Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развитие государственного управления после принятия Конституции 1993 г.




Развитие управления Новой России.

В непростой обстановке после октябрьских событий 1993 г. происходили выборы в Федеральное Собрание — новый орган представительной власти, заменивший Верховный Совет. Одновременно 12 декабря на референдуме была принята новая Конституция Российской Федерации, определившая систему государственного устройства.

Конституция РФ закрепила политические изменения, происшедшие в стране, утвердила основы социальных, имущественных, национальных отношений, закрепила федеративное устройство России, определила структуру власти, отношения центральных и местных органов управления, гарантировала ряд демократических прав, свобод человека и гражданина.

В Конституции 1993 г. глава о Президенте помещена перед главой о Парламенте, что само по себе подчеркивает первостепенное значение данного высшего поста в системе государственной власти. Президент Российской Федерации является главой государства, выступая как гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая его прерогатива — обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. Президент выступает в качестве арбитра, посредника между различными ветвями власти и государственными институтами, а также осуществляет посредничество между самим государством и обществом. Статус Президента как бы выводится за рамки трех ветвей власти и, более того, — становится над ними в силу данных ему полномочий по контролю за ними и в то же время отсутствия практической возможности контроля над Президентом со стороны других ветвей власти. Полномочия Президента Российской Федерации позволяют ему оказывать мощное воздействие на все ветви власти, так как он принимает участие в законотворчестве, используя право законодательной инициативы, подписи, обнародования законов, отлагательного «вето» и т.д. Опыт прошедших лет показал, что широкие полномочия Президента вполне соответствуют задаче обеспечения единства государства и государственной власти в целом.

Парламент Российской Федерации — Федеральное Собрание —является представительным и законодательным органом страны. Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат: Совета Федерации, в который входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, и Государственной Думы, состоящей из 450 депутатов. Таким образом, высшая палата Федерального Собрания наполовину состоит из представителей исполнительной власти субъектов Федерации, что обеспечивает в известной мере единство исполнительной и законодательной ветвей. Для осуществления контроля над исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума совместно образуют Счетную палату. К компетенции верхней палаты российского Парламента (Совета Федерации) относится рассмотрение принятых Государственной Думой законов, вопросов назначения высших государственных чиновников судебной ветви власти, утверждение ряда указов Президента, а также утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации и назначение выборов Президента и отрешение его от должности. Государственная Дума рассматривает все законопроекты. Законопроекты, касающиеся расходов федерального бюджета, вносятся на рассмотрение Думы только при наличии заключения Правительства РФ. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение последующих пяти дней рассматриваются верхней палатой парламента. В случае же отклонения Советом Федерации принятого Думой закона происходит повторное думское голосование, после чего закон считается принятым. Конституция определяет круг федеральных законов, обязательно подлежащих рассмотрению в Совете Федерации. Среди них законы: по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования; денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы; войны и мира. К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центробанка, а также Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности; объявление амнистии. Принятые в установленном порядке законы направляются для подписания Президенту и обнародования. В случае отклонения закона Президентом предусмотрена процедура повторного рассмотрения закона. Если при этом закон будет одобрен в прежней редакции двумя третями голосов в обеих палатах парламента, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней с последующим обнародованием. Очевидно, что Федеральное Собрание является высшим законодательным органом государства.

Исполнительную власть осуществляет Правительство, состоящее из Председателя и федеральных министров. Проекты решений, постановлений и распоряжений Правительства вносятся в Правительство его членами, руководителями федеральных органов исполнительной власти и главами исполнительной власти субъектов РФ. Поступающие в Правительство предложения граждан, предприятий, организаций и учреждений о принятии решений Правительства направляются для предварительного рассмотрения в структуры исполнительной власти. Наиболее важные проекты решений Правительства предварительно подлежат обязательному согласованию с заинтересованными органами государственной власти, с общественными и деловыми кругами. Подготовка проектов решений Правительства РФ осуществляется аппаратом Правительства, при этом департамент, которому поручена проработка проекта решения, проводит экспертизу проекта и необходимую доработку текста, осуществляет согласование с другими подразделениями аппарата Правительства. Заседание Правительства считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей его членов. На заседаниях Правительства решения принимаются большинством голосов присутствующих членов Правительства, на заседаниях Президиума Правительства — большинством голосов от общего числа членов Президиума. Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Председатель Правительства не позднее недельного срока после его назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов власти. Следовательно, в организационную основу исполнительной власти необходимо включать всю систему органов государственной власти, призванную обеспечивать фактически и юридически реализацию исполнительной власти на всей территории России. Эта система образуется федеральными органами исполнительной власти субъектов Федерации в пределах их ведения, а также в рамках полномочий по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов. В функциональном и организационном смысле исполнительная власть самостоятельна и независима в своих отношениях с другими ветвями власти. Действующая Конституция усилила организационную самостоятельность исполнительной власти. Так, законодательная ветвь власти уже не обладает организационно-распорядительными функциями, которыми были наделены Советы в отношении органов исполнительной власти. Одновременно существенно ограничены и контрольные функции законодательной власти, которые на федеральном уровне исчерпываются правом контроля над исполнением бюджета и правом Государственной Думы выносить решение о недоверии Правительству. Главным средством воздействия на исполнительную власть со стороны законодательной, таким образом, остается принятие законов и других правовых актов. Исполнительная власть в лице Правительства РФ наделена функциями разработки и обеспечения выполнения федерального бюджета, обеспечения проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; управления федеральной собственностью; обеспечения обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

Систему федеральных органов исполнительной власти составляют министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры России и иные управленческие образования, каждый из которых наделен своей компетенцией. Основным звеном в системе федеральных органов исполнительной власти (после Правительства РФ) являются федеральные министерства Федеральные исполнительные органы можно условно разделить на ряд групп, в зависимости от сфер их деятельности. Так, в области финансов, экономики и управления федеральной собственности функционирует ряд министерств, в их числе —Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство транспорта РФ. Помимо этого в финансово-экономической области строительства, транспорта и связи действует ряд других органов федеральной исполнительной власти. Федеральные службы выполняют функции отраслевого регулирования. Так же, как и в случае с российскими агентствами, административно-правовой статус федеральных комиссий не имеет точного определения. Наконец, федеральные надзоры призваны осуществлять контрольную деятельность в вверенных им отраслях.

Вторая группа федеральных органов исполнительной власти выполняет функции государственного управления в области обороны, безопасности и правоохранительной деятельности. В нее входят: Министерство обороны РФ, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ.

Третья группа органов федеральной исполнительной власти осуществляет управление в социально-политической и социально-культурной областях.

Помимо перечисленных высших федеральных учреждений в систему органов социального обеспечения входят: Государственная служба занятости населения РФ, Пенсионный фонд РФ, Фонд обязательного медицинского страхования.

Четвертую группу составляют государственные органы, осуществляющие деятельность в сфере внешних сношений, во главе с Министерством иностранных дел РФ.

Таким образом, масштабы деятельности исполнительной власти и ее структуры охватывают все сферы жизни общества. Главными элементами деятельности исполнительной власти становятся информация, прогноз, программирование, обеспечение единых условий хозяйствования для субъектов рыночных отношений, создание инфраструктуры и региональная политика, контроль, надзор и др.

Свои полномочия Правительство реализует, в частности, через свои правовые акты. Так, Правительство издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты нормативного характера издаются в виде постановлений Правительства, а по оперативным и текущим вопросам — в виде распоряжений. И те, и другие подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, и являются обязательными к исполнению.

В настоящий период очевидно, что сложившаяся громоздкая и весьма затратная структура государственного управления на федеральном уровне в целом не отвечает задачам, стоящим перед российским обществом, показателем чего, и одновременно следствием этого, является во многом хаотичный, практически перманентный процесс внутреннего реформирования ее структуры, далеко не способствующий повышению эффективности работы всех ее звеньев.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных