Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Законодательный процесс в Российской Федерации




Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

§ рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;

§ утверждение (подписание) закона;

§ обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту' Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются втрех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет, ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

§ федеральных конституционных законов;

§ федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.

§ Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

§ либо подписывает закон и обнародует его,

§ либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено2/, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса - обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

15) НПА

Понятие и признаки НПА

НПА исп-ся как осн форма права в странах с так называемым «писаным» правом, к которым отн-ся и Россия. Его характерные черты опр-тся тем, что он, с одной стороны, является одним из источников юр норм, а с др-разновидностью правовых актов. Т.о, НПА:

а) содержит юр нормы;

б) представляет собой официальный письм акт-документ;

в) явл-ся результатом особой деят-ти гос-ва, которую именуют правотворческой.

НПА может приниматься также в порядке делегированного законодательства или референдума, но так или иначе с участием гос-ва и выражением его воли.

С учетом названных признаков НПА можно определить как офиц письм акт-документ, содержащий юр нормы и принимаемый в определенной процедурной форме:

а) компетентными органами гос-ва;

б) в порядке делегированного законодательства;

в) в пороядке референдума.

НПА следует отличать от др разновидности пр-х актов-индивид-х юр, а главное-от актов применения права. Их объединяет общая юр природа, и те и другие содержат гос-властные предписания, но у актов применения эти предписания имеют индивид, конкретный (по субъектам и содержанию) характер.

Основная задача НПА, как и любой формы права, -хранить правовую инф-цию и оптимальным образом доводить ее до сведения адресатов. В этом плане НПА явл-ся наиболее удобной и совершенной формой права-как для «рядовых» субъектов права, так и для гос-ва. Посредством него гос-во м. оперативно осуществлять правовое регул-ие, реагировать на правовые потребности общества, координировать всю работу по управлению обществ процессами.

Виды НПА Они делятся прежде всего на законы и подзаконные НПА.

Закон обладает следующими признаками:

а) принимается высшими органами гос власти или в порядке референдума;б) ему присуща высшая юр сила и верховенство относительно др источников права;в) принимается, изм-ся и доп-ся в особом процедурном порядке;г) регулирует наиб важные соц сферы, закрепляет наиб важные общ-е связи, отправные начала правового регул-ия; д) д. отражать волю и интересы общества в целом;

е) исключительно нормативен (содержит только нормы права, в отличие от других НПА, V могут иметь «вкрапления» индивидуально-властных предписаний).

Z, в свою очередь, делятся на конституц законы и обыкновенные. К числу конституц-х относятся:

а) К-ция (как основной политико-правовой акт страны);б) Z, V вносят изменения и дополнения в текст К-ции;в) Z, необходимость издания которых предусмотрена самой Конституцией.

В К-ции РФ 1993 г. предусмотрено издание 14 конституц-х законов (о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ и др.). Конституц Z имеют более сложную, чем обыкновенные Z, процедуру принятия. В РФ на принятый конституц Z не м.б наложено вето Президента.

Обыкновенные Z можно поделить на кодификационные (Основы законодательства, Кодексы) и текущие. В федеративном гос-ве Z разделяют на федер (общефедер) и Z субъектов Федерации.

Подзаконные НПА д.б основаны на законе и не д. ему противоречить.

В РФ подзаконными (по иерархии) НПА явл-ся:

а) указы Президента РФ;б) нормат акты Правительства РФ;в) нормат акты центральных органов исп вл (министерств, гос комитетов и ведомств).

На ур субъектов РФ - респ Z, акты президентов (в президентских республиках), постан-я правительств республик, а т. нормат акты респ-х центральных органов исп власти, органов власти края, области, автономной области, автономных округов, городов федер значения.

Статьей 19 ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» от 22 апр 1996. ОМСУ (они не входят в систему органов госй власти) предоставлено право принимать по вопросам своего ведения правовые акты.

Особой разновидностью НПА можно считать локальные нормативные акты (уставы, положения и др.), действующие только в пределах данного предприятия, учреждения, организации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных