Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Интеллект - узел управления в системе человека




 

Опираясь на тезис о том, что интеллект – это интегративная форма познавательных процессов, мы с условной мерой упрощения может поставить знак равенства между компьютером и мозгов, каждый из которых пользуется разным набором кодов и знаков. Назначение процессора внутри компьютера и интеллекта в системе человека заключается в переработке получаемой информации «на входе» и формировании определенной реакции на внешние вызовы или построения программы действий в русле актуальной потребности «на выходе». Безусловным критерием конечного эффекта реализации внешних действий остается целесообразность и восполнение или умножение жизненного ресурса системы в целом. Выражаясь в терминах синергетики, можно говорить о росте уровня самоорганизации системы или ее большей упорядоченности, если она находится на восходящей кривой жизненного цикла.

Применяя последовательно информационный подход к вечному вопросу мозг и психики, Д.И. Дубровский предложил рассматривать «текущее настоящее» потока сознания или содержание, которое актуально осознается в данный момент жизни человека, как чистую информацию, лишенную своего знака!?... Но вот как эта «чистая информация» переключается в деятельность механизмов мозга и управляет поведением тела, остается вековечной проблемой, когда – то названной Шопенгауэром «машиной и бог».

Необходимо сказать, что Д.И. Дубровский один из немногих авторов, глубоко вторгшийся в проблему поиска ответа на эту извечную проблему, особенно подчеркивает тезис о том, что любой знак или сигнал, «несет в себе две неразрывных связанные стороны: содержательную (отображающую некоторое событие, вызвавшее данный сигнал) и целевую (или исполнительную, выражающую предназначенность сигнала для производства определенного события внутри самоорганизующейся системы, в ее подсистемах». И далее прямо курсивом эта важная мысль кратко представлена так: «Всякий сигнал есть модель вызвавшего его события и вместе с тем модель тех событий, которые он вызывает».

Ранее в поисках наведения моста между двумя подходами к природе интеллекта мы отметили, что человеческое сознание в целом несет двойственную характеристику, состоящую из этих же сторон.

Развернем столь важный тезис в ракурсе функциональных блоков мозга и психических кодов сознания. В этой связи посмотрим шире на генезис столь уникальных образований и их роли в жизнедеятельности человека. В настоящее время исследовательская мысль не отворачивается высокомерно от идеи о том, что одним из атрибутов Вселенной и механизмов ее самоорганизации является единое информационное поле и его волновая или вибрационная структура. Мы готовы разделить точку зрения яркого психолога – новатора В.В. Козлова, который выделяет самый древний фоновый и нерасчлененный уровень сознания человека, названный архесенсорным слоем. Он полагает, что «мы можем обозначить этот слой как уровень универсального единства, изначально являющийся единой интегративной структурой, в которой разделения по смыслам нет. Уровень универсального единства, по всей видимости, соответствует одной из характерных волновых структур Вселенной, имеющей наиболее древнее происхождение». З. Фрейд назвал его «океаническим чувством» внутри нас. И если принять гипотезу об этом единстве, то организующая функция сигнала как носителя информации свертывает на уровне содержательных и функциональных структур мозга и психики человека закономерности и механизмы самоорганизации Вселенной в целом. Термин «вибрация» составляет осевое понятие взглядов Шри Ауоробиндо, к глубоким идеям которого мы еще обратимся далее.

Пытливый взор многих вселенски мыслящих ученых Запада и Востока, давно схватил идею общности строения Вселенной и человека. Мы приведем несколько уже известных изречений. Древние мыслители считали, что человек это космос в миниатюре. Восточные мудрецы данную идею сформулировали кратко в двух выражениях: «Все в одном, одно во всем» и «то, что во мне, то и вне меня».

Опираясь на тезис о единстве и свернутости Вселенной в человеке, мы можем выразиться так, человек в процессе развития вписывался в законы и процессы функционирования мира вещей и информационное поле своей среды. Вместе с тем его растущая степень свободы расширяла пространство жизнедеятельности и втягивала в него новые факторы окружающего мира на основе сигнальной или знаковой структуры самоорганизации, которым подчиняются все нелинейные открытые системы. Вся тотальная организация человека вобрала в себя закономерности мира, его структуры и функции стали следствием этой диалектики. Именно такая взаимозависимость позволила одному из глубоких психологов В.П.Зинченко рассматривать живое действие человека в подлунном мире как функциональную единицу его целостной психофизиологической организации. Вместе с тем видеть в нем посылку к интегративной психологии, объединяющей все подходы к изучению феномена человек.

Максимально упрощая, можно говорить о том, что знаки наполняют все уровни архитектоники мозга и сознания набором целесообразных способов поведения, они, будучи носителями информации, обогащают внутренний опыт системы. На одном уровне они сложились в виде готовых реакций и даже программ, мы имеем в виду сложные инстинкты и импринты. На другом уровне, где доминирует система интеллекта, эти программы выбирает субъект жизни в лице личности человек, доведя ряд из них до автоматизмов, привычек и стереотипов мышления. Именно в этом контексте наш мозг и сознание, а уж, тем более, интеллект смогли стать носителями опыта и инструментами целесообразного управления поведением и действиями человека как личности в окружающем мире. Да и в лабиринтах нашей видовой памяти хранятся все знания о Вселенной. И, если верить автору одной из лучших книг по нейролингвистическому программированию в России С.В. Ковалеву, то в 1998 году это установили британские неврологи. А еврейская мудрость в священной книге «Каббала», указывает, что ребенок в момент рождения забывает память о вселенной. И почему мы до сих пор в храм академической науки не хотим пустить идею Платона о том, что человек в течение жизни вспоминает это знание? И не обедняем ли мы поиск первичных истин, когда закрывает право таким гипотезам сесть на равных в палате мужей, страждущих их найти? И почему экспериментальные данные Станислава Грофа о бессознательных пластах памяти, несущей стандарты сюжетов из прошлого, пока остаются за стенами академической науки? И нам еще придется познакомиться с его главными идеями впереди.

Всем известно, что неосознаваемый ресурс нашей психики, как и продуктивность переработки информации, доля его участия в мотивационных процессах личности несоизмеримо больше, чем бы хотелось нашей гордой самости на уровне вербального мышления. Мы не склонны приводить сравнительные цифры о доли осознаваемых и неосознаваемых процессов в принятии решений и выборе способов поведения человеком, как и рассуждать о том, какая часть потенциала мозга задействована в активности его механизмов. Мы избегаем таких цифр, так как многие из них от лукавого, ибо мы принципиально мало знаем о тайнах мозга и психики. И все же, для любителей таких сравнений приведем опубликованные данные о том, что «на бессознательном уровне психики перерабатывается в секунду 10 в девятой степени бит информации, в то время как на сознательном уровне только 10 во второй степени бит».

На этой цитате мы закончим данный раздел и обратимся проблеме личности человека, предваряя последующий разговор дилеммой: мыслит мышление или личность с помощью мышления? Вопрос далеко не риторический, так что, размышляющий читатель, давайте рассуждать вместе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных