ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Структура индивидуальных и подгрупповых занятийИндивидуальные и подгрупповые занятия по коррекции звукопроизношения на всех этапах работы могут иметь одну общую структуру, но в зависимости от этапа работы над звуком в нее вносятся изменения. В подготовительный период и на этапе постановки звука больше внимания уделяется развитию артикуляционной моторики, речеслухового внимания, формированию речевого дыхания, коррекции голоса, развитию познавательных процессов, тогда как на этапе автоматизации звука главное - развитие речевой активности ребенка и формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Предложенная структура занятий основана на специфических и дидактических принципах, принятых в логопедии. Построение же отдельных занятий определяется каждым логопедом, исходя из учета индивидуальных особенностей ребенка, уровня развития артикуляционной моторики, речевых навыков и познавательных процессов. Например, проведение артикуляционной гимнастики и упражнений на развитие дыхания и голоса на этапе автоматизации звуков в связной речи не обязательны и проводятся только с теми детьми, которые в них нуждаются. Надо понимать, что предложенная структура занятий носит рекомендательный характер. Все зависит от ситуации, и даже настроения ребенка. Например, при работе над словом возможно дополнение предложения словами, совместное составление предложений или короткого диалога, сочинение чистоговорок. Логопедическое занятие направлено на развитие речевых и психомоторных функций и состоит из нескольких взаимосвязанных частей. Последовательность этих частей или структура занятий способствует постепенному вовлечению в работу всех мозговых структур и является наиболее результативной. Раскроем сущность каждой части занятия и вариативность используемых заданий. Структура занятия 1.Оргмомент. Релаксационные упражнения. Пластические этюды. Формирование пространственных представлений. Развитие слухового восприятия. 2.Развитие тонкой моторики пальцев рук. Координация движений с речью. 3.Массаж или самомассаж. 4.Мимические упражнения. 5.Артикуляционная гимнастика. Выработка тонких артикуляционных движений. Формирование правильных артикуляционных укладов губ и языка. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата. 6.Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса. Координация речи с движением. Преодоление нарушений слоговой структуры. 7.Постановка звука. Развитие фонематического восприятия. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Развитие внимания и памяти. 8.Автоматизация звука в слогах. 9.Автоматизация звука в словах. 10.Автоматизация звука в словосочетаниях. 11.Автоматизация звука в предложениях. 12.Автоматизация звука в чистоговорках 13.Автоматизация звука в загадках и стихах. 14.Автоматизация звука в самостоятельной речи. 15.Обучение рассказыванию. Развитие воображения. 16.Развитие познавательных процессов (мышления и воображения). 17.Подготовка к обучению грамоте. Работа с буквой. Каждая часть занятия предусматривает вариативность используемых заданий. Оргмомент Оргмомент, или начало занятия, должно быть непродолжительным и занимать не более 2-3 минут. Для детей важно то, как педагог встретит их, какие слова произнесет. Слова: «Здравствуйте, дети! Я рада встрече с вами! Надеюсь, сегодня вы порадуете меня. Вижу, сегодня у вас блестят глазки, я уже читаю в них ваши умные мысли», - придадут детям уверенность в себе и желание порадовать педагога. Далее можно провести релаксационные упражнения, например, такие как «Силачи», «Сильные и слабые», «Деревянный Буратино и резиновая кукла», «Цветы и бабочки». Приведем описания некоторых упражнений: 1)«Лошадки». Дети стоят на одной ноге, другая, согнутая в колене, касается носком пола, руки перед грудью (напряжение).Смена положения: уронить руки, встать на другую ногу (расслабление). 2)«Лесник сажает деревья». Дерево растет (дети тянут руки вверх - напряжение), ураган сломал дерево (расслабление). 3)«Цветы и солнышко». Цветы растут, тянутся к солнышку(напряжение), под палящим солнцем цветы увяли (расслабление). 4)«Лесорубы». Лесорубы рубят топором сучья (напряжение), положили топор (расслабление). Катят бревна, поднимают их на машину (напряжение), устали (потряхивание расслабленными руками). 5)«Строители». Поднимают ведро с краской (напряжение) иопускают его (расслабление). Для этой части занятия подходят пластические этюды. Их содержание может быть связано с темой занятия по коррекции звука или с изучаемой лексической темой. Например, при изучении лексической темы «Птицы» можно включить следующие задания. Обыгрывание ситуаций: 1)«Мастерим кормушку». Педагог: Нам надо смастерить кормушку для птиц. Покажите ваши действия: вы строгаете и пилите доски, сколачиваете их гвоздями, вешаете кормушку на дерево, сыплете корм. 2)«Воронята в гнезде». Педагог: Покажите, как вороненок высовывает из гнезда голову, затем правое и левое «крылышко» (голова и руки напряжены). Мама-ворона сердится: «Карр! Карр! Карр!»Вороненок присмирел и спокойно сел в гнездо (расслабление). Возможен пластический этюд с использованием стихов. Педагог: Покажите смелого, юркого, шустрого воробья и трусливого воробья. — Воробей, чего ты ждешь? — Крошек хлебных не клюешь. — Я давно заметил крошки, — Да боюсь сердитой кошки. А. Тараскин Помимо релаксационных упражнений и пластических этюдов, 2-3 раза в неделю в занятия включаются задания и игры на формирование пространственного восприятия: «Куда пойдешь, что найдешь?», «Что видишь справа, что у тебя слева?», «Стань лицом к окну, повернись так, чтобы зеркало было справа от тебя», «Стань впереди Юли. Стань между стулом и столом, возле доски» и др. Разнообразие заданий, используемых в вводной части занятия, способствует коррекции и развитию психофизических функций, ориентировке в пространстве, координации движений у детей, формированию умения выражать эмоции и чувства. Немаловажное значение в овладении ребенком правильным звукопроизношением имеет его умение слушать и слышать и степень развития речевого слуха. Задания на развитие слухового восприятия могут быть включены в вводную часть занятия, так как они не занимают много времени, но очень значимы для коррекционной работы. Основные задачи по развитию слухового и речеслухового восприятия: — научить детей вслушиваться в различные звучания, развивать умение сосредоточивать внимание на звуке; — научить выделять среди разнообразных звуков только нужные; — устанавливать местонахождение источника звука; — определять, какому предмету принадлежит звук; — определять на слух темп звучания; — различать силу звука; — научить переключать внимание с одного звучащего предмета на другой; — научить вслушиваться в речь говорящего. Решению этих задач помогут следующие игровые упражнения: «Что ты слышишь?», «О чем говорит комната?», «О чем говорит улица?», «Эхо», «Покажи, что звучало», «Узнай предмет по звуку», «Угадай, где позвонили», «Угадай, что я делаю» (действия производятся за ширмой), «Жмурки» (определение местонахождения звучащего предмета), «Угадай, что надо делать» (в зависимости от того, как звучит барабан - громко или тихо, дети выполняют различные действия - подпрыгивают или приседают), «Угадай, что стучит - погремушка или молоточек», «Что в коробочке?» (в спичечных коробочках или в коробочках из-под киндер-сюрпризов находится крупа, песок или другие мелкие предметы), «Постучи так, как я» (воспроизведение ритма на барабане или бубне). Игры: «Летает - не летает», «Слушай внимательно» (присесть столько раз, сколько услышал хлопков и ударов в бубен), «Запрещенное слово» (называется ряд слов, одно слово - запрещенное, дети повторяют слова вслед за педагогом, кроме запрещенного). Выполнение инструкций, состоящих из 2-3 действий. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|