Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структура органов государственной власти




ВВЕДЕНИЕ

История государства и права России – наука и историческая, и юридическая. Она – часть истории российского общества и стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил, историей искусств и т.д. В то же время она является юридической наукой, ибо объектами изучения являются государство и право.

История государства и права России изучает возникновение, развитие и смену типов и форм государства и права, а также государственных органов и правовых институтов конкретных государств у народов нашей страны в определенные исторические периоды.

Истории государства и права России принадлежит одно из ведущих мест в системе юридического образования. Глубоко понять сущность происходящих в настоящее время государственно-правовых явлений возможно лишь на базе освоения истории развития государства и права. Изучение истории государства и права России дает возможность всесторонне оценить наше современное государство и право, прогнозировать их развитие.

Говоря о методе истории государства и права России, отвечаем на вопрос, как изучается история государства и права России. Мы изучаем государственно-правовые явления в их связи и взаимозависимости, в непрерывном движении, развитии, исходя из законов диалектики. Освещая историю государства и права России, мы исходим из того, что история общества есть история развития и закономерной смены общественно-экономических формаций; а способ производства является главной определяющей силой общественного развития. Мы исходим из учения об экономическом базисе и надстройке общества, акцентируем внимание на их взаимодействии, отмечаем роль классовой борьбы и социальных революций в развитии государства и права.

Государство и право в нашей стране возникли, развивались и развиваются на основе общих закономерностей развития человеческого общества. Возникновение и развитие государства и права связаны с развитием производительных сил общества, с возникновением антагонистических общественно-экономических формаций, антагонистических классов и их борьбой. На развитие государства и права также оказывают воздействие внешнеполитические и географические факторы, религия, исторические традиции и т.д.

История государства и права России использует метод историзма, требующий подходить к государству и праву как к изменяющимся вовремени, развивающимся явлениям. В последние годы вновь широко стал применяться в науке истории государства и права России сравнительный метод, который заключается в сравнительном изучении государственно-правовых явлений нашей страны и других стран.

Становление и развитие государственных и правовых феноменов России рассматривается в определенных временных и пространственных пределах. Простая периодизация отечественнойистории государства и права предполагает разделение её на дореволюционную, советскую и современную. Её главными вехами, различающимися уровнем социально-политического и культурного развития, являются: восточно-славянское общество, Киевская Русь, возникновение самостоятельных феодальных княжеств, объединение этих княжеств в единое государство и становление Московской Руси, создание Российской империи, образование Советского Союза, образование Российской Федерации.


1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
(IХ – ХII ВВ.)

Киевская русь

Как известно из летописных источников, к VIII – IX вв. сформировалось 14 славянских государств (княжеств). В Среднем Поднепровье обитали поляне, в Волынской губернии жили древляне; между реками Припетью и Западной Двиной – дреговичи; в верховьях Двины, Днепра и Волги – кривичи; на Двине – полочане, в верховьях Днестра поселились белые хорваты; ниже по Днестру – тиверцы и лутичи; дулебы и бужане расселились по реке Бугу. Самая северная славянская общность, располагавшаяся в районе озера Ильмень и реки Волхов, была заселена словенами и кривичами. Название племен связано с местом их обитания.

Древнерусское государство сформировалось в результате подчинения одних племенных союзов другими. Ключом к пониманию ранней русской государственности является полюдье, т.е. ежегодный объезд великим князем подвластной (в итоге войны или договора) территории со славянским населением. В полюдье великий князь отправлялся со своей дружиной. Через полюдье устанавливалась феодальная, иерархическая «лестница» постоянного политико-экономического подчинения. Именно полюдье (сбор податей, долгов, налогов, дани и т.д.) стало переходной формой к классовому обществу, к государственности на Руси. Процесс этот был сугубо русским. Власть «князя князей» отрывалась от старинных традиций и родственных связей и становилась многоступенчатой: «князь князей» – князь племени – старейшины (старосты) родов.

В IХ веке на территории восточных славян складывается единое крупное Древнерусское государство с центром в городе Киеве. Любое государство, в том числе и Древнерусское, складывалось не мгновенно и не по указанию какого-либо лица. Это длительный процесс накопления социально-экономических предпосылок и условий, результат экономического, социального, политического и духовного развития народа.

Основателем государства, которое впоследствии стало называться Киевской Русью, стал князь Олег. В 882 году Олег захватил Киев, убил киевских князей Аскольда и Дира и сам стал княжить, объявив Киев столицей, центром государства. Князь Олег объединил Новгородское и Киевское княжества в единое государство, а к концу IХ в. Древнерусское государство объединяло уже более 20 племен и занимало огромную территорию от Черного моря до Балтийского, от Западного Буга до Волги. Киевская Русь стала одним из крупнейших государств Средневековья. Она имела дипломатические, торговые и иные международные отношения со многими западноевропейскими государствами. Новгород, связанный с Ганзейским союзом городов, был крупнейшим торговым центром Европы.

Особенностью Древнерусского государства было то, что оно формировалось и развивалось исторически длительный период, находясь территориально в «срединном» геополитическом положении между католической Европой, восточнохристианской Византийской империей, арабским мусульманским миром, иудейским Хазарским каганатом и кочевниками-язычниками.

Теснимое со всех сторон, древнерусское государство – Киевская Русь – сохранило многие стороны патриархальной жизни, избежало рабовладельческого строя, сформировав свой вид дофеодального государства в виде огромного союза племен, переросшего в раннефеодальную монархию. В дальнейшем развитии и укреплении Древнерусского государства важную роль сыграли киевские князья.

 

Вещий Олег включил в состав Киевской Руси древлян, северян, радимичей и другие соседние княжества и народы, утвердил свое единоначалие, построил на Руси много городов. Он совершил также два удачных похода на Византию, в результате которых были заключены договоры с греками (907 и 911 гг.) Договоры обеспечивали русским купцам возможность торговли русскими товарами на рынках Византии. После смерти Олега Киевским князем стал Игорь (912 – 945 гг.), который был впоследствии убит древлянами при повторном сборе дани. Править государством стала его жена Ольга, которая ввела вместо обычаев правовые нормы по сбору дани, т.е. провела административно-налоговую реформу, установила «уроки» (размер дани) и «погосты» (места сбора дани). Погосты и становища стали впоследствии центрами управления. Во время княжения Игоря и Ольги одним из направлений деятельности государства было расширение территории за счет присоединения земель тиверцев и уличей.

Во время княжения Святослава (964 – 972 гг.) Киевская Русь успешно оборонялась от набегов кочевников, покорила мордовские племена по правому побережью р. Волги, разгромила Хазарский каганат и присоединила земли вятичей и Тмутаракани на Таманском полуострове.

При Великом князе Владимире (980 – 1015 гг.) была окончательно решена задача защиты русских земель от набегов печенегов.

При Владимире состоялось крещение Руси. Христианство стало государственной религией (988 г.) Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Княжеская власть получила византийское обоснование государя как лица, поставленного Богом, и не только для защиты от внешних врагов, но и для установления порядка внутри страны. Русская культура стала развиваться под влиянием византийской культуры. Произошло разделение светской и духовной власти. Началось строительство монастырей, которые вскоре стали культурными центрами. Великие князья освящались церковью как князь-отец, т.е. суверен, а княжичи-сыновья – вассалы. Владимир увидел в христианской церкви опору государственной власти и установил налог в пользу церкви – десятину. В свою очередь, церковь в лице митрополита и епископов (собора епископов) канонизировала Владимира как святого равноапостольного. Однако единство Киевской Руси просуществовало недолго. Между двенадцатью сыновьями Владимира от разных браков началась междоусобица в борьбе за власть. Встал вопрос о порядке наследования «великокняжеского стола». Политическое и военное «старейшинство» стало считаться более важным, чем генеалогическое.

В 1019 году киевским престолом завладел Ярослав, прозванный Мудрым, правивший до 1054 г. При нем Киевская Русь достигла наивысшего могущества, а Киев стал одним из крупнейших городов Европы. Сила и могущество Руси позволили Ярославу самому назначить митрополита, который до него назначался Византией. Сам Ярослав стал называть себя царем, о чем свидетельствует надпись на егосаркофаге в Софийском соборе. При Ярославе Киевская Русь достигла широкого международного признания. Ярослав Мудрый изменил порядок престолонаследия, разделив территорию государства на уделы, в которых определил княжить своих сыновей и дал им наказ жить в мире и любви и во всем слушаться старшего брата. Но после его смерти снова началась междоусобица.

Владимиру Мономаху, княжившему в Киеве в 1113 – 1125 гг., удалось сохранить единство русских земель. С именем Владимира Мономаха связано появление короны русских царей – «Шапки Мономаха», «Повести временных лет» и его знаменитого «Поучения». В 1132 году, после смерти сына Владимира Мономаха – Мстислава 1 (Великого), Древнерусское государство окончательно распалось на удельные княжества.

 

структура органов государственной власти

По форме государственного правления Древнерусское государство было раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь, который выполнял государственные функции вместе с дружиной, т.е. было княжеско-дружинное управление. Бояре подчинялись князю по принципу вассалитета. При князе состоял совет из бояр и «княжих мужей». Родоплеменная знать в течение длительного времени сохранялась, и занималась она судебно-административной деятельностью.

Большое значение для управления государством имели вече Киева и вечевые собрания в городах удельных княжеств. Вопрос о приглашении князя на престол или об изгнании нелюбимого князя решался именно на вече. К избранному кандидату на престол посылали послов с приглашением. Были случаи занятия престола силой.

В Древнерусском государстве сложилась определенная система государственного механизма: великий князь, совет при князе, вече, удельные князья. К дворцово-вотчинным представителям органов власти относились огнищанин со штатом дворцовых слуг-тиунов, казначей, дворецкий, стольники, ключники, конюшие, а на местах действовали органы власти в лице наместников, посадников и волостелей.

Великий князь ведал вопросами внешней политики: заключал договоры с другими государствами и князьями, объявлял войну и заключал мир. Главными задачами князя были защита государства, завоевание новых земель, приобретение новых заморских рынков для расширения торговли. Во время военных действий он командовал своей дружиной и народным ополчением.

Совет при князе, состоявший из бояр, военной знати, «старцев градских» и высшего духовенства, обладал совещательно-рекомендательными функциями. Он собирался исключительно по желанию и инициативе князя.

Вече – открытое собрание всего свободного мужского населения города, центра княжества – из органа первобытной демократии превратилось в государственный орган. Власть вече не определялась никакими юридическими нормами. Оно могло обсуждать и решать любой вопрос. Было лишь одно условие: решение вече должно было быть единогласным. Согласие вече было необходимым при объявлении войны, при использовании средств волости. При объявлении войны на средства князя и его дружины согласия вече не требовалось.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных