ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методические рекомендации по выполнению заданий к модулю 3Самостоятельная работа студентов по освоению содержания модуля 2 состоит в подготовке к лабораторным занятиям. Планы, а также рекомендуемая для подготовки к ним литература приведены в разделе 3 данного учебно-методического комплекса. Кроме того, в программу самостоятельной работы студентов по данному модулю входит выполнение проектного задания, методические рекомендации по выполнению которого приводятся ниже.
Методические рекомендации по выполнению проектного задания к модулю 3 С помощью освоенных студентами методик и методических приёмов Life-Line предлагается изучить, описать и проанализировать субъективную картину жизни одного человека; определить цель, задачи и направления практической психологической работы с ним в случае его обращения за практической психологической помощью. Отчет о выполнении задания сдается в письменной форме. Обязательными разделами данного отчёта должны быть: определение целей и задач психодиагностического обследования, социально-демографические сведения об обследуемом, краткое описание инструментария, описание результатов исследования, их интерпретация, выводы и заключение. Самой важной составляющей представляемого отчёта является анализ выявленных психологических проблем обследованного, связанных с его субъективной картиной жизни, и описание цели, задач и направления практической психологической работы с ним в случае его обращения за практической психологической помощью. В приложении должны быть приведены протоколы опроса обследованного. . Литература, рекомендуемая при выполнении задания: 1. Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути // Под ред. А.А. Кроника.- М. Прогресс, 1993. 2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев; Наукова Думка, 1984. 3. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983.- Т.4.- №5.- С.57-63.
6.Литература к курсу а) основная литература: 1. Габдулина Л.И. Методология и методы психологии жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Ростов-наДону, 2009. 2. Карпинский К. В. Человек как субъект жизни: Учеб. пособие – Гродно: ГрГУ, 2008 3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Гродно: ГрГУ, 2008. 4. Личность как субъект организации времени своей жизни / Под ред. З.И. Рябикиной, П.Н.Ермакова. Краснодар, 2008.. 5. Нартова-Бочавер С.К.Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии - М.- П., 2008.
б) дополнительная литература: 7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991 8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000 9. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990. 10. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992. 11. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. С.157-398. 12. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.-С.201-222. 13. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998. 14. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997, С.284-314. 15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова Думка, 2008 16. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.17. Джидарьян А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, 2001. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000.18. Ермолаева М.. Практическая психология старости. – М., 2002.19. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 471-483. 20. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: Наука, 1988. 21. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992 с. 22. Кроник А.А., Ахмеров Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003. 23. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Издательство «Питер», 2006 24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. 25. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005. 26. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005. 27. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989. 28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с. 29. Психологические, философские и религиозные проблемы смысла жизни. М., 2000. 30. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001. 31. Петровский А.В.Психология и время. – Питер, 2007 32. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., 2005. 33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– М. 2007. - 702 34. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000. 35. Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. – 592с. 36. Тренинг развития жизненных целей/ Под ред. Е.Г.Трошихиной. М., 2006. 37. Фрейд З. Мы и смерть // По ту сторону принципа наслаждения. – Библиотека психоаналитической литературы. Т. 3. – Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – С. 5-84. 38. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики // Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 19 – 190. 39. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Ось-89, 1998 40. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Изд-во «Украина», 1991. 41. Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А.А. Кроника. М.: Прогресс, 1993.
Глоссарий Биографические методы – это способы изучения индивидуальной жизни личности. Биография – описание жизни (от греч. «биос» – жизнь, «графос» – описание). Биологический возраст – определяется состоянием обмена веществ и функций организма данного человека по сравнению со среднестатистическим уровнем таковых у представителей всей популяции данного хронологического возраста (И.С. Кон). Внутренняя картина жизни – «целостный образ бытия человека, характеризующий качество его жизни и адаптационные возможности на разных уровнях» (Е.Ю. Коржова). Время жизни – временной интервал между рождением и смертью, хронологические границы индивидуального существования, безотносительно к его содержанию. Жизненная линия – реализация жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни (К.А. Абульханова-Славская). Жизненная позиция – это особое жизненное и личностное образование; это способ самоопределения личности, обобщённый на основе её жизненных ценностей; это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов (К.А. Абульханова-Славская). Жизненное событие – 1) это поворотный этап в жизненном пути человека, связанный с принятием им на длительный период важных жизненных решений (С.Л. Рубинштейн); 2) это «обстоятельства, вызывающие поступки и действия человека и превращающиеся в новые обстоятельства» (Б.Г. Ананьев); 3) это простейшие элементы реального жизненного пути личности, любые объективные изменения в её жизни, поведении, внутреннем мире (А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.); 4) это ситуации, которые могут оказывать более или менее сильное влияние на человека как индивида, как личности, как деятеля, т.е. воздействуют на все ипостаси существования человека (А.А. Бодалёв); 5) это ситуация самоопределения личности, затрагивающая центральные аспекты её жизни (Т.В. Карцева). Жизненные отношения – это объективные, практические отношения человека с окружающей его действительностью и реализующиеся в его деятельности и общении; это субъективные отношения как совокупность субъективно значимого для личности (ценностно-смысловые отношения, чувства, интенции, оценочные суждения); субъективные отношения могут рассматриваться как превращённые формы реальных объективных отношений. Жизненные роли – психологические роли личности, связанные с её онтологическими основаниями, развивающиеся в разные периоды жизни, при этом каждому из них соответствует своя жизненная роль как новообразование. Жизненный выбор – поворотный момент в жизненном пути личности, обусловленный принятием ею решения; это выбор из возможных альтернатив построения жизни, которые предполагают защиту разных ценностей; это выбор жизненных планов и стратегий. Жизненный путь личности – «это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи, сверстника определённого поколения» (Б.Г. Ананьев). Жизненный сценарий – описание возможного хода жизненных событий в соответствии с целями, задачами, ресурсами и ролевым участием, заданными человеку в детстве его родителями (Э. Берн). Жизненный цикл – это понятие, обозначающее ход жизни, имеющей циклический характер. Жизнетворчество – это установка на творческий поиск путей самореализации, готовность к перестройке своей жизненной перспективы с учётом требований изменяющегося и развивающегося общества. Каузометрия – метод анализа и проектирования жизненного пути личности, предложенный А.А. Кроником, Е.И. Головахой и др. Личностные (субъективные) ценности – это присвоенные индивидом социальные ценности; это значимая для человека реальность, востребованная им в процессе взаимодействия с миром, выступающая в виде конкретных идеалов, жизненных целей, инициирующих и направляющих активность субъекта. Одиночество – вольное или невольное свёртывание индивидом отношений с другими людьми. Поколение – это общность современников, сформировавшихся в определённых исторических условиях, под влиянием определённых исторических событий, независимо от их хронологического возраста. Психологический возраст – 1) это субъективное отношение человека к собственному возрасту, внутреннее чувство или самооценка возраста (А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.); 2) в психологии развития определяется путём соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития с соответствующим нормативным среднестатистическим комплексом показателей развития. Смысл жизни – 1) это наиболее глобальное и всеобъемлющее смысловое образование личности; «идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» (В.Э. Чудновский); 2) это сложноорганизованная система смыслов, динамическая смысловая система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое (Д.А. Леонтьев). Социальный возраст – определяется путём соотнесения уровня социального развития данного человека с тем, что статистически нормально для его сверстников (И.С. Кон). Стратегия жизни – 1) соответствующая мотивам и целям субъекта долговременная устойчивая форма организации им конкретных действий, направленных на достижение жизненных целей в широкой временной перспективе; 2) «это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путём соотнесения жизненных требований с личностной активностью, её ценностями и способами самоутверждения» (К.А. Абульханова-Славская). Субъект жизни – это качество личности, проявляющееся прежде всего в её отношении к собственной жизни – в стремлении и способности по ходу жизни видеть, выделять, ставить проблемы, вовремя их осознавать и принимать ответственные решения; это источник и движущая сила жизненной динамики (С.Л. Рубинштейн). Субьективная картина жизни – 1) это психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути – значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целесредственные связи; это образ, временные измерения которого соизмеримы с индивидуальной жизнью в целом (А.А. Кроник и др.); 2) это важнейшая характеристика самосознания, в которой отражены вехи социального и индивидуального развития; она развёрнута во времени, фиксирует в биографо-исторических датах главные события жизненного пути и связывает в единой системе отсчёта биологическое, психологическое и историческое время (Б.Г. Ананьев). Танатическая тревога (страх смерти) – неприятное эмоциональное состояние (иногда непереносимое или труднопереносимое), возникающее при размышлении человека о собственной смерти. Ценностные ориентации – личностные ценностные предпочтения, индикаторы личностных ценностей. Ценность – это особое системное качество предметов и явлений, заключенное в их сущности, могущее быть «присвоенным» субъектом в виде переживания или рационального постижения их значимости; это ценностность предмета, события, идеи и т.д. для конкретного индивида. Экзистенциальный выбор – выбор фундаментальных (смысловых) основ человеческой жизни, обусловленный выстраиванием ценностей высшего порядка (таких, как жизнь и смерть).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|