Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ




Обучающийся имеет право получить зачет по итогам собеседования (см. раздел 7. Вопросы на зачет).

 

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1 – 2 (4 часа)

Тема: Великое движение на Восток.

Вопросы для обсуждения:

1. Какие факты говорят о том, что земли Приамурья в XVII вв. не вхо­дили в состав ни китайского, ни японского государств? Почему эта проблема имеет важное значение в наши дни?

2. Назовите известных землепроходцев XVII в. Какие мотивы лежали в ос­нове их деятельности?

3. Как складывались российско-китайские отношения после появления на Амуре русских?

4. Как складывались взаимоотношения между коренными народами края и русскими переселенцами? Охарактеризуйте их этнический состав и культурно-бытовые особенности.

5. Почему российские власти придавали большое значение Албазину? Как организовывали его оборону?

6. Какие потери понесла Россия, заключив Нерчинский договор? Можно ли было в тех исторических условиях заключить более благоприятное для нашего государства соглашение?

Темы докладов:

1. Топонимы российского Дальнего Востока (Амур, Сахалин, Камчатка, Сихотэ-Алинь, Охотск, мыс Дежнева, мыс Челюскина и др. на выбор студента)

2. Коренные народы Северо-Востока Азии и Приамурья в XVII в.: хозяйство, социальный строй, духовная культура, последствия русской колонизации

2.1. народы Крайнего Северо-Востока: камчадалы, чукчи, эскимосы, алеуты

2.2. народы Охотского побережья: тунгусы, ламуты, юкагиры

2.3. народы Приамурья и Приморья: дауры, дючеры, гольды и др. (на выбор студента)

3. Первые русские поселения на Дальнем Востоке в XVII в. (Якутск, Охотск, Нерчинск, Албазин): история появления и развития.

4. Русские землеискатели XVII в. (поход И. Москвитина к Охотскому морю, походы В. Пояркова на Амур и Охотское море, походы Е.П. Хабарова на Амур, исследование Камчатки С.И. Дежневым и В. Атласовым) (на выбор студента).

5. «Албазинская война» 1685—1686 гг. (причина конфликта, особенности осады крепости).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3 (2 часа)

Тема:Российская политика в Дальневосточном регионе в ХVIII – I пол. ХIХ вв.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Как складывались русско-китайские отношения после подписания Нерчинского договора?

2. В каком направлении шла русская колонизация Дальнего Востока в XVIII в.?

3. Какими международными обстоятельствами того времени можно объяснить стремление Москвы к овладению новыми землями?

4. Какие открытия были сделаны русскими мореплаватели в Тихом океане в XVIII в.?

5. Как развивались отношения Российской империи и Японии в XVIII в.?

Темы докладов:

1. Географические экспедиции Витуса Беринга и Алексея Чирикова (цели, плавание, открытия и значение)

2. Русско-Американская компания (история основания, цели создания, сфера деятельности)

3. А.А. Баранов и освоение русской Америки.

4. Русские исследователи Тихоокеанского побережья XVIII – XIX в. (барон Ф.П. Врангель, И.Ф. Крузенштерн) (на выбор студента).

5. Почему продали русскую Америку?

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4 – 5 (4 часа)

Тема: Дальний Восток во II половине XIX – начале ХХ вв.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие политические события происходили в Европейской части России в се­редине XIX в.? Как эти события повлияли на отношение царского правительст­ва к Амурскому вопросу?

2. Кто и что способствовал (-ло) успешному решению для России Амурского вопроса?

3. Используя историческую карту проследите, какие земли отошли к России по­сле подписания Айгунского, Пекинского договоров и русско-японского дого­вора 1875 г.

4. Какие меры предпринимало правительство к переселению в Сибирь и на Дальний Восток во второй половине XIX в.? Отметьте общее и отличия в пере­селении на восток в истории России и освоением «дикого запада» в США.

5. Проследите изменения в административно-территориальном устройстве края в XIX – н. ХХ вв.

6. Оцените значение для последующего развития российского Дальнего Востока следующих событий строительство Китайско-Восточной железной дороги.

7. Какие события происходили во II половине XIX в. в странах Западной Ев­ропы и в США. Как эти события отразились на их внешнеполитических интере­сах в Восточной Азии?

8. Почему к концу XIX в. международная напряженность в регионе резко воз­росла?

9. Каковы причины и характер русско-японской войны? Как началась война?

10. Найдите на карте крепость Порт-Артур, город Мукден, остров Цусима. Опи­шите их географическое и военно-стратегическое положение.

11. Чем объяснить, что Япония была лучше подготовлена к войне, чем Россия? В чем это выражалось? Могла ли Россия победить в войне с Японией и при каких условиях?

12. Проанализируйте условия Портсмутского мирного договора. Какие уступки делала Россия Японии? Каковы итоги и значение русско-японской войны?

 

 

Темы докладов:

1. Руководители края и их вклад в развитие Дальнего Востока (А.Н. Корф, Н.И. Гродеков, Н.Л. Гондатти) (на выбор студента).

2. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали.

3. Строительство Китайско-Восточной железной дороги.

4. Известные предприниматели и их вклад в экономику края (А.Ф. Плюснин, И.Я. Чурин, братья Хлебниковы) (на выбор студента).

5. История основания и развития Николаевска-на-Амуре / Благовещенска / Хабаровска / Владивостока (на выбор студента).

6. Столыпинская аграрная реформа и заселение дальневосточных земель в начале ХХ в.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6 (2 часа)

Тема: Развитие научного краеведения на Дальнем Востоке

 

Темы докладов:

1. Краеведческие исследования на Дальнем Востоке во второй половине XIX – начале ХХ вв.:

- гидрологические исследования (С.О. Макаров, А.С., Стенин, М.Е. Жданко)

- физико-географические, геологические, этнографические изучения (Н.М. Пржевальский, А.Ф. Будищев, М.И. Венюков, В.К. Арсеньев и др.)

- историческое краеведение: Общество изучения Амурского края во Владивостоке (1884 г.) и Приамурского отдела Российского Императорского Географического общества в Хабаровске (1883 г.).

2. Исторические личности, формировавшие краеведческий потенциал Хабаровского края и Приморья в советский период (Г.С. Новиков-Даурский, В.Л. Комаров, Н.П. А.И. Крушанов, А.П. Окладников, В.П. Сысоев и др.).

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 7 (2 часа)

Тема: Особенности гражданской войны на Дальнем Востоке

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какая была реакция населения Дальнего Востока на события февраля и ок­тября 1917 г.?

2. Прокомментируйте события 1917 г. в Центральной России и на Дальнем Вос­токе. Выделите отличия политической ситуации в центре страны и на восточной окраине.

3. Расскажите об установлении власти Советов на Дальнем Востоке. Почему они потерпели поражение?

4. Почему первые вооруженные столкновения на Дальнем Востоке произошли по линии КВЖД? В чем видите причину того, что уже в начале 1918 г. террито­рия КВЖД и ее «столица» Харбин стали центром организации антисоветской борьбы в крае?

5. Каковы причины гражданской войны в России? Каковы ее особенности на Дальнем Востоке?

6. Что понимается под «Белым движением»? Каков его социальный состав? Ка­кая партия была главным вдохновителем Белого движения?

7. Когда в России утвердились белогвардейские диктатуры? Каковы были нап­равления политики белых режимов в вопросах управления, экономики, нацио­нальном вопросе?

8. Почему в Сибири и на Дальнем Востоке правосоциалистические правительст­ва постиг крах?

9. Каковы были цели и политика интервентов?

10. На карте покажите города и районы Дальнего Востока, ставшие центрами партизанской борьбы в крае. Почему именно там сопротивление интервентам и белогвардейцам было особенно упорным?

 

Темы докладов:

 

1. Дальневосточные страницы биографии В.К. Блюхера.

2. Их именами названы улицы моего города (С.Г. Лазо, П.П. Постышев, Д.И. Бойко-Павлов и др.) (о роли партизан в гражданской войне) (на выбор студента).

3. Николаевский инцидент 1920 г.

4. Дальневосточная республика (причины образования, сущность и назначение, территории на разных этапах существования).

5. Историческое сражение у станции Волочаевка 10 – 22 февраля 1922 г.

6. Была ли ДВР независимым самостоятельным государством? Ликвидация ДВР и воссоединение края с Советской Россией.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЯ 8 – 9 (4 часа)

Тема: советский Дальний Восток в 1923 – 1945 гг.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Какие последствия для хозяйства Дальнего Востока имела гражданская война и иностранная военная интервенция? Какие задачи предстояло решить новой власти в первую очередь? Почему?

2. Какие особенности имела индустриализация промышленности в 1920-30-е гг. в центральной части России? С чем можно связать специфику промышленного строительства на Дальнем Востоке в это время?

3. Почему на Дальнем Востоке в 1920-30-е гг. развитие получили преимущест­венно экспортные отрасли промышленности? Какую роль они сыграли в разви­тии всего народно-хозяйственного комплекса края в довоенные годы?

4. В чем специфика дальневосточной коллективизации? Какие типы колхозов возникли в крае в конце 1920-х - начале 1930-х гг.? Почему?

5. Какие усилия прилагало советское правительство для привлечения населения на восток? Удалось ли достичь оптимального уровня заселенности региона?

6. Почему Дальний Восток был особой тыловой территорией Советского Союза в годы Великой Отечественной войны?

7. Какие мероприятия проводились на Дальнем Востоке в начальный период войны по укреплению его обороноспособности?

8. Какие особенности по перестройке народно-хозяйственного комплкса на военный лад наблюдались на территории Дальнего Востока? С чем они были связаны?

9. Чем мотивировалась необходимость участия СССР в войне с Японией? Было ли это актом агрессии со стороны Советского Союза?

10. На каких направлениях развивались боевые действия против Квантунской армии? Каковы итоги и последствия этой войны?

 

 

Темы докладов:

1. Вооруженные конфликты на Дальнем Востоке (конфликт на КВЖД 1929 г., на озере Хасан 1938 г.) (на выбор студента).

2. Дальстрой – крупнейшее подразделение НКВД (задачи, структура, численный состав контингента, объекты строительства).

3. Культурная революция на Дальнем Востоке (развитие образования, печати, спорта и искусства).

4. Новые советские города на карте Дальнего Востока (Комсомольск-на-Амуре, Артем, Магадан) (на выбор студента). Их хозяйственно-экономическое значение и военно-стратегическое положе­ние.

5. Подвиги дальневосточников на фронтах Великой Отечественной войны (Евгений Дикопольцев, Александр Пассар, Дмитрий Калараш, Василий Шелест и др.) (на выбор студента).

6. Дальневосточные ворота ленд-лиза (особенности работы, протяженность)

7. Воздушная трасса Аляска – Сибирь (особенности работы, протяженность)

8. Стройка № 500 НКВД (о строительстве железной дороги Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань)

9. Хабаровский процесс 1949 г. над японскими военными преступниками.

10. Пу И – последний китайский император из маньчжурской династии Цин.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 10 (2 часа)

Тема: Дальний Восток в 1945 – 1991 г.

 

Вопросы для обсуждения:

1. Расскажите о проведенной реорганизации административно-территориального деления Дальнего Востока после войны. Используя карту, сформулируйте причины и последствия этих изменений.

2. Проведите сравнительный анализ изменений в социальной структуре. населения Дальнего Востока в 1945 – 1991 гг. (половозрастной состав, соотношение городского и сельского населения, источники пополнения населения дальневосточных окраин).

3. Охарактеризуйте и проведите сравнительный анализ промышленного развития региона в 1950-60-е гг. и 1970-80-е гг. Выделите достижения и упущения.

4. Охарктеризуйте развитие транспортной системы Дальнего Востока (железнодородное сообщение, морской транспорт, авиация)

5. Как развивалась культура Дальнего Востока во второй половине ХХ в.? (образование, театр, деятельность научных обществ)?

6. Что определяло внешнюю политику СССР на Дальнем Востоке во второй половине ХХ в.? Как развивались советско-китайские, советско-японские отношения после 1945 г.? Какова судьба спорных территорий?

 

 

Темы докладов:

1. Пограничный конфликт на о. Даманский 1969 г.

2. БАМ – Всесоюзная ударная стройка (1974 – 1984 гг.)

3. Советско-японские отношения в 1945 – 1960 гг. Проблема «северных территорий».

4. Развитие культуры, науки, образования и спорта на советском Дальнем Востоке в 1950-80-е гг. (на выбор студента).

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 11 (2 часа)

Тема: Объекты исследований исторического краеведения

 

Изучение темы проходит с применением метода проектов (организация исследовательской познавательной деятельности, в которой обучающиеся занимают активную субъективную позицию). Работа над проектом проходит совместно в группах. При подборе темы проекта группа студентов ориентируется на свои интересы, возможности и личную значимость предстоящей работы. Выполненные проекты презентуются в рамках публичного выступления.

 

1. Наиболее значимые историко-культурные объекты Дальневосточного региона (презентация «Прогулка с моими зарубежными гостями по … исторической части г. Хабаровс­к / г. Владивостока / г. Благовещенска и др.» (на выбор студента).

Для выполнения задания необходимо ознакомиться с объектами, сделать их описание по схеме:

- название и местонахождение,

- перечень сооружений, входящих в комплекс объекта,

- дореволюционная принадлежность,

- даты постройки и фамилии создателей,

- исторические события, связанные с ним,

- современное использование.

 

2. Этнографическое изучение края (Осветить этнические особенности коренных народов, проживающих в Хабаровском крае (нивхи, нигедальцы, орочи, ульчи и др. по плану: общая характеристика, состав, территории проживания, сходства и различиях у народов).

Презентация: «Представление этнического продукта / костюма / еды / орнамента / спортивного состязания / ритуала / праздника и т.д.) (на выбор студента).

 

Темы эссе

1. Присоединение Дальнего Востока к России: «колонизация и завоевание» или «освоение и обоснование»?

2. Сила и слабость Дальнего Востока (исторический анализ).

3. Землепроходцы и коренные народы Дальнего Востока: выиграли или проиграли аборигены от прихода русских?

4. Развитие дальневосточных окраин России в XIX – ХХ вв. (достижения и упущения).

5. Почему военный пост Хабаровка стал политическим центром российского Дальнего Востока? (исторический анализ возможных «столиц» региона).

6. Дальний Восток – территория сотрудничества или столкновения интересов?

7. Что мешало достичь оптимального уровня заселенности Дальнего Востока? (к вопросу о мотивах и темпах заселения Дальнего Востока в XIX – ХХ вв.)

8. Была ли ДВР самостоятельным государством? (размышления по вопросу о ее возрождении в составе РФ).

9. Могут ли быть герои в Гражданской войне (на примере дальневосточных событий).

10. Мой проект экспозиции зала «Дальний – не значит отсталый» в Государственном историческом музее (о событиях, явлениях, аспектах развития региона, которые найдут отражение в экспозиции).

11. Дальний Восток на боевом посту (о роли региона как особой тыловой территории страны в XX веке).

12. Война СССР против Японии в 1945 г. – акт агрессии?

13. Сибирь и Дальний Восток – главный «геополитический приз» России.

 

 

Эссе - жанр субъективный; это авторское произведение, связный текст, отражающий позицию автора по выбранной проблеме. Тему эссе студент выбирает самостоятельно, руководствуясь уровнем подготовки и личными пожеланиями.

Цели эссе - высказать свою точку зрения, сформировать непротиворечивую систему аргументов, которые обосновывают предпочтительность позиции, выбранной автором.

Сочинение-эссе характеризует непринужденность повествования, свободная композиция, но непременной его характеристикой является внутреннее смысловое единство, т.е. согласованность ключевых тезисов и утверждений, внутренняя гармония аргументов и ассоциаций, непротиворечивость тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

Для эссе характерна такая черта как открытость, принципиальная незавершенность, т.к. автор не может претендовать на исчерпывающее раскрытие темы и полный, законченный анализ.

При выборе темы важно ответить себе на ряд вопросов:

- интересна ли эта тема для меня?

- понимаю ли я смысл темы?

- обладаю ли я знаниями и умениями для того, чтобы ее раскрыть?

- если нет, то, что необходимо сделать для решения вопроса в положительном смысле?

- как я отношусь к высказанному в теме (согласен, не согласен, частично согласен)?

 

Оформление материалов эссе: объем эссе не менее 90 строк (3 страницы) машинописного текста в редакторе Word. Шрифт: Times New Roman, кегль - 14, цвет черный, интервал – полуторный. Поля по 20 мм. Вверху справа указывается фамилия, имя, отчество, номер группы автора эссе. Далее через интервал - название эссе жирным шрифтом, затем - располагается текст. Работа сдается на проверку в сшитом или сброшюрованном виде.

 

Основные критерии оценки Баллы
представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы  
объяснение выбора темы, ее актуальности или задач, которые ставит перед собой в своей работе автор  
аргументированность суждений и выводов  
внутреннее смысловое единство, соответствие теме  
владение теоретическим материалом (понятия, термины и др.), грамотное использование исторических фактов и терминов  
богатство языка, аккуратность  
творческий характер восприятия темы, ее осмысления (оригинальность решения проблемы, аргументации, изложения)  
объем эссе 90 – 80 строк 79 – 69 строк  

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных