Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методики исследования и диагностики некоторых жизненных отношений личности




 

Мето­дика “Направленность личности в общении” (С.Л.Братченко). Методика «НЛО» предназначена для изучения направленности личности в общении, понимаемой её автором как совокупность более или менее осознанных личностных смысловых установок и ценностных ориентаций в сфере межличностного общения, как индивидуальная «коммуникативная парадигма», включающая представления о смысле общения, его целях, средствах, желательных и допустимых способах поведения в общении и т.д.[15] Иными словами, методика позволяет изучить ценностно-смысловые отношения личности в сфере ей общения с другими людьми. В её основе лежит метод неоконченных предложений. Существуют две формы методики: базовая, не имеющая профессиональной спецификации, и вторая – ориен­тированная на изучение направленности в профессиональном общении. Методика позволяет выявить сте­пень выраженности видов направленности личности (в %) в непрофессиональном и профессиональном общении, а также доминирующий вид направленности в общении и соотношение степени выраженности остальных видов. Ав­тором методики выделено шесть видов направленности в общении: диалогическая, авторитарная, манипулятивная, альтероцентристская, конформная и индифферентная, суть которых описана ниже. Представляется, что с помощью этих видов более или менее полно можно охарактеризовать многообра­зие индивидуальных вариантов содержания направленности в общении, а также отразить сложность и многогранность этого личностного образования.Методика «НЛО» относится к проективным, в её основе лежит метод неоконченных предложений. Как любая проективная методика при её квалифицированном применении она даёт важную информацию о глубинных особенностях психики. Братченко С.Л. выделены шесть основных видов НЛО: диалогическая коммуникативная направленность (Д-НЛО), авторитарная (АВ–НЛО); альтероцентристская (Ал–НЛО); манипулятивная направленность (М–НЛО); конформная (К-НЛО); индифферентная (И–НЛО). Эти виды коммуникативной направленности характеризуются следующими признаками, которые служат одновременно основой для оценки проективного материала:

1)Д–НЛО – ориентация на равноправное общение, которое основано на

взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание, взаимную

открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотрудничеству.

2) АВ–НЛО – ориентация на доминирование в общении, стремление подавить личность собеседника, подчинить его себе, «коммуникативная агрессия», когнитивный эгоцентризм, «требование» быть понятым или требование согласия с собственной позицией, нежелание понимать собеседника, неуважение к чужой точке зрения, ориентация на стереотипное «общение-функционирование», коммуникативная регидность.

3) М–НЛО – ориентация на использование собеседника и всего общения в своих целях, для получения разного рода выгоды, отношение к собеседнику как к средству, объекту своих манипуляций. Стремление понять собеседника, чтобы получить нужную информацию, в сочетании с собственной скрытностью, неискренностью. Ориентация на развитие и хитрость в общении, но односторонняя – только для себя за счёт другого.

4) Ал–НЛО – добровольная «центрация» на собеседнике, ориентация на его цели, потребности и т.д. и бескорыстное жертвование своими интересами, целями. Стремление понять запросы другого с целью их наиболее полного удовлетворения, но безразличие к пониманию себя с его стороны. Стремление способствовать развитию собеседника даже в ущерб собственному развитию и благополучию.

5) К–НЛО – отказ от равноправия в общении в пользу собеседника. Ориентация на подчинение силе авторитета, на «объектную» позицию для себя. Ориентация на некритическое «согласие» (уход от противодействия), отсутствие стремления к действительному пониманию и желания быть понятым. Направленность на подражание, реактивное общение, готовность «подстроиться» под собеседника.

6) И – НЛО – такое отношение к общению, при котором игнорируется оно само со всеми его проблемами, доминирование ориентации на «сугубо деловые» вопросы, «уход» от общения как такового[15].

Ценность методики «НЛО» связана с тем, что итоговая оценка («формула») отражает весь спектр обозначенных выше видов направленности и позволяет определить преобладающую коммуникативную тенденцию, благодаря чему сохраняются целостность, сложность и многогранность личности как субъекта общения. Методика «НЛО» прошла соответствующие психометрические процедуры и показала достаточную ретестовую надёжность и конструктную валидность.

Текст методики «НЛО»

1. Тема нашей беседы …

2. Чтобы собеседник правильно понял меня …

3. Я хотел бы общаться с человеком, для которого мои переживания …

4. Для меня очень важно, чтобы собеседник в общении со мной исходил из...

5. Я ожидаю от собеседника …

6. Если я считаю, что собеседник не прав …

7. Считаю правильным, если в общении со мной собеседник ставит своей целью…

8. Доверие собеседника ко мне …

9. Если собеседник перестаёт меня слушать …

10. Мне нравится такое общение …

11. Собеседник ожидает от меня …

12. Если собеседник считает, что я не прав …

13. Усилия партнёров по общению должны быть направлены на …

14. Чтобы я понял собеседника …

15. То, что собеседник переживает …

16. В общении я стараюсь исходить из …

17. Если в общении назревает конфликт …

18. Я стараюсь занять в общении позицию …

19. Для меня главная цель общения …

20. Доверять собеседнику …

21. Если собеседник меня не понимает …

22. Обычно я начинаю общение …

23. Собеседник в общении никогда не должен …

24. Для меня самое трудное в общении …

25. Если я не понимаю собеседника …

26. Мне бы хотелось, чтобы собеседник занял в общении позицию …

27. Если собеседник не отвечает на мой вопрос …

28. В общении мне больше всего не нравится …

29. Если собеседник меня перебивает …

30. В общении я никогда не должен …

31. В конце разговора …

Обработка и интерпретация результатов Для обработки проективного материала используется описанная выше система категорий (виды коммуникативной направленности). Каждому «ответу» (часть стемов - №1; 13; 22; 24; 28 – выполняют специфические функции и в данном контексте обработке не подлежат) на основании сопоставления с характеристикой видов НЛО присваивается определённая категория – «Д» или «АВ», или «М» и т.д., в случае невозможности однозначно интерпретировать тот или иной «ответ», допускается приписывание сразу двух категорий, а в более неясных вариантах категория не приписывается. Кроме оценки «ответов» по категориям (качественная оценка), каждому из них присваивается также ещё и балл (от 0 до 5) – в зависимости от степени полноты и чёткости выраженности в «ответе» данной направленности (количественная оценка).

Наиболее существенный критерий для определения вида НЛО – соотноше-

ние позиций собеседников с точки зрения их равноправия (неравноправия) симметричности требований и ожиданий. Для более точной оценки прективного материала по этому вопросу, важному критерию в методике использован специальный приём, получивший название «инвертированный стем». Суть его заключается в том, что часть стемов имеет в списке «зеркальную» пару – т.е. одна и та же коммуникативная ситуация, представлена в одном стеме с позиции самого отвечающего, а в другом (составляющим с первым пару) – с позиции его воображаемого собеседника, причём, в списке, диктуемом респонденту, «парные» стемы расположены не рядом, а разнесены (например, одну из пар составляют стем №5 «Я ожидаю от собеседника …» и стем №11 «Собеседник ожидает от меня …»). «Ответы» на парные стемы оцениваются как целое, путём сопоставления обоих ответов между собой, а для придания большего удельного веса оценка пары (в баллах) умножается на три. Например, пара №3 «Я хотел бы общаться с человеком, для которого мои переживания… являются близкими и он не безразличен к ним», №15 «То, что собеседник переживает … для меня безразлично, главное, чтобы он обо мне хорошо думал» – получает в итоге оценку АВ-15 (пара получает категорию «АВ» и максимальный балл – 5, который утраивается).

Для того чтобы сделать интерпретацию «ответов» более точной и обоснованной, используется «ключ» – подборка наиболее характерных и распространённых вариантов «ответов», предварительно прошедших экспертную оценку. «Ключ» предназначен для решения двух задач: во-первых, для оценки конкретных «ответов» (путём нахождения наиболее близких им в «ключе»), во-вторых, для обучения желающего овладеть методикой «НЛО». Однако ключ не должен использоваться как догму, он должен служить ориентировочной основой для мысленного диалога исследователя с респондентом, в результате которого только и может произойти адекватное понимание последнего, правильная оценка его коммуникативной направленности.

Каждый «ответ», таким образом, получает определённую оценку – категорию и балл. Затем выводится итоговая оценка всего протокола, для чего суммируются баллы по каждой категории в отдельности (учитываются как оценки отдельных стемов, так и пар; в варианте НЛО-3 почти все стемы парные). В результате каждый протокол получает итоговую оценку в виде определённой «формулы» коммуникативной направленности, к примеру, итоговая оценка одного из протоколов выглядит так: Д-2, АВ-40, М-4, АЛ-0, К-8, И-12. Поскольку общая сумма баллов (по всем категориям) для разных протоколов различна, то для сравнения результатов респондентов между собой абсолютные значения переводятся в относительные – в процентах к общей сумме баллов данного протокола. Тогда итоговая оценка протокола из приведённого примера будет выглядеть так: общая сумма баллов – 66 (100%), по категориям – Д – 3%, АВ – 61%, М- 6%, АЛ – 0%, К – 12%, И – 18%. Для анализа и дальнейшей интерпретации результатов используется именно «формула» в целом, хотя в отдельных случаях в протоколе могут быть ненулевые оценки только по двум-трём категориям или даже (очень редко) – по одной. Как правило, в протоколах представлены в той или иной степени все виды коммуникативной направленности. В то же время обычно в итоговой оценке можно выделить тенденции, преобладающий вид НЛО (в рассмотренном выше примере хорошо видна авторитарная тенденция), выявить определённую логику распределения баллов по категориям и т.д. – это и является предметом дальнейшей интерпретации результатов, консультирования респондентов и т.п.

Методики исследования и диагностики отношения к смерти

В психологической науке вопрос об отношении человека к смерти долгое время оставался без внимания, и относился, скорее, к сфере философии. Лишь на протяжении последних сорока лет в мире наблюдается интенсивный рост исследований и публикаций, посвященных страху смерти и танатической тревоге. Под термином «танатичесакая тревога» принято понимать «неприятное эмоциональное состояние, возникающее при размышлении человека о собственной смерти» (Д. Темплер, 1970), или «беспредметный и нелокализованный страх смерти» (И. Ялом, 1980) [22, с. 2], который может проявляться как на осознаваемом уровне, так и на неосознаваемом уровне и ассоциироваться как с негативными, так и с позитивными образами смерти. Отношение к смерти, таким образом, сводится к страху и тревоге, что, видимо, обусловлено преимущественной представленностью этих переживаний в отношении людей к смерти. Однако, понятно, что отношение к смерти проявляется в более широком круге спектре переживаний, мыслей, интенций. Отношение к смерти – одно из важнейших жизненных отношений личности, соотносимое с отношением ее ко всей своей жизни в целом, с осмыслением ею собственной жизни и проявляющееся в мыслях, чувствах, интенциях и стремлениях человека.

В отечественной психологии работ, посвященных проблеме отношения человека к собственной смерти, крайне мало. В зарубежных исследованиях, изучавших в последние десятилетия танатическую тревогу и страх смерти как проявления отношения к смерти, накоплен некоторый методический опыт [22], чего нельзя сказать об отечественной исследовательской и диагностической практике, испытывающей явный дефицит методических средств, могущий быть использованным для этих целей. В определённой мере этот пробел могут восполнить приводимые ниже методики зарубежных авторов, адаптированные Т.А. Гавриловой 22]

 

1. "Шкала Страха Смерти" Дж. Бойяра. (Boyar’s Fear of Death Scale – FODS).

На основе индивидуальных интервью автор методики оценил их при помощи "компетентных судей" и затем определил попунктную надежность и внутреннюю согласованность шкалы. В результате получилась шкала из 18 вопросов.

 

 

Шкала Страха Смерти" Дж. Бойяра. (Boyar’s Fear of Death Scale – FODS)

 

ВОПРОСЫ Да Нет
1. Кладбища, по – видимому, расстраивают многих людей, но не меня.    
2. Меня пугает идея, что после смерти я никогда снова не смогу мыслить.    
3. Мысль о том, что я могу умереть молодым, не волнует меня.      
4. Меня беспокоит чувство, как много всего я потеряю со смертью.      
5. Я не озабочен тем, что после смерти буду лежать в гробу.      
6. Некоторые люди боятся умереть, но не я.      
7. Меня пугает боль, связанная с процессом умирания.      
8.Меня пугает мысль о том, что меня похоронят.      
9. Незнание того, на что похожи чувства умирающего, делает меня тревожным.      
10. Я не боюсь долгой медленной смерти.      
11. У меня бывают моменты, когда я действительно впадаю в расстройство из – за смерти.      
12. Гробы вызывают у меня тревогу.      
13. Состояние полной обездвиженности после смерти беспокоит меня.      
14. Меня расстраивает то, что после смерти я никогда ничего снова не смогу чувствовать.      
15. Вид трупа совсем не заставляет меня тревожиться.      
16. Я совсем не расстраиваюсь из – за неизбежности смерти.      
17. Меня пугает то, что после смерти я буду полностью изолирован.      
18. Меня не заботит то, что будет с моим телом после смерти.      

 

 

2 ."Шкала Тревожности по поводу Смерти", Д. Темплера. (“Death Anxiety Scale” – DAS).

В 1967 году Д. Темплер впервые представил разработанную им и впоследствии получившую наибольшее распространение и признание в мире "Шкалу Тревоги по поводу смерти" ("Шкалу Танатической тревоги" в транскрипции) (“Death Anxiety Scale” – DAS). К настоящему времени насчитывается более 20 работ, посвященных как проверке ее психометрических характеристик, так и исследованию корреляций танатической тревоги с личностными, религиозными, интеллектуальными и другими параметрами. Шкала адаптирована к арабской, немецкой, испанской, индийской, китайской, корейской, японской популяциям. Она содержит 15-ть утверждений, выдержавших проверку содержательной и конструктной валидности и внутренней согласованности. Темплер проводил также и исследования структуры своей шкалы. Было обнаружено, что DAS охватывает четыре фактора: когнитивно – аффективную озабоченность смертью, озабоченность физическим изменением, осознание течения времени, озабоченность болью и стрессом. По мнению автора, установленная им структура шкалы свидетельствует о том, что танатическая тревога является формой тревоги по поводу двух фундаментальных человеческих состояний – отделения и изменения. Иначе говоря, измеряемая DAS танатическая тревога предстает компонентом экзистенциальной тревоги, так как связана с изначальными проблемами человеческого существования.

"Шкала тревожности по поводу смерти" Д. Темплера

Death Anxiety Scale” – DAS

 

ВОПРОСЫ Да Нет
1. Я очень сильно боюсь умереть.      
2. Мысли о смерти редко приходят мне в голову.      
3. Меня не нервирует, когда люди говорят о смерти.      
4. Я боюсь думать о том, что мне может потребоваться хирургическая операция.      
5. Я совсем не боюсь умереть.      
6. Я не очень – то боюсь заболеть раком.      
7. Мысли о смерти никогда не посещали меня.      
8. Я часто расстраиваюсь оттого, что время летит так быстро.    
9. Я боюсь умереть мучительной смертью.      
10. Тема жизни после смерти сильно волнует меня.      
11. Я по – настоящему боюсь, что со мной может произойти сердечный приступ.      
12. Я часто думаю о том, как в действительности коротка жизнь.      
13. Я вздрагиваю, когда слышу разговор о третьей мировой войне.    
14. Вид мертвого тела страшит меня.      
15. Я считаю, что в будущем у меня не может быть ничего такого, чего я мог (ла) бы бояться.        

 

3. Методика “Метафоры Личной Смерти” Дж. МакЛеннана. (Metaphors of Personal Death – RDFS).

Эта методика разработана в 1992 – 1996 годах Дж. МакЛенноном. Он сос-тавил два ряда метафор из фантазийных образов смерти, обнаруженных Х.Фей-фелем и М.Нэги, а также в его собственных исследованиях. Получилось две субшкалы – негативные метафоры смерти и позитивные метафоры смерти. Рес-пондентам предлагается оценить по пятибалльной шкале каждую из метафор, в соответствии с тем, как они описывают их собственное восприятие смерти. Исследование показало внутреннюю согласованность шкал, и их надежность, валидность и относительную независимость от нейротизма, экстраверсии и со-циальной желательности. Данная методика показала свою полезность при от-боре волонтеров для работы с терминально больными пациентами клиник, а также для исследования установок, связанных с проблемой ВИЧ – инфицирова-ния. Автор подчеркивает, что RDFS в отличие от самооценочных опросников позволяет "ухватить" неосознаваемый уровень предположений о собственной смерти [2.10].

 

Методика “Метафоры Личной Смерти” Дж. МакЛеннана

(Metaphors of Personal Death – RDFS)

Инструкция: ниже приведены некоторые метафоры (или образы), которые люди используют для того, чтобы описать их понимание собственной смерти. Мы просим Вас оценить то, как каждая из этих метафор может описать Вашу точку зрения на собственную смерть. Пожалуйста, оцените каждую нижеприведённую метафору или образ по пятибалльной шкале

 

1. Утешающий родитель          
2. Густой туман          
3. Жрущий тигр          
4. Успокаивающий ветерок          
5. Воссоединение семьи          
6. Молот          
7. Заслуженный отдых          
8. Безобразный монстр          
9. Высокая каменная стена          
10. Холодное одинокое путешествие          
11. Падение со скалы          
12. Новый опыт          
13. Ясное свежее утро          
14. Возвращение домой          
15. Черная дыра          
16. Мирный сад          
17. Большое приключение          
18. Пустое сумрачное пространство          

 

А теперь, невзирая на то, как Вы оценили предложенные выше образы, опишите, пожалуйста, своими словами метафору или образ, который наилучшим образом описывает то, как Вы можете думать о своей собственной смерти.

 

Субшкала позитивных метафор смерти: 1, 4, 5, 7, 12, 13, 14, 16, 17

Субшкала негативных метафор смерти: 2, 3, 6, 8, 9, 10, 11, 15, 18

 

Контрольные вопросы и задания к модулю 3

1. Методика изучения системы жизненных смыслов (Котляков В.С.): её возможности и ограничения.

2. Особенности построения и использования методики М. Рокича и её модификаций в отечественной психологии (Д.А. Леонтьева, Е.Б. Фанталовой).

3. Возможности и ограничения методики М. Рокича и её модификаций в отечественной психологии (Д.А. Леонтьева, Е.Б. Фанталовой).

4. Опросник терминальных ценностей (Н.Г. Сенин) и его модифицированный вариант: его возможности и ограничения.

5. Особенности построения и использования методики исследования и диагностики смысложизненных ориентаций (Д.А. Леонтьев).

6. Анкета "О смысле жизни" (Чудновский В.Э., Вайзер Г.А.): особенности обработки и интерпретации полученных с её помощью данных.

7. Мето­дика “Направленность личности в общении” (С.Л.Братченко): её теоретические основы, возможности и ограничения.

8. Под направленностью личности в общении С.Л. Братченко понимает, прежде всего, (ценностно-смысловые критерии общения).

9. Методики исследования отношения к смерти. Особенности их построения и использования.

10. Основанием для выделения М. Рокичем терминальных и инструментальных ценностей является (их функциональное значение)

 

Проектные задания к модулю 3

Задание 1.

С помощью освоенных студентами методик и методических приёмов Life-Line предлагается изучить, описать и проанализировать субъективную картину жизни одного-двух человек; определить цель, задачи и направления практической психологической работы с ними в случае их обращения за практической психологической помощью.

Отчет о выполнении задания сдается в письменной форме

 

Литература, рекомендуемая при выполнении задания:

1. Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути // Под ред. А.А. Кроника.- М. Прогресс, 1993.

2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев; Наукова Думка, 1984.

3. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983.- Т.4.- №5.- С.57-63.

4. Муздыбаев К. Измерение надежды // Психологический журнал. - 1999. - Том 20. - № 3, № 4.

 

Задание 2

Ознакомление с некоторыми методами изучения восприятия и переживания личностью собственной жизни: «Индекс жизненной удовлетворённости» (И.В. Панина); методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Д. Рассел, М. Фергюссон); методика диагностики кризиса середины жизни (А.А. Кроник, Р.А. Ахмеров). Ознакомление с методиками осуществляется в процессе самодиагностики и анализа её результатов.

 

Литература, рекомендуемая при выполнении задания:

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Айзенк Г., Айзенк М. Фактор счастья // Исследование человеческой психики. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. С. 255-288.

3. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

4. Габдулина Л.И. Жизненная удовлетворённость, счастье и их обусловленность ценностными и смысложизненными ориентациями // Северо-Кавказский психологический вестник. Приложение 1. Ростов н /Д. 2003. С. 59-65.

5. Джидарьян И.А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, 2001.

6. Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: психология значимых отношений. М., 2001.

7. Кроник А.А., Ахмеров Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003.

8. Панина Н.В. Индекс жизненной удовлетворённости // Life-line и другие новые методы психологии жизненного пути. М.: Прогресс, 1993. С. 107-114.

9. Шукшин Н.А. Психология счастья: Простые решения сложных вопросов. Урал Л.Т.Д. Аркаим, 2004.

Задание 3

С помощью освоенных студентами методик исследования и диагностики отношения к смерти предлагается изучить, описать и проанализировать отношение к смерти одного-двух человек; определить цель, задачи и направления практической психологической работы с ними в случае их обращения за практической психологической помощью.

Отчет о выполнении задания сдается в письменной форме

 

Литература, рекомендуемая при выполнении задания:

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. Пер. с франц. М.: «Прогресс». 1992.– 528 с.

2. Габдулина Л. И. Осмысленность жизни и отношение к смерти на разных этапах жизненного пути личности. // Северо-кавказский психологический вестник 2004, № 2. Ростов н/Д. 2004. – С. 13 – 19.

3. Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики. // Прикладная психология, 2001 № 6. – С. 1 – 8.

4. Карандашев В. Н. Жить без страха смерти./ В. Карандашев. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Смысл: Акад. Проект., 1999. – 335 с. – (Психологическая культура)

5. Монтень. Опыты: В 3-х кн.: Т.1.М.:Голос,1992. – 390 с.

6. Моуди Рэймонд А. Жизнь до жизни: Исследование регрессий в прошлые жизни; Жизнь после жизни: Исследование феномена «соприкосновения со смертью»/ Пер. с англ.: О. Лебедева, Я. Сенкевич. – Киев: София, 1994. – 351 с.

7. Попогребский А. П. Смысл жизни и отношение к смерти. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур: Смысл, 1997. С. 177 – 200.

8. Фейфел Г. Смерть – релевантная переменная в психологии. / Экзистенциальная психология. Экзистенция. // Пер. с англ. М. Занадворова, Ю. Овчинниковой. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – 624 с. (Серия «Психологическая коллекция»). С. 48 – 58.

9. Фрейд З. Мы и смерть. По ту сторону принципа наслаждения. – Рязанцев – Танатология – наука о смерти. – СПб, Вост.-Европ. ин-т психоанализа, 1994, 380 с.

10. Шор Г. В. О смерти человека. (Введение в танатологию) / [Г. В. Шор]. – СПб.; Изд-во СПбГМУ,2002. – 271 с.: ил.

11. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М.: Независимая фирма "Класс", 1999.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современной российской психологии активно обсуждаются проблемы, которые традиционно относились к предмету экзистенциальной психологии. Научное обсуждение и решение этих проблем наталкивается на серьезные методологические трудности. Они связаны с трудностью совмещения методологических принципов экзистенциальной психологии с исследовательскими традициями, выработанными в отечественной психологии. Это обстоятельство обусловливает необходимость четкого определения теоретических оснований изучения жизненного пути личности и изучения личности в контексте её индивидуальной жизни.

Возможны следующие пути преодоления обозначенных трудностей. Первый путь – это некритическое заимствование экзистенциальной методологии, второй путь – это постановка «классических» проблем экзистенциальной психологии на методологический фундамент отечественной психологии. Второй путь является весьма продуктивным, поскольку методологические принципы и подходы отечественной психологии имеют для этого достаточный исследовательский потенциал. Для этого необходимо заново осмыслить и возродить наследие многих отечественных экзистенциально мыслящих психологов – Н. А. Рыбникова, С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева и др. Немалый исследовательский потенциал для изучения экзистенциальных проблем человека имеет и зарубежная психология. Всё вместе позволит более четко определить теоретические основания изучения жизненного пути личности и изучения личности в контексте её индивидуальной жизни, а также наращивать соответствующий им методический инструментарий.

 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна: К 100-летию со дня рождения. – М.: Наука, 1989. – 248 с.

2. Адлер А. Наука жить. – Киев: Port-Royal, 1997. – 315 с.

3. Адлер А. Смысл жизни // Философские науки. – 1998. – № 1. – 15– 26.

4. Адлер А. Что означает для тебя жизнь. – М.: АСТ, 1998.

5. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: В 2 т. Т. 1. – М.:Педагогика, 1980. – 232 с.

6. Ананьев Б. Г. К онтопсихологии человека // Теоретическая и прикладная психология в Ленинградском университете. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1969. – С. 3–17.

7. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – М.:Наука, 1977. – 380 с.

8. Ананьев Б. Г. Человек как объект познания. – Л.: Изд-во Ленингр. университета, 1968.

9. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. – М.: Наука, 1981. – С. 3–19.

10. Анцыферова Л. И. Психологическое учение о человеке: теория Б. Г. Ананьева, зарубежные концепции, актуальные проблемы // Психологический журнал. – 1998. – Т. 19. – № 1. – С. 3–15.

11. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Москва – Воронеж: Модэк, 1996. – 768 с.

12. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: Прогресс, 1988.

13. Братусь Б. С. Аномалии личности. – М.: Мысль, 1988. – 304 с.

14. Братусь Б. С. Смысловая вертикаль сознания личности // Вопросы философии. – 1999. – № 11. – С. 81– 89.

15. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов.-Псков, 1997.- 68 с.

16. Бубер М. Я и Ты. – М.: Высшая школа, 1993.

17. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. – СПб.: Питер,2001. – 304 с.

18. Варламова Е. П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности человека: рефлексивно-гуманистический подход. – М.: ИП РАН, 1998. – 195 с.

19. Варламова Е.П. Психология судьбы, биографический метод // Журнал практического психолога. – 2000. – № 5-6.

20. Варламова Е.П. Рефлексивно-инновационная методика «Контрасты вашей судьбы» // Журнал практического психолога. – 1997. – № 3.

21. Габдулина Л. И. Осмысленность жизни и отношение к смерти на разных этапах жизненного пути личности. // Северо-кавказский психологический вестник 2004, № 2. Ростов н/Д. 2004. – С. 13 – 19.

22. Горностай П.П. Жизненные роли в теории личности // I Всерос. науч.- практ. конф. по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М., 2001. С. 131-134.

23. Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностики. // Прикладная психология, 2001 № 6. – С. 1 – 8.

24. Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – 135 с.

25. Егорова М.С. Основы лонгитюдного метода. В кн.: Проблемы дифференциальной психофизиологии / Под ред. Э.А.Голубевой, И.В.Равич-Щербо. Т. 10. – М., 1981, стр. 22-45.

26. Знаков В.В. Экзистенциальная психология или психология человеческого бытия // I Всерос. науч.- практ. конф. по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М., 2001. С. 13-18.

27. Знаков В. В. Понимание субъектом мира как проблема психологии человеческого бытия // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А. В. Брушлинского. – М.: Академический проект, 2000. – С. 86–105.

28. Карпинский К. В. Биографический метод в исследовании жизненного пути личности // Псiхалогія. – 2001. – № 2 (23). – С. 89–105.

29. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Гродно: ГрГУ, 2002. – 167 с.

30. Кравченко Л.С. Биографическое интервью «Жизненный выбор». В кн.: Life-line и другие новые методы психологии жизненного. – М., 1993, стр. 74-81.

31. Кроник А.А. Психовозрастная коррекция и биографический тренинг. В кн.: Актуальные вопросы психологии личности. – М., 1988, стр. 229-241.

32. Кроник А.А., Ахмеров Р.А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. 284 с.

33. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983.- Т.4.- №5.- С.57-63.

34. Леонтьев Д. А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. – М.: Смысл, 2001. – С. 100–109.

35. Леонтьев Д. А. О предмете экзистенциальной психологии // Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. С. Мазур, А. И. Сосланда. – М.: Смысл, 2001. – С. 3–6.

36. Леонтьев Д. А. Что такое экзистенциальная психология? // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. – М.: Смысл, 1997. – С. 40–54.

37. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций.-М., 1992.

38. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций.-М.,1993.

39. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005.

40. Логинова Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. дис.... канд. психол. наук. – Л.: ЛГУ, 1975. – 18 с.

41. Логинова Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь // Принцип развития в психологии. – М.: Наука, 1978. – С. 156–172.

42. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444 с.

43. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. – М.: Смысл, 1999. – 424 с.

44. Мошкова Г.Ю. Контент-анализ биографического интервью «Путь в науку» / В кн.: Life-line и другие новые методы психологии жизненного. – М., 1993, стр. 63-71.

45. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.

46. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973. – 424 с.

47. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000. – 174 с.

48. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., 2005.

49. та, 1968. – 340 с.

50. Тихонравов Ю. В. Экзистенциальная психология: Учебно-справочное пособие. – М: Интел-Синтез, 1998. – 238 с.

51. Франкл В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. – СПб: Речь, 2000. – 286 с.

52. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

53. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Прогресс, 1989. – 272 с.

54. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430 с.

55. Фромм Э. Искусство любить. Исследование природы любви. – М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

56. Фромм Э. Человек для себя. – М.: Коллегиум, 1992. – 253 с.

57. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Ось-89, 1998. – 236 c.

58. Юнг К. Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991. – 304 с.

59. Юнг К. Г. Дух и жизнь. – М.: Практика, 1996.

60. Юнг К. Г. Проблема души нашего времени. – М.: Прогресс, 1994.

61. Ялом И. Теория и практика групповой психотерапии. – СПб: Питер, 2000. – 640 с.

62. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. – М.: Класс, 1998. – 575 с.

63. Ясперс К. Общая психопатология. – М.: Практика, 1997.

64. Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути // Под ред. А.А.Кроника.- М. П Ахмеров Р.А. Биографический тренинг при кризисах середины жизни. В кн.: Life-line и другие новые методы психологии жизненного. – М., 1993, стр. 143-150.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных