Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 6. Упражнение как способ развития интеллекта.




Мы каждый день следим за зубами, но почему не делаем это с умом?

 

Сразу же сформулируем базовый тезис о том, что должно меняться в процессе упражнений и где границы его эффекта, ведь очевидно, сколько ворону музыкальной грамоте не учи, она соловьем не запоет, как и на осине яблоки не вырастут, сколько не лелей ее. Принципиально важно понимать, что сознательные усилия, которые мы применяем во время упражнения функций интеллекта, частично вовлекают в этот процесс глубинный иррациональный ресурс психики. О нем у нас пойдет отдельный разговор далее.

Главный эффект упражнений связан с изменением произвольных функций и тех вторичных способностей, которые предполагают формирование устойчивых умений управлять функциями познавательных структур, расширяя их гибкость, пластичность и взаимосвязь в едином целостном аппарате интеллекта.

Читатель не мог не заметить, что рассматривая ряд способностей, мы неизменно подразумевали в них эти базовые свойства психики.

Исходя из чего, можно ставить задачу развивать в себе большую подвижность всех производных функций интеллекта и его в целом. Ведь гибкость и пластичность создают необходимую вариативность связей и взаимных дополнений психических процессов разного уровня и свойств в построении архитектоники любой сложной программы поведения и деятельности личности. Однако должны сделать одну оговорку. Позитивные изменения в параметрах психики, зависят от врожденных особенностей этих параметров у каждого из нас. Образно выражаясь, они соответствуют принципу «разводного ключа», частично расширяющего функциональные возможности данного вида инструментов.

Давайте еще раз пройдемся по всем уровням психики и рассмотрим ряд конкретных задач и упражнений, связанных с развитием основных способностей к творчеству.

Первое. Что надо делать, чтобы увеличить продуктивность в генерации новых идей? Прежде всего, скажите себе, что «не боги горшки обжигают» и поверьте в свою уникальнос ть, в которой неповторимо проявлять себя дух на земле как Единство во множественности.

Нам многим, прижатым к земле диктатом телесной самости, не достает внутренней свободы и духовного возвышения над мирской суетой

Древние мыслители Востока утверждали, что человек живет только тогда, когда он хотя бы чуть – чуть парит над миром. Одних из нас гнетет тоска по роскоши, других - скука от нее. Век телесного гедонизма притупил в нас остроту духовного развития и загнал нас в стандарты и маски ролевого конформизма. Мы растворяемся в массе, потому что боимся верить в свою оригинальность и талант. («Без меня народ не полный» - А. Платонов).

 

Нет людей без талантов,

И понять надо всем,

Что и винтик безвестный

В нужном деле велик.

Попробуйте усомниться в незыблемости всех правил, решений и форм организации совместной жизни и труда. И включитесь во внутренний поиск новых идей, которые вы могли бы предложить людям для улучшения дел или решения хронических проблем. Не упускайте случай решать разные головоломки и умственные задачи и загадки. Заряжайте себя на неожиданные повороты мысли и ее глубину. Чтобы эти брожения ума стали продуктивными, используйте принцип антиномий, взгляните на многие вещи с противоположной стороны.

Философ И. Кант говорил о том, что человек должен каждый день обязательно хотя бы час освободить себя от текущих забот и просто поразмышлять о мире, о жизни и о себе. Размышления есть ежедневная гигиена ума, без них он теряет свою конструктивную силу и переживает необратимую деградацию. Именно эта уязвимая сторона необратимой атрофии «мускул» ума радикально отличает их от мускул тела. Выразимся острее, люди вообще редко духовно умирают от перегрузки ума, а вот от его дисфункции или недогрузки – умирают очень часто, еще хуже, когда люди так и не могут родиться, физически дожив до седых волос на голове.

Одним из показателей такого губительного синдрома становится книга, превратившаяся в разновидность снотворного для лежащего в кровати человека, когда его мозги уже давно стали ржавым инструментом жизни. Невольно повторишь слова о том, что цивилизация научила большинство людей читать, теперь она стоит перед задачей научить мыслить. И нашу книгу предпочтительнее рассматривать как приглашение к размышлению, а не готовый путь к творчеству и мудрости. Любое знание – это чужие мысли, только свои раздумья прокладывают путь к мудрости.

В управленческом мышлении есть одна заповедь, заключающаяся в том, что не следует принимать решение пока ситуация не рассмотрена с разных сторон. В этой связи можно сказать так: одним из условий формирования высокой способности к генерации идей является умение сохранять подвижную систему координат и находить новые ракурсы и срезы анализа привычных и непривычных вещей. Исследователи говорят о том, что нешаблонное мышление – это умение поставить все с ног на голову. Правда не всегда и все, иначе бы мир перевернулся. Нам и так сложно избавить себя от иллюзии, глядя на глобус, что на южном полюсе люди ходят головой вниз, а мы - вверх.

Вот простой пример решения задачи на такое переворачивание. Как увеличить число 666, не выполняя никаких арифметических действий? … Надо написать это число на листке бумаги, а потом повернуть ее «вверх ногами».

На наших тренингах слушателям предлагается дать интерпретацию полученного афоризма и предложить свою не менее оригинальный анти афоризм по принципу на всякую тезу есть своя антитеза. Народная мудрость накопила ни мало таких полярных мыслей. Вот один пример, применимый к бизнесу. Есть ситуации, когда надо действовать по принципу «семь раз отмерь, один отрежь». А случается, что бизнес может быть удачным, если вы используете противоположную стратагему, «куй железо, пока горячо».

Наш многолетний опыт проведения тренингов свидетельствует, что люди вначале пасуют перед заданием, некоторые вслух признаются, что не могут справиться с ним. Они признаются в том, что на язык лезет всякая чепуха и память норовит подсунуть уже известные высказывания и пословицы. Однако после настойчивых рекомендаций тренера поверить в себя и бросить вызов поверхностной банальности первых генераций мысли на бумаге, многие из участников выдавали на общий суд весьма интересные антитезы, не пытаясь скрывать удовлетворение собой.

Общая драма урбанизма состоит в том, что вы врастаем в зауженные рамки, накатанной колеи социальной жизни, где доминируют устоявшиеся стандарты жизни, требующие от нас конвергентных способностей и репродуктивного мышления. В условиях жестко организованной жизни сверху, даже намеки на нестандартность или инициативу новых идей могут обернуться неприятными последствиями. Многие люди привыкают делить свою жизнь между внешним конформизмов и внутренним нонконформизмом, выражающимся в оригинальности мыслей и действий. Так, они находят себе хобби и другие компенсаторные формы деятельности, где актуализируется их потенциал новаторского мышления. Вообще полюбите и развивайте в себе игру мыслей и образов, в ней важнейшая сторона тренировки ума и противоядие его притуплению в условиях обычной и привычной жизни, лишенной эксцессов и преходящих стрессов.

Безусловно, мы выносим за скобки наших рассуждений откровенные примитивные пассажи на сайтах интернета. Эта проблема для отдельного обсуждения. Застоявшаяся вода, прорвавшая плотину, не может стать созидательной энергией. То же самое происходит со свободой, которая захлестывает пространство интернета в разнузданных гримасах карнавальной культуры вседозволенности. А какой примитивный язык общения можно слышать от ведущих ряда новых радиоканалов? И туда же скатился некогда строгий в своих рубриках «Маяк».

Упражняйте себя в роли человека, от мнения которого зависит решение той или иной проблемы, наедине с собой или рядом с принимающими вас людьми. Ставьте себя мысленно перед той или иной проблемой под знаком вопроса: «А как бы поступил Я?». Генерируйте ваши альтернативы, сравнивайте их с вариантами состоявшихся решений и прислушивайтесь к идеям других значимых для вас людей. Избегайте только возводить ваше собственное мнение в ранг истины, а идеи других отвергать как ложь. Оценивайте свои предложения трезво. Следуйте психологической аксиоме, если вы видите только один способ решения проблемы, вы предлагаете движение в тупик. И вы будете всегда сохранять «заточенность» вашего мышления на способность к генерации новых идей и подходов к решению малых и больших вопросов жизни своей организации или своей семьи.

И совсем не обязательно, чтобы вас услышали за пределами семьи, важно, что вы сохраняете свой интеллект в состоянии функциональной активности, предотвращаете погружение его в дрему и накопление в нем «ржавчины». Только личностная причастность к событиям жизни и свой широкий взгляд на все явления и проблемы или степень включенности в них, могут тонизировать наш ум и лишать ранней «ржавчины» самый ленивый орган человека.

Последними словам одного из самых тонких поэтов России Ф. Тютчева, которые он произнес, очнувшись перед смертью, был вопрос: «Что нового в политике и в светской жизни?». И в этом вопросе одного из ярких дипломатов и сынов отечества отнюдь не было ожидания сплетен и слухов.

Важность широкого интереса к жизни как условия творческого воображения отмечают зарубежные специалисты. Широкий горизонт интеллектуальных интересов способствует появлению ряда важных качеств личности:

а) множественности понимания – человек видит ситуацию с разных сторон, каждая их которых фиксирует одну из форм истины; б) высокой чувствительности к информации, не совпадающей с настоящим пониманием проблемы; в) готовность применить разные альтернативы к принятию решений; г) отсутствие растерянности перед противоречивыми фактами и стремление найти решение, не пренебрегая ими.

Специалисты, изучающие наиболее ярких лидеров западного бизнеса, пишут, что они были «поражены любознательностью, живостью воображения и отзывчивостью их натур. Большая часть этих людей – жадные читатели (читают все от книг по истории и философии до популярной прессы) и рьяные путешественники, они ищут по миру великие идеи и используют любую возможность для наблюдения и общения с талантливыми людьми».

Второе. Что следует делать, чтобы развивать способность сближать понятия? Если мышление в этом контексте должно легко ассоциировать, казалось бы, отдаленные понятия, то необходимо упражнять свой ум в поиске логических мостиков и переходов между линейно не связанными понятиями или понятиями, связи между которыми имеют скрытые и опосредованные звенья. Так, скажем, что может объединять такие понятия как «изумруд» и «молодой», какое признак роднит их между собой? Конечно же, «зеленый». Оперирование признаками отдаленных вещей и явлений, оформленных в виде понятий, дает возможность нам ухватывать целостность мира как единого потока, внешне разрозненных явлений, фиксированных в дискретных знаках логического мышления.

Весьма полезным может стать упражнение, которое мы применяем в предварительной разминке слушателей к заданию с анти афоризмами. В качестве исходной посылки к упражнению нами было положено известное изречение Пифагора о том, что истину постигнешь, когда найдешь третью величину между двумя полярными. Мы предлагали участникам тренинга подобрать пару понятий противоположных друг другу и передать соседу по кругу. Принимающий эту пару слов должен был найти третье понятие, которое является промежуточным между ними по какому- то признаку. Например, ночь и день ассоциируются с понятием «сумерки», а может и «утро».

Как правило, слушателям предлагалось уходить от привычных антиномий, которые лежат на поверхности нашей повседневной жизни и включать широкую амплитуду интеллектуальной раскачки своего воображения и ассоциативной памяти. Опыт показывает, что нередко группа извлекает из глубин своих образов и понятий совершенно неожиданные третьи величины, расправляя свернутые побочные грани смысловых узлов и сетей, которые оставались в латентном положении на протяжении многих лет жизни. Предлагаем читателю поупражняться в качестве затравки и найти третье понятие соединяющее ряд бинарных величин. Что лежит между неприязнью и приязнью человека к человеку? А между черепахой и гепардом? Или между пухом и чугуном, а между сладким и горьким? Или между адом и раем? …

Вместе с тем должны сказать, что широкий взгляд на окружающий мир и понимание общей связи всех явлений чаще открывает сходство между даже внешне далекими друг от друга вещами. Вдумайтесь в стихи поэта средневековья Д. Томсона, ведь это была эпоха, когда цельность мироощущения еще не расщепил рациональный ум, утвердивший свое однобокое господство в последующие времена.

И связь всеобщую вещей

Открыв, легко мы подытожим,

Когда касаемся цветка,

Звезду далекую тревожим

 

Несомненно, что любое упражнение захватывает в интеллектуальную активность все психические функции в той или иной степени, где все же бывают сольные партии. Мы уже сравнивали интеллект с русским хором. Развитие образного мышления и визуализация творчества является важным условием повышения ресурса интеллекта. В этой связи добавим и закрепим несколько суждений об этой способности.

Третье. Как развивать в себе образное и метафорическое мышление? Прежде всего, помнить, что в человеке свернуты законы растительного и животного мира. Китайская мудрость гласит о том, что «все звери есть в людях». А растущее дерево является одним из универсальных законов организации микро и макромира Вселенной. И разве мы не видим модель древа в сосудах листа и нашего смыслового пространства? В этой связи подарим читателю одну хокку из восточной мудрости, пронизанную дзэн - буддийской философией.

Только с ветром и дождем

говорят деревья.

Молчанию у них учиться нам.

Древние мудрецы и философы, вышедшие из недр мифического сознания, остро чувствовали органическую связь между всеми уровнями живого вещества планеты, свернутого в человеке. По сей день, мы восхищаемся глубиной и точностью их созерцательного мышления, открывшего многие закономерности мироздания. Это они оставили нам поразительно сочный образный язык притч и преданий, сюжеты эпоса и иносказательный смысл религиозных писаний. Они еще умели находить смысл и понимали мир там, где всегда останется бессильным формальный язык логики нашего разума. Многовековая память людей оседала в пословицах и поговорках, блестящих афоризмах и аллегориях, где непременным героем выступают наши братья меньшие.

И разве вы не замечали, что очень часто человек приобретает такую породу собаки, с которой у него есть определенное внешнее сходство? Один маститый в своей науке профессор, коллега авторов книги, рассказывал, что в мире растений, подчеркнем растений, можно найти все формы групповой жизни людей, обнаружить многие пороки, которыми издревле наделен человек от льстивости и зависти до коварства и самолюбования. И кто не знает, насколько часто мы прибегаем к сравнению отдельных качеств и способов поведения человека с повадками разных животных и особенностями того или иного вида растений.

Метафоры и образные сравнения не только обогащают наше чувственное восприятие любого текста, они наполняют словесно сухую канву высказывания пульсирующей мозаикой более глубоких пластов умственного опыта, корни которого восходят к нерасчлененному потоку психики на иррациональном уровне понимания любого сюжета, лежащего на грани между словом и образом, между мифом и аллегориями.

Нам следует помнить, что расщепление мифического сознания архаичного человека, никуда не исчезло, оно осталось внутри нас, Некогда оно было спроецировано на мир животных и растений, с образами которых он ассоциировал свой внутренний мир. Вот что, в частности, написал Макиавелли о необходимых качествах князя, используя образы льва и лисицы в необычном преломлении их повадок: «Он должен взять примером лисицу и льва, так как лев беззащитен против сетей, а лиса беззащитна против волков. Надо быть лисицей, чтобы распознавать западню и львом, чтобы устрашать волков. Люди, бесхитростно полагающиеся только на одну львиную силу, этого не понимают».

Тренировать и поднимать из глубин бессознательной психики штрихи и повадки поведения отдельных животных без голосового сопровождения один из распространенных приемом смягчить противоречия между разными слоями сознания, вывести их на сопряженную активность. Воплощение в образы животных и фрагменты имитации их поведения расширяет вертикальную амплитуду психической активности человека, снимает ряд ограничений и условностей, которые накладывает на психику иррационального диктат речевого центра управления личности, локализованного в структурах левого полушария. Они обостряют нашу чувственную основу интуитивного мышления или животное чутье, без которого порой нельзя уповать на выбор решения в условиях трудно прогнозируемого развития событий или отношения людей.

Такие упражнения в разных игровых сюжетах на тренингах гораздо легче выполняет молодежь, потому что у них молчаливая мудрость старшего брата – правого полушария еще не так подавлена вербальными механизмами управления системой человека, как у зрелых людей, уже глубоко вжившихся в свои ролевые стандарты и маски, питающих их чувство социальной значительности. Да и у молодых людей игровая потребность в широком смысле этого слова еще не притуплена и не связана паутиной условностей и нормами внешних приличий. Приведем одну цитату: «Чем больше игривости обнаруживают люди при решении проблемы, тем вероятнее получение хорошей идеи и воплощение решения, которые могли быть упущены при серьезном настроении. Творчество расцветает в среде, где есть место смеху и веселью». А от себя добавим, в такой атмосфере правит бал образное, насыщенное красками и аллегориями мышление.

Так, что, уважаемый читатель, шутите, играйте, сохраняйте чувство юмора. Музы творчества не засиживаются на ликах серьезных и скучных людей, они предпочитают игривых и метафорически мыслящих антиподов, способных вносить яркие краски в ткань повседневной жизни. Истинные жизнелюбы и профессионалы, живут и работают играючи. Именно они чаще сглаживают углы жизни, которые заостряют своей глубокой мыслью пессимисты типа Шопенгауэра или Лермонтова.

И ко всему заметим, что лучшие творения человеческой мысли воплощены языком притч, отличаются яркой образностью и афористичностью. Этот тезис с полным основанием можно распространить на поэзию. Так что, страждущий читатель, пишите стихи, сочиняйте афоризмы и пользуйтесь языком образных сравнений и аллегорий. Без них наша речь превращается в сухой деловой сленг, где нем места вибрациям души, а в словах доминирует сугубо прагматический строй речевых штампов, затрагивающий больше наши гримасы социальных масок, чем глубины души. Но исходите из того, что любой образ или мысль оживают только в открытом миру сердце.

Однако вспомним, что всякая однобокость пагубна. И не менее важным условием успешного творчества является развитая речь, как интеллектуально - волевой стержень нашей социальной детерминации. Выскажем несколько суждений о следующей способности.

Четвертое. Какдобиться ясной речи? Часть ответа лежит в слове, упражняйтесь. Другая часть восходит в психологию наших зажимов, которые блокируют механизм внутренней речи. Пожалуй, ничто так не обнажает наши внутренние проблемы и комплексы зажатости, как публичное живое слово. «Металл узнается по звону, человек по слову» - писал Б. Грасиан. Опыт видеотренингов, проведенных нами с разными категориями людей, показал, что люди испытывают парализующий страх перед публичной речью в любом виде от тоста до доклада или устного отчета о работе до экзамена. Поражает то, что признание в этом недостатке делают многие из лучших студентов старших курсов вуза при прохождении тренинга. А на каких занятиях мы упражняем способность к развернутому рассуждающему мышлению выпускников высшей школы? В течение всего семестра студент на занятиях больше молчит, а говорит в состоянии волнения несколько минут во время экзамена.

Чрезмерное напряжение и страх перед неудачным словом в состоянии стресса сопровождается двумя видами потери слаженной речи и координации движений. Первое получило название «стартовой апатии», второе – «стартовой лихорадки». В названии слов уже заложен рисунок поведения каждого типа людей, переживающего одного из этих стрессовых состояний

Апатия отражает заторможенность психики, которая теряет весь энергетический ресурс в состоянии чрезмерного волнения до начала публичного выступления и переходит в режим подавленности во время его. Человек в таком состоянии теряет дар речи. Она становится скудной, вязкой с большими паузами и разрывами смысловой линии.

Лихорадка отражает противоположное состояние, когда чрезмерное волнение вовлекает в работу мозга не нужные центры. Их возбуждение придает речи характер «пулеметной очереди», засоренной словами паразитами и навязчивыми движениями. Оба эти состояния лишают человека возможности пластично владеть словом, ясно и логично излагать свои мысли.

Противовесом этим двум негативным феноменам является состояние «трезвого азарта». Оно характеризуется оптимальным возбуждением всех психических функций и подвижным балансом процессов возбуждения и торможения в различных центрах последовательно и одновременно вовлеченных в данную деятельность. Как добиться такого состояния? В ряде своих книг мы даем несколько рекомендаций (см. глоссарий). Здесь хотим остановиться на одном из важных для нас тезисов.

Дело в том, то дар речи имеет свои наследственные корни, уходящие как в индивидуальные особенности организации человека, так и в пласты универсальных механизмов мозга, наделенного свойствами принимать и перерабатывать определенный класс носителей информации. Наш опыт работы по становлению публичной речи с разными категориями людей на тренингах свернулся в интуитивное предположение, которое близко к идеям ученых, высказавших гипотезу о том, что мы имеем общую для всех врожденную языковую матрицу интеллекта. Отличие одного человека от другого состоит в том, насколько каждому из них удалось раскодировать и снять зажимы в актуализации этого ресурса речи. Другими словам, насколько он научился мобилизовать этот универсальный генетический ресурс сознания.

Напомним слова академика П.В. Симонова о том, что творческий мыслящий человек отличается от обычного человека тем, что он лучше и полноценнее использует этот глубинный потенциал одинаковый у всех людей. Большинство людей просто неоправданно мирятся со своей ординарностью и привыкают к такой самооценке, они боятся бросить вызов себе, чтобы совершить прорыв в глубины этой универсальной языковой матрицы, находящейся в скрытом состоянии у всех людей со здоровой психикой.

Поэтому чаще внимайте публичному слову хороших ораторов. Старайтесь вносить в свою речь широкий набор синонимов. Древние мыслители утверждали, что сильные ноги кормят молодость, а хорошая речь – старость. Безусловно, не следует увлекаться излишней литературностью речи, здесь как в известном афоризме «мудрость не к месту, хуже глупости» в тех случаях, когда нужен простой язык житейского уровня. Но чистая и литературно построенная фраза или полный текст выступления, остается важной гранью общего имиджа личности и отражает уровень ее образованности.

Вспоминается герой Джека Лондона Мартин Иден, прототипом которого был сам писатель. Решив стать писателем, М. Иден много читал, выписывал яркие и сочные фразы у великих мастеров слова. Труд принес свои плоды.

Однажды в гостях у своей пассии он высказал фразу, которая его самого удивила тем, как он ее построил. Он стал замечать насколько чище и литературно более грамотно и нетривиально стал его живой язык общения, по сравнению с примитивным языком угловатого матроса, которому он бросил вызов в себе.

Одновременно с развитием способности к ясному изложению мысли, необходимо развивать ясность мысли. Нужна тренировка механизма внутренней речи, с помощью которой мысль переходит в слово или совершается в нем. Поэтому ведите разговор с самим собой, мысленно проигрывайте разные ситуации и находите правильные слова для изложения своих мыслей и вопросов, обращенных к другим людям. Периодические формы диалогического общения со сверстниками, друзьями должны наполняться стремлением к развитию умений четко излагать свои мысли. Но исходите из того, что речь быстрее обретет ясность даже в трудном вопросе или теме, если вы постараетесь глубоко войти в предмет внимания или проблему, допуская разные взгляды и подходы к ее решению.

Можно, конечно посетить курсы по развитию речи. Однако курсы ораторского искусства, которые предлагают специалисты мало что дадут, если ваше участие ограничиться только прослушиванием ряда лекций. Часто такие курсы напоминают нам зрителя на стадионе, наблюдающего за бегом тренирующихся спортсменов и уповающего на то, что его мышцы так же наливаются силой.

Страх и зажимы, если их не преодолеть будут обязательно повергать вас в одно из разрушительных стартовых состояний, несмотря на хорошо заготовленную в домашних условиях речь. А скудный словарный запас завершит это коварство над вашей личностью очередным фиаско в виде бледного и несодержательного монолога. Начните брать на себя инициативу в общении с друзьями, ловите себя на удачных фразах, закрепляйте их, схватывайте достойные высказывания у товарищей, коллег и т.д. История показывает, что многие выдающиеся ораторы начинали свой путь к искусству далеко не яркими мастерами живого слова. Обратитесь к сборникам крылатых выражений, прочтите дневники и письма великих мыслителей, писателей. В них эволюция ума и духа, которую со своим генетических ресурсом начинали многие образованные люди всех эпох. На вопрос о том, с чего надо начинать свое самообразование, в своих дневниках очень подробно пишет Л.Н. Толстой.

Просим извинить за обращение к собственной судьбе, но один из авторов этих строк долгие годы самостоятельно блуждал в лабиринтах поиска путей духовного саморазвития. Он нашел совет великого писателя уже тогда, когда он был не нужен. А если бы к нему прийти раньше, сколько ненужных книг можно было бы оставить без внимания! Очень хорошо сказал Г. Торо о том, что нужно читать в мире книг. Важно не то, сколько вы книг прочитали, а сколько вы успели прочитать из того, что нельзя не прочитать. И эту фразу нам бы хотелось подчеркнуть и рекомендовать к принятию как стратегию самообразования и работы над собой. Закончим данный абзац повтором главной мысли, без осознания которой вы никогда не добьетесь хорошей речи: обретите вкус к слову, так как оно станет главным мотивом вашего вхождения в мир высокой литературы и поэзии. Именно об этом писал один из ярких и любимых нами писателей Г. Гессе в письме, вопрошающим его студентам.

Если мы теперь знаем, что границы моего языка определяют границы моего мира, то уровень обобщения понятий определяет качество и глубину постижения этого мира. В этой связи перейдем к способности свертывать информацию.

Пятое. Как развивать способность к свертыванию информации?

В сущности, вопрос подразумевает обращение к понятийным структурам интеллекта.Безусловно, что человеку необходимо обогащать свой житейский опыт повседневной жизни, но такое мышление сохранит свою действенность только в пределах ограниченного эмпирического знания. Высшие стадии умственного развития, опирающиеся на концентрированное научное знание о закономерностях мира вещей и явлений, представленное в форме понятий, останется не доступным качеством интеллекта личности. В этом принципиальное и кардинальное отличие понятийной мысли от мысли рассудочной, не знающей глубоких обобщений. Надо понимать, что развитие интеллекта проходило под эгидой усиления аналитических операций, расщепляющих мир на отдельные части, с последующим синтезом и обобщением с помощью понятийной мысли.

Сегодня, когда научное знание становится одним из ключевых звеньев инновационных технологий, интеллект, владеющий обобщенной и свернутой формой мышления, выступает главным критерием социальной значимости личности. Более того, нарастающая волна информационных перемен во всех сферах жизни и труда предъявляет растущие требования к обучаемости личности и ее открытости к новому обобщенному знанию.

Специалисты ввели даже такое понятие как «мышление прорыва», что означает утверждение качественно нового нелинейного мышления, впитывающего в свернутом виде системные знания об окружающем мире. Системное мышление неизменно сочетает в себе яркость конкретного образа и панорамный взгляд на весь мир в его целостности. В одной из своих последних книг мы попытались взглянуть на человека и общество как на идентичные самоорганизующиеся системы в свете понятий синергетики, приглашая к размышлению других исследователей.

Таким образом, можно утверждать, что новые открытия и творческие удачи не могут появляться у честолюбивых людей, если они пренебрегают усвоением научно обобщенных знаний о мире и обществе. Высшее образование в нынешнее время – это необходимое условие развития понятийного мышления высокого уровня в процессе обучения. Вместе с тем - это стартовая линия для формирования новых подходов и поиска неожиданных решений хронических проблем и формулирования новых вопросов природе, чтобы найти у нее правильный ответ или нащупать догадку ее загадкам, уже доступным на данном витке развития научной мысли человечества. Ведь прежде чем разрушать старое и устоявшееся знание и решение, подумай, а можешь ли предложить лучше? Скепсис дилетанта и невежды, редко дает полезные ростки на древе познания.

Вместе с тем обязаны заметить, что ряд видных ученых и художников, не знали строго академического образования, но они много трудились самостоятельно, преодолевая тот рубеж восхождения в горы к высотам знания, где могли уже предлагать свои идеи и творения ума, ставшие достоянием всего человечества. И пожалуйста, добавьте к их успеху еще и природный дар. К примеру, академик Я.Б. Зельдович или поэт И. Бродский. К ним мы можем отнести маршала Г.К. Жукова, не прошедшего высшего военного образования, или выдающегося саксофониста - импровизатора А. Козлова, самостоятельно осилившего премудрости музыкальной грамоты.

Свертывание информации – это формирование целостного восприятия и постижения свойств и закономерностей определенного круга явлений. «Чем ближе к истине, тем меньше слов».

Обобщенное мышление – это умение одновременно видеть индивидуальную красоту цветка и постигать в нем тайну и модель мироздания.

Вот как об этой способности написал в стихах И. Блейк:

В одно мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка.

В единой горсти – бесконечность,

И небо – в чашечке цветка.

Свертывание – это предтеча интуитивного знания, представляющего собой некогда развернутый алгоритм формирования понятий, умений и навыков, ставший способностью к моментному постижению истины. Этот тип интуиции приходит с годами и является результатом упражнения и опыта. О данном типе интуиции у нас еще пойдет отдельный разговор. Несомненно, одной из функций интеллекта, позволяющей видеть красоту мира в малых вещах и явлениях, является способность к зоркости и наблюдательности личности. Позволим себе несколько слов об этой способности видеть мир глазами умного ребенка.

Шестое. Напомним читателю мысль о фотографической способности детского восприятия, которое определяет раннее развитие интеллекта и все богатство образной памяти в виде представлений и наивной фантазии, столь характерных для возрастной одаренности всех нормальных детей.Давно установлено, что взрослея и накладывая на спонтанность психики правила и ограничения культуры, многие из нас теряют эту непосредственность умных детей.Однако именно творческие люди сохраняют в себе эту детскую непосредственность в отражении мира вещей и способность к свежему и неожиданному взгляду на них. Возникает естественный вопрос, можно ли тренировать зоркость и наблюдательность?

Можно, если мы поймем, что наше абстрактное мышление представляет собой один из логических способов разъединять и соединять свойства вещей и явлений мира между собой. Но оно не может сохранять живую ткань и первозданную целостность этих вещей. И если ребенок видит яркую выпуклость в единичном и конкретном объекте, то умный и продвинутый человек, сливаясь с ним в акте восприятия, постигает более широкий спектр связей и отношений закономерностей мира, преломленных в этом живом предмете или явлении жизни.

Наблюдательность - младшая сестра обобщения, она воплощает противоположную сторону системного мышления. Ведь размах этого мышления и представляет собой единство конкретного и общего. В этой связи системный интеллект можно трактовать, как интегративную способность личности видеть бесконечно малое в едином большом и бесконечно большое разнообразие в единичном малом. Сочетать такое мышление и восприятие может человек, личность которого не позволила себе утратить свежесть мировосприятия и готовность удивляться неожиданному в окружающем мире. Поразительно, но эта идея проходит красной нитью через «Мысли» Б. Паскаля, восхитившая даже Л. Н. Толстого.

Вообще надо заметить, что в сочетании полярных граней интеллекта проявляется потенциал способностей к индукции и дедукции как базовых форм логики движения мысли. Одна форма заключается в способности к движению от единичного к общему, другая – от общего положения к единичному. Развитие приемом логического мышления и заключается в том, чтобы в одном случае на основе анализа отдельных свойств уметь находить общие закономерности и делать общие выводы, а во втором – умело применять эти выводы в обратном порядке, видеть их в частных и единичных явлениях. И такой уровень развития интеллекта обнимает многие способности к творческому мышлению.

В свете поставленного вопроса о возможности тренировать способность к свежему и наивному взгляду на мир ответ можно развернуть как возвращение личности к вытесненной непосредственности детского мировосприятия. Такая непосредственность зрелого ума, по словам психолога А. Маслоу приобретает статус «вторичной наивности» мудрого человека, снимающего узкие шоры логического мышления, часто аналитически расщепляющее живое целое явление до разрозненных и несвязных частей. Живое и цельное восприятие, не теряющее связи частей между собой ближе к знаменитому изречению Гете о том, что суха теория, а древо жизни вечно зелено. И здесь речь может идти о глубоких изменениях в третьем слое интеллекта, который восходит в структуру системы личности как подсистема ориентации в мире и организации действий в нем.

Непосредственность и спонтанность или раскованность мироощущения легко теряется, но трудно возвращается. Непосредственность порой незаметно переходит в безликую посредственность, если человек уклоняется от интеллектуальной работы над собой. По этому поводу А. Маслоу пишет: «Истинная спонтанность труднодостижима, большинство людей скорее «актерствуют», - они «стараются» соответствовать тому, что, по их мнению, ожидается от них, или тому, чего они сами ожидают от себя, вместо того, чтобы позволить себе быть собой. Бытие подразумевает честность, искренность, открытость».

Просим обратить внимание на подчеркнутое слово «быть». Оно выступает как один из принципов жизни, свойственный культуре живого созерцательного отношения человека к миру и к себе без разделения его на части и утраты живой цельности. Принципу «быть» противостоит принцип «иметь», на котором зиждется культура рационального мышления, столь свойственного западной культуре. «Быть» соответствует наслаждению живых цветком, без попытки сорвать его и сделать частью себя. «Иметь» означает овладеть, усвоить и присвоить путем отделения объекта от его живых связей и естественности. «Иметь» – это наслаждаться красотой сорванного цветка, уже потерявшего свою идентичность. «Быть» предполагает слияние субъекта и объекта в единое целое, когда «Я» и «не - Я» представлены нерасторжимо. Такая форма познания мира вещей и явлений больше способствует обостренному восприятию незаметных свойств и явлений, так как в ней сохраняется живая первозданность объекта на полюсе «не - Я».

Принцип «иметь» легко довольствуется бумажными цветами в вазе, как элементу современного дизайна помещений. «Иметь» лежит в основе познания, расщепляющего ткань живого, и сопровождается ассимиляцией частей на уровень разных структур умственного опыта субъекта, который изначально противостоит всем и конкретным объектам на полюсе «не -Я».

Повторим вновь и вновь, жизнь и сознание этот поток, в который мы входим или членим его, выйдя из него, на части, как русло реки на множество рукавов и шлюзов. Спонтанность – это ощущение потока и чувство слитности себя с ним, где открыты шлюзы и заторы для его спонтанного движения. А свежесть есть чувство человека, вышедшего из этого потока на мгновение, но не утратившего единства с ним, чтобы увидеть вещи и явления взглядом снаружи. Очень отдаленно это состояние ума перекликается с состоянием тела при купании в воде и моментом выхода из нее.

Однако мы должны заметить, что спонтанность ребенка и спонтанность зрелого человека отличаются друг от друга местом в структуре сознания, разной мерой управления и масштабов видения. Это различие обосновал К. Уилбер, к идеям которого нам предстоит обратиться далее.

Жизнь современного человека западной культуры характеризуется тем, что он должен сочетать в себе эти два противоположных модуса жизни. Совмещать в себе способности полярного свойства: расчленять и интегрировать, созерцать и редуцировать целое до частей, не теряя их связи с целым и себя с ним. Постарайтесь питать свое отношение к жизни тонким и зорким пониманием того, что в каждой растущей травинке рвется проявить себя Вечность. Ищите ее в ней и найдете в себе, ведь она открывает себя в глазах каждого новорожденного, кем когда- то был каждый из нас. Верните себе этот взгляд на мир, тогда он станет доброжелательным как никогда и обострит ваше восприятие его бесконечного многообразия. Наши чувства более богатая палитра мироощущения, чем любое даже емкое понятие, ведь поэтика чувств и мыслей ищет словесную форму у настоящего поэта, а у графомана, все наоборот, он ищет форму, оставляя ее пустым рифмоплетством.

Способность чувствовать философию целостности природы и себя в ней, не расщепленную дискретными знаками рассуждающего мышления, точно передает следующее изречение:

Шумящий лес весной,

Дает мне больше мыслей,

Чем самый мудрый из людей,

Прошедший шар земной

Нам осталось коснуться последней способности в изложенном ранее ряду. Можно ли тренировать боковое мышление?

Седьмое. Еще раз повторим, чтобоковое или периферийное мышление - это функциональный параметр, который выступает производным от способности нашего внимания смещаться и «освещать» то, что в стороне от его центра. Чем шире и подвижнее круг внимания, тем продуктивнее может быть боковое мышление, улавливающее то, что находится рядом или около его фокуса концентрации. Боковое мышление развивается как следствие способности личности к мобилизации интеллектуального ресурса и управления всей психической активностью. В этой связи можно соединить высокую мотивацию на уровне волевых усилий и развитие основных свойств внимания, называемых рядом ученых как умственное действие, так как они имеют произвольную природу. Концентрацию, переключение и распределение внимание, как и объем можно развивать в контексте стремления к овладению интеллектуальными видами деятельности. Боковое мышление становится продуктивным, когда мы мотивированы добиться высоких результатов в каком – то деле и можем долго и терпеливо думать о той или иной проблеме, загадке и т.д.

Длительное волевое напряжение создает в рабочих центрах мозга и сознания личности господствующий очаг возбуждения, получивший название доминанты. Одним из важных свойств доминанты является притягивание на себя функциональную активность других центров, непосредственно не вовлеченных в поиск решения проблемы. Когда мы концентрируемся на вопросе или объекте в течение сравнительно долгого времени, законы доминанты совершают свою благотворную роль, они включают в процесс поиска на периферийном уровне внимания многие другие психические процессы, оставляя их за порогом непосредственного контроля. Мы бы сказали образно даже так, боковое мышление развивается, как эффект рассеивания тумана под влиянием лучей восходящего солнца. Однако под лучами солнца следует понимать степень волевого напряжения и длительность концентрации внимания на актуальном вопросе. Чем сильнее концентрация внимания, тем шире периферийный круг активности познавательного аппарата. Хотите, чтобы боковое мышление работало с большей отдачей в творческом процессе, учитесь сосредоточиваться и настойчиво искать ответ. Вместе с тем, как мы познакомимся далее, появление большего света обусловливается переходом сознания на более высокий уровень постижения вещей мира. Чем выше поднимаемся, тем дальше видим, как и умеющий долго думать находит выход из сложной ситуации.

В сущности, периферийное или боковое мышление отражает закономерность строения человеческого интеллекта, которую мы уже многократно приводили. Она заключается в том, что любая реакция личности на внешнюю среду или ситуацию строится как единая и подвижная функциональная система, захватывающая тотально в разной степени все психические процессы и многие установки личности. А тренированные способности в процессе упражнений повышают общий функциональный потенциал и работоспособность системы интеллекта.

Подчеркнем еще раз. Системный характер развития познавательного аппарата наиболее полно обнаруживает себя в мышлении, которое приобретает способность к целостному видению всех факторов любой ситуации или явления и фиксирует связи и отношения между ними, не теряя этой целостности, при обращении к отдельным элементам.

Таким образом, рассмотренные нами психические способности, представляют собой не отдельные инструменты или полоски ткани, сшитые между собой в одно полотно. Они тесно взаимосвязанные функции разного уровня, подвижно трансформирующие свои свойства при построении интегративной системы, в которой сообразно цели меняется удельный вес участия каждой из них в общей архитектонике конкретной деятельности личности. Именно личность является сквозным структурообразующим фактором самоорганизации человека, а ее потенциал выходит за пределы личных осознаваемых уровней психики, где находятся важные ресурсы общей активности и развития человека.

До этого момента мы ориентировали читателя на уровни психики, которые можно развивать в процессе упражнений и воздействовать на них с помощью волевых усилий личности. Однако в слоистой структуре сознания есть пласты и формы психической активности, исключающие такие способы их актуализации, они связаны с приемами внутренней медитации, часть из которых можно рассматривать в контексте упражнений.

И здесь мы подошли к тому разделу своих рассуждений, где, по закону спирали, нам придется вернуться к вопросу о неосознаваемых психических процессах в общей структуре сознания и затронуть психические явления, лежащие за пределами сугубо личного опыта человека. Нам придется снизойти в глубины бессознательных и подняться в сферу сверхсознательных уровней, наделенных мощным ресурсом развития личности. Позитивные изменения в состоянии сознания связаны не только с личностным опытом жизни, но и с опытом, спрессованном в непреходящей памяти всей эволюции живого вещества планеты и истории человечества.

Разговор об этих универсальныхресурсах, находящихся за порогом осознания, а так жев его других формах и уровнях потребует определенного напряжения мысли читателя, и мы заранее предупреждаем о том, что нам не обойтись без ряда узких понятий. Впрочем, читатель не склонный проявить интерес к этому разделу, может упустить его и перейти к последней главе книги без заметного ущерба для своего рационального мышления и прагматизма. Однако читатель, испытывающий потребность расширить осознание универсальных начал человеческой природы, может получить важные знания о скрытых ресурсах нашего сознания и начать учиться трансформировать их в новое качество своей личности и интеллекта как информационного узла подсистемы управления собой.

Но предварительно сделаем несколько обобщений.

1. Мы поставили семь вопросов, касающихся главные способностей творческого мышления в контексте их упражнения. Мы высказали ряд рекомендаций и упражнений для того, чтобы вы стали работать над развитием этих способностей в себе.

2. Подобно тому, как мышцы сохраняют свой тонус, если человек не пренебрегает физической нагрузкой, способности интеллекта должны постоянно включаться в творческую работу, чтобы избежать эффекта «лобной запущенности». Напомним: лобные отделы - это третий функциональный блок мозга и основа многих произвольных действий и мышления (см. выше).

3. Лобная запущенность оборачивается обратным развитием способностей и приводит к эффекту «заученной беспомощности», когда человек может осилить только те задачи, решение которых он заучил с помощью конвергентных способностей в процессе обучения. Но он не способен решать нестандартные задачи, в которых необходимо самостоятельно находить решение, так как его высшие психические функции потеряли тренированность или вообще не знали интенсивного развития.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных