Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Внимание: что это такое, свойства, качества и нарушения внимания




Нарушения внимания

Существуют так называемые отрицательные стороны процесса Внимания или нарушения внимания - отвлекаемость, рассеяность, чрезмерная подвижность и инертность.

Под нарушениями внимания понимают патологические изменения направленности, избирательности психической деятельности, выражающиеся при состоянии утомления или при органических поражениях мозга, в сужении объекта внимания, когда одновременно человек может воспринимать только небольшое число объектов, в неустойчивости внимания, когда нарушена концентрация внимания и наблюдается его отвлекаемость на побочные раздражители.

Причины нарушения могут быть внешними и внутренними. Внешними причинами можно считать различные негативные воздействия (стрессоры, фрустаторы) и негативные отношения ребенка с окружающими людьми. Действия внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.

К нарушениям внимания относятся:

- неспособность сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, не собран при его выполнении;

- снижение избирательного внимания, неспособность сосредоточиться на предмете;

- повышенная отвлекаемость: при выполнении заданий дети суетятся, часто переключаются с одного занятия на другое;

- снижение внимания в непривычных ситуациях, когда необходимо действовать самостоятельно.

Виды нарушений внимания: отвлекаемость, рассеяность, гиперподвижность, инертность, сужение объема внимания, неустойчивость внимания (при нарушении концентрации внимания).

Отвлекаемость (отвлечение внимания) - непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних раздражителей на человека, занятого в этот момент какой либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности. Внутренняя отвлекаемость объясняется запредельным торможением, развивающимся под влиянием скучной монотонной работы.

Возможные причины отвлечения внимания у ребенка:

- неполная нагрузка;

- недостаточная сформированность волевых качеств;

- привычка быть невнимательным (привычная невнимательность связана с отсутствием серьезных интересов, поверхностным отношением к предметам и явлениям);

- повышенная утомляемость;

- плохое самочувствие;

- наличие психотравмы;

- монотонная, неинтересная деятельность;

- неподходящий тип деятельности;

- наличие интенсивных посторонних раздражителей;

Чтобы организовать внимание ребенка, надо включить его в действие, пробудить интеллектуальный интерес к содержанию и результатам деятельности.

Рассеянность внимания - это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течении длительного времени. Термин «рассеянность» обозначает поверхностное, «скользящее» внимание. Рассеянность может проявляться:

а) в неспособности к сосредоточению;

б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности;

 

Рассеянность бывает двух видов: мнимая и подлинная. Мнимая рассеянность - это невнимание человека к окружающим предметам и явлениям, вызванное сосредоточенностью на каком-то одном предмете (явлении) или переживании. «При сосредоточенном думании, - пишит И.П. Павлов, - и увлечении каким-либо делом мы не видим и не слышим, что около нас происходит - явно отрицательная индукция».

Механизмом рассеянности является наличие мощной доминанты - очага воображения в коре головного мозга, подавляющего все прочие сигналы, поступающие извне. Выделяют ученую рассеянность и старческую рассеянность.

Так называемая ученая рассеянность - это проявление очень высокой сосредоточенности внимания в сочетании с его ограниченным объемом. В состоянии профессорской рассеянности ход мыслей логически упорядочен и строго направлен на достижение идеальной и отдаленной цели или на поиск решения сложной задачи. Примеры «профессорской» рассеянности обычно находят в жизнеописании великих философов, изобретателей и ученых.

К расстройствам внимания, получившим название старческой рассеянности, относят его слабую переключаемость в сочетании с недостаточной концентрацией. Внимание человека как бы «залипает» на одном предмете, деятельности или размышления, но при этом, в отличие от рассеянности «профессорской», такое сосредоточение неэффективно.

Сходное явление рассеянности наблюдается в состояниях депрессии и тревоги, когда мышление человека долго и непрерывно занят повторяющимися и бесплодными мыслями и образами.

Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. У болезненных и ослабленных детей подобный вариант рассеянности встречается нередко. Такие дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. На сегодняшний день наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания, и, как следствие, нарушения внимания.

Поверхностное и неустойчивое внимание встречается у дошкольников - мечтателей и фантазеров. Такие дети нередко выключаются из урока, уносясь в иллюзорный мир. В.П. Кащенко указывает еще на одну причину рассеянности - переживание страхов, что мешает сосредоточиться на нужном задании. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.

В каждом случае приходится разбираться в причинах нарушений и строгость индивидуальный план коррекции рассеянности с их учетом.

Причин подлинно рассеянного внимания много. Наиболее распространенными являются следующие:

- общее ослабление нервной системы (неврастения)

- ухудшение состояния здоровья;

- физическое и умственное переутомление;

- наличие тяжелых переживания, травм;

- эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);

- недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, получающий слишком много словесных указаний, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений, и его внимание становится поверхностным, не формируется наблюдательность и концентрация внимания);

- нарушения режима труда и отдыха;

- нарушения дыхания (причиной нарушения правильного дыхания могут быть аденоиды, хронические тонзиллиты и т.д. ребенок, который дышит ртом, дышит неглубоко, поверхностно, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность, низкая работоспособность мешает концентрации его внимания на объектах и вызывает рассеянность);

Чрезмерная подвижность внимания - постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.

Инертность внимания - малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

В детском возрасте очень часто отмечается невнимательность. Невнимательность требует коррекции, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

- неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;

- неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;

- частая отвлекаемость на посторонние раздражители;

- беспомощность в доведении задания до конца;

- отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забывчивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения)

- потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

 

Внимание: что это такое, свойства, качества и нарушения внимания

В своей работе М.С. Лебединский и В.Н. Мясищев отмечали, что человек не может одновременно думать о совершенно различных предметах, одновременно решать несколько различных задач, воспринимать одновременно многое. Важнейшими условиями любой деятельности человека, любого психического процесса являются необходимая направленность, сужение или ограничение объема этой деятельности при повышении точности и отчетливости восприятия.

Физиологической основой внимания является концентрация раздражительного процесса в определенном пункте коры головного мозга. Современные электрофизиологические исследования убедительно показали, как при образовании условного рефлекса сначала наступают изменения альфа-ритма по всей коре головного мозга, а затем они концентрируются в определенных пунктах. Результаты этих исследований раскрывают процесс концентрации внимания. Концентрация возбуждения в коре головного мозга образует необходимые условия для оптимального построения психического процесса.

Принято различать внимание произвольное и непроизвольное. Произвольное внимание в своей направленности сознательно определяется задачами, стоящими перед человеком, его планами. Непроизвольное внимание в большей мере непосредственно определяется предметами действительности, а также нередко изменениями функций внутренних органов.

Эти два вида внимания далеко не всегда можно резко противопоставлять один другому. Непроизвольное внимание нередко переходит в той или иной мере в произвольное, а произвольное внимание включает в себя элементы непроизвольного, до известной степени <автоматизируясь>. <Автоматизация> внимания имеет место при привычной деятельности.

Среди важнейших черт внимания выделяется концентрация, или сосредоточенность его на ограниченном круге объектов. Количество этих объектов определяет объем внимания.

Объем и концентрация внимания зависят как от особенностей личности и ее состояния, так и от характера деятельности, на которую направлено внимание, и от его объекта. Так, различны концентрация и объем внимания при чтении художественной литературы и статьи, посвященной какой-либо математической проблеме. Концентрация и объем внимания зависят и от специальной установки, специальной, в частности профессиональной, задачи, стоящей перед человеком.

Устойчивость и напряженность внимания. Переключение внимания

Напряженность внимания связана с его устойчивостью. Устойчивым считают внимание, длительно поддерживаемое на выполнении одной задачи и на предметах, имеющих непосредственное к этой задаче отношение. Чем более однообразны операции, предметы, входящие в действие, тем большего напряжения внимания требует это действие. Чем меньше отвлекающих возбудителей имеется в окружающей среде, мыслях и переживаниях человека, его организме (болевые ощущения и др.), тем легче сохраняется устойчивость внимания.

В некоторых случаях человеку приходится одновременно заниматься различными действиями, наблюдать одновременно несколько объектов. При этом возникает необходимость распределения внимания, способность к которому требует достаточно высокой подвижности нервных процессов, которая весьма часто страдает у ряда больных.

Способность активно и сознательно переключать внимание с одного объекта на другой может быть снижена на почве патологической инертности при наклонности к персеверации - патологическому застреванию. Иногда говорят о рассеянности как о выражении недостаточного внимания. В самом же деле в ряде случаев то, что кажется рассеянностью, есть выражение высокой сосредоточенности внимания человека на том, что лля него наиболее важно или интересно.

Творческий труд требует глубокой концентрации внимания. По механизму отрицательной индукции может оказаться заторможенной реакция на многие события обыденной жизни.

Рассказывают, что однажды Ньютон, с часами в руке, наблюдал за варкой яйца. А через некоторое время он обнаружил, что часы вместе с яйцом варятся в кастрюле.

Конечно, можно говорить о <рассеянности> ученых, но надо понимать, что только при такой концентрации мыслей возможны великие открытия. Качеств и видов внимания много. B.C. Гуськов предлагает достаточно простую, но наглядную схему.

Качества и виды внимания

 

Нарушения внимания

В клинике нервных и психических заболеваний отмечаются своеобразные нарушения внимания, вызванные локальными поражениями головного мозга. Их необходимо соответствующим образом исследовать.

Poppelreuter уже давно было описано явление слабости оптического внимания при поражениях затылочной доли. Снижение внимания связано с угасанием функции, наступающим торможением. Если таким больным показывать подряд картинки, то, узнав несколько первых, другие они уже не могут узнать. То же может произойти с определением цветов и форм (например, орнаментов).

Исследователи отмечают, что общее снижение внимания наблюдается у большинства больных как последствие инфекции, интоксикации, нарушения обмена веществ, деятельности эндокринной системы и других патологических процессов, ухудшающих состояние нервной системы. Обычно больше всего страдает устойчивость внимания: появляются рассеянность и отвлекаемость. Уменьшается объем внимания (больные многого не замечают в окружающей обстановке). Ухудшается распределение, более трудным становится переключение внимания.

Расстройства внимания имеют диагностическое значение. Так, у больных с поражением лобных долей очень затруднено переключение внимания. А.Р. Лурия описывал больного, тяжело раненного в лобовые доли. Начав строгать доску, он не мог остановиться даже тогда, когда полетела стружка от деталей станка. При письме они допускают многократные повторы одной и той же фразы, например на четырех страницах повторяется фраза: <Что я хочу Вам сказать>.

У больных неврозами, неврастенией обнаружено существенное снижение внимания (концентрация и переключаемость). Установлено снижение устойчивости и переключаемости внимания у больных шизофренией. Причем расстройства нарастали по мере увеличения дефекта, отражая общее снижение психической активности.

Расстройства внимания типичны для больных с церебральным атеросклерозом. Уже при начальных явлениях этого заболевания у больных обнаруживается быстрая утомляемость, проявляющаяся колебаниями внимания, невозможностью сосредоточиться на исследовании.

По сравнению с контрольной группой здоровых людей у больных эпилепсией значительно снижены переключение и устойчивость внимания.

В ряде работ по патопсихологии расстройства внимания рассматриваются в контексте более широких нарушений умственной работоспособности. При этом имеется в виду, что нередко основным фактором, определяющим снижение у больных работоспособности, в том числе умственной, является сужение объема внимания.

 


Нарушения памяти

Память – психический процесс отражения и накопления непосредственного и прошлого индивидуального и общественного опыта. Это достигается путем фиксации, сохранения и воспроизведения различных впечатлений, что обеспечивает накопление информации и дает возможность человеку пользоваться прежним опытом. Соответственно, расстройства памяти проявляются в нарушении фиксации (запоминании), сохранения и воспроизведения различных сведений. Выделяют количественные нарушения (дисмнезии), проявляющиеся в ослаблении, усилении памяти, ее выпадении, и качественные (парамнезии).

Количественные нарушения памяти (дисмнезии).

Гипермнезии – патологическое обострение памяти, проявляющееся чрезмерным повышением способности вспоминания событий прошлого, незначительных в настоящем. Воспоминания при этом носят яркий чувственно-образный характер, всплывают легко, охватывают как события в целом, так и мельчайшие подробности. Усиление вспоминания сочетается с ослаблением запоминания текущей информации. Воспроизведение логической последовательности событий нарушено. Усилена механическая память, ухудшена логико-смысловая память. Гипермнезия может быть парциальной, избирательной, когда она проявляется, например, в повышенной способности к запоминанию и воспроизведению цифр, в частности, при олигофрении.

Выявляется при маниакальном синдроме, гипнотическом сне, некоторых видах наркотического опьянения.

Гипомнезия – частичное выпадение из памяти событий, явлений, фактов. Описывается в виде «прорешливой памяти», когда больным вспоминается не все, а лишь наиболее важное, часто повторяющиеся в его жизни события. В легкой степени гипомнезия проявляется слабостью воспроизведения дат, имен, терминов, цифр и.т.п.

Встречается при невротических расстройствах, в структуре большого наркоманического синдрома в виде «дырчатой», «перфорированной» памяти (палимпсесты), при психоорганическом, паралитическом синдроме и др.

Амнезия – полное выпадение из памяти явлений, событий на определенный промежуток времени.

Различают следующие варранты амнезии по отношению к периоду, подвергшемуся амнезии.

Ретроградная амнезия – выпадение памяти на события, предшествовавшие острому периоду болезни (травмы, состоянию измененного сознания, и т.п.). Длительность промежутка времени, подвергшегося амнезии может быть различна – от нескольких минут, до лет.

Встречается при гипоксии головного мозга, черепно-мозговых травмах.

Антероградная амнезия – утрата воспоминаний о событиях, следующих непосредственно за окончанием острого периода болезни. При данном виде амнезии поведение больных упорядоченное, критика к своему состоянию сохранена, что свидетельствует о сохранности кратковременной памяти.

Встречается при Корсаковском синдроме, аменции.

Конградная амнезия – выпадение памяти на события на острый период заболевания (период нарушенного сознания).

Встречается при оглушении, сопоре, коме, делирии, онейроиде, особых состояниях сознания и др.

Антероретроградная (полная, тотальная) амнезия – выпадение из памяти событий, происходивших как до, так и во время и после острого периода заболевания.

Встречается при комах, аменции, травматических, токсических поражениях головного мозга, инсультах.

По преимущественно нарушенной функции памяти амнезии делятся на фиксационную и анэкфорическую.

Фиксационная амнезия – утрата способности запоминать и воспроизводить новые сведения. Проявляется в резком ослаблении или отсутствии памяти на текущие, недавние событии при сохранении ее на приобретенные в прошлом знания. Сопровождается нарушением ориентировки в обстановке, времени, окружающих лицах – амнестической дезориентировкой.

Встречается при Корсаковском синдроме, деменции, паралитическом синдроме.

Анэкфория – неспособность к произвольному вспоминанию событий, фактов, слов, которое становится возможным после подсказки.

Встречается при астении, психоорганическом синдроме, лакунарной деменции.

По течению амнезии делятся следующим образом.

Прогрессирующая – постепенно нарастающий распад памяти. Протекает в соответствии с законом Рибо, который протекает следующим образом. Если память представить себе в виде слоеного пирога, в котором каждый вышележащий слой представляет собой более поздно приобретенные знания и навыки, то прогрессирующая амнезия представляет собой именно послойное снятие эти навыков и знаний в обратном порядке – от менее отдаленных от настоящего времени событий до более поздних, вплоть до «памяти простейших навыков» - праксиса, исчезающего в последнюю очередь, что сопровождается формированием апраксии.

Выявляется при деменции, атрофических заболеваниях головного мозга (сенильной деменции, болезни Пика, Альцгеймера).

Стационарная амнезия – стойкая потеря памяти, не сопровождающийся улучшением или ухудшением.

Регрессирующая амнезия – постепенное восстановление воспоминаний об амнезированном периоде, причем в первую очередь восстанавливаются события, имеющие наиболее важное значение для больного.

Ретардированная амнезия – запаздывающая амнезия. Какой-либо период забывается не сразу, а спустя какое-то время.

По объекту, подвергаемому амнезии выделяют следующие виды:

Аффектогенная (кататимная) амнезия возникает под воздействием психотравмирущей ситуации (психогенно), по механизму вытеснения индивидуально неприятных событий, а так же всех событий, совпавших во времени с сильным потрясением.

Встречается при психогенных расстройствах.

Истерическая амнезия – запамятование лишь отдельных психологически неприемлемых событий. В отличие от аффектогенной амнезии, память на индифферентные события, совпадающие по времени с амнезируемыми, сохраняется. Входит в структуру истерического психопатического синдрома.

Наблюдается при истерическом синдроме.

Скотомизация – имеет аналогичную истерической амнезии клиническую картину, с той разницей, что данным термином обозначаются случаи, возникающие у лиц, не имеющих истерических черт характера.

Отдельно стоит упомянуть алкогольные амнезии, наиболее ярким видом которых являются палимпсесты, описанные в качестве специфического признака алкоголизма K. Bonhoeffer (1904). Данный вид амнезии проявляется выпадением памяти на отдельные события, происходившие во время алкогольного опьянения.

Качественные расстройства памяти (парамнезии).

Псевдореминисценции (ложные воспоминания, «иллюзии памяти») – представляют собой воспоминания о действительно имевших место событиях, которые относятся в иной отрезок времени. Чаще всего перенос событий осуществляется из прошлого в настоящее. Разновидностью псевдореминисценций являются экмнезии – стирание грани между настоящим и прошлым, в результате чего воспоминания далекого прошлого переживаются как происходящие в данный момент («жизнь в прошлом»).

Встречается при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии, деменции и др.

Конфабуляции («вымыслы памяти», «галлюцинации памяти», «бред воображения») – ложные воспоминания о событиях, в действительности не имевших места в тот период времени, о котором идет речь, с убежденностью в их истинности. Конфабуляции разделяются на мнестические (наблюдаются при амнезии) и фантастические (наблюдаются при парафрении и спутанности сознания). Мнестические конфабуляции делятся (Снежневский А.В., 1949) на экмнестические (ложные воспоминания локализуются в прошлом) и мнемонические (вымышленные события относятся к текущему времени). Кроме того, выделяют замещающие конфабуляции – ложные воспоминания, возникающие на фоне амнестических выпадений памяти и заполняющие эти провалы. Фантастические конфабуляции – вымыслы о невероятных, фантастических событиях, якобы происходивших с больным.

Заполненность сознания обильными конфабуляциями обыденного содержания, сочетающимися с ложными узнаваниями окружающей обстановки и лиц, бессвязностью мышления, суетливостью и растерянностью определяется как конфабуляторная спутанность.

Конфабулез (Bayer W., 1943) – наличие обильных систематических конфабуляций без грубых расстройств памяти или ее пробелов, при достаточно ориентировке в месте, времени и собственной личности. При этом конфабуляции не заполняют пробелов памяти, не сочетаются с амнезией.

Конфабуляторные расстройства встречаются при Корсаковском синдроме, прогрессирующей амнезии.

Криптомнезии – нарушения памяти, проявляющееся отчуждением или присвоением воспоминаний. Одним из вариантов криптомнезий являются ассоциированные (болезненно присвоенные) воспоминания – при этом увиденное, услышанное, прочитанное вспоминается больным как имевшее место в его жизни. К этой разновидности криптомнезий относится истинная криптомнезия (патологический плагиат) – расстройство памяти, в результате которого пациент присваивает себе авторство различных произведений искусства, научных открытий и т.п. Другим вариантом криптомнезий являются ложные ассоциированные (отчужденные) воспоминания - реальные факты из жизни больного вспоминаются им как имевшие место с кем-то иным, либо как услышанное, прочитанное, увиденное где-либо.

Встречаются при психоорганическом синдроме, параноидном синдроме и др.

Эхомнезии (редуплицирующая парамнезия Пика) – обманы памяти, при которых какие-либо событие, переживание представляются в воспоминаниях удвоенными, утроенными. Основное отличие эхомнезий от псевдореминисценций заключается в том, что они не носят замещающего характера при амнезии. Происходящие события проецируются одновременно и в настоящее и в прошлое. То есть, у пациента возникает чувство, что это событие уже однажды имело место в его жизни. Однако, при этом, эхомнезии отличаются от феномена «уже виденного», поскольку при них переживается не абсолютно идентичная ситуация, а сходная, тогда как при феномене «уже виденного», текущая ситуация предстает идентичной уже случившейся.

Наблюдаются при психоорганическом синдроме.

Феномены уже виденного, слышанного, испытанного, рассказанного и т.д. – впервые увиденное, услышанное, испытанное, рассказанное воспринимается как знакомое, встречавшееся ранее. При этом данное чувство никогда не связывается с конкретным временем, а относится «к прошлому вообще». Противоположными этим феноменам являются феномены никогда не виденного, не пережитого, не слышанного и т.п., при которых известное, привычное воспринимается как нечто новое, ранее никогда не встречавшееся. Данный вид расстройств памяти иногда описывается в рамках деперсонализационных и дереализационных расстройств.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных