Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации по выполнению заданий к модулю 3




Самостоятельная работа студентов по освоению содержания модуля 2 состоит в подготовке к лабораторным занятиям. Планы, а также рекомендуемая для подготовки к ним литература приведены в разделе 3 данного учебно-методического комплекса. Кроме того, в программу самостоятельной работы студентов по данному модулю входит выполнение проектного задания, методические рекомендации по выполнению которого приводятся ниже.

 

Методические рекомендации по выполнению проектного задания к модулю 3

С помощью освоенных студентами методик и методических приёмов Life-Line предлагается изучить, описать и проанализировать субъективную картину жизни одного человека; определить цель, задачи и направления практической психологической работы с ним в случае его обращения за практической психологической помощью.

Отчет о выполнении задания сдается в письменной форме. Обязательными разделами данного отчёта должны быть: определение целей и задач психодиагностического обследования, социально-демографические сведения об обследуемом, краткое описание инструментария, описание результатов исследования, их интерпретация, выводы и заключение. Самой важной составляющей представляемого отчёта является анализ выявленных психологических проблем обследованного, связанных с его субъективной картиной жизни, и описание цели, задач и направления практической психологической работы с ним в случае его обращения за практической психологической помощью. В приложении должны быть приведены протоколы опроса обследованного.

.

Литература, рекомендуемая при выполнении задания:

1. Life-Line и другие новые методы психологии жизненного пути // Под ред. А.А. Кроника.- М. Прогресс, 1993.

2. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. - Киев; Наукова Думка, 1984.

3. Кроник А.А., Головаха Е.И. Психологический возраст личности // Психологический журнал. – 1983.- Т.4.- №5.- С.57-63.

 

6.Литература к курсу

а) основная литература:

1. Габдулина Л.И. Методология и методы психологии жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Ростов-наДону, 2009.

2. Карпинский К. В. Человек как субъект жизни: Учеб. пособие – Гродно: ГрГУ, 2008

3. Карпинский К. В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / – Гродно: ГрГУ, 2008.

4. Личность как субъект организации времени своей жизни / Под ред. З.И. Рябикиной, П.Н.Ермакова. Краснодар, 2008..

5. Нартова-Бочавер С.К.Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии - М.- П., 2008.

 

б) дополнительная литература:

7. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни.- М.: Мысль, 1991

8. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000

9. Аргайл М. Психология счастья. М., 1990.

10. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М.: Прогресс, 1992.

11. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – СПб.: Лениздат, 1992. С.157-398.

12. Братченко С.Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997.-С.201-222.

13. Бодалёв А.А. Вершина в развитии взрослого человека. – М., 1998.

14. Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А.Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997, С.284-314.

15. Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности. – Киев: Наукова Думка, 2008

16. Гомезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная

психология. Личность от молодости до старости. – М., 2001.17. Джидарьян А. Представление о счастье в российском менталитете. СПб, 2001. Ермолаева М.В. Психология развития. – М., 2000.18. Ермолаева М.. Практическая психология старости. – М., 2002.

19. Кон И.С. Жизненный путь как предмет междисциплинарного исследования // Человек в системе наук. – М.: Наука, 1989. – С. 471-483.

20. Кон И.С. Ребёнок и общество. – М.: Наука, 1988.

21. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 992 с.

22. Кроник А.А., Ахмеров Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М., 2003.

23. Коржова Е.Ю. Психология жизненных ориентаций человека. – СПб.: Издательство «Питер», 2006

24. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999.

25. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005.

26. Личность и бытие: субъектный подход. Личность как субъект бытия: теоретико-методологические основания анализа: Матер. III Всерос. науч.-практ. конф. / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. Краснодар, 2005.

27. Лабиринты одиночества / Под ред. Н.Е. Покровского. – М.: Прогресс, 1989.

28. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 1999. – 487 с.

29. Психологические, философские и религиозные проблемы смысла жизни. М., 2000.

30. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А.А.Реана. – СПб., 2001.

31. Петровский А.В.Психология и время. – Питер, 2007

32. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. З.И. Рябикиной, В.В. Знакова. М., 2005.

33. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии.– М. 2007. - 702

34. Степанов С. Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций. – М.: Наука, 2000.

35. Смысл жизни: Антология. / Сост., общ. ред., предисл. и прим. Н.К. Гаврюшина. – М.: Издательская группа «Прогресс-Культура», 1994. – 592с.

36. Тренинг развития жизненных целей/ Под ред. Е.Г.Трошихиной. М., 2006.

37. Фрейд З. Мы и смерть // По ту сторону принципа наслаждения. – Библиотека психоаналитической литературы. Т. 3. – Санкт-Петербург: Восточно-Европейский Институт Психоанализа, 1994. – С. 5-84.

38. Фромм Э. Человек для самого себя. Введение в психологию этики // Психоанализ и этика. – М.: Республика, 1993. – С. 19 – 190.

39. Чудновский В. Э. Смысл жизни и судьба. – М.: Ось-89, 1998

40. Швалб Ю.М., Данчева О.В. Одиночество: социально-психологические проблемы. Изд-во «Украина», 1991.

41. Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути / Под ред. А.А. Кроника. М.: Прогресс, 1993.

 

Глоссарий

Биографические методы – это способы изучения индивидуальной жизни личности. Биография – описание жизни (от греч. «биос» – жизнь, «графос» – описание).

Биологический возраст – определяется состоянием обмена веществ и функций организма данного человека по сравнению со среднестатистическим уровнем таковых у представителей всей популяции данного хронологического возраста (И.С. Кон).

Внутренняя картина жизни – «целостный образ бытия человека, характеризующий качество его жизни и адаптационные возможности на разных уровнях» (Е.Ю. Коржова).

Время жизни – временной интервал между рождением и смертью, хронологические границы индивидуального существования, безотносительно к его содержанию.

Жизненная линия – реализация жизненной позиции во времени и обстоятельствах жизни (К.А. Абульханова-Славская).

Жизненная позиция – это особое жизненное и личностное образование; это способ самоопределения личности, обобщённый на основе её жизненных ценностей; это совокупность реализованных жизненных отношений, ценностей, идеалов (К.А. Абульханова-Славская).

Жизненное событие – 1) это поворотный этап в жизненном пути человека, связанный с принятием им на длительный период важных жизненных решений (С.Л. Рубинштейн); 2) это «обстоятельства, вызывающие поступки и действия человека и превращающиеся в новые обстоятельства» (Б.Г. Ананьев); 3) это простейшие элементы реального жизненного пути личности, любые объективные изменения в её жизни, поведении, внутреннем мире (А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.); 4) это ситуации, которые могут оказывать более или менее сильное влияние на человека как индивида, как личности, как деятеля, т.е. воздействуют на все ипостаси существования человека (А.А. Бодалёв); 5) это ситуация самоопределения личности, затрагивающая центральные аспекты её жизни (Т.В. Карцева).

Жизненные отношения – это объективные, практические отношения человека с окружающей его действительностью и реализующиеся в его деятельности и общении; это субъективные отношения как совокупность субъективно значимого для личности (ценностно-смысловые отношения, чувства, интенции, оценочные суждения); субъективные отношения могут рассматриваться как превращённые формы реальных объективных отношений.

Жизненные роли – психологические роли личности, связанные с её онтологическими основаниями, развивающиеся в разные периоды жизни, при этом каждому из них соответствует своя жизненная роль как новообразование.

Жизненный выбор – поворотный момент в жизненном пути личности, обусловленный принятием ею решения; это выбор из возможных альтернатив построения жизни, которые предполагают защиту разных ценностей; это выбор жизненных планов и стратегий.

Жизненный путь личности – «это история формирования и развития личности в определённом обществе, современника определённой эпохи, сверстника определённого поколения» (Б.Г. Ананьев).

Жизненный сценарий – описание возможного хода жизненных событий в соответствии с целями, задачами, ресурсами и ролевым участием, заданными человеку в детстве его родителями (Э. Берн).

Жизненный цикл – это понятие, обозначающее ход жизни, имеющей циклический характер.

Жизнетворчество – это установка на творческий поиск путей самореализации, готовность к перестройке своей жизненной перспективы с учётом требований изменяющегося и развивающегося общества.

Каузометрия – метод анализа и проектирования жизненного пути личности, предложенный А.А. Кроником, Е.И. Головахой и др.

Личностные (субъективные) ценности – это присвоенные индивидом социальные ценности; это значимая для человека реальность, востребованная им в процессе взаимодействия с миром, выступающая в виде конкретных идеалов, жизненных целей, инициирующих и направляющих активность субъекта.

Одиночество – вольное или невольное свёртывание индивидом отношений с другими людьми.

Поколение – это общность современников, сформировавшихся в определённых исторических условиях, под влиянием определённых исторических событий, независимо от их хронологического возраста.

Психологический возраст – 1) это субъективное отношение человека к собственному возрасту, внутреннее чувство или самооценка возраста (А.А. Кроник, Е.И. Головаха и др.); 2) в психологии развития определяется путём соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития с соответствующим нормативным среднестатистическим комплексом показателей развития.

Смысл жизни – 1) это наиболее глобальное и всеобъемлющее смысловое образование личности; «идея, содержащая в себе цель жизни человека, «присвоенная» им и ставшая для него ценностью чрезвычайно высокого порядка» (В.Э. Чудновский); 2) это сложноорганизованная система смыслов, динамическая смысловая система, включающая в себя ряд разноуровневых смысловых структур, функционирующих как единое целое (Д.А. Леонтьев).

Социальный возраст – определяется путём соотнесения уровня социального развития данного человека с тем, что статистически нормально для его сверстников (И.С. Кон).

Стратегия жизни – 1) соответствующая мотивам и целям субъекта долговременная устойчивая форма организации им конкретных действий, направленных на достижение жизненных целей в широкой временной перспективе; 2) «это стратегия поиска, обоснования и реализации своей личности в жизни путём соотнесения жизненных требований с личностной активностью, её ценностями и способами самоутверждения» (К.А. Абульханова-Славская).

Субъект жизни – это качество личности, проявляющееся прежде всего в её отношении к собственной жизни – в стремлении и способности по ходу жизни видеть, выделять, ставить проблемы, вовремя их осознавать и принимать ответственные решения; это источник и движущая сила жизненной динамики (С.Л. Рубинштейн).

Субьективная картина жизни – 1) это психический образ, в котором отражены пространственно-временные характеристики жизненного пути – значимые события прошлого, настоящего и будущего, их причинно-следственные и целесредственные связи; это образ, временные измерения которого соизмеримы с индивидуальной жизнью в целом (А.А. Кроник и др.); 2) это важнейшая характеристика самосознания, в которой отражены вехи социального и индивидуального развития; она развёрнута во времени, фиксирует в биографо-исторических датах главные события жизненного пути и связывает в единой системе отсчёта биологическое, психологическое и историческое время (Б.Г. Ананьев).

Танатическая тревога (страх смерти) – неприятное эмоциональное состояние (иногда непереносимое или труднопереносимое), возникающее при размышлении человека о собственной смерти.

Ценностные ориентации – личностные ценностные предпочтения, индикаторы личностных ценностей.

Ценность – это особое системное качество предметов и явлений, заключенное в их сущности, могущее быть «присвоенным» субъектом в виде переживания или рационального постижения их значимости; это ценностность предмета, события, идеи и т.д. для конкретного индивида.

Экзистенциальный выбор – выбор фундаментальных (смысловых) основ человеческой жизни, обусловленный выстраиванием ценностей высшего порядка (таких, как жизнь и смерть).

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных