Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методики изучения ценностей и смыслов жизни личности




 

Методика изучения ценностных ориентации - это одна из достаточно известных методик. Существует базовый вариант, автором которого является М.Рокич, и модификации. Одна из широко используемых в исследовательской и диагностической практике – модификация Д.А.Леонтьева. Её основу составляют два ряда ценностей: 18 ценностей-целей (терминальных ценностей) и 18 ценностей-средств (инструментальных ценностей), выделенных по их функциональному значению в жизни личности.. Каждый ряд предлагается проранжировать по порядку значимо­сти для себя (то есть приписать каждой ценности ранг), после чего оце­нить в процентах степень реализованности каждой ценности в своей жизни.

На основании индивидуальных данных можно получить и проана­лизировать групповую иерархию ценностных ориентаций - путём вторич­ного ранжирования. Методика широко известна и применяется в исследовательской и диагностической практике, поэтому в данном пособии мы ограничимся её коротким описанием.Подробное её описание можно найти в работе Д.А.Леонтьева [37].

Тест смысложизненных ориентаций Д.А.Леонтьева [38] является адаптированной версией теста “Цель в жизни” Крамбо и Махолика. Это шкала, включающая в себя 20 пар альтернативных утверждений, каждое из которых в первом лице опи­сывает определённое действие, переживание или состояние. Испытуемому предлагается выбрать одно утверждение из пары и оценить по шкале, на­сколько это действие, переживание или состояние характерно для него. В результате такой процедуры выясняются следующие показатели: общий показатель осмысленности жизни; три конкретные смысложизненные ориентации (цель в жизни; насыщенность жизни и удовлетворённость са­мореализацией) и два аспекта локуса контроля (“Я – хозяин жизни”; “управляемость жизни”). В подгруппе конкретных смысложизненных ориентаций показатель “цель в жизни” связывается с ориентацией на бу­дущее; “насыщенность жизни” – с ориентацией на настоящее, на процессе жизни и “удовлетворённость самореализацией” – с ориентацией на про­шлое (результативность жизни).

Интерпретация шкал теста

1. Цели в жизни. Баллы по этой шкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни респондента целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.

2. Процесс жизни. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли респондент сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.

3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна была прожитая ее часть.

4. Локус контроля - я (я - хозяин жизни). Высокие баллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы – неверие в свои силы контролировать события собственной жизни.

5. Локус контроля – жизнь или управляемость жизни. При высоких баллах – убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы – фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.

бланк опроса к Тесту смысложизненных ориентаций (Д.А.Леонтьев)

ФИО___________________________________________________

 

Пол_______ Возраст______

Инструкция: Вам предлагается пара противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двух утверждений, которое, по Вашему мнению больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения на Ваш взгляд одинаково верны).

1. Обычно мне очень скучно.               Обычно я полон энергии
2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей               Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной

 

3. В жизни я не имею определенных целей и намерений               В жизни я имею очень ясные целя и намерения

 

4. Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной               Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной н целеустремленной.

 

5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие               Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие.

 

6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться               Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами.

 

7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал               Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал.

 

8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов.               Я осуществил многое из того, что было мною запланировано в жизни.

 

9. Моя жизнь пуста и неинтересна.               Моя жизнь наполнена интересными делами

 

10. Если бы мне пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмысленной.               Если бы мне пришлось сегодня подводить итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла.

 

11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе.               Если бы я мог выбирать, то я бы прожил жизнь еще раз так же, как живу сейчас.

 

12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.               Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

 

13. Я человек очень обязательный.               Я человек совсем не обязательный.

 

14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию.               Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

 

15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком.               Я не могу назвать себя целеустремленным человеком.

 

16. В жизни а еще не нашел своего призвания и ясных целей.               В жизни я нашел свое призвание и целя.

 

17. Мои жизненные взгляды еще не определились.               Мои жизненные взгляды вполне определились.

 

18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.               Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

 

19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею.               Моя жизнь не подвластна мне и она управляется внешними событиями.

 

20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение               Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания.

 

Обработка результатов сводится к суммированию числовых значений для всех 20 шкал и переводу суммарного балла в стандартные значения (процент или). Восходящая последовательность градаций (от 1 до 7) чередуется в случайном порядке с нисходящей (от 7 до 1), причем максимальный балл (7) всегда соответствует полюсу наличия цели в жизни, а минимальный балл (1) -полюсу ее отсутствия.

Общий показатель ОЖ - все 20 пунктов.

Субшкала 1 (цели)- 3, 4, 10, 16, 17, 18.

Субшкала 2 (процесс) - 1, 2, 4, 5, 7, 9.

Субшкала З (результат) - 8, 9, 10, 12, 20.

Субшкала 4 (локус контроля - Я) - 1, 15, 16, 19.

Субшкала 5 (локус контроля - жизнь) - 7, 10, 11, 14, 18, 19.

 

Шкала Мужчины Мужчины Женщины Женщины
    Среднее знач. Станд откл Среднее знач. Стан. Откл.
1 – Цели 32,90 5,92 29,38 6,24
2.- Процесс 31,09 4,44 28,80 6,14
3. –Результат 25,46 4.30 23,30 4,95
4. - ЛК-Я 21,13 3,85 18,58 4,30
5. - ЛК-жизнь 30.14 5,80 28.70 6,10
Обший ОЖ 103,10 15,03 95,76 16,54

 

Методика изучения системы жизненных смыслов [ Котляков В.С.]

Инструкция. Перед вами список из 24 утверждений. Это перечень жизненных смыслов, на которые могут ориентироваться люди в своей жизни. Прочитайте, пожалуйста, внимательно весь список.

Смысл моей жизни состоит в том:

1. … чтобы помогать другим людям

2. … чтобы быть свободным

3. … чтобы получать удовольствие

4. … чтобы совершенствоваться

5. … чтобы добиваться успеха

6. … чтобы быть с близким человеком

7. … чтобы передать все лучшее своим детям

8. … чтобы понять себя самого

9. … чтобы делать добро

10. … чтобы жить

11. … чтобы испытывать счастье

12. … чтобы осуществить себя

13. … чтобы сделать хорошую карьеру

14. … чтобы чувствовать, что кому-то нужен

15. … чтобы жить ради своей семьи

16. … чтобы познавать Бога

17. … чтобы улучшать мир

18. … чтобы любить

19. … чтобы получать как можно больше ощущений и переживаний

20. … чтобы реализовать все свои возможности

21. … чтобы занимать достойное положение в обществе

22. … чтобы радоваться общению с другими

23. … чтобы помогать своим родным и близким

24. … чтобы понять жизнь

Теперь Вам предстоит сделать мягкую рейтинговую оценку представленного списка. Для этого выберите из списка 3 утверждения, которые занимают 1-е место в системе Ваших личных жизненных смыслов, затем 3 утверждения, которые Вы могли бы поставить на 2-е, на 3- е и т.д. до 8-го места. Запишите порядковые номера этих утверждений в таблицу.

 

Ранг утверждения Порядковые номера утверждений
1 место  
2 место  
3 место  
4 место  
5 место  
6 место  
7 место  
8 место  

 

Анкета "О смысле жизни" [Чудновский В.Э., Вайзер Г.А.]

Просим Вас ответить на ряд вопросов. Ваши ответы нужны для изучения роли смысла жиз­ни для человека, а также для выявления условии, помогающих обрести в жизни смысл. (Отве­ты могут быть краткими или более развернутыми.)

1. Что такое, по Вашему представлению, смысл жизни?

2. Какое значение имеет наличие смысла жизни для каждого человека?

3. Всегда ли наличие смысла жизни положительно сказывается на судьбе?

4. Чего, по Вашему мнению, в жизни человека больше: смысла или бессмыслицы?

5. Изменяется ли смысл жизни с возрастом?

6. Произошли ли у Вас изменения в понимании смысла жизни в последние годы?

7. Что, по Вашему мнению, в большей мере влияет на становление смысла жизни (поставь­те в порядке значимости):

а) пример родителей,

б) общение со сверстниками,

в) общение с педагогами,

г) собственный жизненный опыт,

д) влияние средств массовой информации,

е) чтение литературы (желательно назвать художественные произведения, которые помог­ли Вам в становлении смысла жизни),

ж)...

8. Какие учебные предметы помогли (или помогают) Вам в поиске смысла жизни?

9. Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни?

СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!

Укажите, пожалуйста, свой пол: ___, возраст ____, образование ____

(Анкета подписывается по желанию) [14]

Ответы на вопросы могут быть краткими или более развернутыми и отнесены к следующим группам смыслов:

1) Социальные смыслы – это труд, стремление жить для людей, быть полезным для своего отечества;

2) Групповые смыслы включают такие важные понятия, как семья, дети, общение с друзьями, родственниками;

3) Индивидуальные смыслы раскрываются в понятиях «здоровье», «карьера», «благополучие», «становление определенных качеств личности»;

4) Познавательные смыслы: познание и понимание жизни, получение образования;

5) Эмоциональные смыслы: счастье, вера, радость, любовь.

Данная методика предназначена для изучения содержания смысла жизни и его роли для человека, а также для выявления условий, помогающих обрести в жизни смысл. Пример представления результатов обработки данных, полученных с помощью анкеты, приводится ниже.

Таблица

Представления о смысле жизни респондентов

(количество респондентов в %)

 

Вопросы анкеты Варианты ответов Мужчины Женщины
Что такое, по Вашему мнению, смысл жизни? Социальные (приносить др. радость, продолжение рода)    
Групповые (семья, дети)    
Индивидуальные (деньги, карьера, успех)    
Познавательные (познать мир, новое)    
Эмоциональные (любовь)    
Затруднения    
       
Можете ли Вы сформулировать смысл своей жизни? Социальные    
Групповые    
Индивидуальные    
Познавательные    
Эмоциональные    
Затруднения    

 

 

МЕТОДИКА "УРОВЕНЬ СООТНОШЕНИЯ "ЦЕННОСТИ" И "ДОСТУПНОСТИ" В РАЗЛИЧНЫХ ЖИЗНЕННЫХ СФЕРАХ" (УСЦД) (Е.Л.Фанталова).

 

В основе замысла настоящей методики - гипотетическое предположение автора о том, что одной из существенных детерминант мотивационно-личностной сферы является подвижное, постепенно меняющееся в процессе деятельности в зависимости от жизненных обстоятельств соотношение между двумя плоскостями "сознания". А именно: между плоскостью, вмещающей в себя осознание ведущих жизненных ценностей, личностных замыслов, дальних жизненных целей, и плоскостью всего, что является непосредственно доступным, связанным с осуществлением конкретных, легкодостижимых целей, находящихся в "обозримом психологическом поле", в зоне "легкой досягаемости". Применительно к конкретной жизненной сфере или локальной проблеме соотношение этих двух плоскостей по своему характеру аналогично соотношению таких психологических параметров, как "Ценность" (Ц) и "Доступность" (Д), которые являются ключевыми в предлагаемой методике.

"Ценность" и "Доступность" не являются полярными характеристиками мотивационно-личностной сферы. Напротив, побудительная сила различных мотивов и возникновение внутренних конфликтов в определенных жизненных сферах будут во многом зависеть от характера взаимосвязи Ц и Д, как будет показано ниже. Для любой жизненно важной сферы сразу можно выделить несколько типичных вариантов такой взаимосвязи Ц и Д. А именно:

1. Ц и Д полностью совпадают;

2. Ц и Д в значительной степени совпадают;

3. Ц и Д в значительной степени расходятся и такое расхождение имеет два варианта: Ц превышает Д (Ц > Д), Д превышает Ц (Д > Ц);

4. Ц и Д полностью расходятся.

Таким образом, основной психометрической характеристикой методики является показатель "Ценность-Доступность" ("Ц-Д"), отражающий степень рассогласования, дезинтеграции в мотивационно-личностной сфере. Последняя, в свою очередь, свидетельствует о степени неудовлетворенности текущей жизненной ситуацией, внутренней конфликтности, блокады основных потребностей с одной стороны, а также, об уровне самореализации, внутренней идентичности, интегрированности, гармонии с другой стороны.

Таким образом, интегральный показатель методики индекс расхождения "Ц-Д" в целом может выступать как индикатор блокады функционирующих в мотивационно-личностной сфере ценностно-смысловых образований. Поэтому для оптимальной оценки состояния клиента и выбора тактики психотерапевтического воздействия важно прежде всего распознавание характера и степени диссоциации (расхождения) между "ценным" и "доступным" в основных жизненных сферах, а не просто выяснение той или иной ценности в сознании человека.

Автор методики ссылается на результаты проведенных исследований, которые показали, что состояние внутреннего конфликта - это, прежде всего, состояние "разрыва" в системе "сознание-бытие", а именно разрыва между потребностью в достижении внутренне значимых ценностных объектов и возможностью такого достижения в реальности [3-8].

В связи с этим индекс "Ц-Д" является, в свою очередь, индикатором внутренних конфликтов в мотивационно-личностной сфере человека, поскольку его величина всегда будет указывать на степень расхождения между тем, что есть, и тем, что должно быть, между хочу и имею, а также между хочу и могу.

Глубина внутреннего конфликта и возникающая при этом психологическая неудовлетворенность имеет в предлагаемом методическом подходе точные качественные и количественные показатели.

Применительно к конкретной жизненной сфере показатель расхождения Ц-Д будет иметь двухмерную характеристику в зависимости от того, какой параметр выше, Ц или Д. Максимальное расхождение между Ц и Д, в случае, когда Ц>Д, будет означать стойкий, глубокий, до настоящего времени необратимый внутренний конфликт. Обратное соотношение, когда Д > Ц, будет означать состояние "внутреннего вакуума", внутренней опустошенности, снижения побуждений.

Методика "УСЦД" была создана автором в соответствии с гипотезой о различном уровне рассогласования в мотивационно-личностной сфере у больных гипертонической болезнью (психосоматическое заболевание), по сравнению с больными с симптоматической артериальной гипертонией (непсихосоматическое заболевание) и здоровыми лицами [3-8]. Данные методики УСЦД подтвердили эту гипотезу и, таким образом, было доказано, что психосоматические больные имеют более высокий уровень рассогласования в мотивационно-личностной сфере (более высокий "Ц-Д"), чем непсихосоматические больные и здоровые лица.

Структура методики УСЦД. В методике были использованы понятия, означающие в основном "терминальные ценности", выделенные в таком виде М. Рокичем [ M.Rokeach] [11], адаптированный вариант методики которого применялся и применяется в отечественных исследованиях [ ], и техника их попарного ранжирования в модифицированном автором варианте.

Процедура исследования заключается в следующем. Респонденту на специальном бланке с инструкцией предлагаются 12 понятий, означающих различные жизненные ценности (см. приложение). Испытуемый должен провести попарное сравнение (попарное ранжирование) этих понятий на специальных матрицах на регистрационном бланке дважды: первый раз - по "Ценности" (первая матрица) и второй раз по "Доступности" (вторая матрица). Затем экспериментатор подсчитывает, сколько раз каждое понятие было преобладающим по "Ценности" (Ц) и сколько раз по "Доступности" (Дi). Результаты подсчета заносятся в таблицу, находящуюся в нижней части бланка. В итоге подсчитывается интегральный показатель методики, равный сумме расхождений по модулю для всех 12-ти понятий:

где i - номер понятия в регистрационном бланке и инструкции. При четном количестве понятий максимальный показатель расхождения будет R max = n2/ 2, при нечетном R max = (n2-1)/ 2, где n - общее число понятий. Для наглядности на регистрационном бланке строится график, иллюстрирующий расхождение по каждому понятию методики между показателем "Ценность" и "Доступность" (обычно при пользовании бланками красным цветом строится график по "Ценности", синим или черным - по "Доступности"). В нашем случае при n =12 теоретические границы индекса расхождения находятся в пределах 0 - 72 (0 - когда графики по "Ценности" и "Доступности" совпадают, означая полное отсутствие расхождения в мотивационно-личностной сфере, соответствующее субъективной формуле: "Ценное" - одно и то же для меня, что "Доступное", и, наоборот, "Доступное" одно и то же, что "Ценное"; 72 - когда графики по "Ценности" и "Доступности" зеркально расходятся, означая полное несовпадение "Ценного" и "Доступного", соответствующее субъективной формуле: "Того, что для меня ценно, нет, а то, что есть, мне не нужно" - см. приведенный выше рис. № 1). Указанием на наличие внутреннего конфликта в той или иной сфере будет являться значительный разрыв в ней (> 4) между показателями "Ценность" и "Доступность" по какому-либо понятию (i) в случае, когда Цi > Дi. Значительный разрыв между показателями "Ценность" и "Доступность" (> 4), когда Дi > Цi, будет указывать на наличие "внутреннего вакуума", неудовлетворенности в конкретной жизненной сфере (i), "ощущения внутреннего балласта", и возможных других ощущений -"избыточности присутствия", ненужности, никчемности. Интегральный (суммарный) показатель "Ценность-Доступность" (R), в свою очередь, будет свидетельствовать о глубине не всегда осознаваемого состояния вовлеченности личности в собственные внутренние конфликты, степени внутренней неудовлетворенности, блокады основных жизненных потребностей.

Кроме использованных и описанных выше показателей методики УСЦД "Ценность" (Ц), "Доступность" (Д), "Внутренний конфликт" (ВК), "Внутренний вакуум" (ВВ), индекс расхождения "Ценность - Доступность" ("Ц - Д" или R), автор методики использует еще одно понятие - "Нейтральная зона" (НЗ). Оно определяется как совокупность показателей, где нет заметных "внутренних конфликтов" и"внутренних вакуумов", т.е. где |Ц-Д| < 4. Все сферы, которые, таким образом, попадают в НЗ, представляют своего рода "бесконфликтную", нейтральную зону, где потребности желаемого и возможности его удовлетворения в основном совпадают. Чтобы увидеть, что доминирует в мотивационно-личностной сфере - ВК, ВВ или НЗ, необходимо посчитать их суммарное процентное соотношение ВК:ВВ:НЗ (%), исходя из того, что все расхождение "Ц - Д" (R) принимается при этом за 100%.

Имеющиеся нормы по индексу расхождения "Ц - Д" (R) следующие:

М ± m мужчины 33,07 ± 1,7 п=43 человека

М ± m женщины 37,02 ± 1,6n=46 человек

К описанию настоящей методики следует добавить, что в экспресс-диагностике измерение соотношения "Ценность - Доступность" может быть упрощено и проводиться не методом попарного ранжирования, как это предлагается в выше представленном, психометрически наиболее точном варианте методики, а методом субъективных оценок по 10-бальной шкале "Ценности" и "Доступности" (см. ниже методику "Свободный набор ценностей" и приложение к ней).

Сферы, предназначенные для оценки их по параметрам "Ценность" и "Доступность", можно варьировать, в зависимости от целей и задач намеченного исследования, но в таком случае следует получить уже другие "нормы". Параметры сопоставления, направленные во взаимодействии на выявление локальных конфликтов (рассогласований) для конкретной сферы или деятельности, могут быть также модифицироованы: "Ценность" и "Доступность" можно заменить на "Важность" и "Реальность" или "Необходимость" и "Возможность".

Возможности методики УСЦД в индивидуальной психотерапии и консультировании

Автор методики на основе анализа своего опыта её использования выделяет два типа реакций респондентов, клиентов на результаты диагностики. Одни клиенты узнавали в результатах самих себя, как бы подтверждая "образ самого себя" уже другими, научными данными. Другая группа клиентов не совсем соглашалась сразу, т. к. очень многие ВК и ВВ этих клиентов находились на бессознательном уровне, в состоянии вытеснения. Им говорилось при этом, что это только объективные факты, но в силу своей проблематичности в жизни они могут и не осознаваться, но совсем "забыть" о себе связанные с этими фактами жизненные обстоятельства также не дадут и будут часто напоминать о себе в силу их острой проблематичности.

Тактика психологической беседы с клиентом строилась таким образом, чтобы предоставить ему возможность рефлексивного сокращения разрыва между "Ценностью" и "Доступностью" в плане его неразрешенных проблем. Теоретически здесь предполагалось сближение смыслообразующего мотива, выходящего на определенную жизненную ценность, с представлением о путях его реализации. Особое внимание при этом уделялось усилению и расширению функций всех механизмов целеполагания, прямо или косвенно связанных с ценностно-ориентированным смыслообразующем мотивом, что в терминах методики может быть охарактеризовано как "подъем доступности". Беседа с клиентом проходила, как правило, в диалогическом стиле "активного вслушивания в клиента", предложенным Карлом Роджерсом. Важным условием было установление достаточного эмпатического контакта и диалогической формы общения, к которой многие из клиентов не привыкли, идентифицируя поначалу психолога с врачом и некоторое время ожидая установления знакомой им традиционной директивой формы общения: "вопрос врача - ответ пациента". Специфика проводимых с клиентами бесед каждый раз зависела от конкретной ситуации, индивидуальности клиентов, которые не поддаются алгоритмизации. Однако, если все же попытаться структурировать беседу с клиентом на основе результатов, полученных по методике УСЦД, то условно можно выделить три содержательных аспекта ее проведения.

Первый аспект - попытка пересмотреть отношение к "Доступности" в случаях, когда "Ценность" резко превышает "Доступность". Предусмотреть возможность сокращения "разрыва" за счет подъема уровня "Доступности", достигаемого, благодаря актуализации всех резервных, неиспользованных возможностей решения проблемы. Прицельно остановиться на специфике переживаний клиента относительно того, что представляет собой "заблокировавшая" смыслообразующий мотив "недоступность", чем она является для него в экзистенциальном плане рассмотрения его проблем, а именно - в контексте внутренней логики и рефлексии всей его жизни.

Второй аспект - попытка нейтрализовать субъективную, болезненную "остроту" недоступной ценности. Иными словами, переключить по возможности "фокус внимания" на временную перспективу решения жизненно важных проблем, на относительность и преходящий характер того, что внутренне принято считать "недостижимым идеалом". Если анализировать диалог "психолог - клиент", содержательно проходящий в этом направлении, то со стороны может показаться, что психолог как бы сознательно стремится "принизить" для клиента значимость недоступной ценности. На самом деле в этом случае речь должна идти не о дезактуализации ценности как таковой (т. е. не о снятии смыслообразующего мотива), а скорее об изменении ее эмоциальной переработки, снятии аффективных компонентов в переживании благодаря допустимой мобилизации других смыслообразующих мотивов, а также путем изменения способов переживания в отношении имеющихся "идеальных объектов".

Третий аспект ведения беседы может включать в себя последовательное сочетание первого и второго аспектов.

Конечный выбор тактики диалога с клиентом возможен лишь в ходе самой беседы на этапе, когда уже четко "вырисовывается" специфика конкретного случая.

МЕТОДИКА «Свободный выбор ценностей».


Как было уже сказано выше, данная методика постепенно создавалась автором в основном только с одной целью - охватить "ценностное ядро" личности как можно более полно, чтобы в итоге иметь информацию не только о ВК и ВВ (хотя данная методика позволяет и это), но и о функционирующей в мотивационно-личностной сфере системы наиболее значимых, влияющих на поведение и деятельность и частично взаимосвязанных между собой ценностей.

При создании этой методики было задействовано три методических приема: увеличение длины "ценностного ряда" до 73 наименований, обеспечение возможности "свободного выбора" этих ценностей с последующим ограничением всего ряда до 10 ценностных наименований и возможное (при желании испытуемого) дополнение предлагаемого списка своими, очень значимыми и отсутствующими в нем ценностями (73 ценности "Свободного выбора..." можно дополнить до 80 ценностных наименований).

Список для "Свободного выбора ценностей представлен в виде чередования разнопорядковых ценностей, охватывающих самые разные стороны человеческого бытия. Их можно классифицировать следующим образом: "Ценности как отношения к жизненным проявлениям и объектам", "Ценности как характерологические и личностные качества", "Ценности как материальные и житейские блага", "Ценности как процессы определенной деятельности, как занятия чем-либо", "Ценности как интересы к чему-либо".

Списки из 10-ти выбранных ценностей, составленные разными испытуемыми, каждый раз представляют собой своего рода "ценностную канву", состоящую из разнопорядковых ценностей, находящихся, однако, в индивидуальном внутреннем "гештальте" испытуемого, в определенной, уникальной для каждого, внутренней системе, раскрывающей его "ценностное ядро".

ИНСТРУКЦИЯ: К заполнению приступайте только после того, как прочтете инструкцию до конца. Перед Вами список из двенадцати понятий, каждое из которых означает одну из общечеловеческих ценностей:

1. Активная, деятельная жизнь;

2. Здоровье (физическое и психическое здоровье);

3. Интересная работа;

4. Красота природы и искусства;

5. Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

6. Материально-обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

7. Наличие хороших и верных друзей;

8. Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений);

9. Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, а также интеллектуальное развитие);

10. Свобода как независимость в поступках и действиях;

11. Счастливая семейная жизнь;

12. Творчество (возможность творческой деятельности).

Вам предстоит сравнить все эти понятия-ценности попарно между собой на специальном бланке. Следует провести два сравнения (по двум разным критериям).

Далее смотри бланк:

На бланке две матрицы. В них записаны пары цифр, каждой цифре соответствует ценность, которая стоит под этим номером в списке. Заполнение начинайте с матрицы №1.

Сравнения в первой матрице производятся на основании того, что представленные в этом списке ценности имеют для Вас разную значимость, разную степень привлекательности. Вы смотрите каждую пару и выбирайте из двух ценностей ту, которая кажется Вам более важной в этой паре. Её Вы обводите в кружок.

Пример: Вам дана пара 2 3. Под цифрой 2 обозначено здоровье, под цифрой 3 - интересная работа. Если Вы обвели 2, то это означает, что здоровье для Вас важнее, чем интересная работа.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных