Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Этап 3. Рождение и осознание новой идеи или решения




 

Мысленно пробегая весь набор способностей, и, совершая перебор уровней сознания, нельзя сказать, как они в действительности работают, кроме того, что их системное единство дает рано или поздно свой ответ на поставленный вопрос или выбрасывает на экран сознания искомую идею под знаком «Эврика» или «Нашел!» Этот миг является одной из самых вожделенных потребностей интеллектуалов и, как амброзия богов, пьянит их ни одно столетие. Возникает вековечный вопрос, как происходят открытия, если мы не может полностью контролировать этот этап?

Доминанта, созданная с помощью сознательных усилий, раскачивает и вовлекает в процесс поиска весь спектр познавательных процессов, в том числе и эвристики интуитивного уровня, которые, как и все функции интеллекта, создают комбинацию идей и образов на основе вероятностных законов, позволяющим некоторым из них быть истинными. В ходу такая метафора: открытия – это челнок поиска, который скользит на гребне встречных волн познавательных процессов, накатывающихся из глубин и высот нашего сознания.

Раскованное мышление быстрее преодолевает рамки зауженного опыта и включает интуицию высшего уровня, предвосхищающую будущее и новое знание, еще не ставшее осознанным и усвоенным достоянием ума. В равной степени оно апеллирует к опыту аналогий на уровне интуиции прошлого опыта, которая мгновенно озаряет сознание готовым решением или идей из глубин памяти, если задача попадает в разряд имеющихся в опыте прецедентов или аналогий. Именно на этой стадии важно понять, что мы должны не думать о Реальности, а «скорее позволить, чтобы она думала через нас».

Общий знаменатель всех этих озарений и более скромных прорывов неосознаваемых эвристик заключатся в том, что, как пишет А.А.Налчаджян, «поле субъективной вероятности отражения мира и поле объективной вероятности, зависящей от характера явлений, которые исследуются, в значительной мере переслаиваются. Человеческое мышление работает эвристически, что, по - видимому, является результатом самопроизвольного зарождения гармонии между природой и человеком. И этот процесс нельзя считать завершенным».

Мы же повторим фразу о том, что внутри нас действуют такие же закономерности, которые действую в окружающем мире. Мы открываем, то, что внутри нас и одновременно вне нас. В этом контексте нам бы хотелось привести совершенно неожиданные слова Р. Штайнера в качестве антитезы традиционным представлениям о связи интуиции и мышления. Он указывает в своей знаменитой книге «Наука свободы», что «в противоположность содержанию восприятий, которое дано нам извне, содержание мыслей дается нам изнутри. Форму, в которой оно поначалу выступает, назовем интуицией. Для содержания мышления она есть то же, что наблюдение для восприятия. Интуиция и наблюдение суть источники нашего познания. Мы отчужденно стоим перед наблюденной вещью мира до тех пор, пока в нашем внутреннем существе нам недостает соответствующей интуиции, восполняющей нам отсутствующую в восприятии толику действительности». С нашей точки зрения, Р. Штайнер неоправданно сводит все осознаваемые и неосознаваемые психические процессы, лежащие в основе мышления, к феномену интуиции.

Непосредственно творчество как процесс поиска решения остается принципиально не доступным прямому самонаблюдению. Признания и отчеты великих людей и ученых о самом процессе творчества имеют вторичную природу и остаются вне этого живого процесса. В актах рождения новой идеи или решения фиксируется третий этап творчества. В некотором смысле этот всплеск радости является выражением реализованной потребности в творчестве.

Творчество человека есть интенсивная деятельность, включающая активность психических функций разного уровня, здесь как в многоголосом хоре, каждый внимает партии другого и может солировать сам, когда возникает в этом необходимость, чтобы получился искомый результат. Высокая тренированность отдельных функций интеллекта как производных его целостности, рассмотренная нами в рамках упражнения, несомненно, повышает общий потенциал и возможный набор связей между ними для решения сформулированной задачи – вопроса. Именно здесь на этом этапе господствует первичная креативность, по Маслоу.

Нередко факт пережитого всплеска радости от состоявшейся находки решения сопровождается по закону маятника переходом в состояние опустошенности или крайне пассивного отношения к рожденной идее, как после всякого напряжения следует спад тонуса и человек впадает в прострацию. Конечно же, такое временное состояние, нередко переживают и молодые мамы.

Однако «дитя мысли» появилось на экране сознания, его рождение пережито как радость нового бытия. Теперь его надо «запеленать» и подать миру. И здесь наши рассуждения подошли к следующему этапу, где доминируют качества вторичной креативности, а ведущую роль начинают брать на себя письменная и устная речь и соответствующие способности вербализации знаний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных