Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Метафоры восходящего саморазвития человека




 

Самый короткий ответ на поставленный вопрос заключается в следующих словах: «энергия роста» и «сила духа». Мы сознательно берем эти фразы в кавычки, понимая то, что в них все не понятно. И все же мы развернем ряд суждений на тему истоков нашей внутренней регуляторной функции личности, апеллируя к другим авторам.

Так, лидер интегральной психологии в России В.В. Козлов, справедливо поставивший под сомнение трактовку ряда понятий в психологии, наделяет сознание как саморазвивающуюся систему собственной энергией развития. В главных тезисах нового направления в психологии он утверждает, что «интегративная психология моделирует энергетическую модель сознания, которая содержит массу возможностей как для практической психологии, так и для разработки ее теории (подчеркнуто нами – С. Т. В.В.). И, как нам кажется, он делает это потому, что, будучи опытным практиком, он не может обойти этот атрибут сознания при объяснении результатов работы по изменению сознания и глубокого осмысления их в координатах внутренней активности. И что не менее важно, он подчеркнуто оценивает и обращается к достижениям других направлений практической психотерапии в истории человечества Запада и Востока от науки до религии.

Однако в другом месте своей увлекательной и глубокой монографии, обобщающей огромную часть опыта, В.В. Козлов рассматривает жизненную энергию роста как катализатор природной энергии и превращение ее в силу духа или «в качество той стойкости, устойчивости духовной силы личности, которая несравненно по эффективности даже с самой мощной жизненной энергией». Известный в России по своим ярким книгам духовидец К.Кастанеда так же использовал понятие «личностная сила» в том же контексте.

Мы разделяем эти определения, но с добавлением идеи о том, что духовная энергия личности имеет свои истоки. Эти истоки восходят к горним высотам ноуменального мира Вселенной. «Духовная сила личности» - очень емкая и важная метафора нашей уникальной природы во Вселенной.

В свете этого понятия развернем несколько тезисов, обращаясь к авторам, признающих связь человеческого сознания с мировым Духом. Но вначале представим несколько кратких, но емких фраз. Человек состоит из плоти и духа. Первая часть его природы имеет земные корни развития. В ней заложена энергия физического роста и функционирования многих систем организма. Сегодня мы уже начинаем атаку на генетический код, программирующий организм человека. В свете сугубо биологических принципов строения животных организмов, пишет Э. Нойманн, «психическая система, в первую очередь само сознание, является органом расщепления, усвоения и затем перестраивания объектов мира и бессознательного, точно так же, как пищеварительная система нашего тела физико - химическим путем расщепляет материю и использует ее для образования новых структур».

Однако мы подчеркнем, что объектом сознания все же является информационное поле мира, а не вещество, и оно выступает сколком или свернутым полем этой информации, что мы уже говорили о человеке в целом. Нервная система надстраивалась на вегетативной и гуморальной системами регуляции организма. Она возникла для того, чтобы иметь дело только с информационными процессами и более гибко и оперативно координировать поведение высокоорганизованных животных в потоке внешних событий жизни. Психические процессы – это уже сугубо информационные системы кодирования и перекодирования в центрах управления головного мозга моделей мира с помощью разных знаков, не требующих больших энергетических затрат.

Сознание структурирует внутренний опыт человека и последовательно расширяет пространство жизни на каждом последующем этапе его развития с помощью этих моделирующих процессов, образующих систему интеллекта. И не будем забывать, что данная форма психики характеризуется осознанием или внутренней представленностью многих процессов носителю этой психики в нерасторжимом единстве формулы «Я» - «не Я», которые она обнимает. И такая высшая форма психики, которую обретает человек в социуме, качественно отличает его от всех животных, обладающих даже сложным интеллектом.

Сознание потенциально одухотворено и обременено личностью. Его развитие переводит духовное начало из не проявленного состояния в проявляющееся, примерно так же, как это происходит с произвольным поведением, возникающим по мере созревания соответствующих структур третьего функционального блока мозга и с абстрактным мышлением в переходную эпоху детства. Нас не смущают стадии роста живого цветка и его переход к отрицанию себя в семенах. Почему мы не хотим эти фазы роста перенести на психику животных и человека и поддержать в этом главную метафору К. Юнга о роли психических первообразов в натуре человека? Используя опять же метафору, духовное развитие можно косвенно сравнить с лучами восходящего солнца, которые, хотя не всегда могут пробить плотную толщу облаков у земли, но приносят свет в новый цикл суток. Однако в отличие от солнца, дух каждого из нас может обнаружить свой внутренний свет и силу только в определенных условиях восходящего развития человека.

В этом контексте духовное развитие человека обусловлено отнюдь не энергией биологического роста, а психической энергией, связанной с неземными истоками его двуединой сущности. Первоначальный фрейдизм сводил природу этой энергии к Эросу или сексуальному чувству. К. Юнг в своей аналитической теории освободил психическую энергию от прямой связи с либидо, но остался верен биологическим корням природы человека и энергии архетипов. Его последователь Э. Нойманн был уже ближе к пониманию механизмов саморазвития системы человека, когда вышел на идею центроверсии, что мы указали немногим ранее. Приведем еще несколько отрывочных цитат на эту тему из его чрезвычайно глубокой монографии. Так, он пишет: «Формированием личности, как и формированием Эго и сознания управляет центроверсия, функция которой состоит в том, чтобы способствовать созидательному единству живого организма. По мере развития личность должна принимать в себя все более широкие области бессознательного, Задача управляющих структур заключается в том, чтобы защитить личность от разрушающих сил коллективного бессознательного…».

Как видится нам, энергия духовного роста заложена на уровне личностного механизма самоорганизации системы человека, который свертывает в спираль, как чешуйки луковицы, слои интеллекта и центры управления системы человек, можно даже сказать, центрирует на оси его восходящего саморазвития и растущей экспансии в мир. С нашей точки зрения, личность есть механизм воли и власти человека над собой и даже власти над пространством и временем жизни. Механизм внутреннего выбора действий позволяет личности курсировать по шкале времени, обращаться к своему прошлому и предвосхищать или проектировать свое будущее, активно выстраивая сценарий деятельности и бороться за его реализацию.

«Вселенная охватывает и поглощает меня, а вот с помощью мысли я охватываю Вселенную», - написал Б.Паскаль.

И в этой многосторонней активности личность может и должна продуктивно трансформировать энергию коллективного бессознательного уровня психики в русло созидательной активности, чтобы человек не стал жертвой их диктата над собой.

Такие управленческие действия личность может выполнять лишь потому, что она отстранена от непосредственных функций тела и психики низших уровней. Она призвана включать их в целевые программы социальной жизни с определенной мерой давления и дискомфорта для исполнительных звеньев всей управляемой подсистемы. Не составляет исключения и подсистема интеллекта, максимально функционирующая в контуре движения информации снизу вверх и сверху вниз. Здесь уместно привести примечательные и неожиданные слова сподвижника П.Д. Успенского и тонкого мыслителя Б. Муравьева о том, «интеллектуальный центр склонен к бездействию и дремоте и его следует постоянно активизировать посредством различных встрясок и импульсов». В тех же случаях, когда этих встрясок или власти не хватает, внутри системы человека происходит то же самое, что в плохом государстве. О таком состоянии государства Конфуций писал, когда страна находится на пути развития, кто должен править правит, кто должен исполнять исполняет, а когда страна в состоянии распада, кто должен был править, ходит в исполнителях, а исполнители правят.

С личностью каждого из нас происходит то же самое, либо мы чаще подчиняем личности мощный ресурс энергии глубинных пластов иррациональной психики, либо они подчиняют себе высшие уровни самости, что нередко происходит с нами во время болезни и снижения тонуса духа. Ведь энергия духа и энергия тела дополняют друг друга, сохраняют взаимозависимость и целостность в жизнедеятельности каждого из нас. К сожалению, многие годы высшие духовные инстанции человека выносятся на скобки академической наукой, вплоть до отрицания их. Совсем иначе ведет себя метафизика, которая не чурается искать подступы к тайнам духа. А в лоне религиозных учений даже тень сомнения о существовании всевластного духа рассматривается как святотатство.

Таким образом, находя общие принципы функционирования саморазвивающихся систем в жизни человека и государства, мы выдвигаем версию о том, личность есть осевой механизм саморазвития системычеловек. Этот механизм энергетически определяет возможности обретать интеллектуальный ресурс, в одном случае всего лишь в форме пассивно заученных стандартов, а другом – в форме активно переработанного и свернутого опыта в зависимости от силы самой личности, формирующей внутреннюю мотивацию такой работы ума. Вот что на близкую тему написал религиозный мыслитель Иоанн Дамаскин: «Умный знает, как поступать там, где не имеет опыта; глупый ошибается и в том, чему он учился».

Естественно, что сильная личность обладает возможностью полнее использовать интеллектуальный ресурс для получения знаний и оставляет доступным значительную часть этого опыта, который она может применить для решения задач жизни. Но вот вопрос, как стать сильной личностью, сохраняет актуальность во все времена подъема и спада общества, удач и неудач в судьбах отдельных людей. В одной из своих последних книг мы попытались суммировать ряд полезных методов работы над собой, чтобы стать более сильной личностью.

Однако продолжим наши размышления о духовных истоках человека.

Один из ярких представителей эзотерической мысли в России В. Шмаков, оставил потомкам ряд замечательных книг, где развернуты глубокие идеи о духовном строении Вселенной и человека. Принципы эзотерической науки, изложенные в них, следует рассматривать как предтечу системных подходов в современной науке. Мы приведем только две цитаты, чтобы показать размах и глубину мышления наших предшественников, идеи которых игнорируются до сих пор в храмах академической мысли.

Так, одним из понятий, которое он позаимствовал у Лейбница, является «монада», применимая к человеку. Будучи одновременно частью целого и целой самой по себе, человеческая монада стремится перейти из потенциального в актуальное состояние развития. Являясь целостной структурой, мы теперь скажем, системой, она обнимает в целостность три базовых изначальных категории мироздания волю, разум и мистику, определяющих ее развитие. Ему принадлежат емкая фраза: «Человек развивается одновременно снизу и сверху». В другом месте В. Шмаков пишет: «Утверждая свое «Я» противопоставлением внешнему миру и стремясь выявить независимость своего индивидуального бытия, человек этим только еще более усиливает и углубляет сознание связи со всем, лежащим вне его конкретной индивидуальной сущности. Внешнее по отношению к человеку расчленяется на два противоположных полюса: тот и другой одинаково прославляют все его существо, проникают в самые затаенные уголки его самосознания. С одной стороны – это высший ноуменальный мир, область духа, а с другой – это окружающий его проявленное существо мир феноменальных явлений». Мы позволили столь длинную цитату, чтобы заинтересовать читателя работами этого глубокого мыслителя России, идеи которого еще так слабо обсуждаются в науках о человеке.

Без признания Духа в человеческой природе, нам никогда не объяснить многие явления его свободного волеизъявления как личности. И в этом заявлении мы созвучны с позицией К. Уилбера. Он констатирует: «Вопреки самоуверенности и утверждениям западных биологов, в действительности, никто не понимает, каким образом в эволюции возникают более высокие стадии – если только мы не захотим видеть Эроса или Духа в действии». Загадку прогрессивной эволюции один из выдающихся ученых России Н.В. Тимофеев- Ресовский, назвал третьим неведомым законов жизни. И здесь будет уместно привести следующие строки о вечных вопросах и ответах бытия на них.

Не уставай искать ответ

На то, на что ответа нет.

В неотвечаемости этой

Уже содержится отв ет.

Мир неведомого манит нас своими тайнами и загадками, потому что мы сами часть его и благосклонно прощает нам любые самые дерзкие подходы к нему. Мы надеемся на это прощение.

У читателя может возникнуть вопрос, почему мы использовали в заголовке и в тексте метафоры? Дело в том, что многое из того, что человек не мог в истории познания объяснить, он наделял метафорой, которая удачно соединяла уже известное с еще неизвестным знанием, но уже встроенным как существующая реальность в познавательные схемы и концепты. Более того, язык метафор одна из емких форм соединения образного и понятийного знания. Нам не дано объяснить природу духа в себе, но от этого он не перестает быть и влиять на нас и творить через нас. Все мы скорее чувствуем в себе его частицу, чем можем логически объяснить и постичь в категориях одномерного и расчленяющего мир мышления. Поэтому мы прибегли к такому приему в заголовке, а в тексте брали в кавычки понятия, которым нельзя дать обоснованного определения в категориях и формах рационального мышления.

Синтетические или многомерные основы нашего интеллекта, переживают раннюю стадию становления, мы только учимся понимать, что мир и сознание – это целостный и живой поток. И только в самых высших и тонких сферах он теряет всякое движение и время, к пониманию которых приближается квантовая физика.

Этот мир обладаетсвоими объемными переливами и переходами, которые мы, открывая себе, но их уже не может ухватить наше линейное и одномерное мышление, служившее человеку не одну тысячу лет надежным инструментом. Об этой подвижной многомерности сознания много писал В. Шмаков. Эту же идею развивал А. Бергсон в своей теории творческой эволюции, применяя ее к природе интуиции и называя последнюю высшей формой инстинкта. И как бы мы сегодня не относились критически к его идеям, все вариации взглядов на природу интуиции сходятся в общем признаке. Интуиция – это целостное усмотрение идеи или решения задачи, которое происходит за пределами развернутых логических построений и открывается нам без участия рассуждающего мышления. А корни этой интуиции многие учения образно связывают с мудростью сердца. («Мудрецы находили корни бытия в своем сердце» - написано в Риг- Веде).

Одномерное и линейное мышление, в силу его многовековой инерции теряет свою адекватность на нынешнем новом этапе взаимодействия человека с окружающей средой. Разве можно измерить линейкой, живую струю воды в порожистом русле реки? Как и нельзя на фотографии передать подвижную игру брызг водопада. А можно ли с помощью статического среза аналитического ума познания выразить в словах всегда подвижную многоуровневую мозаику или голограмму потока нашего сознания? И совсем нельзя объяснить дух и понять его в категориях отрицания всех возможных признаков и атрибутов через формулу все «не то» или утверждения - это «все». Наш логически сформированный ум отказывается от таких суждений и не оставляет им места в построении доказательных моделей мира и себя. Примечательные слова написаны в стихах Генри Бестона:

Если звезды в небе и ветер в траве уже больше

не являются частью духа и плоти человека, он

превращается в изгнанника Вселенной …

 

И все же, мыслящий читатель, попробуйте принять и развить нашу версию о том, что дух внутри нас – это личность, осознающая себя, или удачно и аргументировано возразите. Но не спешите огульно отрицать. Во всяком случае, в нашей версии больше жизнеутверждающего начала внутренней свободы человека и готовности его полагаться на себя, чем в тезисе об Эго сознания Фрейда и других его последователей, склонных видеть в личности только набор социальных масок и стандартов поведения, возникающих на пульсирующем клубке низменных влечений. И как следует из поиска ответа ряда других авторов, их идеи близки нашей версии о духовной природе человека и его внутренней энергии саморазвития. Для пущей убедительности, заглянем с открытым сердцем в седую старину прошлого и прислушаемся к словам М. Аврелия: «Я называю духом в человеке то начало, которое имеет самостоятельную жизнь в самом себе и возбуждает человека к сознательной жизни». Странно, что академическая наука о человеке это плохо слышит?

Энергия духа проявляет себя во внутреннем свете души каждого из нас и в сияющем блеске жизнерадостных глаз. Освободить этот свет внутри себя, означает открыть себя потоку сознания и мира вне меня, существующих в единстве, это значит пережить зарю пробуждения и просветления души. И мы вернемся к этим рассуждениям во второй части книги, где вопрос о духе вновь станет предметом разговора.

 

Сделаем ряд обобщений.

1. Любая самоорганизующаяся система имеет иерархию структур управления, каждая ступень которой имеет свой канал приема информации и степень участия в формировании целевых программ поведения.

2. В этой иерархии подсистем управления интеллект занимает узловое место как биологический процессор и один из высших механизмов управления

3. Осевым механизмом интеграции всех подсистем человека и центров регуляции является личность, проявляющаяся как духовная сила развития и восходящая своими истоками к миру ноуменальных явлений и представляющая энергию духа внутри каждого из нас.

4. Поскольку понятие «сила личности», как и «энергия духа» не могут найти обоснование в рамках традиционной науки, мы пользуемся ими как метафорами, принимая для себя их как реальную данность.

С этими словами мы пока закончим наш разговор о становлении высших механизмом самоуправления человека и сделаем шаг в сферу прикладных знаний, обращаясь к отдельным функциям или способностям познавательной системы, восходящей к личности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных