Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






программы по социальному страхованию безработицы.




Рассматривая вопрос государственного регулирования безработицы, следует выделить следующие три вида государственной политики: социальная, макроэкономическая, политика в сфере занятости населения.

Макроэкономическая политика:

- Создание условий для роста спроса на товары. Так как спрос на рынке труда производный и зависит от ситуации на рынках товаров и услуг, то занятость возрастет, а безработица упадет в том случае, если товарные рынки предъявят больший спрос и для его удовлетворения надо будет нанять дополнительных работников.

Социальная политика:

- Выплата пособий по безработице признанных безработными.

- Бюджетное субсидирование дополнительной (по отношению к фактическому уровню) рабочей силы на действующих предприятиях. Оно может иметь вид кредитования государством зарплаты дополнительно нанятых рабочих.

- Предоставление возможности досрочного выхода на пенсию работникам, еще не достигшим пенсионного возраста (этот способ может использоваться только в очень ограниченных масштабах, так как он влечет существенное увеличение пенсионных выплат).

Изменения в Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости) введены в действие с 1 января 2009г Федеральным законом от 25.12.2008 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения»».

В связи с осложнением ситуации на рынке труда в отдельных субъектах Российской Федерации, в частности, из-за участившихся массовых увольнений, сокращений, ухудшения материального положения трудящихся законодатель усилил роль Правительства РФ в вопросах занятости. Теперь ему предоставлено право,разрабатывать и реализовывать дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда (п.2 ст. 7 Закона о занятости).

Мероприятий, вводимые в целях снижения социальной напряженности в трудовой сфере, используются следующие:

· опережающая переподготовка работников, находящихся под риском увольнения;

· направление на обучение;

· подготовка программ развития общественных и временных работ для временно не имеющих работу граждан;

временное трудоустройство молодежи;

оказание услуг консультативного характера и др.

Трудовое законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ). Преимущественно большинство программ, связанных с содействием развитию рынка труда и занятости населения, осуществляются органами государственной власти субъектов РФ на средства, полученные ими из федерального бюджета в виде субвенций.

Политика в сфере занятости населения:

- Применение в государственном и негосударственном секторах экономики гибких форм занятости и других.

- Реализация программ поддержки молодых работников (возможно, создание специальных организаций, привлекающих на работу молодых специалистов).

- Развитие самозанятости населения. Самозанятость населения – это специфическая форма экономической деятельности. Ее сущность заключается в том, что гражданин сам находит для себя источник доходов, обеспечивающий его достойное существование в результате экономической деятельности, не противоречащей законам страны.

- Предоставление рабочих мест, не ориентированных на получение прибыли, а связанных с работой в интересах общества, например: работа в области охраны окружающей среды.

- Организация подготовки и переподготовки кадров. Такая работа общества и государства неразрывно связана с формированием экономики знаний. Она должна обеспечивать переподготовку специалистов, их обучение именно тем профессиям, на которые спрос не удовлетворен.

- Обращение к системе гибкого рабочего времени, в том числе закрепление в коллективных договорах схемы гибкости трудового года, то есть право изменять продолжительность труда на предприятиях в зависимости от колебаний спроса.

- Содействие трудоустройству безработных с помощью бирж труда (учреждений, осуществляющих посредничество между рабочими и предпринимателями при совершении сделки купли-продажи рабочей силы и регистрации безработных).

Для реализации государственной политики в области занятости населения и обеспечения гражданам соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров по трудоустройству, переобучению и профориентации населения создана Государственная служба занятости.

Законодательное регулирование занятости и безработицы в России осуществляется в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991г., а также Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997 г. N 458 «Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан» (с изменениями и дополнениями).

Законодательство предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу.

Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда).

В 2010 году, в соответствии с Постановлением Правительства РФ о дополнительных мерах по снижению напряженности на рынке труда в 2010 – 2011 годах, будут реализованы следующие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда: опережающее профессиональное обучение работников в случаях простоя, введения режима неполного рабочего времени, предоставления отпусков без сохранения заработной платы по инициативе работодателей, проведения мероприятий по высвобождению работников.

Основная задача – подготовить работников не только на текущую потребность рынка труда, но и на долгосрочные приоритеты развития регионов.

Стажировка выпускников образовательных учреждений в целях приобретения ими опыта работы, которая в 2010 году будет увеличена до 6 месяцев.

Содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Главное отличие — за каждого трудоустроенного безработного гражданина предприниматель будет получать выплату в размере 58,8 тыс. рублей на дополнительно созданное рабочее место.

Оказание адресной поддержки гражданам, обратившимся в органы службы занятости в целях поиска работы, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов.

Иные дополнительные мероприятия по поддержке рынка труда отдельных регионов России в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

На эти цели в 2010 году выделено 36,3 млрд. рублей.

По прогнозам Министерства, в результате дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, в 2010 году составит не более 2,2 млн. человек, а в 2011 году она сократится до 2,1 млн. человек.

По итогам Росстат выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2009 года численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) составила 75,5 млн. человек, или более 53% от общей численности населения страны.

В численности экономически активного населения 69,4 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 6,1 млн. человек — как безработные с применением критериев Международной Организации Труда (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Рисунок 2 – Динамика численности экономически активного населения в России

Уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в ноябре 2009г. составил 8,1%.

Рисунок 3 — Уровень безработицы в России по методологии МОТ


Согласно таблице 1 можно проанализировать данные.

Таблица 1 - Экономическая активность населения России

2009г. Справочно 2008г.
август сентябрь октябрь ноябрь в среднем февраль - ноябрь ноябрь в среднем февраль - ноябрь
Экономически активное население в возрасте 15-72 лет (рабочая сила), тыс. чел.
             
занятые, тыс. чел.
             
безработные, тыс. чел.
             
Уровень экономической активности(экономически активное население к численности населения в возрасте 15-72 лет), %
68,7 68,4 68,0 67,8 67,8 67,8 67,7
Уровень занятости (занятые к численности населения в возрасте 15-72 лет), %
63,3 63,2 62,8 62,3 62,1 63,1 63,4
Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения), %
7,8 7,6 7,7 8,1 8,4 7,0 6,3

 

В ноябре 2009г. по сравнению с октябрем численность безработных в России увеличилась на 0,3 млн. человек, или на 5,0%, численность занятого населения снизилась на 0,5 млн. человек, или на 0,8%. Снижение занятости населения и увеличение безработицы в ноябре по сравнению с октябрем связано с влиянием фактора сезонности.

По сравнению с ноябрем 2008г численность безработных была выше на 0,8 млн. человек, или на 15,9%, численность занятого населения была ниже на 1,2 млн. человек, или на 1,7%.

Уровень занятости населенияв возрасте 15-72 лет (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в ноябре 2009г составил62,3%.


Заключение

Итак, в процессе работы были сделаны следующие выводы:

Под безработицей следует понимать такое положение на рынке рабочей силы, при котором часть трудоспособного населения не может или не желает продать свою рабочую силу и в итоге остается без работы.

В современной экономической литературе выделяется несколько основных видов и форм безработицы. Из них были рассмотрены структурная, фрикционная, естественная, циклическая, сезонная, скрытая, добровольная и институциональная, каждой из них была дана краткая характеристика. Так же были выявлены причины роста и снижения занятости и уровня безработицы в стране.

Очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики

Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое явление, однозначно нельзя. С точки зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Однако с точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной необходимостью. Другое дело, что государство должно регулировать занятость, устранять негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность.

Несмотря на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.


Список используемой литературы:

1. Агапова Т.А. Макроэкономика: Учебник/С.Ф.Серегина, Т.А.Агапова. – М.: Издательство «Дело и сервис»,2004.-448с.

2. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебное пособие/ – М, 2002. – 491с.

3. Бункина М.К. Макроэкономика: Учебник/ М.К. Бункина, А.М.Семенов, В.А.Семенов – М.: Издательство Дело и Сервис 2000. – 512с.

4. Джуха, В.М. Микроэкономика: Учеб. пособие для вузов / В.М. Джуха, Е.А. Панфилова. – М.: Ростов н/Дону: Март, 2004. – 255 с. – (Учебный курс)

5. Задоя А.А. Макроэкономика: учебник/ Ю.В. Петруня, А.А. Задоя. – К.: О-во «Знание», КОО, 2004. – 368с.

6. Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник/ - М.:Юристъ,2003.-861с.

7. Капканщиков С.Г. Макроэкономика: учебное пособие/-М.: КноРус,2007.-336с

8. Микро- и макроэкономика: Учеб. Пособ. / М.И. Плотницкий, Л.В. Воробьева, Н.Н. Сухарева и др. – М.: Книжный Дом Мисанта, 2004. – 224с

9. Сакс Дж.Д.Макроэкономика. Глобальный подход: Пер.с англ./Ф.Б. Ларрен, Дж.Д. Сакс.- М.:Дело,1996-848с.

10. Селищев А.С. Макроэкономика: учебник/ – СПб.: Питер, 2005. – 464с.

11. Баликоев, В.З. Общая экономическая теория: Учебник для студентов, обуч. по эконом. специальностям / В.З. Баликоев. – М.: Омега-Л, 2007. – 732с.

12. Новикова, З.Т. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов / З.Т. Новикова. – М.: Академический проспект, 2005.

 

 

Законодательные акты

1..Закон РФ от 19 апреля 1991г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (Гарант)

2. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 1997г. N 458 "Об утверждении Порядка регистрации безработных граждан" (с изменениями и дополнениями) (гарант)

Сайты в интернете

1. http://www.gks.ru/ Федеральная служба государственной статистики, официальный сайт.

2. http://www.minzdravsoc.ru/ Министерство труда РФ, официальный сайт.

3. http://czn.volgadmin.ru – официальный сайт центра занятости Волгограда

Статья из журнала или сборника

1. 15.Лобань И. Антикризисные меры в сфере занятости /И.Лобань// Газета Экономика и жизнь - январь 2009.-№03

 


[1] Американский экономист Артур Оукен (1928 –1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом валового национального продукта существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост реального валового национального продукта примерно на 2%.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных