Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






развития стран Центральной и Южной Америки.




Переселенческие страны, образовавшиеся на территории Центральной и Южной Америки, существенно отличались от США и даже Канады в том отношении, что они возникли как колонии, управлявшиеся чисто военно-бюрократическими методами, без какого-либо предпринимательского элемента. Основавшие их Испания и Португалия считались оплотом феодально-католической реакции в Европе и не являлись носителями передовых методов хозяйствования. В Новый Свет они перешли первоначально с целью военного грабежа местных цивилизаций и лишь впоследствии пришли к планомерному освоению территории. Однако при этом они жестко эксплуатировали местное индейское население, которое вплоть до 1537 г. считались вроде как и не людьми, а до 1576 г. хищнически истреблялось инквизицией. Новые законы Карла V 1542 г. несколько ограничили произвол в отношении индейцев и со 2-й половины XVI в. они формально перестали считаться рабами. «Значительная часть их была прикреплена к поместьям, владельцам которых они передавались на «попечение» (энкомьенда) якобы с целью приобщения к европейской цивилизации и привития христианских добродетелей». Постепенно эта форма эксплуатации сменилась другой - превращением согнанных с земли индейцев в наследственных долговых рабов- пеонов. «Наряду с сельским хозяйством система долгового рабства практиковалась также на рудниках и мануфактурах, владельцы которых, уплатив за индейцев подушную подать или выдав им небольшой денежный аванс, заставляли их для погашения задолжности работать на своих предприятиях.»

Другим ущемленным в своих правах социальны классом, хотя и не эксплуатируемым до такой степени, как индейское население, были креолы - «чистокровные» потомки европейцев, которые в той или иной степени имели примесь индейской или негритянской крови. «Из среды креолов вышла большая часть помещиков. Они пополняли ряды колониальной интеллигенции и низшего духовенства, занимали второстепенные должности в административном аппарате и армии». Именно креолы возглавили революционный протест против испанских колониальных властей в первой трети XIX в., после того как реформистская политика короля Карла III (1759-1788) по рационализации управления колониями и повышения ее доходности вызвала недовольство местных жителей.

Однако было бы ошибкой считать социальную структуру испанских колоний достаточно простой, сводимой к только что двум обозначенным классам и высшей колониальной администрации. На самом деле она была чрезвычайно сложной, гораздо более сложной, чем в североамериканском колониальном обществе, и испытывающей на себе влияние расовых, этнически и сословных факторов. В основании сословной пирамиды, кроме бесправных индейцев, находились негры-рабы и лица с примесями индейской и негритянской крови (метисы, мулаты). Чуть выше по социальной лестнице располагались белые бедняки-пастухи, мелкие крестьяне, ремесленники. Более престижным было положение креольского класса, в составе которого особое место занимала креольская аристократия- потомки первых завоевателей- конкистадоров- «большие какао». Вершину пирамиды венчала колониальная администрация, которая не допускала на высшие должности креолов. Не забудем также о феноменальном влиянии и богатствах католической церкви. Все это в совокупности не могло не затруднить ход войны за независимость, а затем дальнейшее развитие молодых государств.

Добившиеся к 1830-м гг. независимости страны Центральной и Южной Америки достаточно различались друг от друга по природно-климатическим и социально-экономическим условиям, однако общим для них была политическая нестабильность. В них возникло такое явление, как каудилизм (военный вождизм), когда тот или иной помещик - латифундист с военно-диктаторскими амбициями в своих честолюбивых планах опирался на полунаемную армию пеонов и вольных бедняков. Результатом этого стали частые государственные перевороты: «из 72 правительств Мексики в XIX в. всего лишь 12 пришли к власти относительно законным путем. В Колумбии 70 первых лет существования республики произошли 27 гражданских войн». В правовом отношении периодическая смена власти вела к конституционной неустойчивости. Например, в Венесуэле, в 1811г. была разработана первая среди латиноамериканских государств Конституция, до 1961г. было принято еще 25 конституций, а в 1999г. - нынешний конституционный документ. В Боливии основные законы сменяли друг друга также с периодичностью в несколько лет (1826, 1831, 1839, 1843, 1851, 1861, 1868, 1871, 1880, 1945, 1947, 1961, 1967гг.). Конституции молодых государств заимствовали у США президентскую форму правления и двухпалатный конгресс, верхние палаты которого весьма напоминали американский сенат. Что же касается гражданских прав, то в условиях каудилизма, латифундизма и отсталой экономики они оставались декларациями и не подкреплялись ничем в реальной жизни.

В сфере гражданских правоотношений молодые государства оказались сориентированы на французское право, поскольку право Испании было ими отвергнуто как право бывшей метрополии, а также ввиду его недостаточной систематизации. В испанских колониях вопросы правоприменения были весьма запутанны: с одной стороны, в самой Испании получил распространение 9-томное собрание законов «Новый свод» (1567г.)при одновременном фактическом сохранении старых сборников законов «Фуэро реаль» (1225г.) и «Семь партид» (1263г.). С другой стороны, была проведена систематизация специального колониального законодательства в виде «Свода законов королевств Индии» (1680г.). Наконец, в колониях, как и в самой Испании, суды непосредственно могли применять нормы канонического и римского права.

В своем стремлении найти точку опоры для регулирования гражданских правоотношений ряд стран (Гаити, Боливия, Доминиканская республика, Мексика) практически полностью заимствовали Французский Гражданский Кодекс, а другие (Аргентина, Чили) провели тщательную работу по соединению в своих национальных кодексах различных источников. Например, создатель ГК Аргентины 1871г. Д. В. Сарсфиельд привлек ГК Наполеона и комментарии к нему, Прусское уложение 1794г., Саксонский гражданский кодекс и проект кодекса Баварии, Австрийское гражданское уложение 1811г., Гражданский кодекс Чили, проект Гражданского кодекса Бразилии и проект Г. Гойены, представленный им правительству Испании в 1851г.

Не менее оригинальным по своему замыслу и сложным в плане правовых заимствований был Гражданский кодекс Чили 1855г., подготовленный венесуэльцем А. Бельо. В нем были использованы отдельные части знаменитого сборника «Семь партид», ГК Наполеона, а из современных А. Бельо кодификаций - Австрийское гражданское уложение 1811г., гражданские кодексы Голландии, Сардинии, Сицилии, прусское и баварское уложение, а также комментарии Блэкстона в области английского права, идеи германского юриста Савиньи.

ГК Чили оказал сильное влияние на другие страны. По образу и подобию были составлены гражданские кодексы в Эквадоре и Колумбии, Сальвадоре, Панаме, Никарагуа.

В Чили был принят и один из наиболее старых из действующих ныне уголовных кодексов - УК 1874г. Он воспринял основные положения Уголовного Кодекса Испании 1870г., а также использовал опыт уголовных кодексов Франции, Бельгии, Австрии. Еще более старым является Уголовный Кодекс Боливии, принятый в 1834г. и опиравшийся на испанский УК 1822г. и французский УК 1810г. В трактовке некоторых проблем уголовной политики - например, смертной казни, отдельные из латиноамериканских стран далеко опережали время: так, Венесуэла одной из первых в мире отказалась от высшей меры наказания, аннулировав ее за политические преступления в 1849г. и в 1863г. - за общеуголовные преступления.

В условиях молодых государств политическую неустойчивость было призвано нейтрализовать активное развитие законодательства, посвященного проблемам исполнительной власти. Разрабатывались принципы эффективной работы администрации и методы борьбы с коррупцией, определялся порядок выхода на пенсию государственных служащих, регламентировались вопросы местного управления и самоуправления. По этим вопросам принималась органические и текущие законы, декреты президентов, регламенты органов управления. Например, в Чили к середине XIX в. уже были приняты Органический Закон о министерствах 1837г., Закон о внутреннем режиме провинций 1844г., Закон о дипломатической службе 1852г., Закон о персонале министерств 1853г., Органический закон о муниципалитетах 1854г.».

Особое место в делах южноамериканского континента занимала и занимает Бразилия. В этой колонии португальцы застали сравнительно слаборазвитые племена, находившиеся еще на стадии первобытнообщинного строя. Это обстоятельство способствовало тому, что американские владения Португалии стали со временем более или менее единым целым, с сильной центральной властью, а сепаратистские стремления были выражены весьма незначительно».

В Бразилии, которая провозгласила свою независимость в 1822г., долгое время сохранялось рабство и монархия, и это ослабляло конкурентные позиции бразильской экономики, консервировало общественную жизнь страны. За полной отменой рабства лишь в 1888г. последовало падение монархии (1889г.) и принятие Конституции 1890г., в которой были сформулированы основные буржуазные права и свободы.

В XX столетии Бразилия как наиболее крупная по территории и численности населения страна континента оказала несомненно сильное политическое и правовое влияние на другие страны, персонифицировав в себе новый характер правовых заимствований - преимущественно не у Франции, а у Германии. На структуру разработанного в 1916г. Гражданского Кодекса сильное воздействие оказало Германское Гражданское Уложение 1896г., хотя в содержательном плане в нем чувствуются идеи римского, канонического, португальского, французского права. Что же касается сферы политики, то в период авторитарно-полицейского правления президента Ж. Варгаса (1930-1945) власти обратились к концепции итальянского фашистского корпоративного государства с формально равным представительствам в профсоюзах рабочих и предпринимателей, и этот курс на строительство «нового государства» сопровождался не только поощрением национальной промышленности и ограничением иностранного капитала, но и принятием трудового законодательства впервые в истории страны! В новом Уголовном кодексе 1940г., также был использован опыт фашистской Италии, а именно ее УК 1930г. «В решении вопросов об ответственности лиц на первый план выдвигаются факторы, связанные с опасностью личности,…При этом основания, по которым назначаются меры безопасности, настолько широки и неопределенны что эти меры могут применяться по существу без совершения данных лицом уголовно наказуемой акции».

Другой пример авторитарного социального и правового реформаторства в XX столетии продемонстрировала Аргентина. В период правления президента Х. Д. Перрона (1946-1955) он, как и Варгас, представлявший интересы национальной буржуазии в их противостоянии с консервативной земельной олигархией, ориентированной на подчинение западному капиталу, осуществлял прорыв в сфере трудового права. До Х. Д. Перрона «в аргентинском праве институт трудового договора отсутствовал и практика заключения письменных контрактов не находила широкого распространения не только в отношении сельских сезонных работников, но и трудящихся столицы. Контракты заключались в устной форме, что позволяло работодателям злоупотреблять зависимым положением работников». Благодаря Перрону установилась ответственность предпринимателей за невыплату зарплаты, на законодательном уровне работники получили право на гарантированный отпуск, были приняты акты, регламентирующие пенсионное обеспечение в различных отраслях экономики. «За 10 лет перонистского режима Аргентина заняла одно из ведущих мест в мире по уровню развитости трудового законодательства и системы социального страхования».

Особое значение в странах Центральной и Южной Америки имеет земельное законодательство, поскольку нерешенность аграрного вопроса в виде латифундизма (т. е. крупных и не всегда эффективных поместий) влекло за собой недостаточную эффективность сельскохозяйственного производства и социальную напряженность в странах. В Мексике, например, незадолго до буржуазно-демократической революции 1910-1917гг. на долю латифундий и проживавших там 3% населения приходилось 97% всех земель страны.

Мексиканская революция стала всячески поощрять эхидальное (общинное) землевладение, в результате чего эхидальной формой к 1945г. было охвачено половина обрабатываемых земель в стране. В то же время сохранилось в видоизмененном виде и крупное землевладение, преимущественно в малозасушливых районах и в форме нескольких раздробленных участков. «Эхидо же, стесненные различного рода регламентациями и ограниченные в своих финансовых и технических возможностях, к условиям капиталистической концентрации были мало приспособлены». Закон «Об аграрной реформе» 1971г. «фактически прикрепил к земле крестьян, ограничивая все операции по ее передачи другим юридическим и физическим лицам».

В ситуации известной либерализации конца XX в. и отказа от фактически однопартийной системы в мексиканской государственной политики возобладала тенденция к ослаблению государственного регулирования и усиления рыночных основ в сельском хозяйстве. Согласно закону 1992г. легализованы различные по своей организационной структуре юридические лица: объединения эхидо, аграрные ассоциации по интересам общества сельскохозяйственного производства. Предусмотрены возможности передачи эхидатариями своих парцелл во временное пользование, аренду членам данного эхидо или третьим лицам без разрешения общего собрания или административных органов. «Эхидаторарии также могут продать право владения своим участком земли другому члену эхидо или соседнего хозяйства. Продажа личной парцеллы не означает лишения членства в эхидо». Допускается и преобразование отношений в самих эхидо, либо в направлении консолидации этой организации, либо ее полуприватизация, т. е. свободная продажа индивидуальных сертификатов на владение землей, либо ее полная приватизацией и ликвидация.

Следует иметь в виду, что в странах Южной Америки, в отличие от Мексики, сложились менее благоприятные социально-политические условия для проведения целенаправленной демократической аграрной реформы. Здесь не было буржуазно-демократической революции, равной мексиканской по своему масштабу и остроте, а также социально-политическим и экономическим последствиям. В ряде стран в 1960-е гг. были попытки весьма ограниченного противодействия латифундизму, но они носили кратковременный характер. Например, в Перу первые локальные акты об аграрной реформе были приняты в 1962г. после крестьянских волнений, но только закон 1969г. предусмотрел существенное ограничения крупной земельной собственности и запретил дробление крестьянских участков ниже установленного минимума. Правда, уже к 1975г. аграрная реформа была свернута успев затронуть лишь 38% земель, а в период неолиберального курса президента А. Фухимори на страну обрушилась либерализация земельного рынка и начался новый рост земельной собственности.

Возвращаясь к вопросу о правовых заимствованиях Латиноамериканских стран, следует отметить, что они более причудливы и сложны в своих сочетаниях, чем правовые заимствования африканских стран. Во-первых, они не ограничивались правом бывших метрополий, как это преимущественно было на Американском континенте. Во-вторых, источники заимствований в Латинской Америки изменялись не только со временем, но и по отраслям. Например, в сфере гражданского и уголовного права осязаемо правовое влияние различных европейских стран, принадлежащих преимущественно к романо-германской правовой семье, а в области конституционного устройства, как и в XIX в., на латиноамериканских странах лежит печать влияния США. Причем это выражается не только даже в более сильных позициях президентской власти, чем в США, усиливаемых традициями каудилизма, но и в структуре судебной власти.

Так, в Бразилии по сути дела, как и в США, судебная система представлена судами двух уровней: уровня федерации и уровня штатов. При этом федеральные суды компетентны решать дело, когда в нем присутствует заинтересованность федеративного союза или правонарушение затрагивает федеративную собственность или международный вопрос, а также права индейцев. Новацией, введенной в соответствии с Конституцией 1988г. и призванной разгрузить высший суд стран, стало учреждение Высшего суда правосудия. Теперь Федеральный Верховный суд из 11 членов, назначаемый Президентом с согласия Федерального Сената, сосредоточился преимущественно на функции конституционного контроля и решении уголовных дел в отношении высших лиц государства. Что же касается Высшего суда правосудия, то он является главным образом высшей апелляционной инстанцией в стране и судом в отношении губернаторов и судей среднего уровня. Нижестоящими по отношении к нему инстанциями выступают федеральные региональные трибуналы, федеральные судьи и учрежденные в 2001г. федеральные суды по мелким искам (с суммой иска до 60 размеров минимальной ежемесячной зарплаты и по правонарушениям, наказываемым до двух лет лишения свободы или штрафом). К специализированным федеральным судам относятся суды по трудовым спорам - наследие президента Ж. Варгаса, избирательные суды (они укомплектовываются судьями других судов сроком от 2 до 4 лет), военные суды. Судебные системы штатов в Бразилии, в отличии от США, построены более или менее единообразно и включают в себя суды правосудия, суды первой инстанции, суды присяжных и суды по мелким искам. Мировые суды, находящиеся в самом основании судебной пирамиды, собственно говоря в полном смысле судами и не являются: за ними зарезервированы полномочия по бракосочетанию и примирительные функции.

В крупнейшей стране Центральной Америки - Мексике, судебная система своей децентрализацией, формально напоминает американский судебный плюрализм! Внешняя сторона этой децентрализации заключается в том, что легислатуры штатов могут создавать свои судебные органы в сфере гражданского, уголовного и административного права, но в то же время главный суд страны - Верховный Суд, является не только последней инстанцией, как в США, но административным и бюджетным распорядительным органом по отношению ко всем остальным судам. Иными словами, мексиканская судебная система фактически более централизована, чем это могло бы показаться на первый взгляд.

Подобная ситуация объясняется особенностями государственного развития страны, в которой центральная исполнительная власть играла первенствующее значение и подчинила себе местные власти. Даже после свержения одной из самых одиозных диктатур в лице П. Диаса (1877-1911), при котором 97% земель принадлежало менее 1000 знатных фамилий, на волне демократической революции 1910-1917гг. в стране установился все же революционный автократический режим. Олицетворявшая его Институционно-революционная партия имела фактическую монополию на власть, хотя по тактическим соображениям допускала существование маловлиятельной оппозиции. Президенты опирались на широчайшие неписанные полномочия, включая возможность выбирать своего политического преемника, инициировать принятие поправок к Конституции и вообще действовать как ведущий законодатель - тем более, что в стране сенаторы и депутаты не имели обыкновения заниматься реальной законодательной деятельностью. Лидер страны определял итоги выборов, кандидатуры на посты губернаторов и лидеров парламентских фракций от правящей партии, мэров, а также подчинил себе правовую политику.

Вступление Мексики в региональную интеграционную организацию НАФТА вместе с Канадой под эгидой США ускорило демократизацию режима. В частности, после 1994г. были внесены поправки в способ рекрутирования членов Верховного Суда, расширены его конституционные полномочия. Были сделаны попытки увеличить материальное содержание полиции, однако побороть крайнюю коррупционность правоохранительных органов и вовлеченность в масштабную наркоторговлю так и не удалось.

Если говорить о структуре судебной системы, то ее федеральная составляющая имеет три уровня (кроме Верховного Суда, это федеральные окружные и федеральные районные суды) и целый ряд административных судов (федеральный электоральный суд, федеральный налоговый суд, Комиссия по примирению и арбитражу, Верховный Суд земельной реформы и др). В штатах действуют свои общегражданские и специализированные суды во главе с Верховными Судами.

К наиболее важной категории дел, рассматриваемых в федеральных судах, относятся иски «ампаро», связанные с обращениями о выдаче приказа о защите прав против окончательных судебных решений. Предусматриваются следующие виды ампаро: 1) в защиту личных прав, таких как жизнь, свобода, достоинство; 2) иски против неконституционных законов; 3) иски, оспаривающие судебные решения; 4) иски против административных распоряжений; 5) иски в защиту прав коллективных сельских хозяйств - эхидо. При этом различаются иски «прямого ампаро» (когда обращение адресовано Верховному Суду или коллегиальным окружным судам) и «косвенного ампаро» (эти иски возбуждаются в районных судах и затем рассматриваются вышестоящими федеральными судами).

В целом мексиканское правосудие, как и правосудие других центральноамериканских и южноамериканских стран, далеко от совершенства. Здесь только мексиканскому Верховному Суду пришлось решать за период 1997-1999гг. 18241 дело, в то время как Верховному Суду США - лишь 261 дело. В латиноамериканских странах в год на судью приходится в среднем не менее 1000, а в отдельных случаях - и свыше 2000 (вплоть до 5000 дел), что никак не соотносится с щадящими результатами европейского судопроизводства (менее 1000, а то и менее 300 дел в год).

В то же время конституционное правосудие построено преимущественно по американской модели. Именно таковым оно является в Аргентине, Гаити, Гайане, Гондурасе, Доминиканской Республике, Коста-Рике, Никарагуа, Панаме, Парагвае, Уругвае, и там конституционные споры рассматривают суды общей юрисдикции, а сам контроль носит в основном децентрализованный характер.

Смешанную американо-европейскую модель с элементами децентрализованного и децентрализованного контроля персонифицируют в себе Конституционные Суды Боливии, Гватемалы, Колумбии, Перу, Суринама, Суд конституционных гарантий Эквадора и федеральный верховный суд Бразилии. И только три государства (Чили, Венесуэла, Сальвадор) используют европейскую модель в чистом виде.

В подготовке юристов в рассматриваемых странах не ставятся искусственно высокие барьеры как на входе, так и на выходе. В Бразилии, например, где число школ права резко возросло после 1967г., получить 5-летнее профессиональное образование можно сразу после средней школы в одном из более чем 160 учебных заведений (большинство из них работает по вечерам и только 15% из них предлагают аспирантские программы). Около 80% преподавателей - это практикующие адвокаты или судьи, работающие за символическую зарплату. Для начала адвокатской практики необходимо сдать экзамен, организуемый Ассоциацией адвокатов, который выпускники лучших школ права сдают стопроцентно.

В Мексике также на юриста обучаются 5 лет, и здесь в преподавательском корпусе также преобладают практики. Адвокатского экзамена не существует, но для выпускников вузов требуется от 6 до 12 месяцев практики в юридических фирмах или в правительственных структурах для приобретения лицензии от штата, подтверждающей вузовский диплом.

 


[1] Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения.М.,2002. С.21.

[2] Тихомиров Ю.А. Сравнительное правоведение: развитие концепций и общественной практики// Журнал российского права. 2006. №=6. С. 4

[3] Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб., 2004. С.

[4] Данный органы применяют менее строже процедуры, чем суды. См. Апарова Т.В. Суды и судебный процесс в Великобритании: Англия, Уэльс, Шотландия. М., 1996, С.91.

[5] VII конституционная поправка предусматривала суд присяжных в делах с суммой иска свыше 20 долларов, V конституционная поправка поставила в качестве необходимого условия обвинительное заключение большого жюри в случае привлечения к ответственности за преступление караемое смертью, а VI конституционная поправка провозгласила, что «при всех уголовных преследованиях обвиняемый имеет право на безотлагательное и публичное разбирательство дела беспристрастным судом присяжных».

[6] «Согласно форме правления 1919 года, президент обладает весьма большими полномочиями, анализ которых показывает, что если сравнивать положения финляндского президента с положением монарха, то мы могли бы определить его именно как монарха, не делегировавшего свои правомочия в исполнительной власти правительству, но осуществляющего их совместно со своими министрами при учете, разумеется, ответственности министров, в конечном итоге, перед парламентом»- Исаев М.А., Чеканский А.Н., Шишкин В.Н. Политическая система стран Скандинавии и Финляндии. М., 2000. С. 260

[7] Кстати, «датская модель омбудсмена получила наибольшее признание в мире». И объясняется это не только ораторскими и литературными способностями датского омбудсмена С. Гурвица, но и близостью «датской правовой системы англо-американской и европейской континентальной правовой культуре».- Хаманева Н.Ю., Алферова Е.В. Охрана прав граждан…С. 6

[8] В шариате наряду с предельными наказаниями худуд (хадд), преследующими цель устрашения, и более мягкими, исправительными тазир, зависящими от усмотрения судьи, предусматриваются возмездные категории репрессий кисас и дийя, связанные с возможностью вынесения наказания по принципу талиона, т. е. «око за око, зуб за зуб» (в случае дийя смерть виновного или нанесение ему тяжких телесных повреждений заменялась выкупом). Например, хадд применялся за умышленное убийство, хищение, изнасилование, а само наказание могло быть выражено в виде избиения камнями, отсечения частей тела, телесных наказаний, распятия, различных видов смертной казни. Наиболее легкие наказания составляют категорию тази: заключение в тюрьму, телесные наказания, штрафы. - Боронбеков С. Основные ценности ислама - объекты охраны шариата // Государство и право. 2003, №=2, С. 99-100

[9] В Китае ежегодно казнят до 3 тыс. осужденных не только за такие тяжкие преступления, как убийства, терроризм и разбой, но и за ненасильственные экономические преступления - мошенничество, кража кредитных карт и др. - Юй Лимэй. Законодательство КНР и пакты о правах человека //Юрист - международник. 2004, №1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных