Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Насколько велико влияние сверстников




 

Вопреки мнению многих взрослых, подростки сообщают исследователям, что не ощущают непосредственного давления со стороны своих друзей, которое бы побуждало их к рискованным типам поведения. Скорее, даже наоборот: по данным ряда исследований, давление со стороны друзей чаще ориентирует подростков на то, чтобы не пить, не принимать наркотики, не заниматься сексом.

Давление со стороны сверстников – независимо от того, имеет ли оно позитивную или негативную направленность, – это один из способов влияния подростков друг на друга. Наряду с этим, они выступают друг для друга в роли образца для подражания в том, какую одежду носить, нужно ли ходить на свидания и сколько сил нужно уделять занятиям спортом и учебе. Они устанавливают друг для друга нормы того, что является приемлемым и ожидаемым: допустимо ли курение? Употребление спиртных напитков? Сексуальные эксперименты? Они также могут создавать друг для друга возможности участия в рискованных практиках – например, организуя вечеринки без родителей.

В средней школе ваш подросток может впервые подвергнуться давлению, подталкивающему к участию в определенной деятельности в качестве участника группы, – в некоторых случаях это означает курение, воровство в магазинах или употребление спиртных напитков. Удивительно, но статистика свидетельствует о том, что 30 процентов восьмиклассников выкуривают по меньшей мере одну сигарету в день, 13 процентов пробовали марихуану, две трети пробовали алкоголь, четверть регулярно употребляют алкогольные напитки, а 28 процентов утверждают, что как минимум один раз напивались.

Ваш ребенок, обучающийся в средней школе, тоже является частью подросткового мира, который простирается далеко за пределы школы, в которой он учится, и города, в котором вы живете. Телевидение и кинофильмы задают образец подростковой культуры. Выделите на этой неделе немного времени, чтобы посмотреть наиболее популярные у современных подростков сериалы. Что они сообщают вашему ребенку о том, какой должна быть жизнь подростка в наши дни? Какая одежда, какая музыка представлены как «крутые»? Как подростки в этих сериалах относятся друг к другу? Как они относятся к взрослым, принимающим участие в их жизни? Какие сообщения содержатся в этих фильмах относительно употребления алкоголя, наркотиков, секса? Какими характеристиками обладают популярные герои? А те, кто не пользуется популярностью? Как изображены взрослые? (Лично мне в современных фильмах и сериалах, ориентированных на подростков, больше всего не нравится то, что взрослые представлены либо глупыми, либо аморальными. Когда Алиса училась в средней школе, я иногда спрашивала ее, когда мы вместе смотрели сериал: «С кем из взрослых из этого фильма тебе хотелось бы общаться?» Обычно она отвечала: «Ни с кем!»)

Попробуйте вспомнить: на какие группы делились ваши сверстники, когда вы учились в средних классах? У нас были «качки», «чудики», «ботаники», «свои», «шпана» и «лузеры». В современной средней и старшей школе есть «качки», «конформисты», «элита (звезды)», «фрики», «ботаники», «активисты» и «металлисты». Одна из моих подруг называет одну из групп в своей школе «лузеры, желающие казаться звездами». Психологи определяют такие образования как «основанные на репутации у сверстников группы, которые сигнализируют об имидже или личностных особенностях входящих в них подростков». Иными словами, подростки склонны объединяться в группы, которые устанавливают, что является приемлемым в отношении одежды, жизненной позиции и поведения, а что нет. Переход из одной группы в другую может оказаться нелегким делом. Если вы поможете подростку сделать правильный выбор группы в самом начале обучения в средней школе, у вас появится шанс защитить его от рискованных поступков.

У подростков, обучающихся в средней школе, обычно есть несколько близких друзей, которые входят в какую-либо из названных (либо, возможно, в какую-то еще) групп. Количество близких друзей для большинства подростков этого возраста может составлять от одного до десяти, при этом в среднем у каждого подростка бывает по шесть близких друзей. У многих подростков есть лучшие друзья, хотя исследования свидетельствуют о том, что только одна треть таких дружеских отношений длится больше года. Лучшие друзья оказывают значительное влияние на поведение ребенка, но еще большее влияние оказывает та группа, к которой он мечтает принадлежать. Как показывают исследования, подростки более склонны изменять свое поведение, чтобы оно отвечало критериям, действующим в группе, к которой они хотят принадлежать. Я помню, как я «потеряла» нескольких друзей в средней школе, чтобы принадлежать к более популярной, хотя и недолговечной группе, поскольку мои друзья стали заниматься вещами, которые вызывали у меня протест. Влияние группы может быть очень сильным.

Исследования свидетельствуют о том, что ведущая группа в школе, «элита», может быть менее влиятельной, чем круг ближайших друзей вашего ребенка, несмотря на то, что в этом возрасте ребенок испытывает сильное давление со стороны сверстников, заставляющее его стремиться быть популярным. Ученики средней школы имеют очень четкое представление о том, кто из детей наиболее популярен и насколько далеко они сами находятся от этой группы. Я хорошо помню, как Алиса сказала мне, что она принадлежит к второй по степени популярности группе девочек, Поведение детей, входящих в группу «элиты», похоже, не оказывает никакого влияния на такие моменты, как возраст совершения первого полового акта или риск беременности. Тем не менее лидирующая группа, без всякого сомнения, формирует нормы для школы в целом, хорошо это или плохо. Например, если лидирующая группа состоит из подростков, ориентирующихся на успехи в учебе, учеба становится важной для всех подростков школы, независимо от того, входят ли они в лидирующую группу. В школах, где подростки, входящие в лидирующую группу, употребляют спиртные напитки, все остальные, вполне вероятно, будут следовать их примеру.

Подростки, входящие в лидирующую группу, особенно в старших классах, чаще вступают в половые отношения, чем все остальные. Вероятно, это связано с тем, что их чаще приглашают на вечеринки и свидания, и у них чаще есть парни и подружки, чем у других подростков. С другой стороны, подростки, наиболее отчужденные от сверстников и школы в целом, также более склонны заниматься сексом: сексуальные отношения дают им возможность ощутить себя принятыми и значимыми.

Общение со старшими друзьями также увеличивает риск вовлечения в опасное поведение. Если восьмиклассник дружит с учениками десятого и одиннадцатого класса, вероятность того, что он употребляет алкоголь, пробует наркотики и занимается сексуальными экспериментами, выше, чем если бы он общался с друзьями того же возраста. Я считаю, что следует поощрять дружбу со сверстниками, однако лучше, если друзья будут старше вашего ребенка не более, чем на год. Если речь идет о девочке-подростке, то, чем старше ее друзья обоих полов, тем более вероятно, что она начнет вести половую жизнь.

Что могут сделать родители, чтобы помочь ребенку найти «правильных» друзей? Вот несколько советов от Национальной кампании по предупреждению подростковой беременности:

• Обратите внимание на круг друзей вашего ребенка и определите группу, к которой они принадлежат, чтобы понять, какое влияние они оказывают на вашего ребенка.

• Узнайте, кто входит в круг друзей вашего ребенка. Риск раннего начала половой жизни и беременности непосредственно зависит от того, с кем дружит ваш подросток, особенно если речь идет о девочке.

• Поощряйте общение с «хорошими» детьми. Если подросток общается со сверстниками, способными подать хороший пример, маловероятно, что он будет принимать участие в рискованном поведении. Но не стоит волноваться по поводу одного или двух друзей из «группы риска», особенно если речь идет о друзьях того же пола. Если среди друзей вашего ребенка в целом больше «хороших детей», чем любителей риска, вероятность того, что ваш подросток тоже будет «хорошим мальчиком» или «хорошей девочкой», возрастает. Большинство подростков способны адекватно оценивать поведение и характер своих друзей и противостоять негативным влияниям. Как правило, вы можете положиться на способность подростка принимать правильные решения, если у вас нет явных оснований предполагать обратное.

• У вас должны вызывать беспокойство отношения вашего ребенка с мальчиками из группы высокого риска, а также наличие старших друзей любого пола. Весьма вероятно, что их влияние на подростка будет отрицательным. Выясните, кто из мальчиков входит в круг друзей вашей дочери; наличие близких дружеских отношений (не романтических, а именно дружеских) с мальчиком из группы пониженного риска может играть защитную роль; общение с мальчиками из группы риска фактически повышает риск раннего начала половой жизни.

• Выясните, какие отношения у друзей вашего ребенка с их родителями. Девочки, чьи подруги находятся в хороших отношениях со своими родителями, менее склонны к началу сексуальных отношений. Есть и еще одна хорошая новость для родителей, активно участвующих в жизни подростков: чем более близкие отношения у вас сложатся с ребенком, тем меньше он будет зависеть от советов и помощи друзей.

Многие родители подростков, обучающихся в средней школе, не знают, как поступить, когда их ребенок, как им кажется, общается не с той группой или дружит с кем-то, кто им не нравится. В этот период вам предоставляется последняя возможность вмешаться в выбор друзей вашим ребенком – когда он перейдет в старшие классы, вряд ли вы сможете повлиять на то, с кем он дружит. Но пока такая возможность у вас есть. Точно так же, как и раньше, когда ваш ребенок был младше, вы можете решать, к кому он может ходить в гости, с кем может пойти в торговый центр, чем он может заняться после уроков, с кем может говорить по телефону и в течение какого времени. Но в отличие от периода, когда ваш ребенок учился в начальной школе, будет намного лучше, если вы будете обсуждать с ним эти вопросы, вместо того, чтобы указывать ему, что следует делать. Если кто-то из знакомых вашего ребенка вызывает у вас беспокойство, пригласите их к себе домой и понаблюдайте за тем, как они общаются с вами и вашим ребенком. Доверяйте своим инстинктам: не бойтесь сказать ребенку, что вы предпочли бы, чтоб он не тратил зря свободное время, общаясь с тем или иным ребенком или конкретной группой, и объясните, почему вы так считаете. Но лучше попытайтесь помочь ему прийти к этим выводам самостоятельно, не вступая в конфликт.

Полезно будет познакомиться с родителями друзей вашего ребенка. Эти родители могут оказывать дополнительную поддержку вашему ребенку, и знакомство с ними может оказаться полезным для решения проблемы давления со стороны сверстников. Когда Алиса училась в шестом классе, мне постоянно приходилось слышать от нее фразы вроде: «А вот мама Джен ей разрешает!» Послушав это в течение нескольких месяцев, я пригласила родителей пяти лучших друзей Алисы к нам домой, чтобы выпить чаю с печеньем и поговорить. (Любопытно, что пришли только мамы.) Цель встречи заключалась в том, чтобы определить, удастся ли нам согласовать набор ограничений, касающихся одежды, макияжа и походов на свидания, и определить цели, к которым мы все могли бы стремиться. Понятно, что уловка «Мама Джен ей разрешает» вряд ли сработает, если ваш сын или дочь знают, что мать Джен придерживается тех же ожиданий, что и вы.

В результате в течение нескольких часов нам удалось согласовать ряд принципов для наших к тому моменту уже семиклассников. Эти принципы касались разговоров по телефону (разговор не должен был продолжаться дольше десяти минут, а после 20:30 разговоры по телефону запрещались), макияжа (разрешалась помада, но не разрешалась подводка для глаз) и свиданий (мы решили, что их быть не должно). На такой встрече можно также обсудить вопросы о том, фильмы какой категории являются допустимыми, можно ли разрешить ребенку отправляться в торговый центр или в центр города в одиночку, допускаются ли визиты друг к другу в отсутствие родителей, а также вечеринки с участием мальчиков и девочек.

День после такой встречи – самое лучшее время для того, чтобы поговорить с подростком о влиянии сверстников в его жизни. Необходимо обсудить с ним как положительные, так и отрицательные влияния (кто-то из друзей приглашает выпить, а кто-то не употребляет алкоголь), а также давление со стороны средств массовой информации. В частности, многие подростки в этот период испытывают на себе давление, подталкивающее их к тому, чтобы завести парня или девушку. Это может начаться уже в пятом классе.

 

Мы просто «гуляем вместе»

 

В средней школе подростки не «ходят на свидания» – они просто «гуляют вместе». С учетом того, что средняя школа начинается с пятого класса, вы можете с удивлением обнаружить, что «гулять вместе» они начинают уже в возрасте десяти-одиннадцати лет.

«Гулять вместе» в средней школе означает примерно то же самое, что иметь подругу или друга в старших классах. Подростки, которые «гуляют вместе», редко на самом деле куда-то вместе ходят. По данным одного исследования, менее 60 процентов таких пар ходили вместе в кино. В основном «гулять вместе» означает сообщить другу о том, что тебе нравится такой-то мальчик или такая-то девочка. После этого друг рассказывает об этом своим друзьям, и если предмет симпатии не возражает, «рождается» новая пара. Такие парочки могут ждать друг друга в холле, писать имена друг друга на тетрадях и болтать по телефону по вечерам. Возможно, они танцуют только друг с другом на школьных дискотеках и вечеринках, они могут сидеть вместе в столовой, хотя вовсе не обязательно. Иногда они вообще ничего не делают вместе; достаточно того, что всем известно, что они «гуляют вместе».

Возможно, вы удивитесь, узнав, что у большинства учеников средней школы были романтические отношения с представителями противоположного пола. Восемьдесят два процента тринадцати– и четырнадцатилетних подростков утверждают, что у них был друг или подруга. Как правило, такие отношения длятся очень недолго. Довольно часто они заканчиваются через пару недель, и лишь иногда продолжаются более трех месяцев. В этом возрасте большинство пар не проводят много времени вместе, и лишь менее половины из них утверждают, что влюблены.

Но это вовсе не значит, что подростки не воспринимают такие романтические отношения всерьез или что родители должны проигнорировать их. Взрослые часто относятся к романтическим отношениям, завязавшимся в средней школе, снисходительно. Действительно, для многих подростков такие отношения являются кратковременными и не очень близкими. Для них важен сам факт того, что у них есть друг или подруга, часто принадлежащие к «правильной» группе, нежели создание близких отношений. Подросток в этом возрасте как будто пытается испытать, что собой представляют романтические отношения. Поскольку большинство подростков еще не обладают развитой способностью к сопереживанию, эти отношения могут закончиться очень резко. Тот же самый друг, который звонил вам с целью выяснить, нравится ли вам его подруга, позвонит вам, чтобы сообщить, что его подруге вы больше не нравитесь. Отношения закончены.

Однако некоторые дети раннего подросткового возраста могут воспринимать эти новые чувства и отношения, равно как и их разрыв, очень серьезно. Я могу честно сказать, что задумалась о самоубийстве единственный раз в жизни: где-то в седьмом или восьмом классе Майкл сообщил мне, что Бобби сказал, что больше меня не любит. (Наверное, с вами тоже случались подобные ситуации?) К счастью, моя тогдашняя лучшая подруга, Кэти, привезла литровый пакет шоколадного мороженого, и к тому времени, как он закончился, я уже не сильно переживала. Но все могло обернуться куда хуже. Если вам кажется, что ваш ребенок тяжело переживает разрыв отношений, прочитайте раздел «Первая любовь» в главе 5.

Учащиеся средней школы, которые «гуляют вместе», также склонны экспериментировать с сексуальным поведением.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных