Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф.




Содержание

Введение. 5

1. Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф. 6

2. Влияние условий жизнедеятельности на человека. 11

3. Эмоциональные состояния человека в экстремальных условиях .. 22

4. Первичные психические состояния в чрезвычайных условиях .. 28

5. Стресс и психическая адаптация. 37

6. Кризисные и дезадаптивные психические состояния. 41

7. Посттравматические стрессовые расстройства. 42

8. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях .. 48

9. Условия возникновения ПТСР и фазы развития. 81

10. Психологическая подготовка. Структура и факторы психологической устойчивости .. 93

11. Классификация групп, пострадавших в ЧС .. 94

12. Острое горе. Патологическое горе. Этапы горевания. Задачи и приемы работы психолога на каждом этапе. 95

13. Психология терроризма. 99

14. Методы кризисной интервенции .. 109

15. Психологический дебрифинг. 110

16. Кризисное психологическое консультирование. 124

17. Психотерапия посттравматических стрессовых расстройств. 128

18. Личность специалиста, оказывающего кризисную помощь. 133

19. Методы психологической коррекции и психологической реабилитации .. 136

20. Методы саморегуляции .. 138

21 Как помочь детям справится с катастрофой. 156

Список литературы .. 162

 

Введение

Изучение психологии травма­тических стрессовых расстройств, как реакций человеческого организма на экстремальные ситуации, в нашей стране еще только начинается. Предлагаемая учебное пособие – одна из попыток обобщения накопленного материала в данной области. Она студентам заочной формы обучения, изучающим психологию. В ней собраны материалы, позволяющие успешно освоить курс «Психологическая помощь в чрезвычайных ситуациях», ознакомится и практически научится основным приёмам работы и оказания первой психологической помощи в экстремальных условиях жизнедеятельности.

В учебном пособии рассказывается об экстремальных ситуациях, вызывающих травматические стрессовые нарушения, таких, как катастрофы природного, техногенного и социального характера и т.п. Эти ситуации выходят за рамки обычного человеческого опыта. На самом деле диапазон ситуаций, способных вызвать тяжелые психологические последствия у детей, да и у взрослых, гораздо шире. Это оскорбления, несправедливость, обида, утраты, с которыми мы сталкиваемся в нашей повседневности и часто думаем, что это всего лишь неприятный эпизод, а то и просто не обращаем на них внимания (особенно если это касается детей).

Это учебное пособие, показав актуальность проблем психологии травматического стресса, будет способствовать формированию у психологов знаний умений и навыков, необходимых в работе не только в экстремальных ситуациях, но и во всех сферах профессиональной жизни.


Особенности психологии экстремальных ситуаций как раздела психологии катастроф.

Современная психология переживает этап методологического об­новления, особенно ярко проявляющийся в прикладных отраслях, по мнению Г. Ф. Фоменко (2006), обусловленный сильным разрывом между теоретическими и практическими областями. В настоящее время акту­альным становится вопрос о личности в экстремальных условиях и ин­дивидуальных ресурсах, обеспечивающих полноценную жизнедеятель­ность человека.

Первые научные сведения о психотравмирующем воздействии экс­тремальной ситуации на психическое состояние относятся ко второй по­ловине XIX в. и основываются на отображении фактов Гражданской вой­ны между Севером и Югом в Северной Америке. В 1871 г. DaCosta описы­вает наблюдения за 300 солдатами действующей армии. Они предъявляли жалобы на одышку, учащенное сердцебиение, жгучие боли в груди, слабость, головную боль и головокружение, диарею [Kaplan H. I., Sadock В. J., 1988]. При изучении опыта Первой мировой войны встречается описание симптомокомплекса под названием «shell shock» («снарядный», или «артилле­рийский», шок), включавшего самые разнообразные проявления, среди которых были как реальные последствия закрытых черепно-мозговых травм, так и расстройства только психогенного происхождения.

На протяжении XX в. многие исследователи описывают различ­ные воздействия катастрофического характера на психику человека. Е. Lindeman (1944) изучает переживания при потере близкого челове­ка, психические состояния при проявлении реакции патологического горя. W. G. Niederland (1964) и R. J. Litton (1967) рассматривают синд-ром узников концентрационных лагерей и синдром выживших после раз­личного рода катастроф. A. W. Burges, L. L. Hoimstrom (1974), Е. Hibernian (1976) изучают синдром изнасилованных. Б. Савинков (1990) и Н. Н. Пухавский (2000) разбирают психологические последствия террористи­ческих актов и реакции заложников. Н. В. Тарабрина (1992) выявляет влияние травматического стресса на психику человека. П. И. Сидоров, С. В. Литвинцев и М. Ф. Лукманов (1999) анализируют психологиче­ские состояния ветеранов различных войн и последствия вовлечения в неокульты. Т. В. Корнилова (2003) и Г. Ю. Фоменко (2006) рассматри­вают влияние экстремальных ситуаций на личность. Авторы указыва­ют случаи наличия депрессии, агрессивного поведения и проблем в меж­личностных отношениях в период от 5 и даже до 30 лет после воздей­ствия катастрофической ситуации.

При проведении анализа полученных данных установлено, что раз­личное содержание катастрофического события (участие в боевых дей­ствиях, землетрясения, наводнения, атомная бомбардировка, изнасило­вание, террористический акт и др.) вызывает яркие психотравмирующие реакции у людей различных национальностей, с разной степенью жизнестойкости и независимо от индивидуальных психологических осо­бенностей.

Психология катастроф (нем. Katastrophe, греч. katastrophe — пово­рот, поворотный момент) — отрасль прикладной психологии, пред­ставляющая собой систему научных знаний и сферу практической де­ятельности, направленную на изучение закономерностей проявления психики и сохранение психического здоровья человека, вовлеченно­го в экстремальную ситуацию.

Экстремальная (катастрофическая) ситуация может располагать­ся в различных плоскостях нашей жизни: в социальной, природной и личной сфере и влиять на состояние психического и физического здо­ровья.

Экстремальная ситуация — это крайняя, предельная ситуация, име­ющая минимальное или максимальное значение некоторого критерия.

Таким образом, объектом психологии катастроф являются люди, вовлеченные в экстремальные ситуации (военнослужащие, спасатели и члены их семей; пострадавшие, их родные и близкие; свидетели чрез­вычайного происшествия).

Особенности проявления психики в различных экстремальных условиях, а также происходящие процессы, ее свойства и состояния в ситуации чрезвычайного происшествия и после него относятся к пред­мету психологии катастроф.

К основным задачам психологии катастроф относятся:

· Исследование влияния экстремальных факторов на психические состояния;

· Разработка методов прогнозирования вероятных психических реакций и состояний после катастрофы на основе учета индивидуално-психологических характеристик человека:

· Разработка методов эффективной коррекции функционального состояния в экстремальных условиях;

· Поиск эффективных методов психологической коррекции и реа­билитации после пребывания в экстремальных ситуациях с це­лью профилактики острых и посттравматических стрессовых расстройств, реадаптации к условиям жизнедеятельности и вос­становления работоспособности;

· Выявление обоснованных методов саморегуляции психических состояний, эмоционально-волевой устойчивости и стрессовой толерантности.

Актуальность данной темы связана с увеличением количества жертв катастроф, вызванным ростом их числа за последние десятиле­тия, и с увеличением плотности населения, так как при экстремальной ситуации в число жертв вовлекается значительная часть людей. По сло­вам С. Шойгу (2006), первостепенной задачей МЧС обоснованно явля­ется спасение большего числа жизней при любом чрезвычайном проис­шествии, но следует также помнить и о проблеме качества продолжа­ющейся жизни после катастрофы (медико-психологическая коррекция и реабилитация).

Человек в экстремальном состоянии может производить хаотиче­ские действия, способные привести к гибели или тяжелым увечьям. В со­стоянии страха индивидуум выбрасывается из окна, не замечая иные пути спасения; при землетрясении — бежит под защиту зданий, кото­рые рушатся, или просто погибает от страха (жертвы морских ката­строф). 3. Кекелидзе (2004) описывает случай, когда человек, будучи случайно запертым в холодильной камере, скончался от общего переох­лаждения в считанные часы, хотя камера была отключена и в ней была плюсовая температура.

Конкретные характеристики основных составляющих экстремаль­ной ситуации (интенсивность, внезапность и продолжительность воз­действия травмирующего фактора) определяют вероятность развития у человека непатологической (физиологической) психологической ре­акции или возможность возникновения психических расстройств, их глубину и продолжительность. Значимыми оказываются и вторичные психотравмпрующне факторы, которые проявляются после непосред­ственного воздействия катастрофического события:

· Степень ущерба (полученная травма, гибель близких людей, материальные потери);

· Непосредственная психическая нагрузка (уровень опасности для жизни, зрелище умирающих, погибших и изувеченных, напря­женность).

Психические состояния, переживаемые человеком во время и пос­ле экстремальной ситуации, являются для личности во многом катастрофическими, что требует дополнительного знания при проведении спасательных и реабилитационных работ. При различных психических реакциях и состояниях могут быть эффективными конкретные для этой реакции (состояния) методы психологической помощи.

На успешность восстановления жертвы катастрофы существенно будет влиять круг людей (врачи, спасатели, психологи, ближайшие род­ственники и друзья жертвы), оказывающих потерпевшему помощь, их профессионализм, терпение и понимание (рис. 1).

  Врач  
Спасатель Жертва катастрофы Близкие
  Психолог  

Рис. 1. Оказание помощи пострадавшему

В жизни человека могут происходить экстремальные ситуации, од­нако будут ли они оказывать на психику травмирующее воздействие, зависит от знаний, умений и подготовленности как самого человека, так и помогающих ему людей. Содействие индивиду во время катастрофы и сразу после нее может значительно ослабить прохождение острой стрессовой реакции и долговременные последствия посттравматиче­ского кризиса. Пострадавший, не получивший должной психологиче­ской помощи после травматического воздействия катастрофы, может на всю жизнь остаться «психологическим инвалидом», он всю жизнь будет бороться с полученной травмой, что существенно осложнит каче­ство его бытия. Оказывая поддержку жертве экстремальной ситуации, необходимо точно знать, когда и какое воздействие может быть приме­нено, так как медицинская реабилитация и психологическая коррекция имеют свой точно выверенный алгоритм действия.

Таким образом, изучение закономерностей проявления психики, правил оказания первой не только медицинской, но и психологиче­ской помощи является весьма актуальным и востребованным в наше время.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных