Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Учебные модули курса




Факультет психологии

Кафедра психологии личности

Рассмотрено и рекомендовано УТВЕРЖДАЮ

На заседании кафедры психологии личности Декан факультета

ЮФУ (зам. декана по учебной работе)

Протокол № _______ _____________________________

«___» ______________2013 г. ______________________________

Зав. кафедрой____________ «____»____________________2013г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«психология жизненного пути личности»

по направлению 030300 («Психология»)

Составитель:

Доцент кафедры

Психологии личности

Габдулина Л.И.

Ростов-на-Дону

Учебно-методический комплекс материалов по дисциплине «Психология жизненного пути личности» разработан в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и предназначен для студентов, обучающихся по направлению 030300 «Психология».

 

Составитель: Габдулина Людмила Ивановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности ЮФУ.

Рецензенты: доктор психологических наук, профессор Джанерьян С.Т., кандидат психологических наук, доцент Шкуратова И.П.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка………………………………………………….... 3

2.Учебно-тематический план курса ………………………………………….4

3. Учебные модули курса …………………………………………………………8

Модуль 1. Теоретико-методологические основы психологии жизненного пути личности………………………………………………………………

Содержание модуля 1 ………………………………………………………...8

Планы семинарских и лабораторных занятий к модулю 1 ……………….10

Задания для самостоятельной работы к модулю 1 ……………………… 12

Тестовые задания для самоконтроля студентов к модулю 1………….... 13

Литература к модулю 1………………………………………

Модуль 2. Основные жизненные отношения и событийное содержание жизни личности. Критические периоды в жизни личности ……………

Содержание модуля 2 ………………………………………………………..

Планы семинарских и лабораторных занятий к модулю 2 ………………

Задания для самостоятельной работы к модулю 2 …………………….

Тестовые задания для самоконтроля студентов к модулю 2………….

Литература к модулю 2………………………………………

Модуль 3. Субъективная картина жизненного пути личности …………

Содержание модуля 3 ………………………………………………………..

Планы лабораторных занятий к модулю 3 ………………

Задания для самостоятельной работы к модулю 3 …………………….

Тестовые задания для самоконтроля студентов к модулю 3…………..

Литература к модулю 3………………………………………

Модуль 4. Основные этапы жизненного пути личности………………..

Содержание модуля 4 ………………………………………………………..

Тестовые задания для самоконтроля студентов к модулю 4…………..

Литература к модулю 4………………………………………

4. Перечень вопросов, выносимых на экзамен……………………………28

5.Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов……………………………………………………………………………29

6. Литература к курсу ……………………………………………………………31

7. Глоссарий ……………………………………………………………………........33

8.Учебно- методическое обеспечение курса ………………………………..…

 

1. Пояснительная записка

Цель спецкурса: на основании анализа отечественных и зарубежных психологических исследований сформировать представление о сущности жизненного пути личности, факторах, его обусловливающих, закономерностях его построения.

Задачи спецкурса:

§ ознакомить с основными подходами, проблематикой и направлениями исследования жизненного пути личности;

§ проанализировать основные понятия, используемые в исследованиях жизненного пути;

§ ознакомить с основными методами и методиками исследования жизненного пути, а также с методами и приёмами психологической диагностики и психологической помощи, используемыми в практической психологической работе, связанной с проблемами осмысления, осознания, планирования жизненного пути, коррекции жизненных программ, субъективной картины жизненного пути в целом.

Место курса в системе профессиональной подготовки психологов: к урс «Психология жизненного пути личности» входит в блок дисциплин по выбору цикла общепрофессиональных дисциплин и предлагается для изучения в седьмом семестре, когда большинство из них уже изучено студентами и студенты готовы осуществить свой выбор спецкурсов.

«Психология жизненного пути личности» тесно связана с философской антропологией, этнографией, историей культуры, а также с рядом психологических дисциплин (психологией личности, психологией развития, этнопсихологией, основами психологического консультирования и др.) и опирается на сведения, содержащиеся в этих курсах, изученных студентами ранее. Спецкурс расширяет и углубляет представления обучаемых о личности, закономерностях и факторах её жизни и развития. Предметом анализа в рамках курса является жизненный путь личности и её психобиографические образования. Индивидуальный жизненный путь личности рассматривается в социокультурном, культурно-историческом контексте, как пространство бытия изменяющейся, развивающейся личности.

Получаемые в процессе изучения данной учебной дисциплины сведения и формируемые компетенции, в свою очередь, служат основой для изучаемых одновременно с ним и в последующем спецкурсов, рассматривающих отдельные предметные области психологии личности, а также – различные аспекты прикладной и практической психологии личности.

Более или менее полное и чёткое представление о жизненном пути личности и её психобиографических образованиях необходимо также обучаемым при выполнении ими курсовых и выпускной работ, заданий в рамках всех видов практик и в целом в практической психологической работе в будущем.

 

Требования к уровню освоения содержания курса:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

§ основные методологические подходы к исследованию личности в контексте её жизненного пути в отечественной и зарубежной психологии и их теоретические положения;

§ иметь более или менее полное и четкое представление о факторах построения личностью собственной жизни;

§ основные методы и методики исследования жизненного пути, а также методы и приёмы психологической диагностики и психологической помощи, используемые в практической психологической работе, связанной с проблемами осмысления, осознания, планирования жизненного пути, коррекции жизненных программ, субъективной картины жизненного пути в целом.

 

Уметь:

§ оперировать основными понятиями психологии жизненного пути личности;

§ применять знания о закономерностях построения личностью собственной жизни для анализа проблем, связанных с осмыслением, осознанием, планированием жизненного пути, коррекцией жизненных программ, субъективной картины жизненного пути в целом, в практической деятельности;

§ ориентироваться в проблематике психологических исследований жизненного пути личности;

§ анализировать психологическую феноменологию, связанную с проблемами восприятия, переживания и построения личностью собственной жизни;

§ выявлять психологические проблемы в различных областях жизни личности;

§ определять направления исследований проблем, связанных с осмыслением, осознанием, планированием жизненного пути, коррекцией жизненных программ, субъективной картины жизненного пути в целом, в практической деятельности;

§ анализировать литературу по изучаемому вопросу.

Владеть:

§ основными количественными и качественными методами психологического исследования жизненного пути личности;

§ объяснительными теоретическими схемами психологии жизненного пути личности и применять их в процессе выполнения практических работ.

 

2.Учебно-тематический план курса «Психология жизненного пути личности»

Курс рассчитан на 108 академических часов. Он содержит лекций - 36 часов; семинарских и лабораторных занятий – 18 часов; 54 часа - самостоятельная работа студентов; из них экзамен - 36 часов. При прохождении курса предусмотрено выполнение тестов (ПР-1), проектного задания (ПР-3), изучение литературных источников при подготовке к практическим занятиям.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы – 108 часов.

 

Структура дисциплины

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Всего часов Аудиторная работа Самостоятельная работа  
        Лекции Семинары  
1. Модуль1 Теоретико-методологические основы психологии жизненного пути личности              
  - жизненный путь личности как предмет междисциплинарного и психологического исследования               УО-1(Устный опрос-собеседование).
  - методология и методы психобиографического описания личности в контексте её жизненного пути               УО-1(Устный опрос-собеседование).  
  -личность как субъект собственной жизни             УО-1(Устный опрос-собеседование).
2. Модуль 2. Основные жизненные отношения и жизненные события личности              
  - событийное содержание жизни личности           - - -
  - основные жизненные отношения личности               УО-1 (Устный опрос-собеседование).  
  - отношение к смерти           - - -
  - ценностно-смысловые отношения личности               УО-1 (Устный опрос-собеседование). Отчёт о психодиагностическом исследовании (ПР-7)
3. Модуль 3. Субъективная картина жизненного пути личности. Критические периоды в жизни личности                
  - субъективная картина жизненного пути личности             Отчёт о выполненном проектном задании (ПР-3)
  - биографические кризисы в жизни личности             - -
  - совладание с трудными жизненными ситуациями         - - -
4. Модуль 4. Основные этапы жизненного пути личности           - - -  
  проблема периодизации жизненного пути личности           - - -
  - детство как этап жизни личности: основные жизненные отношения, роли, задачи           - - -
  - зрелость как этап жизни личности: основные жизненные отношения, роли, задачи           - - -
  - старость как этап жизни личности: основные жизненные отношения, роли, задачи         - - -
  ИТОГО:             Экзамен в форме тестирования (ПР-1)- 36 часов

Формы контроля (условные обозначения): 1. УО – устный контроль: УО-1 – собеседование, УО-2 – коллоквиум, УО-3 – зачет по дисциплине (практике), УО-4 – экзамен по дисциплине (модулю).

2. ПР – письменные работы: ПР-1 – тесты, ПР-2 – контрольные работы, ПР-3 – эссе, проектные задания и иные творческие работы, ПР-4 – рефераты, ПР-5 – курсовые работы, ПР-6 –отчеты по практикам, ПР-7 – отчеты по НИРС.

3. ТС – технические средства контроля: ТС-1 – программы компьютерного тестирования, ТС-2 – учебные задачи, ТС-3 – комплексные ситуационные задания.

Учебные модули курса

Модуль 1. Теоретико-методологические основы психологии жизненного пути личности

Комплексная цель модуля: Ознакомить с основными теоретическими подходам и аспектами изучения индивидуальной жизни личности в разных областях научного знания; на основе изучения этого материала развивать умение анализировать, сопоставлять научные подходы, использовать определённые концептуальные основания в собственном исследовании и практической психологической работе.

 

Содержание модуля 1

Тема 1. Человек и его жизнь в философских исследованиях

 

Философская антропология о сущности человека и его бытии (И.Кант, Ф.Ницше, А.Шопенгауэр и др.). Учение М.Хайдеггера о бытии человека в мире и его отношении к своему бытию. Сущностные жизненные отношения человека: к миру, к вещам, к другим людям (к отдельному человеку и человеческому множеству), к тайне своего бытия (к Богу). Философская антропология М.Бубера: бытие как диалог между Богом и человеком, между человеком и миром.

Русская религиозная философия о цели, смысле человеческой жизни (В.Розанов, В.Несмелов, Е.Трубецкой, М.Тареев).

Русская общественно-философская мысль XIX в. о человеке и сущности его бытия (С.Франк, Н.Бердяев).

 

Тема 2. Жизненный путь личности как предмет междисциплинарного и
психологического исследования

 

Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования. Взаимосвязь психологического и социально-исторического аспектов изучения жизненного пути. Основные направления междисциплинарного исследования жизненного пути: психологическое изучение индивидуального жизненного пути; социологическое, демографическое, этнографическое исследование социально-возрастных процессов, социально-возрастной структуры общества и возрастной субкультуры (И.С.Кон).

Основные понятия, используемые в исследованиях жизненного пути: время жизни; жизненный путь; жизненный цикл; поколение (генерация, когорта); возрастные стадии (фазы, этапы, периоды); возраст развития и его измерения: биологический, психологический, социальный, субъективно-переживаемый возраст. Соотношение понятий «жизненный путь личности», «жизненный цикл», «онтогенез». Понятие «критические периоды» в биологии, социологии, психологии. Нормативные кризисы развития (Э. Эриксон).

Жизненный путь личности как предмет психологии. Понятие жизненного пути личности в психологии. Жизненный путь как история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи и сверстника определённого поколения (Б.Г. Ананьев. И.С. Кон). Объективный, субъективный и субъектный аспекты исследования жизненного пути личности. Жизненный путь как история формирования и развития личности в определённом обществе, в конкретную историческую эпоху, обусловленная комплексом микро- и макросоциальных условий, а также активностью личности как субъекта жизни. Системно-деятельностный и смысловой подходы к исследованию жизненного пути личности. Понятие жизненного мира человека (Э.Гуссерль), жизненного мира личности (С.Л.Рубинштейн, З.И.Рябикина, В.В.Знаков). Осознанность, осмысленность, действенность человеческого бытия. Жизненный путь как траектория движения личности по её жизненному миру, как история смыслового построения личностью своего жизненного мира и его развития.

 

Тема 3. Методология и методы психобиографического описания
личности в контексте её жизненного пути

 

Основные теоретико-методологические подходы к изучению жизненного пути личности: экзистенциальный, феноменологический, психология человеческого бытия, сценарный, событийный, ролевой, онтопсихология А. Менегетти, рефлексивно-гуманистическая психология и др.(их основные положения, методы, возможности и ограничения в изучении жизненного пути личности).

Биографический метод как способ изучения пройденных этапов жизни, биографическое описание жизненного пути личности с точки зрения перспектив её развития; подход к личности как к эксперту собственной жизни. Варианты использования биографического метода в психологических и социологических исследованиях.

Лонгитюдный метод изучения жизненного пути личности: сущность и трудности его использования.

Современные методы моделирования жизненного пути человека (способы картографирования времени человеческой жизни). «Дневниковая деятельность» – психологическое средство освоения человеком пространства и времени своей жизни: приём «реконструкции жизненных событий», приём «описания вчерашнего дня», приём «антиципации» и др. (Каракозов Р.Р.).

Метод каузометрического психолого-биографического анализа (методики: «мягкие» интервью; гибкие психотерапевтические техники; полуформализованные приёмы самоанализа; тесты и др.). Биографический тренинг.

Тема 4. Психологические концепции жизненного пути личности

Концепция Ш. Бюллер: основные идеи, понятия, методы. Значение концепции Ш. Бюллер для последующего изучения жизненного пути личности в психологии. Жизненный путь как последовательность возрастных этапов развития личности, этапов её биографии (П. Жане). Концепции жизненного пути личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев): основные идеи, понятия, методы. Развитие идей С.Л. Рубинштейна в исследованиях К.А. Абульхановой-Славской. Психология человеческого бытия (В.В. Знаков, З.И. Рябикина)

Тема 5. Личность как субъект собственной жизни

 

Объективные и субъективные факторы жизненного пути личности.

Основные идеи отечественных и зарубежных исследователей, конституирующие психологическую концепцию личности как субъекта жизни. Смысл жизни как интегральная основа субъектности жизни личности (А.Адлер, К.Г.Юнг, Р.Мэй, В.Франкл, С.Мадди, А.Маслоу, С.Л.Рубинштейн, К.А.Абульханова-Славская, Б.С.Братусь, В.Э. Чудновский и др.). Сценарная теория Э.Берна: основные положения и её критика. «Интроекты» (З. Фрейд), «комплексы» (К. Юнг) и их влияние на жизненный путь личности.

Концепция личности как субъекта жизни в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская). Понятие субъекта жизни в соотношении с понятием целостности жизни личности. Сознание, активность, зрелость и др. как высшие личностные образования, выполняющие функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути. Ответственность личности за собственную жизнь. Способы организации жизни и соответствующие типы личностей (К.А. Абульханова-Славская). Жизненная позиция личности – особое личностное образование; совокупность её отношений с миром и способ реализации жизненных отношений личности. Жизненная линия и ей типологические характеристики. Жизненная стратегия.

Проблема жизненного выбора. Психотехника жизненного выбора (Ф.Е. Василюк).

Планы семинарских и лабораторных занятий к модулю 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных