Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовые системы стран Арабского Востока




Турция представляет наибольший интерес как пример государства, где исламская государственность подверглась наиболее ранней и интенсивной секуляризации. Слабеющая и тесно соприкасавшаяся с Европой Османская Империя была вынуждена во имя сохранения своей территориальной целостности модернизировать свое государственное и правовое устройство. Кемалистская революция в 1920-е гг. дала новый импульс этим реформам: тогда наиболее важным было то, что турки «осудили многобрачие, одностороннее расторжение брака мужем, неравный раздел наследства между сыновьями и дочерьми покойного». И несмотря на ослабление темпов прогрессивных преобразований в конце 1930-х гг. современная Турция несмотря на периодические всплески исламистских сил, можно сказать идет в авангарде светской модернизации в мусульманском мире.

Считается, что в настоящее время Турция входит в Романо-германскую правовую семью, о чем свидетельствуют активные заимствования правового материала европейских стран. «При этом принятие соответствующих законов подчас предшествовало формированию условий для их реализации; развитие законодательства опережало социальную эволюцию, что вызывало необходимость его изменений, имеющих цель приспособить к национальным традициям и особенностям».

Так, введение в 1926г. обязательного гражданского брака явно опережало готовность населения отказаться от традиционного религиозного брачного союза, и поскольку каждый третий ребенок рождался в незарегистрированном браке уже в 1933г. понадобился специальный закон о «брачной амнистии». Аналогичные законы были изданы в 1945, 1956, 1965гг. (да и в последующем также), и только за период 1933-1965гг. было зарегистрировано 2.739.379 «незаконных браков» и 10.006.452 детей было признано законнорожденными. Законодатель указывает, что гражданская церемония должна предшествовать религиозной, однако в сельских районах Турция вопреки нормам Гражданского и Уголовного кодексов мусульманские священнослужители продолжают совершать религиозные обряды. Впрочем ввиду массовости этого явления наказания брачующимся носят почти-то единичный характер: в 1956г. заведено только 161 дело, в 1960г.-96, в 1961г.-24, в 1962г.-77 дел.

Преждевременной была и вестернизация трудового права - в духе Романо-германской правовой семьи, с ратификацией многочисленных Конвенций Международной Организации Труда и признанием коллективных и индивидуальных трудовых договоров. Поскольку Турция давно стучится в двери Европейского Союза и стремится широко привлекать иностранные инвестиции, она взяла курс на либерализацию экономического законодательства: принятые в 1990-е гг. акты о поощрении иностранных инвестиций и свободных экономических зонах, законодательство о монополиях и интеллектуальной собственности, патентах выдержаны в европейском стиле. В то же время Турция не позволяет себе осуществлять гуманизацию уголовного права по европейски: в силу непростого внутриполитического положения (наличие исламистских организаций, мечтающих о теократическом государстве, и курдского национального движения) здесь сохраняется смертная казнь и довольно жесткие уголовно-процессуальные нормы.

Ведущим источником права выступает законодательство и иные нормативные акты, а дополнительным источником являются судебные прецеденты - «унификационные» решения Кассационного суда и Государственного совета при совершенно незначительной роли обычаи.

Судебная система в значительной степени построена по французскому образцу - здесь чувствуется еще отдаленное влияние реформ 1840-1870-х гг. и последующего восприятия французского опыта. К высшим судам в Турции относятся: Конституционный Суд, Кассационный Суд или Верховный Суд, Государственный Совет, Высший военный апелляционный суд, Высший апелляционный военно-административный суд, Суд по урегулированию разногласий. В состав судов, осуществляющих непосредственно судебное разбирательство следует включить мировые (гражданские и уголовные) суды, основные суды (по уголовным делам и по особо тяжким уголовным делам; гражданские и торговые). Специализированные суды представлены судами государственной безопасности, судами по делам несовершеннолетних, трудовыми судами и земельными регистрационными учреждениями.

Турецкая правовая система не признает разбирательства с помощью жюри. Большинство судов функционирует в составе единственного судьи по модели инквизиционного процесса и только апелляционные суды и Конституционный Суд представлены в судебном заседании коллегиями судей. Решения о назначении, продвижении и увольнении судейского корпуса осуществляет Верховный Совет судей и прокуроров, членов назначает на 4-летний срок президент Республики, выбирая из списков, представленных ему Кассационным Судом и Государственным Советом. В состав Верховного Совета судей и прокуроров, весьма напоминающий французский Высший Совет магистратуры входит заместитель министра юстиции, а функции председателя исполняет министр юстиции, что вызывает обоснованную критику юридической общественности по причине бросающейся в глаза зависимости этого органа от исполнительной власти.

Конституционный Суд (создан в 1961 г.), подобно своему французскому аналогу- Конституционному Совету, определяет конституционность законов, правительственных декретов и регламентов высшего законодательного органа страны по запросам президента, партийных фракций или не менее пятой части членов парламента. Суд также принимает дела из других судов, если последние определили, что в них затронут конституционно спорный вопрос. Суд также рассматривает обвинения в адрес высших чиновников государства. Действуя в неспокойной внутриполитической обстановке, он уже не раз выносил запреты о функционировании тех или иных политических партий, в том числе и достаточно популярных- как, например, в январе 1998 г. он поступил с Исламской партией благоденствия, располагавшей на тот момент крупнейшей фракцией в парламенте. Назначение судей Верховного Суда находится в руках президента Республики, который производит его из списка судей апелляционных судов, составленного пленумами этих судов. Среди назначенцев - еще и один представитель от университетской профссуры, а среди судей- заместителей - высшие гражданские чиновники и адвокаты.

Подбор членов другого высшего суда- Кассационного, осуществляет сроком 4 года Высший Совет судей и прокуроров. Этот орган, курирующий общегражданские, но отнюдь не военные суды имеет сложную структуру, состоящую из ассамблей по гражданским и по уголовным делам, которые в свою очередь включают множество палат из 4 членов и президента. Только решения пленарных ассамблей имеют силу прецедента.

Наконец, третий наиболее значимый орган- Государственный Совет, существует с середины XIX в. сконструирован также по французской модели. Четверть его судей назначает президент, а остальных - Верховный Совет судей и прокуроров. Деятельность всей административных судов в стране подотчетна этой специализированной апелляционной инстанции.

Правовую систему другой средиземноморской страны- Египта, исходя из его ранней заинтересованности в зарубежном (европейском) праве, специалисты характеризуют как романо-мусульманскую. «Египетское семейное и наследственное право относится к мусульманской правовой семьей, а большинство других отраслей- права- к романской». Египет, в отличие от Турции, длительное время находится в полуколониальной зависимости от Англии и лишь после национально-освободительной революции 1952 г. оттуда были выведены английские войска. В его конституционно-правовой идеологии причудливо сочетаются положения об «арабском социализме», исламских ценностях и западная либеральная доктрина. С одной стороны, сразу после свержения монархии в 1952 г. государство упразднило независимые исламские суды и взяло под свой контроль другие институты- независимые исламские фонды и международную религиозную школу Аль-Азхар, превратив ее в государственный университет. С другой стороны, при преемнике основателя Египетской республики Г.А. Насера- А. Садате, укрепилась религиозная составляющая в государственной политике: новая Конституция 1971 г. провозгласила ислам государственной религией, а в 1980 г. исламское право было признано главным источником законодательства. При этом господствующий в стране ислам ханифитского толка достаточно терпимо относится к немусуманам, допуская для них свободу торговли и рассматривая их в качестве равноправных налогоплательщиков. Власти противодействуют экстремистским мусульманским организациям, но одновременно в силу сложной поликонфессиональной структуры (более 10 % населения составляют христиане - в основном, принадлежащие Коптской и Армяно- Григорианской церквям) оказывают покровительство государственной религии - исламу. Хотя Конституция 1971 г. гарантирует равные возможности всем гражданам независимо от этнического происхождения, религии и языка, представители неисламских вероисповеданий стеснены в своей религиозной активности, профессиональной деятельности и брачном статусе. «Претенденты на работу в правительстве или на членстве в политической партии обязаны декларировать свою религиозную принадлежность. Женщины-христианки могут выходить замуж за мужчин-мусульман, однако мужчины-христиане не имеют право жениться на мусульманках… Главный директорат Службы расследований по вопросам госбезопасности часто без предъявления обвинений содержит христиан под стражей за то, что они перешли в христианство из ислама или занимались обсуждением христианского вероучения с мусульманами». Имеет место религиозная дискриминация на государственной службе: «так, коптам до сих пор отказывают в приеме на государственные посты в администрации, банковском деле, армии, органах госбезопасности».

На египетское законодательство значительное воздействие оказали европейские правовые идеи. В частности, влияние французского правового опыта и в некоторой степени итальянского и германского права чувствуется в Гражданском Кодексе 1948 г. Действующий Уголовный Кодекс 1937 г. представляет собой пример сочетания французской и (в меньшей степени) английской систем уголовного права и незначительной степени ориентируется на мусульманское право. Попытки 1970-1980-х гг. ислаимизировать уголовное законодательство не получили поддержки депутатов парламента. Трудовое право, основы которого были заложены еще в начале XX в., также несет в себе заряд модернизации: прогрессивные изменения национально-освободительной революции 1952 г. получили закрепление в Кодексе о труде 1959 г. и в последующих законах, которые расширили права профсоюзов и ограничили права предпринимателей на увольнение работников.

В организации судебной системы, как и в системе права, чувствуется французское влияние. Административную ветвь юстиции возглавляет Государственный Совет, который совмещает апелляционные функции с консультативными для правительства. Ветвь общегражданской юстиции, имеющую в своем составе суммарные суды, суды первой инстанции и апелляционные суды, увенчивает Кассационный Суд, пересматривающий дела только по основаниям применения права, а не факта. Главная задача Верховного Конституционного Суда - следить за соответствием законодательства конституции и исламской правовой традиции, особенно в сфере семейного и наследственного права. В данный судебный орган могут обращаться как суды, так и одна из сторон процесса с разрешения нижестоящего суда, а так же министр юстиции.

Всех египетских судей (а их насчитывается не более 7000) назначает пожизненно президент по рекомендации министра юстиции. Как и во Франции, Высший совет магистратуры, состоящий из судей высших судов и возглавляемый председателем Кассационного Суда, регулирует продвижение и перемещение судей. Причем женщины лишены права занимать судейские должности.

Если Турция и Египет традиционно находились в сфере воздействия французской правовой культуры, то Иран, формально и фактически никогда не подвергаясь долговременной оккупации ни одной из колониальных держав, и находясь долгое время в зоне английских интересов, сохранил большее государственно-правовое своеобразие. Стремление режима шаха Реза Пехлеви осуществить здесь в 1960-1970-е гг. ускоренную и малокомпетентную модернизацию встретило сопротивление значительной части населения, и прежде всего шиитского духовенства.

Правовое развитие Ирана за последние десятилетия следует оценивать с позиций происшедшей в 1978-1979 гг. антишахской, антиамериканской революции, по завершении которой был провозглашен лозунг «Ни Запад, ни Восток, а Ислам». Согласно разработанной мусуманский правоведами Конституции 1979 г. религиозный лидер государства (рахбар), был поставлен над тремя ветвями власти и получил право единоличного смещения всенародно избранного президента. И хотя в конце 1980-х гг. полномочия исполнительной власти были несколько расширены, режим сохранил свою теократическую окраску. Положение немногочисленных немусульман (христиан, иудаистов, зороастрийцев) более сложное, чем в Египте: «Конституция запрещает переход из ислама в другое вероисповедание, а для вероотступников предусмотрены суровые наказания».

В стране осуществляется экспансия норм исламского права. Например, прежний либеральный закон о защите семьи 1967 г. отменен и в духе исламской доктрины минимальной брачный возраст снижен до 13 лет, ограничено право женщины на развод. Закон 1981 г. узаконил принцип талиона в отношении убийства и телесных повреждений, санкционировал телесные наказания за употребление алкоголя и наркотиков, прелюбодеяния и т.д..

И в то же время исламская революция мало повлияла на сферу гражданский правоотношений: Гражданский Кодекс 1928 г. с изменениями 1991 г.- «это удачный пример того, как нормы мусульманского права вписываются в европейскую модель гражданского законодательства». В сфере трудового права, кодификация которого состоялась совсем недавно- в 1990 г., отражены гарантии, закрепленные в документах ООН и Международной Организации Труда.

Судебная система в условиях клерикально-авторитарного режима находится под жестким контролем Самым широким полномочиями обладает не только рахбар- лидер страны, но и Совет по охране конституции - по сути дела высший юридический орган, который бдительно следит за соответствием принимаемого законодательства нормам ислама. В то же время высшим судебным органом является Высокий Совет Правосудия, состоящий из главного судьи Верховного Суда, Генерального прокурора и трех выборных от мусульманских правоведов.

Этот орган подбирает кандидатуры на судейские должности рассматривает кандидатуру на пост министра юстиции. В его компетенции предлагать для меджлиса (парламента) законопроекты по поводу судебной власти.

В подобный ситуации, когда лидеры мусульманского духовенства бдительно следят за основными направлениями общественной жизни, Верховный Суд не имеет значимых полномочий: он лишь определяет правильность правоприменения нижестоящими судьями, но никак не вправе входить в вопрос о конституционности тех или иных правовых норм. В то же время нижестоящие суды- это исключительно шариатские суды, рассматривающие как гражданские, так и уголовные дела. Наряду с ними функционируют специализированные суды для духовенства, которые будучи заполнены сторонниками ортодоксально ислама, могут осуществлять репрессии в отношении реформистски настроенных, прозападно ориентированных священнослужителей.

 

 

Тема 6: Индусское право






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных