Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 9. Яркие здания имеют свою архитектуру и колорит




Эксклюзивные проекты чаше всего отличаются оригинальностью и привлекают взор

 

Галерея человеческих индивидуальностей в той же науке, где превалирует интеллектуальный труд, безгранична. В широком многообразии склада людей заложен принцип выживания популяции как органической системы. Так, далеко не все исследователи и креативные личности наделяются даром хорошего оратора - полемиста и обладают умением убеждать. Известно, что Ч. Дарвин не осмелился публично отстаивать истинность своих идей. Утверждение в умах передовой части общества теории эволюции активно осуществлял в своих искрометных публичных выступлениях Х. Гексли, обладающий ярким талантом оратора.

Если творчество приобретает групповую форму интеллектуального труда, немаловажным обстоятельством является подбор людей по принципу взаимного дополнения, чтобы достичь эффекта синергизма, ибо работающие вместе в команде часто могут больше, чем работающие рядом. И это мы подтвердили примером из практики тренинга. Творческий процесс, включающий четыре основных этапа, предполагает, что личность сочетает в себе в разной пропорции, по крайней мере, четыре типа лидеров. В команде эти типы могут быть представлены в лице отдельных коллег, таких как генератор, критик, эрудит и организатор. Человеческая природа так устроена, что у одного человека редко бывают равноценно представлены все эти ипостаси. Чаще всего одна из них превалирует над другими и важно понять, какое звено в этой цепи является наиболее сильным, чтобы оно тянуло за собой другие.

И, пожалуй, первым шагов к определению своей идентичности или индивидуальности, будет как раз определение пропорции в структуре вашего интеллекта четырех компонентов и выявление ведущего звена. Их первым в психологии выделил К.Юнг. Еще раз напомним читателю. Это собственно интеллектуальный компонент, выражающийся в склонности к теоретическому знанию, рассудочный компонент – склонность к практическому мышлению или «мышлению руками», чувственный компонент, проявляющийся в мышлении чувствами и образами, и интуитивный компонент, проявляющийся в моментном постижении целого вне логики рассуждающего мышления.

На наш взгляд, работа над собой должна опираться на эту особенность вашей организации. Так, если у вас явно доминирует практический ум, то вы должны усиленно развивать способности к усвоению теоретических знаний, что в силу взаимозависимости положительно повлияет на все четыре компонента интеллекта. В равной степени этот принцип можно приложить к вариантам доминирования других граней ума.

Наша совместная жизнь в обществе устроена так, что нередко исполнительская роль отводится тем, кто берет научные рубежи на стадии реализации уже апробированных проектов, когда доминирует кропотливая рутинная работа. В этой связи А. Маслоу делит научный труд на две разновидности. Одна из них для подлинно творческих людей, способных создавать новое. Другая разновидность предназначена для некреативных людей. «Многие научные институты созданы для того, чтобы эти люди, работая вместе, опираясь на опыт многочисленных предшественников, проявляя осторожность, предусмотрительность, тщательность и т.д., – могли творить и совершать открытия» - пишет А. Маслоу. Поистине одни рождаются, чтобы создавать новые идеи, другие становятся их последователями и скрупулезно, набирая факты, превращают эти идеи в теории и господствующие парадигмы.

Наука, как и все сферы человеческой деятельности, нуждается во многих типах людей. Полагаем, что читателю будет интересно познакомиться с рядом типов научных работников, в шутливой форме предложенной Г. Селье. Мы несколько ограничим их общий перечень и сделаем одну оговорку. Человек, движимый индивидуальным строем своей натуры, всегда устремлен приобрести основу для чувства собственной значительности в обществе. Поэтому столь забавны наши пристрастия, хобби и эксцентрично притязательно порой поведение.

1. Собиратель фактов – все новые факты для него одинаково интересны, он их собирает в отдельную папочку, иногда трясет ее перед другими, хотя сам никогда не пытается в них вникнуть и оценить.

2. Книжный червь - много читает, эрудирован, но не умеет работать руками и создавать основу для реальных проектов.

3. Классификатор – отличается от собирателя фактов тем, что строит их в ряды, группирует сходные признаки. Склонен классифицировать все что можно, даже людей по размеру башмаков.

4. Аналитик - в детстве все разбивал, чтобы посмотреть, что там внутри. Став ученым продолжает все разделять на части. Не всегда помнит, как их потом соединить, чтобы понять их суть.

5. Синектик – высший тип ученого, потому что анализ и классификация служат лишь подготовкой к синтезу. Но может забыть спросить себя: если необходимость того, что я сейчас пытаюсь синтезировать?

6. Большой босс – стремится к успеху, заставляет работать других, сам лишь натягивает вожжи и представительствует. Эгоистически жесток, обладает чугунным умом, не понимает того, что делают его подчиненные, но поддерживает миф о своем чутье на то, что именно сейчас актуально в науке.

7. Торопыга – бобр – настолько преисполнен желания продвинуться, что не имеет времени подумать: а куда двигаться. Держит нос по ветру и хватается за те проблемы, которые сулят возможность продвинуться по карьерной лестнице.

8. Холодная рыба – постоянно выражает показной скептицизм и любит предрекать неудачу. Не делает ошибок, потому что сам не совершает открытий.

9. Женщина, высохшая в лаборатории – вся состоит из острых углов и лишена воображения. Беспощадна к человеческим слабостям подчиненных, неизменно влюблена в свое начальство. Незаменима для выполнения однообразной работы, требующей аккуратности и дисциплины.

10. Нарциссист – благоговеет перед своим талантом. С размахом и мастерством рисует роль своих работ в прогрессе человечества.

11. Агрессивный спорщик – в школе был способным всезнайкой. Главное для него – доказать свою правоту, для чего готов использовать сомнительные доказательства и не остановится перед прямым обманом.

12. Акула – стремится поставить свою подпись под возможно большим количеством статей.

13. Добропорядочно – благоразумный – добросовестный кормилец семьи. Пресная невинность, отсутствие фантазии и инициативы делают его непригодным к подлинному творчеству.

И все же, если уйти с волны юмора, мы действительно являем собой индивидуальную смесь уникального и универсального в архитектонике многоликой «Я – концепции» и в структуре личности. О многомерной объемности психической реальности и подвижной, как пламя костра, должен знать каждый человек, чтобы не замыкаться в косной оболочке «Я – установок», слепо подверженной воздействию внешних факторов и обстоятельств судьбы.

Мы обладаем внутренним пространством вибраций не только по вертикальной оси сознания. Наши качества обладают бинарной или двуединой структурой и подчинены колебательному принципу переходов и сопряжения между ними. Еще в древности Гераклитом был открыт закон этих колебаний, согласно которому, если в человеке чрезмерно и односторонне развивается одно качество, то рано или поздно в нем начнет усиленно развиваться противоположное свойство или грань. В этом контексте человек являет собой подвижную мозаику многих бинарных структур. Вот что поэтому поводу пишет В.В. Козлов: «Сознание человека бинарно, и в силу этой особенности в психике человека существует «не - Я» как глобальная «Анти - Я – концепция», и с любой подсистемой «Я» соответственно сосуществует «не-Я» как некое зеркальное отражение «Я» с отрицательным знаком («я – отец, а «не отец – это «не –Я»; «я – умный доцент, а глупый доцент – это «не- я»; «я – богатый», «бедный «не- я» и т.д.). Для любого «Я» в человеческом сознании, в том числе и в бессознательной его части существует противоположная структура, которую можно обозначить, как «не - я».

А зарубежные авторы, изучавшие факторы, влияющие на творчество людей, констатировали, что «самым поразительным для них было то, что в творческих людях удивительным образом «смешиваются» подлинная личностная зрелость и некоторые «детские» черты». И как тут обойдешь вниманием меткий стих яркого философа и математика Ю.А. Шрейдера на эту тему:

Но, чтобы Истины услышать голос,

Необходимо, чтоб любовь свела

Мысль мудреца и детскую веселость.

И чтобы это единство свелось, важно бороться с тенденцией к однобокости собственного развития, учиться сопрягать в себе неожиданные противоположности. Узкие и закостенелые стереотипы мышления, стиля поведения и общения возникают как следствие ролевых деформаций и трудовой деятельности, лишенной творческих требований к личности этих ролей, да и банальной лености, как и тягой к телесному гедонизму. На них накладывают отпечаток врожденные свойства темперамента, и мы уже рассматривали часть из них в контексте триады базовых свойств гибкости, пластичности и обучаемости. И как кажется нам, степень выраженности этих качеств существенно влияет на колорит всех форм поведения человеческой личности, так же как потребность в активности, являющаяся одной из сквозных движущих сил ее развития.

Саморазвитие личности должно быть направлено на противодействие негативным тенденциям, которые возникают в условиях ролевых деформаций психики человека и запущенности духовной сферы, затемняющей проблески духа в нас. Эти усилия является совершенно необходимой духовной работой, чтобы сохранять подвижную или пластичную сопряженность полярных качеств, ибо в зависимости от социокультурного контекста одно и то же качество может меняться на свою противоположность. И в этой подвижности внутреннего психического пространства и всего умственного опыта гарантия того, что личность непрерывно будет расширять свой актуальный ресурс реагирования на всякие изменения внешней среды и сможет адекватно ответить на новые и порой противоположные требования к ее интеллекту. А ее сознание будет переживать восходящую эволюцию, пользуясь прорывами просветления из высших уровней в моменты творческого поиска. Наше восходящее развитие в жизненном цикле есть непрерывная текучесть, которая одновременно меняет нас и укрепляет ядро идентичности. Вот как об этом написал Г. Гессе от имени своего героя Йозефа Кнехта:

Не быть, а течь в удел досталось нам,

И. как в сосуд, вливаясь по пути

То в день, то в ночь, то в логово, то в храм,

Мы вечно жаждем прочность обрести.

Мы хорошо осознаем, что в своих рассуждениях совсем не оригинальны. О духовном восхождении человека давно писали многие мыслители, ученые и религиозные деятели. Вот что можно прочитать у светозарного Плотина не эту тему: «Если человек способен следовать за ведущим духом; это самая благодатная часть его «Я», к которой ведет дух, становится в его жизни главенствующей; это плод его собственных усилий, и он будет трудиться дальше, пока не поднимется на следующий уровень». К сожалению, современное академическое просвещение далеко от формирования посылок к просветлению. И разве прагматичный век не испытывает недостаток в просветленных личностях?

С нашей точки зрения, подлинное саморазвитие современной личности начинается со стадии ее конструктивного проектирования себя в будущее. Когда личность ставит перед собой определенные цели и стремится формировать такие качества и развивать способности, без которых это будущее превращается в облако грез или иллюзий. Она может напрягать все духовные и физические силы, чтобы двигаться к цели, даже, если обстоятельства жизни создают свои препоны и блокируют внешнее продвижение к результату.

Жизненная цель, разделенная на промежуточные стадии саморазвития, есть интегратор мотивационной пирамиды личности, она ее сквозной вектор экстраполяции в будущее. Внутреннюю силу этой сквозной проекции себя в будущее образует дух в каждом из нас или собственно личность высокого качества.

Частица духа в человеке превращает его жизнь в постоянное метание между земными радостями и возвышенными порывами души. Мы играем в игры этих двух сфер, устремленные сотворить себя и добиться успеха. Рано или поздно, если гедонизм не заглушил полностью вибрации духа внутри нас, высшие сферы берут власть в свои руки, и такой человек спешит сосредоточиться на духовных ценностях жизни, шокируя своих знакомых неожиданными метаморфозами образа жизни и мышления. Такие изменения происходят с лучшей частью общества чаще на пороге поздней зрелости, и счастливы те, у кого такое прозрение происходит в более раннем возрасте. Эти внутренние трансформации могут инициировать эпохи застоя, не нуждающиеся в духовно богатых и сильных натурах, обреченных уходить от имитации и голого меркантилизма общественной жизни в монастыри одиночества и всецело погружаться в глубины своего внутреннего мира.

Человек так устроен, что многие годы развития на внешней дуге он подвластен доминирующему влиянию телесной самости. И психика в ее первичном звене выступает функцией тела. Но приходит время, когда в жизни отдельных людей созревает эта кардинальная метаморфоза, лежащая во внутреннем пространстве системы управления личности. Ее психологическая суть заключается в том, что телесная самость теряет свой приоритет и само тело становится функций духа, который незримо излучается в каждом из нас, читатель. И, пожалуй, эту власть духа над телом, очень точно передал Д. Лондон. Его главный герой автобиографического романа М. Иден постарался погрузиться как можно глубже в воды океана, чтобы тело, охваченной силой инстинкта жизни, не успело вырваться обратно на поверхность, когда он решил покончить с ней.

Вместе с тем смена «высшей власти» не преуменьшает значение и роль механизмом регуляции жизнедеятельности, лежащих в основе здорового организма, а сопровождается усилением внимания к ним. Можно полагать, что дух, прошедший стадию развития внутри телесной самости, впитал всю многовековую премудрость его адаптации к внешней среде. Он вряд – ли пойдет на запредельные требования к телесным функциям, и не будет разрушать их естественную изначальную гармонию с окружающей природой. Но и тело не может диктовать высшей самости свою склонность к расслабленности и неге тотального комфорта. Именно в этом контексте власти над собой следует читать знаменитые стихи Н. Заболоцкого о душе. И мы напомним их читателю.

Не позволяй душе ленится

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться,

И день и ночь, и день и ночь!

Чтобы такая метаморфоза не минула вас, а лень не пленила целиком, необходимо, как минимум, действенно очень захотеть стать сильнее и умнее, и не превращать свои идеалы в пассивную мечтательность и грезы или оправдывать свой личный застой обстоятельствами жизни. Важно не терять себя в пору неизбежных кризисов роста, из которых личность выходит более сильной. Надо суметь принять и освободить в себе дух, дать ему подняться над телом, ибо только сильный дух обретает власть над его страстями. Управляемые срасти тела, будоражат ум и мобилизуют его ресурс, но страсти неуправляемые дезорганизуют ум. На эту тему есть яркая назидательная метафора в одной из восточных сутр. «Если хочешь сделать свой разум безмятежным и восстановить его изначальную чистоту, тебе следует поступать так же, как если бы ты хотел очистить воду в сосуде от осадка. Вначале дай ей отстояться, чтобы осадок смог опуститься на дно, тогда вода станет чистой – такой же чистой, как состояние ума до того, как он был потревожен нашествием страстей». И здесь прямого рецепта дать невозможно, как и нельзя надеяться, что можно вскарабкаться по крутому склону горы без ссадин и усталости. Не зря же древние цивилизации оставили нам нетленную память о себе в виде пирамид, вкладывая в них смысл духовного восхождения человека, способного побеждать себя и вечность!

И если еще немного поумничать о связи тела и ума, то в добавлении ко всему ранее изложенному мы можем говорить о внутреннем зрении продвинутого человека, которое у него возникает при погружении в проблемную ситуацию. У него появляется способность смотреть на вещи изнутри и выходить за пределы «Я». И как показывают исследования отечественных ученых (Н.А. Берштейн, В.П.Зинченко), координация живых движений в подобном состоянии растворенности личности в творческой деятельности осуществляется самими движениями тела. Они целесообразны, потому что в них воплотилась метрика движения вещей мира и его закономерности. И мы уже затрагивали эту диалектику. Живое движение тела, так же как наши чувства и ум, увязанные с ним, отражают фундаментальную самоорганизацию Вселенной по законам гармонии чисел и красоты или высшей целесообразности и Единства. Весьма оригинально об этом Единстве высказался Дж. Мюир: «Когда вы пытаетесь выделить одну какую - то вещь, то обнаруживаете, что она привязана ко всей Вселенной». Острее многих это понимают и чувствуют продвинутые математики, физики и лирики, наделенные даром эстетического мироощущения гармонии и цельности мира. Одухотворенное тело становится условием и инструментом расширения сферы сознания и его ресурсом. Примечательные слова принадлежат Р. Штайнеру: «Движение наших пальцев – в высокой степени учитель эластичности нашего мышления». Эту идею единства сознания и тела на высоком уровне развития творческой активности углубил в своих исследованиях В.В.Козлов, обогатив расширенное или ресурсное состояние сознания рядом показательных признаков на основе своей практической деятельности.

В завершение мы хотим предложить читателю практическое задание, чтобы он сделал еще одни шаг к дальнейшему развитию нестандартного мышления. Проследите за всеми своими внутренними движениями мысли и помните, что простые решения не тренируют ум. А мы поможем вам, опираясь на концепцию Я.А. Пономарева о стадиях решения практических задач. Согласно этой концепции, основные звенья психологического механизма творчества включают пять этапов.

Первый этап характеризуется тем, что, если человек получает задачу в словесной форме, он затрудняется строить свои действия.

На втором этапе происходит построение действий, если есть возможность манипуляции реальными вещами проблемной ситуации, а не их образами.

На третьем этапе происходит переключение действий во внутренний план и оперирование образами и моделями становится важным звеном творческого процесса.

На четвертом этапе поиска решения используется метод «проб и ошибок».

На пятом этапе найденная схема действий достигает полного развития: человек не прибегает к перебору разных вариантов, а вникает в структуру задачи, строит план ее решения и подчиняет этому плану свои действия. Естественно, что решение не всех задач вписывается в эту схему, этапы могут свертываться, сливаться и даже выпадать из творческого процесса. Здесь многое зависит от самой задачи, опыта человека и его индивидуальности. Обратимся к задаче.

Итак, один студент задолжал хозяйке дома, у которой он снимал комнату большую сумму денег. Хозяйка предупредила его о том, что она вынуждена выселить его, если он сегодня не погасит долг. До стипендии оставалось семь дней. Загнанный в угол студент вспомнил, что у него хранится семейная реликвия, золотая цепочка прабабушки, состоящая из семи звеньев. Тогда он обратился к хозяйке дома с таким предложением: давайте я каждый день буду в залог рассчитываться с вами одним звеном вот этой цепочки, а через семь дней я оплачу долг и верну свою реликвию. Хозяйка охотно согласилась, так как стоимость золотого звена дороже, чем оплата одних суток. Вернулся студент в свою комнату и начал думать, какое минимальное количество распилов необходимо сделать, чтобы выполнить условия договоренности и минимально повредить цепочку?

Помогите ему. Думайте, но откажите себе в банальных ответах, которые уже лезут в голову на уровне житейского сознания. Обратите внимание на слова: минимальное количество распилов. Вы, конечно, хотите сказать, что зачем пилить, можно отдать всю и умозрительно расплачиваться звеном за день проживания? Можно. Но тогда данное задание показывает насколько далеко зашла у вас лобная запущенность, и вы не хотите напрягать ленивый ум для решения таких нестандартных и оригинальных задач. Коль она нестандартная, то изменяйте контекст ее осмысления, поворачивайте ее анализ с разных сторон. …

Но давайте начнем с первого этапа или стадии. Как правило, человеку трудно на этой стадии включения поисковой активности строить свои действия, если задача сформулирована в словесной форме. Что же, нарисуйте на листе бумаги цепочку из семи звеньев и всмотритесь в ее рисунок. Теперь у вас есть представление или зрительная модель предмета, и вы можете включить второй и третий этапы решения. Начните манипуляцию ручкой с этим рисунком, но в контексте вопроса. Вы включили третий этап творчества с наглядными образами, характеризующийся апелляцией к методу «проб и ощибок». Делать это можно умозрительно, а можно реально, нанося штрих условного разреза на какую – то часть звеньев, естественно, не разрезая их всех вдоль. На следующем четвертом этапе или стадии вы начинаете переносить поиск решении во внутренний план оперирования образами звеньев и отыскиваете искомую альтернативу действий или решение. Последняя стадия выражает высокий уровень овладения проблемной ситуацией и отличается наибольшей эффективностью работы психологических механизмов творчества в условиях предметных задач. Сколько же распилов вы уже нанесли на рисунок, а, следовательно, альтернатив решения проблемы студента уже генерировали? …

Даем подсказку, здесь нужно применить прием, косвенно напоминающий бартер. Ты мне, я тебе. Догадались?... И вы полагаете, что можно сделать три распила. Нет. Нужно сделать нидо, но вот в каком звене, и что делать дальше, не будем умалять ваши способности. Мы оставляем задание открытым с большой подсказкой и маленькой загадкой.

А читатель, переживший состояние «Нашел» в этом задании, может укрепить свою высокую самооценку и больше поверить в себя. Вера в себя укрепляет вкус и интерес к жизни. А это уже многого стоит! Да и человек есть то, во что он верит и как мыслит. Б. Паскаль сказал: «Величие человека – в его способности мыслить».

Закончить общение со своим читателем, мы хотим словами яркого мыслителя средневековья Уильяма Ло: «В тебе самом глубины и высоты вечности, и, следовательно, поступай сообразно тому, какой твой выбор, то ли в духовном уединении, или же на поле, в лавке или церкви, сея то, что вырастит для жатвы в вечность».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных