Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Выделяют три фазы развития личности (социализации).




1) адаптация

2) индивидуализация

3) интеграция

1. Адаптация – длится от рождения до подросткового периода, когда ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает.

Адаптация - активное усвоение действующих в обществе норм и овладение соответствующими формами и средствами деятельности. Принеся в новую группу свою индивидуальность, человек не может проявить себя как личность раньше, чем освоит действующие в группе нормы и овладеет теми приемами и средствами деятельности, которыми владеют другие члены группы.

Например: есть пословица, поговорка: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Возникает объективная необходимость «быть таким как все», максимально адаптироваться в обществе, в частности, в классе или группе.

В групповой деятельности могут складываться благоприятные условия для возникновения таких черт личности, которых до этого не было у данного индивида, но которые есть у других членов группы и соответствуют уровню группового развития, но, к сожалению, бывает и наоборот.

2. Индивидуализация – когда у человека появляется желание выделить себя среди других, возникает критическое отношение к общественным нормам и правилам поведения. Индивидуализация порождается обостряющимися противоречиями между достигнутым результатом адаптации и не удовлетворяемой на первом этапе потребностью индивида в максимальной персонализации. (Ребенок хочет теперь выделиться). Нарастает поиск средств и способов для достижения своей индивидуализации и ее фиксации. Например: каждый ребенок – школьник ищет собственные средства и способы выделиться (поведение, поступки, внешний вид, речь и т.д.).

Личность, справившись с трудностями адаптационного периода, начинает осознавать, что как «личность» утрачивает себя. Человек мобилизует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности, ищет других людей, которые могут обеспечить его оптимальную персонализацию.

3. Интеграция – когда у человека появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество, группу. Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом.

Если не принимаются, возможные следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

Интеграция детерминируется противоречиями между стремлением субъекта показать свою индивидуальность и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те индивидуальные особенности субъекта, которые соответствуют ее ценностям и способствуют успехам совместной деятельности.

Когда человек проявляет свою индивидуальность, окружающие присматриваются, выявившиеся положительные качества принимаются и поддерживаются, следовательно, происходит интеграция личности в общности. Общность тоже трансформирует свои потребности в соответствии с потребностью индивида, которая занимает в этом случае позицию лидера. Например: потребность общности (группы) быть не хуже остальных групп (например: в успеваемости или посещаемости), где один человек может подвести всю группу (своими отрицательными оценками, плохой посещаемостью).

Взаимная трансформация личности и группы происходит всегда, но по - разному.

Если противоречия между личностью и группой не устраняются, возникает дезинтеграция. Из этого следует, что личность либо вытесняется (изолируется) из общности, т.е. человек, увольняется, переходит в другую группу, либо на другую должность и т.д., что ведет к эгоцентрической индивидуализации (сам себе лидер) или возврат личности на стадию адаптации.

Часто это сопровождается воспитательными мерами, что обеспечивает эффективную адаптацию (например: беседа, убеждение и др.).

В рамках этой фазы в групповой деятельности у индивида появляются черты, которых не было не только у него, но может быть и у других членов общности, но которые отвечают необходимости и потребности группового развития и собственной потребности индивида осуществлять “значимый” вклад в жизнь группы.

На протяжении жизни человек входит в разные стабильные и референтные группы. Адаптация или дезадаптация, индивидуализация или дезиндивидуализация, интеграция или дезинтеграция множество раз воспроизводится, а соответственно новообразования в личности закрепляются: у человека складывается устойчивая структура его индивидуальности.

Источником развития и утверждения личности выступают противоречия между потребностью индивида в персонализации и объективной закономерностью референтной группы принимать лишь те индивидуальные особенности, которые соответствуют нормам, условиям функционирования и развития данной группы. Успешное преодоление этого противоречия обеспечивает интеграцию личности в группе и в системе общественных отношений.

Но социальная среда лишь относительно стабильна, она сама находится в динамике развития, поэтому с внутренней динамикой развития личности нужно учитывать объективную динамику, развития группы, в которую включена личность и их специфические особенности.

Развитие личности определяется процессом развития группы, в которую она интегрирована.

Если представить социальную среду в глобальных характеристиках, то в развитии личности обозначают три эпохи:

I эпоха - детство (рождение до 10 лет) относительное преобладание адаптации над индивидуализацией.

II эпоха - отрочество (подростковый период) преобладание индивидуализации над адаптацией.

III эпоха - юность (ранняя юность в школе 15-16 лет до 21-22 года) доминирует интеграция над индивидуализацией.

 


 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных