Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 7. Нешаблонный ум - единство дара и труда.




Даже плодоносная земля любит

мозолистые руки, чтобы дать хороший урожай

Показательные примеры в решении нестандартных задач.

Однажды великий индийский король Акбар сидел со своим двором и обсуждал дела. Обсуждение стало вялым, люди явно подустали думать. Неожиданно Акбар встал и нарисовал на доске мелом линию и предложил царедворцам подумать, как можно уменьшить эту линию, не прикасаясь к ней. Никто не мог решить задачу. Тогда к линии подошел его близкий друг и советник Бирбал, отличающийся нестандартным умом, и нарисовал параллельно более длинную линию. И тогда первая линия стала короче. Возникает естественный вопрос, почему никто, кроме одного человека не нашел столь нетривиальное решение? Если дать общий ключ к ответу, но можно говорить о гибкости контекста, в который мы помещаем любое явление и проблему в ней. Если контекст не гибкий, мы становимся жертвами фиксированных установок прошлого опыта аналогий, или низкой пластичностью рекомбинации всего опыт и наших моделей в нем.

Наш интеллект, развивающийся под знаком стандартного знания, можно уподобить хорошо обустроенному парку, в котором заранее установлены места, где можно ходить и что смотреть, где разрешается посидеть, а где нельзя полежать. И мы следуем этим нормам и правилам жизни и мышления.

Или вот пример на функциональную косность установок мышления при восприятии свойств ряда вещей в решении задачи. Группе испытуемых предложили следующие предметы: свечку, металлическую коробочку с маленькими гвоздями и молоток. Затем попросили их придумать способ, как прикрепить свечку к косяку дверей. Из 15 человек задачу решили двое, остальные не смогли выполнить задание.

Изменили условия эксперимента и другой группе предложили то же самое, но гвозди высыпали их коробочки. Задание выполнило 13человек из 15 участников. Почему так? В первом варианте задания большинство участников коробочку ассоциировали только в единстве с гвоздиками, а во втором их мышление быстрее соединило коробочку и косяк. Прибив коробочку к косяку, они поставили туда свечку.

Не меньший вред в решении ряда задач может нанести прошлый опыт аналогий. К нему человек непременно обращается при столкновении с любой проблемой, даже когда ее решение лежит за пределами этого опыта. Такова природа нашего ума, точно так же ведет себя высокоорганизованное животное. Все что мы познаем в мире, мы, так или иначе, ассоциируем с накопленным опытом. Он наш путеводитель и часто становится ключом к объяснению нового знания. Отсюда, прошлый опыт ограничивает наш поиск и привязывает наше мышление к своим вариантам в нестандартных условиях деятельности.

В этом контексте приведем еще одну задачу со скрытой ловушкой. К берегу реки подошли два путника. На пустынном берегу стояла лодка, которая может перевести только одно человека. Путники благополучно перебрались на противоположный берег и последовали своей дорогой. Как они это сделали?...

Вы уже готовы предложить несколько вариантов: один в лодке, другой держится за нее в воде и т.д. Но заковырка в том, что наша память извлекла из прошлого опыта типичную картину, они подошли вместе к одному берегу. Мы согласны с вашим возражением! В условиях задачи есть двусмысленность. И вы вправе уточнить, а как они подошли? Но ассоциация прошлого опыта уже завладела вашим проблемным полем, и вы тщетно искали ответ, представив себе типичную картину из опыта аналогий. А он может быть найден, если путники подошли к разным берегам.

Теперь уважаемый читатель, попробуйте решить следующую задачу нестандартного типа, некогда помещенной в популярной книге Э. Де Боно «Рождение новой идеи». Но не спешите перепрыгивать через строчки, мы вам все равно подскажем. Нам бы хотелось, чтобы проследили за ходом своего поиска ответа и поймали себя на том, насколько тривиальные варианты выхода из ситуации вы будете поначалу выдвигать. Вы готовы? Тогда вникайте и размышляйте, преодолевайте опыт шаблонных движений мысли и не приемлемых альтернатив.

Итак, один купец, живший в Лондоне, задолжал некоему ростовщику большую сумму денег. Понимая, что купец не сможет рассчитаться старый и вредный ростовщик, решил предупредить своего должника, что он подает на него в суд и купца ждет тюрьма. С этой мыслью ростовщик пришел к дому должника открыл калитку и направился по дорожке, усыпанной камешками, к дверям дома. Неожиданно он увидел возле клумбы недалеко от дорожки красивую девушку, как выяснилось потом, дочь купца. Взыграло сердце ростовщика, и он предложил купцу откровенную и циничную сделку. Давай, я положу в карман два камешка: белый и черный. Пусть твоя дочь вытащит один из них, в любом случае долг будет погашен. Но, если она вытащит черный камень, я забираю эту красавицу себе, если она вытащит белый, я ухожу один и прощаю твой долг. Нелегко было купцу согласиться. И вот девушка зорким глазом заметила, как ростовщик наклонился и, пытаясь незаметно, положил в карман два черных камешка. Что делать девушке? Что вы ей шепнете, как ангел хранитель? Если изобличить ростовщика в обмане, значит потерять шанс. И вдруг, эврика, девушка нашла выход из этой предрешенной ситуации.

Что она сделала? Подумайте и следите за своими поисками решения, откажите себе в навязчивых и простых решениях. Мозг всегда норовит уклониться от напряжения, когда опыт прошлых аналогий не дает результат. Но помните, действия в любой ситуации необходимо рассматривать в контексте антиномий.

Мы начнем вам помогать с подсказкой. Первая: они стоят на дорожке из мелких камней. В кармане два черных, а белого нет. Она должна вытащить камень. Ну, вытащила, у нее в руке черный, в кармане ростовщика, то же черный камешек, и что? Шепните ей: «Урони, не разжимая руки!» А дальше? Обратите внимание на полярные действия.

Вот здесь и нужен такой разворот мысли, чтобы линейная цепочка привычных действий развернулась, сообразно движению мыслей к искомому результату в обратном порядке. Мы ведь всегда спеши поднять то, что роняем. Нужно не фиксироваться на упавшем камешке, а перенести мысль к противоположному полюсу ситуации, где остался черный камень в кармане старика. Перевели ваше острие мысли на другой полюс? … И что? Шепните скорее! …

Пусть быстро извиниться со словами, что я наделала, камешек ведь затерялся. И тут же, эврика, добавить, в прочем по тому камешку, который у вас в кармане, мы определим цвет того, который я уронила. Заметьте себе, как меняется ракурс восприятия и хода мыслей при нешаблонном мышлении.

После того, как вы попробовали свой поиск решения в роли ангела хранителя и теперь знаете оригинальное решение, постарайтесь воссоздать рисунок ваших исканий, где вы были близки к правильному шагу, а где мысль уперлась в банальный тупик без положительной комбинации действий. Оригинальность или нешаблонность мышления – это всегда выход за пределы устоявшихся взглядов и действий. Что же определяет эту чрезвычайно важную функцию интеллекта? Вначале дадим свое понимание сути нешаблонного мышления, подразумевая в нем творческое начало.

Нешаблонное мышление – это искусство находить оригинальное, необычное в обычном, это мышление, отражающее вещи и явления в неожиданном ракурсе, это тотальная способность выходит за пределы самоочевидного, не допускающего сомнения, другие трактовки и ассоциации.

Попробуем заглянуть внутрь составляющих его природу и выявить главные особенности такого ума. Для начала расширим состав и интерпретацию ряда способностей интеллекта, рассмотренного ранее в свете такого мышления, «свободного» от стандартных стереотипов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных