Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Природа интеллекта в контексте образования




Так, один из вариантов образовательного подхода, которую представляют сторонники науки о поведения (в английском варианте бихевиоризм), утверждают, что суть интеллекта составляют навыки, формирующиеся как реакция на требования среды. Согласно идеям этой теории высшие интеллектуальные способности есть набор познавательных навыков, с помощью которых осуществляется наименование объектов и их свойств, происходит работа по классификации слов, навыки связи между словами и образами и т.д. Одним словом, согласно теории научения, основанной на бихевиоризме, высшие психические функции представляют собой интеллектуальные навыки, которые приобретаются примерно так же, как разнообразные практические навыки при освоении тех или иных видов труда. Они формируются в процессе упражнения и подкрепления как все инструментальные рефлексы. В данной теории нет места интеллекту, его вполне заменяет понятие «черный ящик», куда поступают на входе стимулы, на выходе возникают определенные реакции. В рамках этой теории опять замаячила идея иллюзорности интеллекта как психического феномена. Однако крайняя критичность в понимании модели «черного ящика» представляет собой наиболее простую и порой искажающая суть вещей трактовку главных постулатов бихевиоризма. Если в ней снять этот налет, то мы должны будем признать, что в такой модели нашей природы гораздо больше граней истины, чем кажется представителям других направлений. Зарождение кибернетических взглядов избежало резких движений в сторону отрицания положительных идей бихевиоризма.

Системный подход не стал выплескивать ребенка из ванной вместе с водой, а взял на вооружение ряд конструктивных идей бихевиоризма, как и многие концепции обучения и поведения человека. И мы вернемся к этим идеям далее. Более того, такая синтетическая наука как нейролингвистическое программирование в значительной степени опирается на закрытые от прямого вмешательства закономерности функционирования мозга и психики (читай черного ящика) для позитивного изменении личности и ее карты мира.

Другая теория обучения, развиваемая в советской психологии и педагогики, ориентирована на обобщенный параметр психика обучаемость. Кто из нас не знает, что дети с разной продуктивностью усваивают материал школьной программы. По существу дела, обучаемость выражает общую способность человека к овладению новым опытом как в сфере теоретических, так и практических знаний и умений. Опираясь на этот обобщенный термин, З.И. Калмыкова и другие исследователи предложили трактовать интеллект как продуктивное мышление. Обучаемость обнаруживает себя в том, насколько быстро человек усваивает новый опыт, каков уровень обобщенности знаний и диапазон их применения к решению разных задач. Она раскрывается в темпе продвижения в учебе. Нам импонирует такой подход к пониманию природы умственных ресурсов человека, и мы в последующем обязательно обратимся к этому емкому и конструктивному понятию.

Развитие интеллекта в процессе обучения, оставляет нерешенным ряд вопросов, и в частности о прочности и глубине знаний, с помощью которых качественно меняется продуктивный ресурс понятийного мышления. И как это мышление меняет структуру познавательных процессов более низкого уровня. Используя термины Л.М. Веккера, можно говорить о том, что в дошкольном детстве развитие интеллекта происходит спонтанно «снизу вверх». Как мы уже показали, оно идет от первичных ощущений, восприятий, конкретных представления и т.д., к речевых формам мышления и обобщения. Школьное обучение вносит в этот процесс целенаправленное формирование высших психических функций и особенно понятийного мышления с помощью специально организованных технологий. И как считает Л.М. Веккер, понятийная мысль формирует весь познавательный механизм «сверху вниз». И в этом качестве она «выступает как форма интегральной работы интеллекта».

Теперь мы хотим сконцентрировать свое внимание на информационном подходе, так как он органично вырастает из глубин системного мышления и понимания человека как сложной саморазвивающейся системы. Да и тема нашей книги заведомо ставит свои ограничения на данный раздел, имеющий больше познавательно ознакомительное значение для нее, но проливающего свет разных воззрений на природу и проблему интеллекта.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных