Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Правовая система Китайской Народной Республики.




Правовая система современной КНР испытывает на себе сильное влияние рыночной трансформации с конца 1970-х гг. В силу огромных размеров страны и гигантской численности населения, прочно укоренившихся тысячелетних конфуцианско-легистских, традиций, причудливо сочетающихся с социалистической идеологией последствия этого влияния не столь одномоментны, как можно было бы предположить. До сих пор реально осуществляется руководящая роль компартии и постоянно дает о себе знать жесткая государственная централизация, воплощенная в строго иерархичной системе советов различных уровней.

Отход от идей «культурной революции» и модернизация страны на основе допущения рыночных элементов и иностранных инвестиций в экономику страны не мог не опираться, с одной стороны на новое конституционное законодательство, а с другой стороны, на кодификацию основных отраслей права. В 1978 г. была введена Конституция компромиссного характера, оставившая кое-что из эпохи Мао-Цзендуна, на смену которой пришла действующая Конституция 1982 г., из которой были изъяты все формулировки- наследие «культурной революции». В 1979 г. приняты Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, в 1986 г.- «Общие положения гражданского права», в 1994 г.- Закон о труде.

Вместе с тем развитие гражданского законодательства в условиях реформ сталкивалось с определенной дробностью правового материала, с тем, что в акте 1986 г. «урегулированы лишь те вопросы гражданского права, которые не вызывали резких разногласий у китайских законодателей». Важнейшие гражданско-правовые институты были разработаны не в едином унифицированном акте, а в отдельных законах: о хозяйственном договоре (1981 г.), о товарных знаках (1982 г.), о патентах (1984 г.), о внешнеэкономическом договоре (1989 г.), о наследовании (1985 г.), о техническом договоре (1987 г.), об авторском праве (1990 г.), о компаниях (1993 г.), о векселях (1995 г.). К концу 1980-х гг. в Китайской Народной Республике действовало около 600 законов, их них ¾ были связаны с экономикой.

Вообще законодательный бум в КНР при всей его стремительности отличался осторожностью, желанием ограничиться первоначально принятием экспериментальных законов. Именно таким образом в правовую систему КНР вошел Гражданско-процессуальный кодекс (в опытном порядке принят в 1982 г., а в постоянном варианте- в 1991 г.). Лесной кодекс 1979 г. из экспериментального закона постоянным законом стал в 1984 г. Закон КНР об охране окружающей среды 1979 г. как опытный закон в 1989 г. был заменен более совершенным постоянным актом. Другая особенность многих законодательных актов- их краткость, неконкретность, что «естественно затрудняло их использование на практике. Выход был найден: через определенный промежуток времени государственные органы общей компетенции (прежде всего Госсовет) принимают подзаконные акты, именуемые положениями о порядке применения того или иного закона. …Разработке общекитайских законодательных актов нередко предшествует появление местных актов, регламентирующих новые права и обязанности субъектов гражданского права, закрепляющиеся за ними в ходе экономической реформы». Только за 10 лет реформ, к концу 1980-х гг.собрания народных представителей провинций, городов центрального подчинения и районов национальной автономии приняли более 1100 решений нормативного характера, многие из которых посвящены хозяйственной деятельности, использованию земли, деятельности иностранного капитала, торговле.

Достаточно символичным является то, что в современной КНР значительную роль играют акты регламентирующие государственную службу. Так, временное положение о государственных службы 1993 г. разрабатывалось 8 лет, и оно предусматривало набор служащих по результатам экзаменов, систему периодических аттестаций, отводы от должностей (например, из-за родственных связей в аппарате), ротацию кадров. За Положением последовал ряд других нормативных актов: Временное положение о поощрении государственных служащих (1995 г.) и о повышении и т.д. Не напоминает ли такая детализация государственной службы в социалистическом обществе старый императорский Китай?!

При огромной перенаселенности Китая аграрный сектор занимает ведущее место в занятости, и именно от его преобразования в конечном счете зависит успех китайских реформ. Уже на рубеже 1970-1980-х гг. начался переход от коммун к семейному подряду с целью повышения производительности труда и урожайности, а закон 1986г. «Об управлении землей» вместе с рядом других документов 1986-1987гг. заложил основы многообразия форм подрядной ответственности, сохранения модернизированного крупного производства, укрепления землепользования, расширения найма дополнительной рабочей силы, сдачу земельных наделов крестьянскими дворами в субаренду другими сельскими жителями.

Определенные коррективы в аграрную политику внес закон 1993г. «О сельском хозяйстве», который включил в себя положение о продлении срока подряда на землю, отказе от перераспределения получаемой в подряд земли в связи с изменением состава семьи. При этом китайское государство, в отличие от стран Восточной Европы, не стремится к отмене государственной монополии на землю, а идет по пути совершенствования государственного регулирования земельных отношений. Положение о защите основных сельскохозяйственных земель 1994г. закрепляет права и обязанности организаций общенародной и коллективной собственности, отдельных лиц как землепользователей. В нем содержится запрет использовать ряд категорий пахотных земель для несельскохозяйственных целей, водить в товарный оборот коллективные земли несельскохозяйственного назначения.

Специфическим направлением правового регулирования в условиях остро стоящей демографической проблемы является регулирование рождаемости. Если не считать Японию, которая обратилась к подобной политике еще в начале XXв., то среди первых приверженцев курса на сдерживание роста населения оказались в 1950-е гг. относительно компактные страны - Шри-Ланка, Сингапур, а в 1960-е гг. к ним присоединились Республика Корея, Тайвань, Филиппины, Гонконг, Малайзия и Таиланд и только в начале 1970-х гг. Индия, Индонезия и КНР. Именно в 1971-1973гг. проблема ограничения деторождения была озвучена Мао-Цзедуном и было выдвинуто требование «поздно, редко, мало». ««Поздно» - поздний брак, «редко» - рождение детей с промежутком в четыре года, «мало» - рождение малого количества детей». В Конституции 1982г. была провозглашена политика планового деторождения, а в законе 2001г. «О народонаселении и плановой рождаемости» подробно прописаны норма деторождения - один ребенок в семье, и санкции за ее нарушение в виде уплаты «социальных расходов на содержание». Правда, до сих пор дискутируется вопрос, насколько долговременно следует осуществлять эту политику: 5-8 лет, 50-80 лет или какой иной срок.

Развитие рыночных отношений продемонстрировало также и быстрое устаревание уголовно-правовых актов. Уже через два года началась корректировка Уголовного Кодекса 1979г. в связи с ростом хозяйственных преступлений и активизацией преступных группировок. В 1989г. впервые была введена уголовная ответственность юридических лиц, а в 1997г. была принята новая редакция УК, отличавшаяся жестким прагматизмом. При том, что была существенно сокращена сфера применения смертной казни ее масштабы весьма значительны по либеральным европейским меркам, что тем не менее соответствует китайской правовой традиции и сложной криминогенной обстановке бурно развивающегося рыночного общества.[9]Страхующим моментом при применении смертной казни является то, что смертные приговоры передаются на утверждение Верховного народного суда.

Уголовная ответственность предусмотрена с 16 лет, а с 14 лет она наступает для лиц за совершение особо тяжких преступлений, таких как умышленное убийство, умышленное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего, изнасилование и др.

Судебная система КНР несет на себе печать советской политической системы, т. е. судьи назначаются законодательными органами власти (советами или народными собраниями представителей) различного уровня и занимают свои должности не более двух пятилетних сроков. Например, председателя Верховного народного суда избирает ВСНП, а судей - его Постоянный комитет. Верховный народный суд осуществляет надзор за деятельностью местных судов (высшей, средней ступени низовыми), а также специальными (военными) судами. Отдельная ветвь административной юстиции отсутствует, но в общих судах имеются коллегии по административным делам. Рассмотрение подавляющего большинства дел (за исключением несложных гражданских и малозначимых уголовных) осуществляется коллегиально. Народные заседатели избираются местными жителями или собраниями народных представителей, либо назначаются судом.

Надзор за законностью осуществляет народная прокуратура, имеющая строгую иерархию. Ее руководство назначается ВСНП и его Постоянным комитетом, а местные прокуроры - вышестоящими прокурорами. Прокурорские органы выдвигают обвинение и поддерживают его в суде. В настоящее время рассматривается вопрос о проведении более гибкой политике со стороны прокуратуры, которая пока ограничивается безальтернативностью способа применения права свободного усмотрения (т. е. это выбор между обвинением и отказом от обвинения) и не использует такие формы в своей работе, как «сделка о признании вины» (как в США), отложенное обвинение (как в Японии).

С другой стороны, в соответствии с китайской правовой традицией правосудие КНР допускает такой способ правовой коррекции, как явка с повинной.

Кадровое обеспечение судебной системы оставляет желать лучшего. Оно - следствие правового нигилизма периода «культурной революции». Среди судей доминируют отставные военные, либо люди весьма молодого возраста. Явно недостаточно число адвокатов - не более 100 тыс. при населении страны в 1,3 млрд. человек. Причем юристы предпочитают трудиться в денежной сфере корпоративного права, а не с рядовыми гражданами. Для оказания правовой помощи Министерство юстиции стало недавно создавать сеть центров, но их финансирование со стороны государства явно недостаточно. Со своей стороны Всекитайская Федерация женщин и Всекитайская Федерация труда имеют свои немногочисленные центры правовой помощи.

Немалое количество правонарушений рассматривается не народными судьями а административными комиссиями.

Большую роль играют общественные примирители и примирительные комиссии, которые имеются во всех городах и селах, на большинстве предприятий. В1982г. комиссии рассмотрели более 8 млн. дел, что в 10 раз больше, чем рассмотрено за тот же период судами.

В целом несмотря на стремительный социально-экономический прогресс и заметную правовую модернизацию, связанную с вступлением в ВТО и присоединением к основополагающим международным документам по правам человека, правовая система Китая остается для Запада «вещью в себе», не до конца понятной и критикуемой за «излишне жёсткий» контроль со стороны государства, за ненадежность и бессистемность законодательства. Однако подобная критика лишь в очередной раз подтверждает оригинальность любой национальной правовой системы и необходимость её тщательного и в то же время доброжелательного изучения с учетом всего комплекса исторических и современных факторов, а также внешних правовых влияний.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных