Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






МЕДИТАЦИИ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ




 

Медитация:

 

Посмотрите на предмет в комнате, затем возвратите назад энергию внимания, направленного на этот предмет, и отбросьте любое знание об этом предмете, а также любую мысль или впечатление.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»

 

Две следующих медитации выполняются с открытыми глазами. Первая медитация направлена на предметы, находящиеся в комнате. После того как вы освоите эту медитацию, вы можете проводить ее в малых группах, Я прошу вас при этом в начале медитации смотреть в глаза партнеру, а в середине медитации переводить взгляд на другого партнера.

 

Практика:

 

Сначала взгляните на какой-нибудь предмет в комнате. Затем я попрошу вас вернуть назад ваше внимание, или вашу энергию. Иными словами, сначала ваша энергия направляется на конкретный предмет – например, диван. Затем вы возвращаете ваше внимание, или вашу энергию, назад внутрь себя. После того, как вы посмотрите на предмет, верните энергию назад, в состояние, когда у вас еще не было ни мыслей, ни впечатления об этом предмете, когда вы еще ничего не знали о нем. В этом состоянии предмет по-прежнему остается на том же месте, но вы смотрите на него из ПУСТОТЫ. Посмотрите прямо сейчас на любой предмет в комнате, а затем медленно уберите от него энергию и войдите в состояние, когда вы еще ничего не знали об этом предмете и у вас не было никаких мыслей и впечатлений о нем.

 

Ученица заметила, что она могла убрать любое знание о предмете, кроме знания о его цвете. Я сказал: «Ты можешь продолжать видеть цвет, но не воспринимай этот предмет как, например, ковер в комнате. Иными словами, цвет по-прежнему останется и никуда не денется, но твое внимание вернется в состояние, предшествующее любому знанию, мысли и впечатлению. Для того чтобы выполнить этот трюк, нужно как следует сконцентрировать внимание».*

 

* В оригинале игра слов: focus в переводе означает и «фокус, трюк», и «концентрация» (прим. пер.).

 

Следующее упражнение я прошу вас выполнять в парах.

 

Практика:

 

На секунду закройте глаза, а затем откройте и посмотрите в глаза партнеру. Возвратите вашу энергию назад, отбросив любое знание, информацию, впечатления и мысли об этом человеке. Направьте энергию внутрь и полностью отведите ее от партнера. Верните вашу энергию назад. На секунду опять закройте глаза. Откройте глаза и посмотрите в глаза другому человеку, затем снова мягко отведите от него вашу энергию и отбросьте любые мысли, впечатления и знания об этом человеке. Найдите пустое пространство перед мыслью о какой-либо информации. Отнимите энергию у любой мысли и знания. Продолжайте возвращать энергию назад.

 

Ученик заметил: «Все начало расплываться, а мои партнеры стали казаться мне менее плотными. Это было очень интересно, потому что я заметил: чем больше я смотрел из состояния прежде любого знания, тем менее плотными и твердыми были мои партнеры. Затем яркое белое свечение окутало все, что было в комнате, и тогда я ощутил полную отрешенность».

Другой ученик сказал: «Концентрация казалась мне очень сложной. Внезапно я начал раскачиваться взад и вперед и сконцентрировался очень быстро». Я ответил ему: «Тебе удалось достичь глубокой концентрации. Все утратило форму, потому что с помощью наших мысленных конструкций мы создаем формы такими же твердыми и прочными, как стул. А когда ты убрал назад энергию внимания, формы утратили свою прочность. Все создано из энергии, и ты перевел внимание за пределы своих убеждений, которые как раз и делают предметы, людей и события жесткими и застывшими».

 

Эта медитация может быть очень полезной, когда вы яростно спорите с кем-то. Если в разгаре дискуссии вы сможете вспомнить об этой медитации, вы можете отбросить все ваши представления о собственной правоте и войти в состояние, предшествующее любым впечатлениям, любой информации и любому знанию о вашем собеседнике. Эта медитация поможет вам растворить все ваши жесткие концепции, так как вы переместитесь в пространство, в котором не существует никаких структур и убеждений.

Эта медитация очень действенна, потому что как только вы научитесь ее выполнять, вы будете заниматься этим постоянно, открывая и осознавая, что все есть энергия, или сознание, когда вы воспринимаете мир из состояния, предшествующего знанию. Таким образом, каждый момент можно пережить здесь и сейчас в настоящем, вместо того, чтобы воспринимать настоящее через призму прошлых концепций, которые вы переносите в настоящее.

 

Ученица заметила: «Я чувствовала себя так, словно здесь никого не было. Казалось, я действительно достигла состояния пустоты. Мой партнер внезапно исчез». Я спросил ее, оставалась ли она в комнате. Она ответила: «Нет, я тоже исчезла». Я сказал, что от ее слов у меня возникает впечатление «словно капля в океане жалуется, что она не часть океана».

Она ответила: «Океана тоже не существовало. Состояние, в котором я оказалось, вовсе не было блаженством. Поэтому я думаю, что до истины мне еще далеко. Я вовсе не ощущала себя всем или частью всего, – скорее я стала ничем. Я не знаю, действительно ли я стремилась к этому».

Я посоветовал: «Начни с того, что убери свое внимание со всех предметов и таким образом верни назад свою силу. Верни свою энергию назад и позволь ей снова стать твоей. Иными словами, все в этом мире обладает силой (энергией). Ты можешь забрать назад энергию, вложенную тобой в других людей, ситуации и объекты и вернуть ее себе вместо того, чтобы оставлять ее снаружи. Можно сказать, что ты таким образом растворяешь все сущее в своей энергии, или сознании. На языке тибетской или юнгианской философии это означает, что ты воспринимаешь все как проекции своего сознания».

Она ответила: «Я вовсе не чувствовала, что ко мне вернулась моя сила или энергия. Я не стала сильнее. Наоборот, мне казалось, что все словно исчезает, и я сама в том числе. А ты говоришь, что можешь вернуть энергию назад, и тогда окружающий мир станет слабее, а ты сильнее?»

Я пояснил: «На каком-то уровне ты станешь сильнее, а на другом уровне все исчезает, и не существует ни тебя, ни всего остального, поэтому вопрос о том, кто сильнее, теряет смысл. Можно назвать это отсутствием результата».

Я попросил ее еще раз выполнить эту медитацию вместе со мной. Я предложил: «Возвращай назад свою энергию и в то же время дыши и смотри на меня. Ты снова чувствуешь, будто ты исчезаешь? Что происходит?» Она сказала: «Я постоянно ищу смысла во всем, а в процессе этой медитации кажется, что все теряет смысл».

Я указал ей: «Когда ты говоришь о смысле, ты имеешь в виду, что пытаешься найти в происходящем значение и цель. Уму свойственны такие поиски. Ум постоянно пытается найти во всем значение и цель. Я не говорю, что тебе не следует искать смысла, но ты можешь предоставить своему уму заниматься этим. А ты просто наблюдай. Если ты внезапно совершишь скачок и представишь себе это состояние, твое «я» сгорит. Позволь же своему уму заниматься своим делом, не пытаясь остановить его». Она сказала: «Мне кажется, я ищу состояния мира и счастья». Я повторил слова Нисаргадатты Махараджа. Когда один из посетителей сказал ему: «Я хочу быть счастливым», он ответил: «В этих словах нет смысла. Счастье находится там, где нет никакого “я”».

 

Медитация: Представьте себе, что мир является иллюзией, созданной фокусником.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава».

 

 

Это еще одна медитация с открытыми глазами, хотя вначале глаза закрыты. Некоторое время подумайте о предложенном вам взгляде на мироздание, а затем откройте глаза и посмотрите, как выглядит мир теперь.

 

Практика:

 

Закройте глаза на несколько минут и представьте себе, что мир является созданием циркового фокусника. Он жонглирует мирозданием, и все существующее, подобно шарикам в руках жонглера, стремительно взлетает, падает и мелькает перед вашими глазами. Все представляется лишь магическим трюком, и все люди и предметы – лишь его творения. Позвольте вашему уму глубоко погрузиться в переживание того, что мир является магическим трюком. Каждый из нас оказался здесь в результате этого трюка. Теперь откройте глаза и рассмотрите окружающее пространство. Можете ли вы представить себе, что все, что вы видите, – просто результат ловкости рук какого-то фокусника?

 

В 1984 году я посетил Сатью Саи Баба в Индии. Тогда я на собственном опыте пережил ощущение того, что мир является просто волшебным фокусом. Я словно видел, как мир мгновенно возникает и исчезает, словно химера из руки невидимого фокусника.

 

Медитация:

  1. Позвольте вашему взгляду перемещаться от предмета к предмету и находить пустое пространство между предметами.

В первой части медитации оставьте глаза отрытыми. Пусть ваш взгляд очень быстро перемещается от одного предмета к другому. Найдите пустое пространство между предметами. Когда вы перемещаете внимание от одного предмета к другому, между этими предметами есть пустое пространство. Найдите пустое пространство, или провал, между предметами.

 

  1. Открывая и закрывая глаза, представляйте себе, что мир возникает и исчезает.

 

Во второй части закройте глаза на секунду и вообразите, что когда вы закрываете глаза, мир исчезает. А когда вы открываете глаза, мир возникает вновь. Чтобы усилить это состояние, вообразите, что когда вы закрываете глаза, мир разрушается, или исчезает (разрушение – не слишком приятное слово), а когда вы открываете глаза, мир снова возрождается.

 

Практика:

 

На несколько секунд откройте глаза и представьте себе, что мир только что возник. Затем закройте глаза и представьте себе, что мир разрушен. Снова откройте глаза, и мир возродится. Закройте глаза, и мир исчезнет. Снова откройте, и мир снова появится. Снова закройте, и мир снова исчезнет. Откройте глаза, и мир появится. Закройте глаза, и мир исчезнет. Очень мягко переведите внимание на ваше тело, почувствуйте, как оно опирается на сиденье, и осознайте ваше дыхание. Некоторое время осознавайте, как ваша грудь сжимается и расширяется в процессе дыхания. Вернитесь назад в комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.

 

Медитация: Верните все ваши ощущения в пустое пространство в центре груди.

 

Практика:

 

Снова ощутите свое тело. Почувствуйте, как оно опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание.

В начале этой медитации прежде всего найдите пустое пространство в центре груди. Затем войдите внутрь этой пустоты в центре груди. Представьте себе, что вы можете видеть мир из этого пустого пространства в центре груди. Я прошу вас, оставаясь в этом положении, вобрать в себя все ваши ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Осознайте, удалось ли вам возвратить себе все ваши ощущения так, чтобы на какой-то момент они оказались в пустоте в центре вашей груди. Перенесите туда все ваше внимание. А теперь направьте всю вашу энергию на ощущение осязания и начните переносить его внутрь пустоты в центре груди. Сконцентрируйте внимание на осязании, а затем уберите вашу энергию с этого ощущения. Используйте эту энергию и перенесите ее в пустоту в центре груди. Представьте себе, как вы переносите туда всю энергию и двигайтесь по направлению к пустоте в центре груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение вкуса. Осознайте, как ваша энергия направляется на ощущение вкуса, а затем уберите вашу энергию с ощущения вкуса и перенесите ее в пустоту в центре груди. Представьте себе, почувствуйте или посмотрите, как она перемещается в пустоту в центре вашей груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение обоняния. Снова направьте туда всю энергию, а затем уберите ее с обоняния и позвольте энергии переместиться в пустоту в центре вашей груди. Продолжайте переносить энергию с чувства обоняния в пустоту в центре вашей груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение слуха. Направьте туда всю вашу энергию, затем перенесите ее с ощущения слуха в пустоту в центре груди. Позвольте вашей энергии переместиться в эту пустоту. Пусть энергия, направленная на ощущение слуха, переместится в пустоту в центре вашей груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение зрения. Направьте энергию на это ощущение, а затем перенесите энергию с ощущения зрения в пустоту в центре вашей груди. Позвольте энергии, направленной на ощущение зрения, переместиться в центр вашей груди.

А теперь направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению осязания. Затем направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению вкуса. Направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению обоняния. Направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению слуха. И, наконец, направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению зрения.

Мягко перенесите внимание на свое тело, ощутите, как оно опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. Когда вы будете готовы, откройте глаза и вернитесь в комнату.

Ученик заметил: «Это было очень сильное переживание.

Когда я начал убирать энергию со своих ощущений, по моему телу разлился жар, и у меня поднялась температура. Когда я убирал энергию с ощущения зрения, я подумал, что окажусь в темноте, но этого не произошло. Наоборот, свет стал гораздо ярче. Я всегда думал, что в пустоте должно быть темно, и что в ней нет никакой энергии. А вместо этого я почувствовал огромную силу. Оказывается, мы затрачиваем невероятное количество энергии на то, что находится вовне». Мой учитель в Индии часто говорил: «Оставайся внутри. Направляй внимание вовнутрь вместо того, чтобы позволить ощущениям, направленным на внешний мир, захватить его».

 

ГЛАВА 7. УМ

 

О природе и содержании ума размышляли философы, психологи, врачи, социальные работники, духовные искатели и йоги. С точки зрения западной психологии ум состоит из мыслей, идей и паттернов, по большей части сформированных в детстве. Способы работы с умом варьируются от анализа до телесно-ориентированной терапии, от гипноза до эмоциональной разрядки. В любом случае в основе всех этих методов лежит убеждение, что следует научиться правильно обращаться с умом и управлять им.

Восточная философия рассматривает ум в иной перспективе. На Востоке считается, что ум есть не что иное, как сознание. Им не нужно управлять, – его следует просто принять. «Позвольте ему жить своей жизнью, и он позволит вам жить вашей жизнью».

Как же связать обе этих позиции? Множество терапевтических школ, в частности психосинтез, считают, что важно научиться сохранять дистанцию между наблюдателем и умом. Чем лучше развита способность наблюдать за умом, тем легче справляться с нежелательными поведенческими паттернами. Этот подход связывает Восток и Запад. Развивая и совершенствуя наблюдателя и сам процесс наблюдения, личность обретает все больше свободного пространства между наблюдением и умом.

Следующие медитации предназначены для того, чтобы осознать присутствие наблюдателя, который позволяет уму жить своей жизнью, не оказывая никакого сопротивления.

 

Созерцание:

  1. «Я не есть этот психический механизм».
  2. Почувствуйте себя свободным от любых мыслей и представлений.

 

Практика:

 

Эта медитация продолжается около пятнадцати минут. Закройте глаза. Я прошу вас наблюдать за мыслями, приходящими вам в голову. Я прошу вас осознавать: «Я не есть этот психический механизм», механизм ума. Осознавайте в течение нескольких минут: «я не есть этот психический механизм». Очень мягко направьте внимание на дыхание и наблюдайте за чередованием вдохов и выдохов. В течение нескольких следующих минут я прошу вас медитировать, что вы свободны от любых мыслей и представлений. Представьте себе, что вы свободны от любых мысленных конструкций и идей. Когда вы будете готовы, вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

Созерцание:

  1. Любая информация (знание) ни на чем не основана.
  2. «Может быть, эта информация (знание) не имеет ко мне отношения и не принадлежит мне».

 

Я использую понятия «знание» и «информация» в качестве синонимов, так как оба этих слова обозначают нечто известное вам о мире или себе. Я предлагаю вам выполнить эту медитацию, поскольку в «Шива-Сутре» сказано: «Знание – это оковы». На Западе принято считать, что знание – это большая ценность. В действительности же имеющаяся у вас информация о себе ограничивает вас, заставляя отождествляться с определенным набором убеждений, мыслей и т. д. Нисаргадатта Махарадж говорил: «Все, что вы знаете о себе, держит вас в разлуке с собой. Следует отбросить это знание, поскольку оно не есть вы».

 

Практика:

 

Закройте глаза. Когда в голову вам приходит какая-нибудь информация о себе, воспринимайте ее как не основанную ни на чем. Созерцайте информацию как необоснованную. Затем осознайте, что эта информация не имеет к вам никакого отношения и не принадлежит вам. Когда вы будете готовы, вернитесь назад в комнату, осознайте, как вы сидите, как ваше тело опирается на сиденье, осознайте ваше дыхание. Медленно откройте глаза.

 

Одна ученица сказал мне: «Это было не слишком приятным переживанием, потому что я думала, что вовсе не считаю свои знания обоснованными и не воспринимаю причинно-следственные связи точно так же, как большинство людей. Порой мне казалось, что я схожу с ума. Я догадывалась, что в основе нашего восприятия и деятельности лежат причинно-следственные связи, но я никогда не предполагала, что это имеет отношение ко мне. Это никогда не имело для меня значения. И вдруг мне стало страшно. Если ничего не связано между собой, значит, все мое восприятие реальности иллюзорно. Я словно оказалась в странном и фантастическом мире». Я заметил: «Восприятие становится не таким, как у остальных людей».

Она согласилась: «Да, я теперь не понимаю, как одно связано с другим. Например, вода может оказаться твердым телом после того, как осознаешь, что любое знание ни на чем не основано, ничто не связано между собой так, как мы привыкли считать. Я застряла в тот момент, когда я уже была готова шагнуть дальше и сказать, что ни в чем нет ни малейшего смысла. Но здесь я остановилась, потому что с другой стороны на более глубоком уровне во всем есть глубочайший смысл».

Другой ученик описывал: «Я ощутил, что мои мысли, идеи, представления, знания и все, что связано с ними, не имеет никакой реальной силы». Я ответил: «Я подозреваю, что если ты отберешь силу у мыслей и вернешь ее себе, подобно тому, как раньше ты делал это по отношению к объектам и другим людям, ты почувствуешь себя гораздо сильнее». Это истинно для меня. Иными словами, если вы общаетесь с кем-то, и ваше самочувствие зависит от того, как другой человек относится к вам, значит, именно он обладает силой. Ваше счастье зависит от него. Точно так же если вас посещает мысль: «Я хочу провести отпуск на Гавайях», и вы наделяете эту мысль силой, она обретет власть над вами. Следующая мысль скажет вам, что вам нужно работать изо всех сил, чтобы оплатить поездку на Гавайи. Кому же принадлежит власть? Власть принадлежит поездке на Гавайи, потому что вы подчинились ей. Но вы можете отобрать свою энергию назад, и тогда поездка больше не будет иметь власти над вами. Вы свободны как поехать на Гавайи, так и отказаться от поездки.

Еще один ученик сказал: «Мне понравилась идея, что информация не имеет никакого отношения ко мне и не принадлежит мне. Но тогда у меня появился вопрос: если она не принадлежит мне, то кому же тогда она принадлежит?» Я ответил: «Осознай, как ты представляешь себе, что информация должна кому-то принадлежать. Мы рассмотрим это глубже во время медитации “Это всего лишь мысли”».

Еще один ученик сказал: «Я не мог удержаться от замены фразы: “Эта мысль ни на чем не основана” на фразу: “Эта мысль ни из чего не следует”. Затем я сказал себе, что в качестве ученого я генерирую не только мысли, но и факты. Сказать, что факты ни из чего не следуют, – все равно, что сказать, будто я не существую. Я не могу справиться с этим». «Разумеется, “я” не может справиться с этим», – согласился я.

 

Созерцание: Знание, или информация, принадлежит не только мне; все объекты обладают знанием, или информацией.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»

 

Практика:

 

Осознайте, как ваше тело опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. Я прошу вас созерцать около пятнадцати минут любую информацию, имеющуюся у вас по поводу себя самих. Например, то, что вы женщина, мужчина, высокого роста, низкого роста, молоды, стары и т. д. Некоторое время созерцайте эту информацию. Затем осознайте, что не только вы, но и все объекты обладают информацией о себе, – картины, стулья, столы, диваны, лампы. Все существующее обладает информацией о себе. Теперь откройте глаза. Я прошу вас осмотреть комнату, представляя себе, что все предметы, находящиеся в ней, обладают информацией о себе самих. Можете попытаться представить себе, какой именно информацией обладает каждый предмет.

Созерцание:

  1. Что такое ум?
  2. Мысли, концепции и идеи – это оковы.
  3. Освобождение – это мысль, концепция или идея.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»

 

Практика:

 

Эта медитация продолжается около пятнадцати минут.

Сядьте поудобнее и закройте глаза. Ощутите, как ваше тело опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. В течение нескольких минут созерцайте вопрос: «Что такое ум?» Затем осознавайте, что мысли, идеи, убеждения и концепции являются оковами. Представьте себе оковы в виде мысли, концепции или убеждения. Теперь представьте себе освобождение в виде мысли, концепции или убеждения. Наконец снова ощутите, как ваше тело опирается на сиденье, осознайте ваше дыхание и вернитесь назад в комнату. Когда будете готовы, медленно откройте глаза.

 

Созерцание: Поскольку «время» является не более чем концепцией, замените это слово на слово «существование».

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»

 

Практика:

 

Прежде чем вы начнете применять этот метод, я попрошу вас взглянуть на свои представления о времени, а затем в процессе медитации заменить это слово и осознать, как изменится ваше восприятие. Сначала взгляните на свое представление о времени и на свои убеждения относительно времени. Вы можете начать с фразы: «Время – это__________ (заполните пробел). Когда вы составите пять-шесть фраз, снова вернитесь к вашему представлению о времени, но замените слово «время» на слово «существование». Например, осознайте, какие чувства вызывает у вас предложение «Мне вечно не хватает времени», затем замените «время» на «существование» и осознайте, как изменится ваше переживание. Когда вы будете готовы, вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

Мои ученики высказали ряд замечаний об этой медитации: «Я почувствовал, что мы сами изобрели время для того, чтобы чувствовать себя увереннее и на что-то опираться»… «У меня было предложение “Время быстротечно”. Когда я заменил “время” на “существование”, течение времени прекратилось. Я долго оставался в этом состоянии»… «Я обнаружил, что представление о времени появляется в интеллекте. Мне пришла в голову мысль о том, что время ограничено. Это страшно разозлило меня, и я почувствовал, что само представление о времени приводит меня в ярость. Затем я заменил “время” на “существование”, и тогда меня разозлила мысль о том, что существование ограничено. Я был не в силах справиться с яростью; мне казалось, что у меня распухает горло, словно у меня слоновья болезнь – в такую ярость меня приводила мысль об ограничениях».

Что сказал Рам Дасс? «Прежде, чем выбраться из тюрьмы, вам нужно понять, что вы в тюрьме». Сначала вам следует понять, что вы внутри тюрьмы, – только тогда вы сможете попасть наружу. Когда я высказал эту мысль, ученик заметил: «Я слышал, что для того, чтобы изменить свое положение, нужно сначала принять его. Если вы постоянно отрицаете свое положение, вы тем самым застреваете в нем».

Когда я был в Индии, она женщина сказала мне: «Я отрицаю это, я отрицаю то, я многое отрицаю, мне следует принять то, что есть». Я спросил: «Почему бы вам не принять свое отрицание таким, как оно есть?» Она мгновенно изменилась, потому что смогла принять свое отрицание. Повторять: «Я отрицаю свое положение, а это неправильно, потому что мне следует принять его», – все равно, что нанести себе два удара вместо одного.

 

Медитация: Каждый раз, когда вам в голову приходит мысль, представьте себе, что вы кладете ее в кувшин.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава».

 

Практика:

 

Закройте глаза. Каждый раз, когда в голову вам приходит мысль или эмоция, представьте себе, что вы кладете их в кувшин. Представьте себе, что вы кладете в кувшин все ваши мысли, чувства и ощущения. Продолжайте складывать в кувшин все приходящие вам в голову мысли, чувства и ощущения. Когда вы будете готовы, мягко вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

Медитация: Каждый раз, когда вам в голову приходит мысль, представьте себе, что она становится небом.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»

 

Практика:

Ощутите, как ваше тело опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. Представьте себе, что вы находитесь в спокойном и приятном месте. Начните наблюдать за мыслями, приходящими вам в голову. Каждый раз, когда какая-либо мысль посетит вас, представьте себе, что она становится небом. Любая мысль, пришедшая вам в голову, становится небом. Мягко начните снова осознавать ваше тело и ваше дыхание. Когда вы будете готовы, вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

ГЛАВА 8. ЖЕЛАНИЯ

 

Желать: стремиться к чему–либо; испытывать потребность; жаждать; надеяться, мечтать о чем-либо: о богатстве, друзьях, путешествиях и т. д.

Сам я считаю, что желания можно рассматривать с нескольких точек зрения.

Во-первых, желания появляются в какой-то момент детского развития. Рассмотрим, к примеру, младенца или маленького ребенка. Большая часть их потребностей являются следствием биологического инстинкта выживания: например, голод или холод. Для того, чтобы чувствовать себя в безопасности, им нужно, чтобы мать взяла их на руки и прижала к груди. Позже ребенок использует одеяло, подушку или плюшевого медведя в качестве «заменителя-друга», чтобы не чувствовать себя заброшенным и одиноким.

Во-вторых, можно сравнить желание с сопротивлением. Иными словами, если вы желаете чего то, значит, вы чему-то сопротивляетесь. Например, ребенок, которого всегда называют «плохим, нехорошим» и т. д., может в качестве гиперкомпенсации страстно желать славы и денег для того, чтобы доказать: «Я хороший!» Поэтому убеждение «Я хороший, если у меня есть все это» служит для компенсации нежелательного переживания. Такая интерпретация позволяет переосмыслить Благородную Истину Будды: «Будь свободен от желаний!», выразив ее словами: «Не сопротивляйся!»

Как в первом, так и во втором случае желания описываются в терминах психологии. Однако для духовного искателя, постигающего искусство внутренней трансформации, желания представляют собой просто энергию, или сознание, принявшие определенную форму и размер. С этой точки зрения желания, нужды и потребности после того, как мы освобождаем их от ярлыков, являются просто тем, что они есть: энергией, или сознанием. Постепенно практикующий все лучше развивает способность воспринимать собственные желания без каких-либо оценок или суждений. Он не пытается избавиться от них, преодолеть их, вытеснить или преобразовать. Вместо этого он воспринимает их просто в качестве энергии, или сознания. Многие желания рождены физической и эмоциональной болью и стремлением избавиться от нее. Когда мы пытаемся любой ценой спрятаться от своей боли, мы лишь создаем себе новые проблемы. Например, когда нам не хватает любви, мы начинаем обжираться или заниматься сексом с первыми встречными вместо того, чтобы пережить состояние одиночества. Часто признаки высокого социального статуса – такие, как большой дом или роскошная машина – служат компенсацией чувства неполноценности. Так желания становятся все более сильными и менее адекватными.

 

Медитация: Направьте внимание на энергию желания, а не на объект желания.

 

Сейчас мы будем работать с желаниями. Я знаю, что у вас нет никаких желаний, но представьте себе, что они у вас есть!

Ученик спросил: «Я хочу освобождения от всего того, что мешает моему духовному росту. Это можно считать желанием?» Я предложил ему использовать это желание в качестве темы для медитации. Используйте любое желание, какое у вас есть. Например, желание освободиться от желаний, желание съесть пиццу, встретить мужчину (женщину) своей мечты, достичь просветления.

 

Практика:

 

Закройте глаза. Мы выполним две медитации подряд, потому что они прекрасно дополняют друг друга. Позвольте себе вспомнить предмет вашего самого страстного желания. Представьте себе, что он находится перед вами. Это может быть человек, ситуация или что-нибудь еще. Посмотрите, как выглядит предмет вашего желания. Послушайте, как он звучит. Осознайте, какие чувства и ощущения связаны у вас с предметом вашего желания, где внутри вашего тела находятся эти ощущения. Теперь я прошу вас очень мягко направить внимание на энергию самого желания и осознать его размер и форму вместо того, чтобы мечтать о желанном предмете. Направьте внимание на желание, которое вы чувствуете, на энергию этого желания, на связанные с ним ощущения. Полностью удерживайте внимание на самом желании и осознавайте его как энергию внутри вас. Медитируйте на желание как на энергию. Продолжайте направлять внимание на желание как на энергию и наблюдайте за энергией, называемой «желание».

Ученик спросил, можно ли считать желание чем-то негативным. Я ответил, что желание – это просто желание. Оно не хорошее и не плохое – это просто энергия.

Я прелагаю вам следующие несколько дней точно так же поступать с любым возникающим у вас желанием. Предположим, вы едете на своей машине и вдруг замечаете новый «Порше». Внезапно в этот момент вас охватывает желание по имени: «Я хочу “Порше”!», и вы видите «Порше» мысленным взором. Некоторые люди, когда им хочется иметь «Порше», сделают все мыслимое и немыслимое, чтобы исполнить это желание.

Вы можете так же страстно желать нового платья, новой любви или новой работы. Вы можете желать тысячи разных мелочей. Итак, я прошу вас в тот момент, когда вы пожелаете чего-то, перевести внимание с «Порше», работы, любви и прочих желанных объектов на энергию самого желания внутри вашего тела. Когда у вас возникает мысль: «Я хочу любви» или «Я хочу новое платье», медитируйте на энергию этого желания внутри вашего тела.

Когда вы постоянно медитируете на объект желания, например, на любовные отношения, – вы всегда пребываете в поисках таких отношений. Если же вы направляете внимание на саму энергию, вы можете вступать в такие отношения или не вступать, и в любом случае вы будете прекрасно себя чувствовать. Именно это я имею в виду, когда говорю о концентрации внимания на желании, а не на предмете желания. Большинство людей постоянно желают чего-нибудь. Большую часть жизни они занимаются тем, что откликаются на свои желания, и всю жизнь они проводят в попытках исполнить свои желания во внешнем мире. Если вы направите внимание внутрь и сконцентрируйтесь на энергии желания, тогда эта энергия трансформируется. Вы можете обладать желаемым или не обладать. В любом случае, это будет иметь для вас не такое уж большое значение. Ваше внутреннее состояние останется тем же самым.

 

Медитация:

Шаг 1: Вспомните какое-либо желание (иметь автомобиль, платье, друзей и т. д.).

Шаг 2: Почувствуйте, как вы желаете этот предмет.

Шаг 3: Ощутите желание как созданное из энергии, или сознания.

Шаг 4: Осознайте, что вы являетесь наблюдателем.

Шаг 5: Осознайте, что предмет вашего желания создан из того же самого сознания, что и энергия желания.

Шаг 6: Осознайте, что наблюдатель также создан из того же самого сознания, что энергия желания и предмет желания.

Медитация:

  1. Осознайте ваше тело как пустое пространство.
  2. Оторвите ваше внимание от любой мысли и не позволяйте ей задерживаться. Тогда она исчезнет.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава».

Практика:

Закройте глаза. Представьте себе, что ваше тело – это пустое пространство. По мере того, как вы все лучше осознаете, что ваше тело является пустым пространством, наблюдайте все внимательнее за любыми приходящими вам в голову мыслями, приятными или неприятными. Какая бы мысль ни пришла вам в голову, мягко отрывайте от нее ваше внимание. Отрывайте внимание прочь от любой мысли и не позволяйте ей задерживаться внутри вас. Следите за тем, как она исчезает.

Когда вы не позволяете мысли удерживаться внутри вас, она лишается опоры и рассеивается. Поэтому каждый раз, когда вам в голову приходит мысль, мягко убирайте свое внимание прочь от нее. Какие бы мысли не приходили вам в голову, где бы ни блуждал ваш ум, – мягко отрывайте внимание от любой мысли. Когда вы будете готовы, откройте глаза.

 

Ученик заметил после этой медитации: «Я осознал, что мое тело стало усталым и расслабленным». Другой ученик сказал мне: «Я чувствовал себя спокойным и открытым. И я обнаружил, что у меня очень мало мыслей. Они напоминали птиц, пролетающих по небу».

 

Созерцание: Желания присущи не только мне, а и окружающим меня предметам.

 

Это одна из моих любимых медитаций с открытыми глазами. Первые десять минут эта медитация выполняется с закрытыми глазами, а следующие десять минут с открытыми глазами.

 

Практика:

 

Почувствуйте, как ваше тело опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. Наблюдайте за вереницей ваших желаний. Наблюдайте за ними со стороны, словно вы видите, как титры фильма появляются на экране. Наблюдайте за вашими желаниями с большого расстояния. Делайте это в течение нескольких минут. Осознайте, что желания присущи не только вам, – все предметы (столы, стулья, диваны, картины, лампы) обладают желаниями. На мгновенье представьте себе, что все существующее обладает желаниями. Очень мягко откройте глаза. Представьте себе, что все предметы в комнате обладают собственными желаниями. Вообразите, какими могут быть их желания. Продолжайте рассматривать различные предметы и представлять себе, каковы их глубочайшие желания. Попытайтесь удержать это состояние осознанности в течение нескольких минут.

 

«Когда я выполнял эту медитацию, я в конце концов понял, что стул хотел быть стулом, а диван хотел быть диваном. Я всегда думал, что диван хочет быть стулом, а стул хочет поменять цвет!»

Ученик заметил: «Мое главное впечатление: все существующее хочет существовать. Когда я понял это, у меня появилось чувство освобождения. Тогда я задал себе вопрос о том, почему мы разводим всю эту болтовню о том, что все является лишь иллюзией, и на этом основан вся индийская или какая там еще философия? Я решил, что лучше сосредоточиться на бытии, на ощущении “Я ЕСМЬ!” или чем-то подобном. И это было замечательно, как будто выход за пределы нашего изначального желания существовать стал просто хитроумным трюком».

Я ответил: «Очень трудно оставаться в мире и практиковать Веданту. Гораздо легче практиковать Кашмирский Шиваизм или Тантра-Йогу. Поэтому некоторым йогам тяжело адаптироваться к Америке. Очень сложно объяснить американцам, европейцам или австралийцам значение медитации «не то, не то». Трудно объяснить западному человеку, который платит налоги и занимается бизнесом, что все это нереально…все это всего лишь мираж …»

Очень важно понять контекст, в котором возникли различные духовные школы. В Индии большинство практикующих йогу следует пути нети-нети, или не то, не то. Почему? Потому что в Индии ужасная погода, ужасное здоровье и невероятная нищета. СНН недавно сообщила, что средняя продолжительность жизни в Индии – около 37 лет. Естественно, их духовной философией является не это, пожалуйста, только не это!.

Небольшой процент практикующих йогу живет в Кашмире. Здесь хорошая пища, отличное здоровье, прекрасная погода, и к тому же это одно из самых прекрасных мест в мире. В Кашмире йоги практикуют Кашмирский Шиваизм или Тантра-Йогу. Они следуют философии присоединения: и то, и то. Заметьте, как контекст влияет на формирование духовного учения больше, чем на что-либо еще. Это происходит потому, что духовный путь становится способом психологического выживания. Иными словами, для того, чтобы оправдать жизнь, протекающую в ужасной нищете, не то является вполне подходящей жизненной философией, обеспечивающей механизм духовного и психологического выживания.

Есть много вопросов, которые духовные искатели должны изучить прежде, чем переносить восточную философию в условия западной цивилизации, поскольку контекст является более значимым, чем индивидуальный или духовный путь. Иными словами, духовный путь создается контекстом, в котором живет личность. По этой причине каждый человек в какой-то момент должен создать свой духовный путь подобно тому, как портной шьет для него платье, вместо того, чтобы пытаться подобрать для себя готовый путь, возникший в совершенно ином культурном контексте. При этом очень важно руководство: оно не позволяет индивиду бессознательно усиливать свои бессознательные структуры.

 

ГЛАВА 9. СМЕРТЬ

 

Во многих традициях, – в частности, в Тибетском буддизме, смерть имеет очень важное значение. В «Тибетской книге мертвых» промежуточное состояние называется бардо. Этому состоянию между жизнью и смертью посвящена достаточно большая часть книги. Существует также несколько других бардо (промежуточных состояний), заслуживающих внимания. Интервал между двумя мыслями, интервал между вздохом и выдохом, интервал между бодрствованием и сном, интервал между дремотой и глубоким сном, интервал между глубоким сном и пробуждением и, наконец, интервал между жизнью и смертью. В Тибетском буддизме интервалу между смертью и жизнью придается особое значение. В книге рассказывается о том, какие действия необходимо совершить, чтобы обрести освобождение после смерти. Нужно заметить, что в современной западной культуре смерть считается нежелательной и наиболее вытесняемой частью жизни.

С «моей» точки зрения, смерть представляет собой самую отрицаемую и отрезанную от всего остального часть бытия. Большинство религий предлагают собственные модели или метафоры посмертного существования, и каждая из них отягощена бременем страха и предрассудков. Если человек сможет преодолеть эти структуры убеждений, освободиться от них и осознать, что смерть является частью существования, его жизнь станет гораздо более богатой и насыщенной, а существование будет восприниматься как ЦЕЛОСТНОСТЬ. В процессе моих собственных духовных поисков я много лет назад приехал в Непал, чтобы научиться подготовке к смерти и практике умирания (бардо). В течение нескольких лет я занимался такими практиками, и это полностью изменило мое отношение к жизни. Почему? Потому что восприятие настоящего становится гораздо более целостным, интенсивным и подлинным, когда смерть воспринимается как часть жизни, а не как что-то ужасное и запретное.

 

Медитация: Представьте себе, что наступает конец света, и мир проживет еще лишь десять минут.

 

С этой медитации начинается работа со смертью. Цель следующих медитаций – соприкоснуться с вашими убеждениями и верованиями о том, на что похожа смерть, и понять, что они являются всего лишь верованиями, убеждениями, мыслями, и концепциями. За ними можно наблюдать некоторое время, а затем осознать, что произойдет.

 

Практика:

 

Медитация продолжается около десяти минут. Почувствуйте, как ваше тело опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. Теперь представьте себе, что вы идете по сельской дороге по направлению к дому. Вы уже недалеко от него. Чем ближе вы подходите к дому, тем ближе вы к окраине города. Вместо того, чтобы видеть эту ситуацию как фильм, а себя самого как маленькую фигурку в этом фильме, войдите внутрь персонажа, идущего по дороге, и слейтесь с ним. Теперь вы не видите себя самого на экране, а идете по направлению к дому. Посмотрите на окружающий ландшафт и на то, как он изменяется по мере приближения к дому. Послушайте, какие звуки раздаются вокруг вас. Осознайте, как вы чувствуете себя, двигаясь по направлению к вашему дому.

Внезапно вы слышите звук сирены, очень громкой воздушной сирены, и внутренний голос говорит вам, что очень скоро начнется ядерная атака. Вы сможете добежать до ближайшего бомбоубежища, так как оно расположено недалеко от того места, где вы находитесь. Сирена звучит все громче. Вы бежите к бомбоубежищу, забираетесь туда и осматриваетесь. Есть ли в бомбоубежище другие люди, или вы находитесь здесь в одиночестве? Вы понимаете, что воздуха осталось на десять минут и, значит, вам осталось жить не больше десяти минут. Что вы чувствуете в течение этих десяти минут?

(После каждой из следующих фраз должно пройти тридцать секунд).

Вам осталось жить всего девять минут.

Вам осталось жить всего восемь минут.

Вам осталось жить семь минут.

Осталось шесть минут.

Осталось пять минут.

Осталось четыре минуты.

Осталось три минуты.

Осталось две минуты.

Вам осталось жить одну минуту.

Кончено. Вы мертвы.

Когда будете готовы, очень мягко вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

Одна ученица заметила после этой медитации, что ей совершенно не хотелось задыхаться из-за неисправности в бомбоубежище. «Поэтому я вышла наружу и представила себе, что я погибла в момент взрыва. Но мои последние минуты были прекрасны. Они были наполнены предчувствием и ожиданием. Это было прекрасное чувство, и моему телу было очень приятно, но когда ты сказал: «Кончено», ничего не произошло. Я не могла представить себе, что для меня все “кончено”».

Другой ученик рассказал: «Я очень испугался, когда услышал сирену. Я зашел в бомбоубежище вместе с другими людьми и подумал о том, что я здесь делаю. Я совершенно успокоился, и тогда все остальные исчезли. Всякий шум прекратился. Я подумал о том, почему я оказался здесь один, без моих детей. У меня начали появляться видения, грезы, воспоминания. Все это начало всплывать в моем сознании.

Первое видение: я стою на моем заднем дворе и смотрю вдаль. Внезапно я замечаю странный свет, который становится все ярче. Я понимаю, что на нас сбросили бомбу, и она вот-вот взорвется. Я иду к дочери, понимая, что сейчас произойдет. Я вижу, что она тоже все понимает. У нас не осталось времени что-то сказать друг другу, не осталось времени для объяснений. Все случилось слишком быстро. Все становится до ужаса реальным, когда смотришь в глаза своим детям».

Еще один ученик сказал: «Интересно, что я почувствовал резкий толчок, когда ты произнес: “Восемь минут”. До этого я думал о розах, о женщинах, а когда я услышал: “Восемь минут”, – у меня вспотели ладони и все в таком роде. Затем я представил себе, как меня съедают акулы в воде. Когда ты сказал, что я мертв, я почувствовал себя так, словно парю в космосе. Я ощутил покой и легкость».

Еще один ученик сказал: «Я пережил множество разных состояний. Когда оставалось десять минут, мне хотелось колотить по стене. Когда оставалось девять минут, меня охватила страшная тоска. Когда оставалось около семи минут, я почувствовал смирение и что-то вроде ощущения, что теперь со мной все в порядке. Однако это было не приятие, я все равно продолжал сопротивляться, хоть и был готов к смерти. Когда ты сказал, что я мертв, я разозлился. Я даже представить себе не мог, что способен так сильно злиться. Это напоминало воспоминания о прошлых жизнях, и я понял, что яростно проклинаю человечество за его идиотизм: за все эти войны, бомбы и прочую мерзость. Я был страшно зол. Я не испытывал никакого мира и покоя. Я не чувствовал, что для меня что-то завершилось. Я был в страшном гневе».

Еще один рассказ: «Когда ты начал отсчитывать время в обратном порядке, я не сосредоточился так, как следовало. Но мне было совершенно нечего делать во время интервалов между цифрами, поэтому я начал вспоминать всю свою жизнь. Я понял, что мне нравится этот процесс, но я не думаю, что действительно ощутил смерть. Поэтому, когда ты сказал, что я мертв, я внезапно физически почувствовал, будто я покидаю свое тело. Тогда кто-то внутри меня сказал: “Нет, я не делаю этого”. И кто-то другой внутри меня ответил: “Да, ты делаешь именно это”. Я почувствовал рывок и опустился на землю. Я глотнул воздуха, и это помогло мне приземлиться. Затем я подумал, чувствуют ли себя умершие точно так же: им тоже тяжело оставлять свое тело или это происходит автоматически?»

Еще один ученик заметил: «Я по-настоящему наслаждался этой медитацией, потому что вначале мне было очень грустно оттого, что все мы задохнемся, и оттого, как многого я не успел сделать и сказать, и как я люблю людей и тра-та-та. А в самом конце меня охватило чувство огромной свободы. Оно родилось внутри моего тела и прогнало прочь все страдания и слезы».

Недавно я смотрел телевизор и думал, как бы я поступил, если бы в новостях сообщили о ядерной атаке. Моей первой мыслью было оставаться дома и медитировать. Именно так я и хотел бы провести пятнадцать или двадцать оставшихся минут жизни.

 

Медитация: Представьте себе, как алая искра из погребального костра влетает в ваш третий глаз.

Практика:

 

Это одна из самых мощных медитаций. Сядьте как можно удобнее. Очень мягко закройте глаза и почувствуйте, как ваше тело опирается о сиденье. Осознайте ваше дыхание, чередование вдохов и выдохов. Теперь представьте себе, что вы вечером идете домой по сельской дороге. Вы даже можете услышать звук ваших шагов. Вместо того чтобы представлять себе, что вы смотрите кино и видите свое уменьшенное изображение на экране, шагните на эту дорогу, войдите внутрь этого персонажа и почувствуйте, что вы действительно шагаете по дороге. Вы продолжаете идти, и вдали вы видите кладбищенскую ограду. Вы можете видеть могильные камни. Вдалеке горит огонь крематория, и рядом с ним лежат трупы. Некоторые из них в процессе сожжения, некоторые ожидают своей очереди. Вы подходите к огню крематория и становитесь напротив него. Убедитесь в том, что вы действительно находитесь здесь и видите происходящее собственными глазами, а не смотрите кино о том, как вы стоите напротив огня. Почувствуйте изменение температуры возле огня, ощутите запах. Вы можете даже услышать потрескивание огня, глядя прямо в огонь, вдыхая его запах. Огонь становится немного ярче, потому что несколько тел как следует загорелось.

Внезапно искра отлетает от огня, попадает в ваш третий глаз и начинает жечь вас. Она действительно прожигает вас. Следующие несколько минут осознавайте, как меняется температура внутри вашего третьего глаза, когда он горит, когда в нем горит алый огонь. Осознайте, как он себя чувствует и как он выглядит, когда в нем зажигается и светит алый огонь.

Снова почувствуйте, как ваше тело опирается на сиденье, осознайте ваше дыхание. Очень медленно, когда вы будете готовы, вернитесь в комнату и откройте глаза.

 

Медитация: Представьте себе, что вы оказались на кладбище, и проведите там одну ночь.

 

Практика:

 

Мы будем продолжать работу со смертью. Я прошу вас дышать глубоко. Представьте себе, что вы идете по сельской дороге. Вы видите вдалеке очень большие ворота. Вы идете по направлению к кладбищу. Вы замечаете, что наступает вечер. Вы медленно заходите на кладбище. Становится все темнее и темнее, ночной мрак окутывает вас. Вы решаете провести эту ночь на кладбище. Найдите место для ночлега. Пусть кладбище станет вашим домом на одну ночь. Некоторое время осваивайтесь в этом месте, на котором вам предстоит провести ночь. Замечаете ли вы какую-либо энергию, которую вы можете ощущать, видеть или слышать в то время, когда вы готовитесь лечь или в то время, когда вы уже легли спать? Теперь посмотрите, что произойдет за ночь. Когда наступит утро, вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

Один ученик сказал: «Это было великолепно! Я нашел чудесное местечко под деревом. Когда я лег, я почувствовал энергию, которая показалась мне чем-то вроде сил тех, кто превратился в зомби. Действие происходило весной, и вокруг цвели тюльпаны и нарциссы. Затем настало лето, и все зазеленело, а затем зелень увяла, наступила зима и выпал снег. Когда ты сказал, что пора возвращаться, мне не хотелось этого делать».

Другой ученик заметил: «Я обнаружил, что мой страх перед окружающим был таким сильным, что мне тяжело даже посмотреть вокруг. Наконец я представил себе, что моя собака рядом со мной. Тогда мне стало хорошо, я зашел в семейный склеп и устроился на ночлег в одном из его уютных уголков. Мне было очень удобно, но я боялся тех людей, которые ходили вокруг склепа. Я чувствовал себя уютно с покойниками, но не с другими живыми людьми».

Другая ученица рассказала: «Сначала я думала, что ты собираешься спросить, вижу ли я собственную могилу, и поэтому я увидела свое имя на могильном камне. Я подумала, что это очень забавно: я сижу здесь, совершенно живая, а там лежит тело мертвой Эмили». Я спросил, была ли дата на могильном камне. Она продолжала: «Нет, я не видела. Меня очень раздражало то, что я постоянно слышала голоса, словно там было множество людей, и они все говорили, и говорили, и говорили. Это было утомительно, и я очень хотела, чтобы они замолчали. Там было столько людей и столько прожитых ими жизней, ощущалось столько вибраций, подобных звуку голоса или шепота, что у меня появилось ощущение перегрузки». Я спросил ее, слышала ли она когда-либо раньше голоса и шепот. Она сказала, что слышала, и я предложил, чтобы в тот момент, когда она окажется в том же месте, она представила себе пластинку с записью голосов, которую она сможет ускорять и замедлять и наблюдать, что при этом происходит.

Еще одна ученица пережила нечто подобное: «Я прекрасно себя чувствовала до тех пор, пока не появился голос, идущий снаружи. Это был голос моей матери, и она говорила, что все, чем я занимаюсь, очень опасно. Тогда у меня появился панический страх темноты и желание оказаться в безопасности у себя дома. Мне пришлось совершить внутреннее путешествие, чтобы снова почувствовать себя в безопасности. Я осознала, что это был голос моей матери; это было совершенно ясно. Мне было по-настоящему интересно».

Я предложил ей то же самое упражнение. Я сказал ей, что голос, вероятно, все время звучит у нее в подсознании, и добавил: «Представь себе, что завтра ты будешь спокойно сидеть дома и смотреть телевизор. И вдруг ты услышишь этот голос и все, что он будет говорить тебе. Посмотри, можешь ли ты ускорить его и замедлить, чтобы почувствовать, что ты можешь поиграть с ним. Ты можешь ускорять этот голос и замедлять его и смотреть, что ты испытываешь при этом».

Одна ученица сказала, что она, вероятно, чувствует себя с покойниками лучше, чем с живыми. Я предложил ей вместо того, чтобы придавать значение тому, что говорит ей голос внутри нее, выполнять медитации из предыдущих частей этой книги. Я предложил ей, когда у нее появится мысль по имени «Я чувствую себя лучше с покойниками, чем с живыми», не отождествляться с этой мыслью, а спрашивать: «Кто это “я”, которое говорит себе: “Я чувствую себя лучше с покойниками, чем с живыми”?»

 

Медитация: Бросайтесь прямо в погребальный костер.

Практика:

 

Почувствуйте свое тело, осознайте, как оно опирается на сиденье и прижимается к спинке. Осознайте ваше дыхание, чередование вдохов и выдохов. Позвольте себе расслабиться. Я прошу вас представить себе, увидеть или почувствовать, как вы идете по сельской дороге, направляясь на кладбище. Когда вы приближаетесь к кладбищу, вы можете услышать звук вашего дыхания. Опускается ночь. Вы заходите на кладбище и видите могильные камни. На некотором расстоянии вы можете видеть огонь крематория. Вы приближаетесь к этому огню. Здесь находятся сожженные тела, а рядом с ними куча тел, которые ждут своей очереди. Вы идете к погребальному костру и останавливаетесь прямо перед ним. Посмотрите, какого цвета этот огонь. Вы можете почувствовать изменение температуры, услышать свое дыхание и потрескивание огня. Вы стоите перед костром и пристально глядите в огонь.

Сначала наблюдайте с расстояния за своим уменьшенным изображением, стоящим перед погребальным костром, так что вы можете видеть костер со стороны. Затем я попрошу вас войти внутрь человека, стоящего перед погребальным костром, чтобы вы могли видеть огонь его глазами. Когда вы будете готовы, бросайтесь в огонь. Осознайте, что происходит, когда ваше тело сгорает, и наблюдайте за тем, как оно горит. Продолжайте наблюдать за тем, как горит ваше тело. Смотрите, как оно превращается в пепел, а затем появляется ветер и разносит этот пепел по воздуху. Постепенно начните ощущать свое тело. Когда вы будете готовы, мягко вернитесь назад в комнату и откройте глаза.

 

Ученица заметила, что когда я попросил смотреть в огонь, она уже была в самом огне. «Даже раньше, чем ты попросил броситься в огонь, мое тело уже было в огне; казалось, оно плавится. Может быть, в жизни все было бы иначе, но здесь это было довольно легко». Я спросил: «После того, как твое тело расплавилось, оставался ли наблюдатель?» Она ответила: «Именно наблюдатель и оставался – беспристрастный наблюдатель».*

 

  • Непереводимая игра слов. Just означает как беспристрастный, справедливый, объективный», так и «именно, точно, как раз» (прим. пер.)

 

«Я наслаждалась этим процессом, – продолжала она. – Это было похоже на освобождение. В какой-то момент я видела, как моя старая кожа исчезает. Это выглядело так, будто я съежилась и сморщилась, но на самом деле это не имело никакого отношения ко мне. Было чудесно наблюдать за тем, как я наблюдаю за этим. Затем ты попросил прыгнуть внутрь. Сначала я не могла себе представить, что я почувствую, когда мое тело будет гореть, поэтому я физически ничего не чувствовала. Когда я наблюдала, я почувствовала тревогу при виде того, как мое тело развеивается по ветру, – наверное, потому что я никогда не видела это раньше. Но я люблю огонь. Внезапно я поняла, что пора отпустить свое тело и позволить ему исчезнуть, и тогда оно мгновенно превратилось в пепел».

Я спросил: «Оставался ли наблюдатель в этот момент? Или не оставалось никого и ничего? Или ты наблюдала? Иными словами, после того, как тело исчезло, оставалась ли ты в состоянии наблюдения?» Она ответила, что оставалась, но при этом она поняла, что у нее все еще оставались иллюзии обладания каким-то телом, пусть не физическим. «Я думала, что смогу увидеть иное измерение, в котором все выглядит иначе, не так, как здесь».

Другой ученик сказал: «Я заметил, что телу не было по-настоящему жарко, но, как бы оно себя не чувствовало, наблюдатель не отождествлялся с телом». Я ответил: «В “Бхагавад-Гите” о Сущности сказано: “Мечи не могут разрубить ее, и огонь не в силах сжечь ее”».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных