Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сочетание традиционного и современного в правовых системах африканских стран.




Африканский континент- колыбель человеческой цивилизации, в силу ряда обстоятельств не стал площадкой интенсивного общественного прогресса. Европейские колониальные державы к концу XIX в. захватили контроль над 90% территории континента, и к этому времени перешли к политике административной и правовой адаптации своих владений. Как и в Индии, белые колонизаторы не спешили ломать абсолютно все местные правовые обычаи, а предоставили известную свободу рук своим судебным органам приспосабливаться к конкретной ситуации.

Наделение судей широкими дискреционными полномочиями происходило, как правило, косвенным путем. «Во-первых, при официальном введении английского права в африканские колонии британскими властями устанавливались специальные ограничивающие даты» (например, для Золотого Берега- 24 июля 1874 г. для Сьерра-Леоне- 1 января 1880 г., для Нигерии- 1 января 1900 г.) и колониальные власти могли этот срок откорректировать, т.е. все-таки обратиться к закону метрополии, принятому после указанной даты.

«Во-вторых, в положениях об официальном вступлении в силу на африканских территориях английского права использовалась такая «каучуковая» формула, как «статуты общего применения», а эта укрепляло самовластие колониальных властей».

«В-третьих, при официальном введении английского права в Африку на колониальные суды возлагалась обязанность учитывать в процессе его применения особенности африканских общественных условий». То есть опять-таки экспертами здесь выступали колониальные власти.

В результате санкционированного сверху правового дуализма между правом, введенным метрополией, и обычным правом сложилось известное разделение сфер влияния. «Первое охватывало по преимуществу административное право, торговое, уголовное право. Традиционные области- землевладение, семейное и наследственное право (прижизненный раздел собственности, некоторое гражданские обязательства)- остались в сфере действия обычного права». Колонизаторы были согласны с использованием обычного права «туземными судами» с целью создания социальной опоры в лице местных вождей, духовенства и сохранения традиционных форм поборов и повинностей, коллективной ответственности общины за выплату налогов, поставку рабочей силы на «общественные работы». Однако уже в вышестоящих колониальных судах (высших и магистратских) обычное право фактически игнорировалось ввиду его незнания белыми судьями.

Возможности использования заключений ассесоров (т. е. экспертов-консультантов суда) в Африке, как нам представляется, на фоне беспрецедентной полиэтничности, отсталости и резкого несовпадения фаз общественного развития у разных племен и народов были более ограниченными, чем скажем, применений мнений индусов-пандитов в Индии во времена британского колониального владычества. Более того, нормы английского и процессуального права постепенно входили и в практику «туземных судов».

В колониальный период развития известны лишь отдельные попытки записи обычного права - например, со стороны местных правоведов Дж. М. Сарбы на рубеже XIX-XXвв. И Дж. Б. Данквы в 1920-е гг. применительно к отдельным народам Западной Африки. Однако масштабное и целенаправленное изучение обычного права началось лишь в постколониальную эпоху, когда была остро осознана необходимость фиксации традиционных правовых норм как с целью их учета при создании национального права освободившихся государств, так и для осуществления текущего правосудия. «…суды (прежде всего первой инстанции) получают письменные руководства. В результате отпадает необходимость в произвольном толковании и установлении норм при каждой тяжбе. В колониальный период это было частым явлением». Первый кодекс - «Декларация обычного права Танганьики» - появился в 1963г. За ним последовали «Брачное право свази. Право наследования и распоряжения хозяйством свази» (1965г.), «Право о браке и разводе», «Право наследования» Кении (1968-1969гг.), своды обычного права десяти этнических групп Малави (1970г.), кодекс обычного брачного права народности были в Камеруне (1969г.) и др.

Как справедливо отмечает Г. И. Муромцев, процесс фиксации и унификации местного традиционного права весьма противоречив. «Так, с одной стороны, традиционное право, не имеющее исторической перспективы, постепенно вытесняется правом современным….С другой стороны, имеет место противоположная тенденция, отражающая незавершенность процесса выделения традиционного права из системы иных социальных норм, необычайную устойчивость традиционных структур и традиционного сознания, наконец, официальный курс отдельных стран на возрождение традиции». Это, безусловно, порождает трудности в деле правового строительства молодых государств наряду с другими негативными проявлениями - многоязычием и клановым сепаратизмом, дефицитом квалифицированных юридических кадров. Сталкиваясь с подобными явлениями, создатели новых современных кодексов вынуждены растягивать работу на многие годы и обращаться одновременно к правовому опыту самых разных стран, что не всегда дает бесспорно-положительный результат.

Кроме того, власти освободившихся стран вынуждены считаться с желаемым и возможным, декларируемым и реальным в процессе правовой модернизации. Рассмотрим это обстоятельство на примере такого деликатного вопроса, как полигамия.

Полигамия (т. е. многобрачие) была принята почти у всех африканских народов и выражалось преимущество в форме полигинии (множества), что имело хозяйственную подоплеку. С одной стороны, обеспечивалась высокая рождаемость в условиях высокой смертности, с другой стороны, женский труд находил применение - особенно в тропическом земледелии, где урожаи снимаются дважды в год. Кроме того, по мере развития работорговли возникал дефицит на мужчин в некоторых частях Африканского континента, а спрос на продукцию коммерческих плантаций на более поздней стадии создал дополнительную потребность на женские руки в семье. Колониальные власти, как правило, не запрещали законодательно полигамию, но освобождение африканских народов от цепей колониализма заставили молодые государства определиться с этой проблемой. Исходя из степени распространения полигамных отношений (они в наибольшей степени практикуются в традиционных земледельческих районах - в Конго, на побережье Гвинейского залива и в Западном Судане) и конкретной социально-политической ситуации было принято решение о запрете или допущении полигамных браков. Так, Танзания и Сенегал установили в начале 1970-х гг. свободу выбора брачного статуса, в Гвинее закон о браке и разводе 1962г. допускал брак мужчины с двумя женщинами, но в 1968г. полигиния была запрещена. Незаконной считается полигамия в Кот-д` Ивуаре, то же самое относится и к Заиру. В то же время «в Гане, Нигерии, Танзании и Кении, например, опрос общественного мнения показал, что не только жители сельских районов, но и городское население считает целесообразным сохранение полигамии,... «В некоторых странах до трети браков в 1960-е гг. и начале 1970-х гг. были полигинийными.

Несомненно, что правовую жизнь государств и народов - особенно находящихся на переломе своего развития, определяет множество разнообразных факторов, в том числе социально-политических, этнических, религиозных и др.

Проиллюстрируем этого на примере крупнейшей африканской страны- Нигерии. Бывшая английская колония с населением около 120 млн. человек, она является примером крайнего этнического (около 250 народностей) и религиозного плюрализма (примерно 40-50% населения - мусульмане, 25-30%- христиане, остальные- приверженцы традиционных африканских культов). В северных районах английским колонизаторам пришлось столкнуться с развитыми исламскими государственными образованиями, на юге христианизации подверглись более примитивные племена.

В 1914 г. южные колонии и северные протектораты были объединены при генерал-губернаторе Лугарде, но даже после этого правовые системы Севера и Юга сохранили существенные различия в отношении друг друга. В 1947 г. страну разделили на три области- Западную, Восточную и Северную, а в 1960 г. была провозглашена независимость.

Однако демократический период в развитии Нигерии длился недолго. В ходе первого военного переворота 1966 г. было уничтожено федеративное устройство, а в ходе второго переворота в том же году оно было восстановлено и регионы получили автономию. В начавшейся в 1967 г. гражданской войне погибли сотни тысяч человек- в первую очередь представители народности иджо, заявившее о выходе из состава государства. Режим генерала Я. Говона сумел завершить войну, разделил существовавшие к тому времени 4 региона (Север, Восток, Запад и Средний Запад) на 12 штатов, но так и не смог восстановить обещанное демократическое правление и пал жертвой очередного государственного переворота- в 1975 г. Правление военных ненадолго сменилось демократией в 1979-1983 гг. и только в 1999 г. был избран гражданский президент и принята очередная конституция.

В настоящее время Нигерия состоит из 36 штатов. В ее системе права причудливо переплелись различные современные ордонансы и декреты, английское общее право и право справедливости, английское статутное право по состоянию на 1 января 1900г., статутное право Британской империи по состоянию на 1 октября 1960г., имеющее отношение к Нигерии, обычное право, прецеденты, мусульманское право (для северных штатов). Кстати, последнее является не официальным, а фактическим источником права, поскольку Конституция 1999г. запрещает провозглашать какую-либо религию государственной, что реально произошло на севере страны и что вызывает возмущение христианского меньшинства.

Конституционная неустойчивость Нигерии (фактически Конституции 1960, 1963, 1979гг. не действовали, исключая краткие паузы гражданского правления) и этнически-религиозный сепаратизм не могут не усиливать фрагментарность нигерийского права. В стране действуют многие старые английские законы XVII-XIXвв. Брачно-семейные и наследственные отношения мусульман регулируются нормами шариата, а у немусульман - преимущественно обычным правом. Трудовое право благодаря сменявшим друг друга военным режимам находится в сильно деформированном виде. В стране отсутствует единое уголовное право, поскольку в разных ее частях имеют силу разные варианты уголовного закона: в Восточной Нигерии и Лагосе - УК 1916г., В Западной Нигерии - УК 1959г., в северных штатах учитывающий нормы мусульманского права УК Северной Нигерии 1959г. Уголовный процесс «изначально был основан на английской модели, однако далеко отошел от ее демократических стандартов» в результате частых военных переворотов. Судебная система в силу ее индивидуализации на уровне штатов и наличия множества специализированных трибуналов, учрежденных военными, отличается неадекватной сложностью. В Северной Нигерии и Южной Нигерии на нижнем уровне функционируют различные виды судов. Наследием британской колониальной эпохи являются магистратские и коронерские суды. Различные военные, административные и чрезвычайные военные суды выполняли преимущественно антидемократические, репрессивные функции. Назначение судей осуществляют президент и губернаторы штатов, что опять-таки не способствует независимости судебной власти.

Ситуация, сложившаяся в Нигерии, может быть, это крайне выражение неустойчивости и трайбализации социально-политических процессов в развивающемся обществе, однако неудовлетворительное состояние правосудия характерно для многих африканских стран. Так, в Кении, где существует 3 уровня судебной власти (магистратские суды, Высокий Суд с несколькими отделениями по стране и Апелляционный Суд), долгое время (до начала 1990-х гг.) действовала система привлечения судей- иностранцев по контракту из-за нехватки местных квалифицированных кадров. Однако и в настоящее время недоумение вызывает исключительно широкие полномочия исполнительной власти (а конкретно- президента) в назначении представителей судейского корпуса, что явно не идет на пользу молодой африканской демократии.

Уникальный случай смешения римско-голландского, английского и традиционного африканского права демонстрирует правовая система Южно-Африканской Республики. Здесь в семейном, наследственном и вещном праве доминируют концепции римского права, доставшиеся от голландских поселенцев XVII-XVIII вв. (буров), а влияние английского права, распространившиеся с XIX в., т.е. с начала английской колонизации сильнее сказывается в общем договорном и деликатном праве. «В то же время большинство специальных институтов торгового права имеет уже чисто английское происхождение». Уголовное право, уголовный и гражданский процесс находятся под воздействием английских правовых традиций, а «правовые споры среди чернокожего населения страны решаются специальными «местными судами» (native courts) на основе обычного права племени банту».Английская правовая доминанта проявляет себя и в том, что право ЮАР некодифицировано.

Вместе с тем следует иметь в виду, что позднее освобождение страны от режима апартеида, ознаменованное всеобщими выборами 1994 г., не могло не наложить отпечатка на ее правовое развитие. Пришедшие в власти представители африканского большинства (75% населения) столкнулись не столько острейшими этническими противоречиями (в стране в качестве только официальных признано 11 языков), сколько с чудовищными социальными диспропорциями и высочайшим уровнем преступности. Новая черная власть стремится модернизировать правовую систему в том числе и с помощью создания конституционного правосудия и закрепления широкого спектра конституционных прав. Взят курс на ликвидацию дуализма юридической профессии, представленной адвокатами и атторнеями- аналогами английских барристеров и солиситоров.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных