Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Личность - высший центр саморазвития человека




 

Все мы постоянно пользуемся этим понятием, имея в виду социальное качество человека и его статус как субъекта общества. Однако функционально личность как фантом ускользает от нашей попытки ухватить это внутреннее самоопределяющееся начало или центр «Я», с которым мы ассоциируем высшие механизмы самоуправления системы человек. Вот что об ускользающей от всяких определений «личности» написал Л.М. Веккер: «Каждый зрелый человек на соответствующем этапе своего психического развития ощущает и интуитивно осознает себя двояко. Эта двойственная соотнесенность состоит в том, что в качестве носителя своих действий, свойств, переживаний, мыслей, способностей и т.д., человек ощущает, чувствует и интуитивно осмысливает не только свое физическое тело, материальную, воспринимающую внешними чувствами «телесную оболочку», но и находящуюся, так сказать, внутри, за или под физической формой некое переживаемое им, чувственно отличаемое от прямых телесных проявлений внутреннее единство, которое он обозначает словами «душа» или в несколько более теоретическом варианте словом «личность» - словом, значение которого до сих пор сохраняет высокую степень теоретической, концептуальной и смысловой неопределенности».

Поразительно точный, но перегруженный словами диагноз наших академических знаний в понимании самих себя, основанных на сугубо рациональных позициях науки. Действительно, как же объяснить загадочную природу нашего внутреннего хозяина души? Можно, конечно, свести личность к комбинации «Я – установок», лежащих в основе его целостного представления о себе или «Я – концепцию», как это удачно делает в своей книге В.В. Козлов. Он в частности пишет: «Обобщенно мы можем обозначить личность, как некое целостное понимание человеком самого себя, некую «Я -концепцию», некое глобальное поле смыслов самоидентификацию индивидуального сознания с собой как психосоциально целостным существом». Опять туманно, но в подтексте сквозит мысль о том, что отождествление с собой осуществляет сознание. Получается, что сознание осознает себя, являясь самоорганизующейся системой, как это представлено нами ранее в цитате этого вдумчивого исследователя и практика. Далее по тексту, В.В. Козлов, будучи приверженцем системного подхода в психологии, прямо указывает, что «при более детальном рассмотрении мы можем установить, что личность состоит из совокупности подсистем, которые мы для простоты обозначим «Я» (выделено нами С.Т. В.В.). Автор правомерно выделяет три подсистемы в структуре личности, обогащая понимание каждой из них глубокой психологической интерпретацией, и делает это, как никто другой из исследователей феномена личности. Так, В.В. Козлов выделяет материальное «Я», социальное «Я» и духовное «Я».

Не противореча этой триаде, мы предпочитаем рассматривать развитие человека в координатах эмоционального, двигательного и вербального центров, что ближе к общим закономерностям онтогенеза.

Каждый из них по мере развития человека наслаивается над другими, интегрируя или свертывая их в единую подсистему контура управления системы, и образует воедино связанные три типа интеллекта: эмоциональный, двигательный и вербальный.

Первым центром регуляции жизни становится эмоциональный контур. В своих исходных началах он дифференцирует мир на приятные и неприятные переживания, концентрируя их вокруг материнской груди и ротовой полости дитя. Включение в сферу активности ребенка мышечного аппарата, особенно интенсивно при освоении вертикального положения, приводит к тому, что доминирующим становится двигательный центр регуляции. А примерно с пятилетнего возраста, борьбу за приоритет начинает выигрывать речевой центр регуляции, который ляжет в основу ряда произвольных функций психики ребенка.

Излагая важные положения эзотерической философии, Б.Муравьев соотносит преобладание одного из этих трех центров управления с определенным типом людей. Он пишет, что в эзотерической философии «эти типы различаются соответственно преобладанию в Личности одного из трех психических центров: интеллектуальный тип (человек думающий, высчитывающий, анализирующий), эмоциональный (человек чувствительный, артистичный, романтический) и, наконец, «человек действия».

Что касается социального интеллекта, который лежит в плоскости социальных ролей, что справедливо названо В.В. Козловым как интегральный статус человека в обществе, то его специфику следует определять в координатах поведения личности при обращении ее к нормам и правилам культуры. Но в недрах культуры лежат, главным образом, источники высших уровней самости человека как социального качества и системы более высокого уровня самоорганизации.

Установлено, что культура как смысловое поле и ее многообразная архитектоника знаков, которую Ю.Лотман назвал семиосфера по аналогии с биосферой, вторгаются в процессы развертывания биологического кода развития и закладывают в психическом аппарате системы ребенка новый уровень самоуправления - личность. В нарождающейся личности происходит диалектическое взаимодействие двух главных потоков информации, определяющих становление этого нового качества целого системы человек. Биологическая информация развертывает наследственный опыт развития организма, а социальная информация, несущая опыт наследия поколений, свертывает его в структурах личности. Однако такая зримая диалектика не исчерпывает многомерной сути человека, ибо он больше чем психика, в нем есть еще и дух.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных