Субъективная картина жизненного пути тогда может рассматриваться как важнейший аспект субъективной картины жизни.

Специфика детерминации человеческой жизни. с точки зрения авторов описываемого метода, заклю­чается в том, что наряду с причинной обусловленностью последующих событий предшествующими (детерминация прошлым) имеет место и детерминация будущим, то есть целями и предполагаемыми результатами жизнедеятельно­сти. Эти два типа детерминационных отношений находят свое отражение в типичных размышлениях (с союзами «по­тому что» и «для того чтобы») о взаимосвязи событий жиз­ни. Такого рода причинные и целевые связи являются единицами анализа субъективной картины жизненного пути [32 и др.].

По А.А.Кронику, детерминационные связи между жизненными события­ми характеризуются: направлением, знаком, протяженнос­тью, субъективной вероятностью, принадлежностью к прошлому, настоящему или будущему. По своему направлению связи разделяются на причинные (из прошлого в будущее) и целевые (из будущего в прошлое). По своему знаку — на положительные («благодаря», «достичь») и отрицательные («вопреки», «избежать»). Протяженность связи определяется хронологическим интервалом между событием-причиной и событием-следствием (или событием-целью и событием-средством). Субъективная вероятность межсобытийной связи ха­рактеризует степень уверенности человека в том, что одно событие выступает детерминантой другого [32].

В зависимости от временной принадлежности, существу­ет три вида межсобытийных связей: реализованные (прошлое с прошлым), акту­альные (прошлое с будущим), потенциальные (будущее с будущим). Причинные и целевые связи являются элементами субъективной структуры межсобытийных отношений — важнейшей составляющей субъективной картины жизнен­ного пути. Каждая связь представляет собой определенное мотивационное образование: связь «достичь» предполагает внутреннюю готовность человека «стать способным на», то есть стремление к раз­витию своих способностей — к саморазвитию; связь «избежать» предполагает стремление к ограниче­нию числа степеней свободы в той или иной жизненной ситуации, то есть соответствует принципу минимизации сложности; связь «благодаря» предполагает наличие блага, полез­ности и стремление человека использовать ее в наиболь­шей мере, то есть соответствует принципу максимизации полезности; связь «вопреки» предполагает наличие внутренних препятствий, то есть конфликтующих потребностей, ме­шающих осуществлению ожидаемого, и, соответственно, стремление минимизировать эти потребности.

Субъек­тивная картина жизненного пути — это психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути — значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целе-средственные связи. Этот образ является системой эвдемонических установок, выполняет функции мотивационной регуляции жизненного пути личности и его согласования с жизнью других, прежде всего значимых для нее, людей.

По результатам эмпирических исследований, в субъективной картине жизненного пути как динамичном образовании А.А.Кроник и Р.А.Ахмеров выделяют следующие составляющие: устойчивое ядро из 5—7 событий и 5 слоев: сверх­значимый, композиционный, резервный, периферийный, фоновый — слой жизненных мелочей. События разных слоев могут перейти в неопределенное время фонового слоя и в некоторых условиях могут вновь актуализироваться в определенной связи. Переход событий из одного слоя в другой — своеобраз­ный диалог личности с бытием — обеспечивается различ­ными психологическими механизмами (вращивание, переоценка, переакцентировка, конкретизация, обобще­ния) [32].

В картине жизни человека можно выделить также два типа межсобытийных отношений: определенное и неопределенное отношение. Определенное отношение предполагает наличие причинной или целевой связи; но некоторые события не связаны друг с другом, они в терминологии каузометрии называются нулевыми, а события, не имеющие ни одной связи, — незна­чимыми («авантюрными») [32].

По работам В.М.Петухова [42; 43], Е.И.Головахи и А.А.Кроника [32,33], можно предположить, что не­определенное отношение лежит в основе неопределенного психологического времени.

Определенные отношения между событиями бывают двух видов: односвязные (только причинная или только целевая связь) и двухсвязные (и причинная, и целевая связь), а неопреде­ленные отношения предполагают отсутствие всех указан­ных связей [27].

Субъективная картина жизненного пути структурно включает в себя жизненные планы и жизненные обстоятельства человека. Единицей анализа жизненного плана является целе-средственная связь между событиями. Единицей анализа жизненных обстоятельств являются причинно-следственные связи между двумя событиями. В самом общем виде выделяются следующие планы: не­продуманные (не учтены обстоятельства — условия дости­жения цели) и продуманные (учтены обстоятельства). Непродуманный план может быть двух видов: как план-желание и как план-опасение. Продуманный план может быть планом достижения или планом избегания. А в этих планах жизненные обстоятельства могут быть учтены разумно (достичь благодаря, избежать вопре­ки) или неразумно (достичь вопреки, избежать благодаря).

Можно выделить два вида жизненных обстоя­тельств: используемые и неиспользуемые в жизненных пла­нах человека. Они могут быть благоприятными (помогающие достичь или избежать то или иное событие) и неблагопри­ятными (препятствующие этому), а также используемые разумно или неразумно.

Мотивационные детерминанты жизненного пути лока­лизованы в различных временных точках. Стимулы к жизни человек может находить в воспоминаниях, в мечтах и планах, в переживаниях ценности текущего момента. С.Л.Рубинштейн считал, что мотивация — это через психику реализующаяся детерминация [47]. А межсобытийная связь имеет не только когнитивную, но и мотивационную природу. Каузометрический анализ, облегчая процесс объективизации, позволяет человеку глубже осознать мотивационные связи в своей жизни, увидеть ее целостную картину как единство прошлого, настоящего и будущего. Отсутствие любого вида связи в субъектив­ной картине жизненного пути А.А.Кроник и Р.А.Ахмеров обозначают понятием мотивационная недостаточность. Такая недостаточность создает условия для возникновения различных биографических кризисов: нереализованности, опустошенности, бесперспективности [32].

По критерию мотивационной недостаточности авторами выделяютя 7 типов биографического кризиса.

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ – характеризуется отсутствием зна­чимого психологического прошлого в субъективной кар­тине жизненного пути. Выражается в отсутствии реализованных причинно-целевых связей. Указывает на то, что у человека нет значимых достижений и успехов, и ему не удалось осуществить свою жизненную про­грамму, то есть его психологическое прошлое не детерминирует его настоящее и будущее.

КРИЗИС ОПУСТОШЕННОСТИ – характеризуется отсутствием значи­мого психологического настоящего в картине жизненного пути. Выражается в отсутствии актуальных связей. Такой кризис указывает на разорванность психологического прошлого и буду­щего. Эта значит, что у человека были значимые достижения в жизни, но последующая жизненная программа не опирается на дос­тигнутое им, на наличные условия и обстоятельства. Он надеется лишь на то, что необходимые обстоятельства появятся вне зависимости от его настоящей активности и от уже достигнутого. На физиологическом уровне про­является как усталость, как «энергетическая истощенность».

КРИЗИС БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ – характеризуется отсутствием зна­чимого психологического будущего в картине жизни. Вы­ражается в отсутствии потенциальных связей. Такой кризис указывает на то, что у человека есть реальные достижения, успехи в самореализации, в на­стоящем есть активность в жизнеосуществлении, но она уже не развивает личность, так как эта активность имеет инерционный характер прежней жизненной программы. У человека еще нет сформированной новой жизненной программы, и не видит новых путей в дальнейшей самореализации.

КРИЗИС ОПУСТОШЕННОСТИ и БЕСПЕРСПЕК­ТИВНОСТИ – характеризуется отсутствием значимого психологического на­стоящего и будущего. Актуальные и потенциальные связи в картине жизненного пути отсутствуют. Прежняя жизненная программа человека полностью исчерпана, по­теряла и инерционное свое воздействие. Человек пси­хологически мертв, он не видит реальных возможностей дальнейшей самореализации. Существует лишь физическая активность организма, а во внутреннем мире преобладают воспоминания. Все происходящее воспринимается и оценивается сквозь призму прошлого, прошлых ценностей и установок.

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ и БЕСПЕРСПЕК­ТИВНОСТИ — характеризуется отсутствием значимого психологического прошлого и будущего. Реализо­ванные и потенциальные связи отсутствуют. У человека не была сформирована жизненная программа. В настоящем он испытывает затруднения в самоопределении и формировании жизненной программы, он не нашел себя в жизни. В картине жизни доминируют актуальные связи и активный поиск себя в жизни. Это говорит о переживании «жизненного цейтнота, о феномене «невротического клубка» [32].

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ и ОПУСТОШЕН­НОСТИ – характеризуется отсутствием значимого психологического прош­лого и настоящего. Реализованные и актуальные связи отсутствуют. Значимых достижений и успехов в самореализации у человека нет. Его ожидания в будущем не опирающиеся на реальные обстоятельства жизни не являются жизненной программой самореализации. Человек не проявляет активности для начала ее реа­лизации. Будущее — это мечта, которая наступит сама по себе («ожидание доброго принца»). Такой тип кризиса редко встречается во взрослом периоде жизни. Он обнару­живается в исследованиях юношеского возраста.

КРИЗИС НЕРЕАЛИЗОВАННОСТИ, ОПУСТОШЕН­НОСТИ и БЕСПЕРСПЕКТИВНОСТИ – характеризуется отсутствием зна­чимого психологического прошлого, настоящего и будущего. Отсутствуют реализованные, актуальные и потенциальные связи. Человек не смог самоопределиться, сформировать жизненную программу, не видит ориентиров в самореализации. В настоящем не проявляет активности для поиска возможных путей реализации себя. Здесь полностью нарушены способности к целеполаганию и целеосуществлению. Это – ситуация полного мотивационного вакуума. Такой тип кризиса может встречаться и при грубых психических патологиях, например при шизофрении. Резуль­таты исследований О.Н.Кузнецова и В.К.Лосевой указывают на возможность такого допущения [ по 32] и в предсуицидальном состоянии, при полной потере смысла жизни и в прошлом, и в настоящем, и в будущем.

Операциональным показателем деформации картины жизни является «насыщенность» картины жизненного пути межсобытийными мотивационными связями в психологи­ческом прошлом, настоящем, будущем и в целом. Если в ней имеются реализованные, актуальные и потенциальные связи (мотивационная полнота), то у человека есть значимые воспомина­ния, переживания, ожидания. Нулевой показатель указывает на наличие мотивационной недостаточности и деформированности картины жизни.

Чем тяжелее жизненная ситуация и чем меньше чело­век является субъектом своего жизненного пути, тем боль­ше деформирована его картина жизни [32,64].

Наличие всех видов связей, т.е. мотива­ционная полнота, указывает на наличие у челове­ка значимых достижений и успехов в жизни, наличие определенных ожиданий и целей в будущем, активность по достижению будущего в настоящем; на сохранность меха­низмов саморегуляции. Человек при этом чувствует себя субъектом своего жизненного пути [32].

Явное доми­нирование в картине жизни (каузограмме) актуальных связей называется «невротическим клубком».

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных