Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам запрещается.




Реставрацию особо выдающихся музейных ценностей, кроме самых простейших консервационных работ, допускается производить только с разрешения Министерства культуры СССР и при наличии заключения комиссии в составе авторитетных специалистов, музейных работников и реставраторов высшей квалификации.

 

 

Права и обязанности хранителя

и других сотрудников, выполняющих функции по

хранению

 

22. Учет и хранение музейных ценностей осуществляют хранители фондов и экспозиций музея.

 

В музеях, в штатах которых отсутствуют хранители отделов фондов, их обязанности и обязанности хранителей экспозиции возлагаются директором на научных сотрудников отделов.

 

Обязанности хранителя возлагаются также на директора передвижной выставки или другое лицо, сопровождающее экспонаты выставки.

 

23. Хранители назначаются и освобождаются приказом директора по согласованию с главным хранителем и заведующими соответствующими отделами (при наличии их в структуре музея).

 

24. Хранителями музейных фондов могут быть назначены лица, имеющие высшее (или среднее специальное) образование, проработавшие в должности научного сотрудника не менее года и прошедшие стажировку в музее по разделу хранительной работы не менее 3 месяцев.

 

25. Хранители непосредственно или через заведующих соответствующими отделами (если хранение фондов осуществляется по отделам) подчиняются главному хранителю (зав.фондами).

 

26. Хранители музейных ценностей из драгоценных металлов и камней утверждаются по представлению директора вышестоящими органами по подчиненности музея.

 

27. Хранители отвечают в установленном законом порядке за музейные ценности, находящиеся на их хранении, за правильный их учет и сохранность от повреждений и хищения.

 

28. При увольнении или переходе хранителя на другую работу в данном музее дирекция обязана обеспечить своевременную передачу находящихся на его хранении музейных ценностей новому работнику, а в случае невозможности этого - специально созданной комиссии.

 

29. В соответствии с должностными обязанностями хранители проводят следующую работу:

 

а) ведут строгий учет находящихся на их материально-ответственном хранении музейных ценностей;

 

б) хранят их в условиях, обеспечивающих сохранность от порчи и хищения.

 

30. Для этих целей хранители обязаны:

 

а) проводить прием фондов на материально ответственное хранение по соответствующим актам с перечислением всех принимаемых предметов и указанием состояния их сохранности в момент приема.

 

Акты приема на материально ответственное хранение утверждаются директором. Один экземпляр акта под расписку в книге регистрации выдается хранителю, второй поступает в отдел учета (там, где такого отдела нет, - к главному хранителю или директору), третий - в дело данного хранителя, которое находится у главного хранителя;

 

б) вести учет и периодически проверять наличие хранимых ими музейных предметов;

 

в) обеспечить их своевременную научную инвентаризацию;

 

г) распределять предметы по местам хранения в фондах по определенной системе и составлять топографические описи, научно-справочные картотеки и книжки хранителя;

 

д) принимать меры к обеспечению хранилищ и экспозиции музейным оборудованием (стеллажи, стенды, витрины, шкафы и т.д.), отвечающим правилам хранения музейных ценностей;

 

е) следить за состоянием музейного оборудования, а также за состоянием запоров и пломб на шкафах, витринах и т.п., запирать и пломбировать их своей печатью;

 

ж) следить за состоянием экспозиционных залов и хранилищ, запирать и пломбировать их по окончании работ в соответствии с установленным в музее внутренним распорядком, в случае отсутствия в этих помещениях круглосуточной охраны следить за соблюдением противопожарных правил.

 

Примечание:

 

1. В случае крайней необходимости вскрытия хранилища или витрины в отсутствие хранителя оно производится комиссией в составе трех сотрудников музея с обязательным присутствием в их числе главного хранителя (зав.фондами) или директора, а в отсутствие директора - его заместителя. При вскрытии хранилища обязательно составляется акт, фиксирующий причины и результаты вскрытия.

 

2. Право запирать и пломбировать экспозицию с соблюдением установленного порядка передачи экспонатов может быть поручено дежурному научному сотруднику по музею. График дежурств утверждается директором или главным хранителем (зав.фондами).

 

 

з) в случае обнаружения каких-либо недостатков в экспозиционных залах и хранилищах или в музейном оборудовании, ведущих к нарушению правил хранения музейных предметов, немедленно сообщать об этом заведующему отделом, главному хранителю (зав.фондами), заместителю директора по административно-хозяйственной части и директору;

 

и) контролировать допуск посетителей в хранилища и следить за строгим соблюдением ими установленных музейных правил, вести журнал регистрации посетителей хранилищ, не допускать в хранилища посторонних лиц, не имеющих на то разрешения директора или главного хранителя;

 

к) наблюдать за правильной, отвечающей музейным требованиям, уборкой помещений. Регулярно проводить занятия с музейными служителями по охране и уборке вверенных им помещений;

 

л) проводить систематическое наблюдение за состоянием сохранности музейных предметов и участвовать в реставрационных осмотрах;

 

м) вести журналы по консервации музейных предметов и картотеку сохранности, в которой фиксировать результаты их осмотров хранителями и реставраторами. Каждая новая запись должна иметь точную дату и подпись хранителя;

 

н) вести книгу (или сводку) ежедневных записей показателей температурно-влажностного режима в хранилищах и экспозиционных залах (два раза в день, в одни и те же часы - утром и вечером), а также составлять ежемесячно график колебаний температуры и влажности;

 

о) немедленно доводить до сведения заведующего отделом, главного хранителя (зав.фондами) и директора о всех случаях повреждений, заболеваний музейных предметов, отклонений температурно-влажностного и светового режимов от установленных норм и принимать меры к их устранению, а также проведению реставрационно-профилактических мероприятий;

 

п) немедленно ставить в известность заведующего отделом, главного хранителя (зав.фондами) и директора о всех случаях пропажи и хищения музейных предметов;

 

р) принимать меры к немедленному актированию всех случаев пропажи, хищения и повреждения музейных предметов, точно фиксируя обстоятельства, при которых эти случаи произошли. К акту прилагается фотография похищенного или поврежденного музейного предмета, а при отсутствии фотографии - точная выписка из инвентарной книги;

 

с) дважды в году представлять главному хранителю (зав.фондами) или в отдел учета сводку о движении фондов, находящихся в его хранении.

 

31. Хранитель имеет право:

 

а) требовать от администрации создания условий, необходимых для правильного хранения фондов, гарантирующих их от порчи и хищения:

 

б) пломбировать или опечатывать места хранения своим пломбиром или своей печатью. Снятие пломбы или печати хранителя другим лицом запрещается;

 

в) приостанавливать действия экспертов или реставраторов в случае угрозы сохранности предметов.

 

32. В случае длительного отсутствия хранителя заменяющее его лицо назначается по согласованию с главным хранителем приказом по музею с соответствующим оформлением передачи музейных ценностей.

 

33. В тех музеях, где имеются отделы учета (сектор), зав.отделом учета:

 

а) обеспечивает сохранность и строгий порядок ведения всей учетно-хранительской документации музея;

 

б) отвечает за своевременную регистрацию всех поступлений музея;

 

в) ведет контроль за своевременным возвратом всех предметов, выданных или принятых во временное пользование;

 

г) участвует в комиссиях по сверке наличия фондов;

 

д) контролирует сохранность и правильное ведение учетной документации, находящейся у хранителей и реставраторов.

 

В обязанности отдела учета не входит непосредственное хранение музейных фондов.

 

 

Организация работы по консервации и реставрации

музейных ценностей

 

34. Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры СССР, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.

 

35. В музеях, имеющих реставрационные мастерские или отдельных штатных реставраторов, должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учетно-хранительской) части музея или главным хранителем.

 

Положение о реставрационном совете и состав реставрационного совета утверждается директором музея по представлению заместителя директора по научной части, главного хранителя и заведующего реставрационной мастерской музея.

 

Реставрационные советы являются совещательным органом. Их задачей является рассмотрение и обсуждение мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрение и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составление заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п.

 

36. В крупных музеях совет может организовать из состава своих членов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям. Эти комиссии или секции определяют задания по реставрации отдельных памятников, наблюдают за ходом реставрационных работ и принимают работы, выполненные реставратором.

 

Указания реставрационного совета и его комиссий или секций обязательны для работников реставрационных мастерских. Все спорные вопросы решает совет по реставрации и консервации.

 

Протоколы реставрационного совета, а также его комиссий и секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании.

 

Решения советов по реставрации и консервации входят в силу после их утверждения директорами музея.

 

37. Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или записей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей, создается расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, научно-исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений.

Персональный состав расширенных реставрационных советов утверждается вышестоящей организацией по подчиненности музея или реставрационного учреждения.

 

38. Все проводимые реставрационные работы должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета, подлежат рассмотрению на заседании расширенного реставрационного совета.

 

В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из центральных музеев или специализированных учреждений.

 

39. Консервация или реставрация музейных ценностей может производиться только на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в одном из специализированных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР или в реставрационных мастерских одного из центральных музеев СССР и рекомендованных ими для практического применения.

 

40. Введение в практику новых реставрационных методов и материалов должно быть научно обосновано, они должны пройти необходимую практическую проверку и до их применения для консервации или реставрации музейных ценностей одобрены на ученом совете одного из центральных реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР.

 

41. Реставрационные работы, связанные с освобождением памятника истории и культуры от позднейших наслоений и дополнений или с иными изменениями его внешнего вида, а также его существенных конструктивных деталей и т.п., допускаются только при условии обеспечения необходимого предварительного всестороннего исследования памятника (рентгенографирования, исследования и фотографирования в невидимых лучах светового спектра и под микроскопом, химических анализов проб грунта, красителей, связующих материалов и т.п. в зависимости от конкретного характера реставрационной работы).

 

42. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны вести строгий документальный учет (в специальных журналах и протоколах по реставрации) проводимых ими реставрационных работ. Документация о состоянии музейных предметов и произведенных реставрационных процессах (протокол и паспорт) подписывается реставратором и заведующим реставрационной мастерской. Все ответственные, сложные реставрации должны обязательно сопровождаться фотографированием музейного предмета до реставрации,в процессе реставрации и после ее окончания.

 

Фотоснимки должны полностью отражать проделанную работу и все существенные изменения памятника, в том числе давать полное представление об удаленных слоях записи и т.п.

 

43. Протоколы, акты, фотографии и другие документы, фиксирующие состояние реставрируемых музейных предметов и их реставрацию, должны регистрироваться в специальных книгах регистрации документов реставрационных работ. Каждый протокол, акт и другие документы должны иметь дату и порядковый номер и подшиваться в специальное дело протоколов и актов реставрации музейных предметов.

 

44. В музеях, имеющих реставрационные отделы (мастерские), их заведующие подчиняются главному хранителю (или заместителю директора по учету и хранению).

 

45. Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определенные отрезки времени (месяц, квартал, год), причем очередность реставрации музейных предметов устанавливается с учетом их состояния и музейной значимости. Годовой план реставрации утверждается в установленном порядке. Квартальные и месячные планы реставрационных работ составляются на основе утвержденного годового плана.

 

46. Заведующий реставрационным отделом музея составляет заявки на материалы, инструменты и оборудование для реставрационных работ.

 

47. Реставрационные отделы (мастерские), а также отдельные штатные реставраторы музея обязаны совместно с хранителями систематически производить осмотр музейных предметов, обращая при этом особое внимание на больные памятники, а также на музейные предметы из свето-, термо-, влагонестойких материалов (бумага, дерево, ткань, воск и т.п.).

 

При этом состояние сохранности фиксируется в специальных актах, картотеке или журналах.

 

Все обнаруженные дефекты подробно записываются в документах, при этом определяются и фиксируются причины их появления, определяются меры к их устранению, устанавливаются характер и очередность (сроки) реставрационных работ.

 

Календарные планы осмотра музейных предметов составляются с учетом их специфики и условий хранения и с таким расчетом, чтобы обеспечить сохранность всех музейных ценностей.

 

Примечание.

 

В музеях, где штатные реставраторы отсутствуют, систематические (не реже одного раза в год) осмотры состояния сохранности должны проводиться комиссиями в составе: заведующего отделом (в соответствии с характером материала, подлежащего осмотру), материально ответственного хранителя данного материала, с обязательным участием главного хранителя (зав.фондами), а в особо сложных случаях и директора.

 

48. Реставрационные отделы (мастерские) обязаны ставить в известность главного хранителя о случаях обнаружения порчи или неправильного хранения музейных предметов.

 

49. Заведующие реставрационными отделами, а также отдельные штатные реставраторы несут ответственность за несвоевременное принятие реставрационных мер, результатом чего явилась порча или гибель памятника.

 

50. Прием музейных предметов реставрационными мастерскими от отделов в реставрацию и сдача их после реставрации должны производиться по актам о приеме-сдаче с подробным указанием в них: при приеме - повреждений музейного предмета, требующих реставрационного вмешательства, при сдаче - произведенных реставрационных работ по данному предмету со ссылкой на номер и дату реставрационного протокола.

 

Акты передачи должны иметь визу главного хранителя (зав.фондами) или утверждаться им.

 

51. Учет и хранение музейных предметов в реставрационных мастерских музея и других реставрационных учреждениях Министерства культуры СССР осуществляются на основе настоящей инструкции.

 

52. К самостоятельному выполнению реставрационных и консервационных работ в музеях, реставрационных мастерских и других реставрационных организациях могут быть допущены только лица, имеющие соответствующую специальную подготовку (прошедшие обучение на специальных отделениях художественных учебных заведений, специальных курсах или стажирование в ведущих реставрационных организациях страны) и аттестованные в установленном порядке.

 

53. Реставратор, не прошедший соответствующей аттестации, может быть допущен к самостоятельному выполнению консервационно-реставрационных работ только на основании письменной рекомендации одного из ведущих реставрационных учреждений системы Министерства культуры СССР, где этот реставратор проходил обучение или стажирование.

 

Конкретный перечень работ, поручаемых такому реставратору дирекцией музея, не должен выходить за пределы упомянутой рекомендации.

 

Руководители и сотрудники специализированного реставрационного учреждения, рекомендовавшие поручить реставратору самостоятельное выполнение реставрационной работы, несут ответственность за свою рекомендацию при условии ее неуклонного выполнения как самим реставратором, так и администрацией музея.

 

54. Реставраторам, имеющим профессиональные знания и практический опыт, необходимый для самостоятельного выполнения работ по реставрации, решением комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР присваивается квалификационная категория.

 

55. Конкретный перечень работ по реставрации музейных ценностей, которые могут быть поручены реставратору для самостоятельного выполнения, определяется присвоенной ему квалификационной категорией и квалификационными характеристиками художников-реставраторов, утвержденными приказом Министерства культуры СССР от 20 февраля 1973 года N 114.

 

56. Дирекция музея или реставрационного учреждения не имеет права поручать реставратору выполнение более сложных реставрационных работ, чем это предусмотрено его квалификационной характеристикой, установленной при аттестации или рекомендацией, полученной в соответствии с п.53 настоящей инструкции после очередного стажирования.

 

57. В музеях, имеющих в своем штате аттестованных художников-реставраторов высшей квалификации и 1-й категории, на последних может быть возложено руководство работой менее квалифицированных и неаттестованных реставраторов, работающих в музее по той же специальности.

 

58. Конкретный характер консервационно-реставрационных работ, поручаемых реставраторам музея под руководством аттестованного художника-реставратора высшей квалификации или 1-й категории, устанавливается по согласованию с последним и в пределах его компетенции. Все работы, проводимые под руководством художника-реставратора высшей квалификации или 1-й категории, выполняются под его непосредственным наблюдением и под его личную ответственность.

 

59. Художник-реставратор высшей квалификации или 1-й категории имеет право отказаться от руководства работой неквалифицированного исполнителя в случае недостаточной профессиональной подготовки последнего или проявления им недобросовестного отношения к поручаемой работе и музейным ценностям.

 

60. Обучение начинающих реставраторов практическим навыкам работы может проводиться только на учебном материале, не имеющем музейного значения.

 

Выполнение консервационно-реставрационных работ на музейных предметах, представляющих историческую или художественную ценность, допускается только после приобретения реставратором необходимого опыта.

 

61. На каждый реставрируемый музейный предмет реставратор составляет проект реставрационного задания с указанием всех операций (процессов) в их последовательности, рецептур и материалов. Реставрационное задание одобряется реставрационным советом музея и утверждается директором.

 

Примечание.

 

Экстренные противоаварийные консервационные работы, проводимые по утвержденной технологии и с установленной документальной фиксацией, могут осуществляться по согласованию с главным хранителем музея без предварительного задания, но с последующим отчетом на реставрационном совете музея.

 

62. Реставратор несет персональную ответственность:

 

- за состояние сохранности и непринятие своевременных необходимых мер по консервации и реставрации музейных предметов (наряду с хранителями);

 

- за самовольное или некачественное выполнение работ по консервации и реставрации музейных предметов;

 

- за применение непроверенных и нерекомендованных методов и реставрационных материалов;

 

- за низкое качество выполненных реставратором или под его руководством работ по упаковке и распаковке музейных предметов;

 

- за плохое документирование консервационно-реставрационных работ;

 

- за несоблюдение правил противопожарной безопасности в своей работе и в помещении реставрационной мастерской.

 

63. Реставратор музея:

 

- руководит упаковкой и распаковкой музейных предметов, направляемых на выставки, на реставрацию и т.д., а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично;

 

- участвует в работе закупочной комиссии, определяя степень сохранности приобретаемых музейных предметов и в необходимых случаях дает об этом письменное заключение;

 

- принимает участие в работе по комплектованию выставок вне музея (из экспонатов музея) и передвижных выставок, определяя допустимость перевозки экспонатов. В случае, если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния музейного предмета, а дирекция музея принимает решение о его отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения директору для обсуждения на реставрационном совете;

 

- оказывает помощь в работе комиссиям, прибывшим в музей для инспекторской проверки хранения, реставрации и консервации музейных предметов.

 

64. Реставратор обязан систематически работать над повышением квалификации в соответствии с действующими квалификационными требованиями.

 

65. Реставратор имеет право ходатайствовать о присвоении ему очередной квалификационной категории при достижении стажа практической работы и опыта в реставрации, предусмотренных положением о комиссии по аттестации реставраторов Управления изобразительных искусств и охраны памятников Министерства культуры СССР.

 

66. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана обсудить ходатайство реставратора на заседании реставрационного совета и при наличии его положительного решения представить в комиссию по аттестации реставраторов необходимые документы и материалы для присвоения реставратору очередной квалификации.

 

67. Дирекция музея или реставрационного учреждения обязана:

 

- обеспечить реставратору необходимые для его работы условия труда (помещение, оснащение, оборудование, материалы, технику безопасности);

 

- в установленные сроки направлять реставратора на плановое стажирование в центральные реставрационные организации.

 

68. В случае установления низкого уровня проведения реставратором консервационных и реставрационных работ дирекция музея или реставрационного учреждения обязана сообщить об этом комиссии по аттестации реставраторов и имеет право обсудить на реставрационном совете и перед комиссией по аттестации вопрос о пересмотре квалификации реставратора.

 

69. При нанесении музейному предмету ущерба по вине реставратора последний несет дисциплинарную, материальную и уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

 

70. В музеях, не имеющих штатных реставраторов, категорически запрещается производить какую-либо реставрацию музейных ценностей силами сотрудников музея или частных лиц, не имеющих специального письменного разрешения Министерства культуры СССР и союзных республик в соответствии с подчиненностью музея.

 

Выполнение консервационных или реставрационных работ приглашенными специалистами по договорам, трудовым соглашениям и т.п. или учреждениями и организациями, не входящими в систему Министерства культуры СССР, может быть допущено только по особому в каждом отдельном случае разрешению Министерства культуры СССР или министерства культуры союзной республики согласно подчиненности музея.

 

71. Все необходимые работы по реставрации музейных ценностей в музеях, не имеющих своих реставрационных мастерских, производятся в плановом порядке, по заявкам музеев Всероссийским художественным научно-реставрационным центром им.И.Э.Грабаря, Всесоюзным научно-исследовательским институтом реставрации или в республиканских научно-реставрационных мастерских, имеющих санкцию Министерства культуры СССР или министерств культуры союзных республик.

 

72. На все памятники истории и культуры, нуждающиеся в неотложной реставрации, музеи, не имеющие своих реставрационных мастерских, обязаны составлять списки с указанием автора, названия, размеров, материалов, техники исполнения, а также характера повреждения или заболевания памятника и направлять эти списки вместе с заявкой музея в центральные реставрационные учреждения или республиканские реставрационные мастерские.

 

73. Выдача музейных предметов на реставрацию из музея в центральные или республиканские реставрационные мастерские производится по согласованию с реставрационными мастерскими и по разрешению директора музея на срок не более двух лет.

Выдача оформляется актом, в котором подробно оговаривается состояние сохранности и срок, на который выдается музейный предмет.

 

Выдача музейных предметов на реставрацию частным лицам запрещается.

 

74. При возврате музейного предмета из реставрационных мастерских последние обязаны передать музею копии всех необходимых реставрационных документов: выписки из протоколов реставрационных советов, копии реставрационных протоколов (паспортов), заключения о физических и химических методах исследования, дубликаты негативов и фотоотпечатков, зафиксировавших реставрационный процесс, и т.п.

 

 

II. Состав музейных фондов

 

75. Собрания всех музеев состоят из основного и научно-вспомогательного фондов. В естественнонаучных музеях, кроме того, имеется фонд "сырьевых материалов".

 

76. К основному фонду относятся следующие музейные предметы:

 

В естественноисторических музеях или отделах - музейные предметы, документирующие развитие природы и историю развития естественнонаучных дисциплин, в их числе:

 

- образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, а также снабженные этикетками, гарантирующими точность определения;

 

- уникальные объекты живой и неживой природы, например редкие виды животных и растений, метеориты, кристаллы необычной формы и др.;

 

- сборы крупнейших естествоиспытателей, имеющие научное или мемориальное значение;

 

- образцы техники препарирования и научной таксидермии;

 

- биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных музеем природных участков и основанные на подлинных, научно обработанных материалах;

 

- подлинные изобразительные материалы, характеризующие природные условия (картографические, фотографические и произведения изобразительного искусства);

 

- письменные, изобразительные, вещественные памятники, отражающие историю естественных наук.

 

В музеях или отделах исторического профиля - музейные предметы, документирующие историю и развитие человеческого общества. В их числе:

 

вещественные памятники

 

- археологические материалы, добытые в результате раскопок, а также случайных находок;

 

- музейные предметы, относящиеся к феодальной и капиталистической общественно-экономической формациям и социалистической общественно-экономической формации, характеризующие экономику, общественные отношения, внутреннюю и внешнюю политику, историю революционного движения, борьбу за мир в СССР и защиту социалистического отечества, культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества), мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями руководителями партии и государства, участниками революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн, народными героями, деятелями науки и культуры и т.д.;

 

- нумизматические материалы (монеты, бонистика, ордена, медали), сфрагистики (печати), геральдики и пр.;

 

изобразительные памятники - произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакат и др.), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

 

- фотографические материалы (дагерротипы, негативы с натуры, позитивы), имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;

 

- карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий и пр.;

 

письменные памятники - рукописные и печатные документы;

 

- книги рукописные, старопечатные, с автографами, редкие издания XVII-XX веков;

 

киноматериалы - документальные и художественные;

 

фонозаписи речевые и музыкальные, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение.

 

В литературных, театральных, музыкальных музеях или отделах музейные предметы, документирующие развитие литературы, театрального искусства, музыкальной культуры. В их числе:

 

письменные памятники - произведения художественной литературы, драматургии и публицистики (рукописи, печатные издания с правкой или автографами автора, редкие печатные издания и пр.);

 

- документы, характеризующие деятельность творческих коллективов, жизнь и творчество писателей, актеров, режиссеров, композиторов, музыкантов, театральных художников и их окружение;

 

изобразительные памятники - произведения изобразительного искусства, фотографии, характеризующие деятельность творческих коллективов, личность деятеля литературы, театрального и музыкального искусства, процесс его творчества, эпоху, в которую он жил;

 

- эскизы и макеты декораций, эскизы театральных костюмов;

 

- иллюстрации к литературным произведениям;

 

вещественные памятники - предметы быта мемориальные, а также предметы быта, характеризующие эпоху;

 

- музыкальные инструменты, театральные костюмы и пр.;

 

фонозаписи речевые и музыкальные и кинофильмы.

 

 

В технических музеях - музейные предметы, документирующие историю развития техники. В их числе:

 

вещественные памятники (машины, механизмы, приборы и др.);

 

изобразительные памятники (произведения изобразительного искусства, чертежи и фотографии, отражающие жизнь и деятельность ученых, изобретателей, отдельные технические процессы и пр.);

 

письменные памятники (техническая документация, документы, связанные с жизнью и деятельностью ученых, изобретателей и пр.);

 

фонозаписи и кинофильмы, отражающие этапы развития техники.

 

В мемориальных музеях

 

- мемориальные предметы, принадлежавшие меморируемому лицу или его ближайшему окружению (вещественные, изобразительные, письменные памятники, фонокинодокументы);

 

- мемориальные предметы, относящиеся к меморируемому событию (вещественные, изобразительные, письменные памятники, фонодокументы);

 

- памятники, не являющиеся мемориальными, но отражающие историческую обстановку, в которой действовало меморируемое лицо или происходило меморируемое событие, а также результаты деятельности меморируемого лица, судьбу творчества в последующие эпохи;

 

- произведения литературы и искусства, посвященные меморируемому лицу или событию.

 

В художественных музеях

 

- произведения всех видов изобразительного, декоративно-прикладного, монументального искусства, коллекции археологии, нумизматики и др. в соответствии с профилем каждого музея.

 

76а. Из основного фонда может быть выделен обменный фонд, который состоит из музейных предметов, не отвечающих профилю музея, а также из излишних дублетных экземпляров (свыше пяти). Музейные предметы обменного фонда могут быть переданы с разрешения Министерства культуры СССР и министерств культуры союзных республик (согласно подчиненности) другим музеям в порядке обмена или безвозмездно.

 

Музейные предметы обменного фонда при поступлении в музей регистрируются как предметы основного фонда, а их принадлежность к обменному фонду фиксируется в специальной картотеке.

 

77. К научно-вспомогательному фонду относятся: различные воспроизведения (фотокопии, слепки, муляжи, макеты), реконструкции, карты, диаграммы, схемы, планы и др., разработанные или приобретенные в процессе комплектования, изучения и экспонирования музейных коллекций;






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных