Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подходы к оценке корпоративного управления с позиции теории организации бизнеса.




Критерий эффективности корпоративного управления – степень реализации целевой функции корпорации.

Систематизация подходов к оценке корпоративного управления на основе сравнительного анализа целевых функций корпорации.

1. Неоклассическая экономическая теория.

Наличие возможности максимизации прибыли обуславливается технологической эффективностью, при которой определяется оптимальное сочетание факторов производства, необходимые для производства некоторого заданного уровня выпуска продукции. Достижение оптимума возможно за счет достижения экономии от масштаба.

2. Институциональная теория.

Рынок информационно несовершенен, заключение сделки требует определенных затрат, связанных с получением и обработкой информации, поведение экономических субъектов имеет характер ограниченной рациональности, функционирование экономической системы сопряжено с трансакционными издержками.

3. Управленческие теории фирмы.

3.1. Теория передачи полномочий

3.2. Теория заинтересованных лиц

3.3 Поведенческая теория фирмы

Альтернативные целевые функции корпораций основаны на объяснении существования альтернативных целевых функций корпораций нежели максимизации прибыли.

Управленческие теории основаны на двух допущениях:

2. Отделение собственности от управления позволяет управленческим структурам, а не акционерам определять цели компании.

3. В основе деятельности управляющих лежит стремление к наращиванию объемов продаж и величины активов, а не максимизация прибыли, так как размер окладов менеджеров, их власть и положение, формирующие полезность управляющих, главным образом, связаны с размером компании.

Оценка эффективности корпоративного управления основана здесь на применении экономических показателей. Цели и задачи, на которые ориентируются менеджеры корпораций:

- выживание компаний в условиях конкурентной борьбы;

- избежание банкротства и крупных финансовых неудач;

- лидерство в борьбе с конкурентами;

- максимизация стоимости компании;

- максимизация прибыли;

- минимизация расходов;

- рост объема производства и реализации;

- обеспечение рентабельной деятельности и т.д.

Для традиционной неоклассической теории в качестве результирующего параметра выступает максимизация прибыли; для поведенческого подхода – конфликты целей; для управленческого подхода – максимизация выручки, либо максимизация темпов роста активов; для трансакционного подхода – минимизация издержек функционирования системы.

В основе поведенческой теории лежит предположение о том, что отдельные менеджеры в рамках организации выдвигают на передний план свои конкретные задачи, которые становятся объектом торга между менеджерами. Сформированные в результате торга общие задачи организации представляют собой компромисс между частными задачами, и оказываются не связаны с принципом рационального принятия решений.

Теория заинтересованных лиц предполагает, что цель функционирования любой фирмы заключается в гармонизации конфликтующих целей различных групп юридических и физических лиц, имеющих непосредственное или косвенное отношение к данной фирме – акционеров, наемного управленческого персонала, работников, контрагентов, государственных органов.

В эволюции методических основ оценки деятельности корпорации особое место занимает тансакционная теория. С позиции этой теории экономика фирмы определяется двумя видами издержек: трансакционными – определяющими нижнюю границу фирмы, ее минимальный размер и издержками контроля, которые задают верхнюю границы, ее максимальный размер.

 

Понятие корпорации

Корпорация (Corporutio (лат.)) – союз, объединение, общество, оптимальная форма организации крупномасштабного производства товаров и услуг в условиях рыночной экономики. Корпорация – особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентированная государством. Корпорация – имущественный комплекс, юридическое лицо, товаропроизводитель. Корпорация – форма интеграции компаний путем объединения акционерных обществ и других фирм различных сфер деятельности с целью разработки согласованной политики многопрофильной деятельности.

Преимущества корпоративной формы организации бизнеса:

1. Наиболее эффективная форма организации бизнеса в вопросах привлечения денежного капитала через рынок ценных бумаг.

2. Право ограниченной ответственности держателей акций по обязательствам фирмы.

3. Передача собственности корпорации через продажу акций не подрывает её целостности. Корпорация является юридическим лицом и существует независимо от владельцев.

4. Возможность лоббирования своих интересов через механизм государственной власти.

Недостатки корпоративной формы организации бизнеса:

1. Сложность регистрации и отчетности перед государственными органами.

2. Проблема «принципал – агент».

3. Двойное налогообложение прибыли.

Организационные формы корпоративной организации бизнеса: открытое акционерное общество, чаще всего в виде холдинга, финансово-промышленной группы; синдикаты; тресты; картели; концерны; консорциумы; естественные монополии, находящиеся в государственной собственности.

Корпоративная целостность, основная на принципе акционерного участия, наиболее ярко проявляется в такой форме организации бизнеса как трнснациональная компания (ТНК). ТНК является одной из наиболее сложных форм организации международного бизнеса.

Главной движущей силой глобализации являются ТНК. ТНК оказывают основное влияние на направление и динамику международных экономических процессов. Глобализация приводит к расширению и углублению деятельности ТНК. Слияния, взаимные приобретения активов или долей капитала – характерная черта глобальной стратегии крупнейших фирм. Глобальные ТНК все более отчетливо проявляют тенденцию к образованию групп, куда входят промышленные торговые, финансовые компании. Итогом глобальных стратегий в конечном счете становится формирование интегрированной международной торгово-индустриальной системы. Период функционирования ТНК, начиная с середины 90-х г.г. XX века, эксперты ООН определяют как этап пятого поколения ТНК, которые по финансовой и экономической мощи стали независимыми субъектами в мировой экономике наряду с национальными государствами.

Российские ТНК пока не превратились в ТНК международного класса. У «Лукойла» доля нефти, извлекаемая за пределами России в структуре общей добычи не превышает 6% против 62,9% у американской Chevron Texaco или 75% у Exxon Mobil. Из 40 ведущих российских ТНК реального сектора лишь у «Лукойла» зарубежные активы в 2006 году превысили 10 млрд. дол., а у Газпрома, Русала, Норникеля, Зарубежнефти и Еврохолдинга составляют от 1 до 5 млрд. дол. Зарубежные активы BP в 2006 г. достигли 170,3 млрд. дол., Exxon Mobil 154,9 млрд. дол. – 120,6 млрд. дол.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных