Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА В КРАЕ. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ НАРОДОВ КРАЯ В XVI-XVIII вв.




 

При изучении данного раздела студентам необходимо помнить, что население края издревле было многонациональным, многоконфессиональным, отсюда различные традиции в культуре, искусстве, народных ремеслах, различные религиозные верования. Отсюда, можно с большей натяжкой говорить о встрече двух цивилизаций, двух миров: мусуль­манского и христианского.

Уместно было бы говорить о взаимовлиянии, взаимопроникновении культур, не только русской и татарской, а всего многообразия местной этнической культуры с широким распространением русской и православной традиции в крае.

С середины XVI века развитие татарской, марийской, чувашской и других культур в крае идет в условиях государственной общности с русским народом в составе Россий­ского государства. Земли бывшего Казанского ханства, присоединенного к России, ин­тенсивно заселяются русскими, которые принесли в край свои художественные тради­ции, свою культуру, развивающуюся в лоне христианской церкви.

Весной 1551г. в 30 км от Казани была сооружена русская крепость – Свияжск. Этот город «рубили» в Угличском уезде, вотчине бояр Ушатовых, всю зиму 1550-1551г., в апреле 1551г. размеченные бревна погрузили на суда, и караван отравился вниз по Волге, в мае он прибыл к устью Свияги. Мощные крепостные сооружения были возведены за четыре недели. Вкрепости стояли дома бояр, воинов, «государев двор», церкви.

В 1551г. в Свияжске был основан Троицко-Cepгиевский мужской монастырь. Сильное эс­тетическое впечатление производил молодой Свияжск на современников.

Казань после штурма 1552г. лежала в руинах, уцелевшее татарское население было согнано подальше от крепости, ему было запрещено селиться вдоль водных путей и до­рог. В Казани татары выселены за Булак и озеро Кабан, где образовалась Татарская слобода. Лучшие земли были розданы монастырям и дворянам, некоторые татарские феодалы сохранили свои владения, часть их принимала православие, чтобы иметь при­вилегии.

В 1555г. была учреждена Казанская епархия, центр христианизации края. Пер­вым архиепископом был Гурий, почитаемый Русской православной церковью святым. Казанская епархия привлекала к православию новообращенных: чуваш, мордву, мари, татар-немусульман. В XVI веке появляется новая группа татар - новокрещен или кряшен, культура которых отличалась своеобразием.

В 1555г. Иван 1V издает указ о строительстве Казанской крепости, сюда были на­правлены лучшие мастера. Постник Яковлев и Иван Ширяй (строители Собора Покрова на рву на Красной площади в Москве (Василия Блаженного) возглавили артель псков­ских каменщиков при возведении крепостных стен, башен и других строений Казанского кремля. Кремль, строительство которого осуществлялось в XVI-XVII вв., возводился из камня: вначале материалом служил природный камень, а также обломки мече­тей, в XVII веке использовался кирпич.

Ансамбль Казанского Кремля - прекрасный памятник русского зодчества. Самые древние памятники: Благовещенский собор (1555-1562гг.); крепостные башни - Тайницкая и Спасская, а также северная часть крепостных стен. Настоящим символом Казани является башня Сююмбеки (1645-1650гг.), которая возведена местными мастерами.

В 1552 г. заложены Ивановский и Успенский (Зилантов) мужские монасты­ри, во второй половине XVI в. - женский Богородицкий монастырь, в самом Кремле было два монастыря: Спасско-Преображенский и Сергиевский.

По мнению исследователей весь XVII век представлял собой длинный переход от псковских традиций белока­менного зодчества к новым типам архитектуры – шатровым и многоярусным храмам, новым формам архитектуры, в которых ощутимо стремление к высотности, облегченности, пышности. Образцы шатровых построек: Никольская церковь в Гостином дворе, трехглавая цер­ковь Иоанна Предтечи в Ивановском монастыре, к сожалению, утрачены.

Выдающимся памятником древнерусского зодчества и живописи является Успенский Собор в Свияжске (1558-1561 гг.), украшенный фресками. В Свияжске была открыта монастырская ико­нописная мастерская (жемчужиной является икона Семиозерской Богоматери (ХVII в.) в великолепном окладе с жемчужным убором и клеймами, в которых искуснейшей чеканкой были запечатлены сцены жизни Богородицы). В конце XVI - начале XVII вв. начинается деятельность «Казанской мастерской печати».

Татарское искусство в этот период развивается на основе местных художественных традиций. Все виды искусств и ремесел переживают определенную эво­люцию: некоторые формы художественной деятельности обогащаются, другие, напро­тив, приходят в упадок, исчезают. Такая печальная судьба постигла, например, искус­ство керамики, которое начинает возрождаться только в конце XIX - начале XX вв.

Царские указы, запрещавшие нехристианскому населению Поволжья заниматься горячей обработ­кой металла, подорвали татарское кузнечное искусство. Масса татарского населения оказывается в сельской местности, сюда были перенесены традиции городской культуры, центры ремесла, торговли, просветительства.

В начале XVIII века выходит из употребления название «Казанское ханство», «Казанское царство». В 1708 г. Казань становится центром Казанской губернии, которая включала в себя огромные территории. Согласно Указу Екатерины II 1775 г. Казанская губерния состоит из 13 уездов и является полиэтничной, поликонфессиональной.

В XVIII веке в Казани и губернии появляются первые мануфактуры, активно разви­вается торговля, изделия казанских мануфактур представлены на всероссийском рынке. Особенно развивается кожевенное (изготовление юфти), суконное, мыловаренное про­изводство, Появлялись новые отрасли производства, в начале XVIII века по указу Петра I в Казани заложена верфь, основано Адмиралтейство,

В XVIII в. Казань продолжала развиваться как центр внутренней и внешней торговли Российской империи: казанские купцы (в т.ч. татары) участвовали во всероссийских ярмарках, татарские купцы наладили торговые отношения с китайскими купцами, проявили себя на южнокаспийском рынке, в Средней Азии и других регионах преимущественно с мусульманским населением.

В XVIII веке город Казань почти оправился от трагедии 1552г., он постепенно меняет свой внешний облик: расширяется, обрастает слободами, географически делится на три частя: каменный Кремль, деревянный по­сад и слободы.

Зодчество. В XVIII в. в Казани расцвет позднего барокко, его образцы: комплекс храма Николы Нисского вблизи Кремля (1703 г.), прекрасный Петропавловский Собор (1726г.), возведенный на средства купца Михляева в честь пребывания в Казани императора Петра I.

В первой половине XVIII в. большая часть построек в городе - деревянная, хаотичные кривые улицы, грязь, что было присуще всем российским городам.

В 1767 году Казань посетила Екатерина II, которая путешествовала по Волге. Императрице город понравился, понравился и прием, который ей оказали казанские татары. Вскоре была учреждена в Казани Татарская Ратуша, занимающаяся делами мусульман. Получено также разрешение строить каменные мечети и школы при них. В 1767-68 гг. в Казани построены две каменные мечети в Татарской слободе – Юнусовская и Апанаевская.

В 1768 г. утвержден проект регулярного генерального плана города, со­ставленный архитектором Л.В. Квасовым. Первым архитектором Казани был В.И. Кафтырев (1767-1786 гг.).

Основная масса татар жила в селах Заказанья, за этими районами сохранилось народное название «ак як», т.е. белая, благородная сторона, своего рода эпицентр развивающейся нации. Сюда перенесены высокоразви­тые традиции городской культуры, центра ремесла, торговли, просвещения. Жилые дома местных баев были подобны особнякам городского типа. Усадьба была, как правило, огорожена высокой глухой оградой, поэтому большое значение приобретает верхняя часть дома, видная с улицы, она украшается ажурным резным узором, балкончиками, фасад раскрашивается. Характерны для этого времени деревянные мечети, обшитые тесом. Они украшены декоративной полихромной росписью, имеют высокий минарет, выходящий из центра двухскатной крыши.

Образование. Первая государственная школа появляется в Казани в 1718 г. при Адмиралтействе, в 1723 г. - для подготовки священников открыта славяно-латинская школа, которая позже превращается в духовную семинарию, затем в Казанскую Духовную Академию.

По указу Сената в 1759 г. открыта Казанская мужская гимназия под покровительством Московского университета, с 1765 г. - при ней действуеткласс татарского языка. Первым учителем татарского языка в гимназии был Сагит Хасанович Халфин, родоначальник династии Халфиных - учителей и просветителей. Гимназия способствовала развитию искусства, научной и литературной жизни города, создала базу для открытия университета и типографии. Среди выпускников гимназии Н.И.Лобачевский, И.М.Симонов, А.М.Бутлеров, Г.И.Державин, С.Т.Аксаков и другие.

В татарских слободах и деревнях существовали конфессиональные школы начального (мектеб) и среднего (медресе) типов, которые имели особую систему образования. Во второй половине XVIII в. в Казани возникают крупные медресе: Апанаевское, Ахундовское (1771г.), Амирхановское (1780г.).

Сагит Халфин в 1778 г. издал «Азбуку татарского языка» на арабском шрифте, в 1785 г. – два тома «Татарского словаря» и «Краткую татарскую грамматику». Это были первые татарские учебники.

Появление в Казани нескольких учебных заведений, среди которых ведущее место занимала гимназия, внесло оживление в культурную жизнь города. Первый директор гимназии московский профессор М.Веревкин был страстным театралом, он с гимназистами ставит первые спектакли, например, «Недоросль» Фонвизина, «Горе от ума» Грибоедова, привлекающие зрителей непосредственной игрой «актеров».

В 1791 году в городе появляется профессиональный театр – старейший в России. Первая труппа составлена из крепостных актеров помещика Есипова.

 

Рекомендованная литература

1.Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура Среднего Поволжья XVI-XIX вв. - Казань, 1997.

2. Салихов Р.Р., Хайрутдинов Р.Р. Исторические мечети Казани. – Казань, 2005.

3. Раифа - Свияжск: Раифский Богородицкий мужской монастырь. Волжско- Камский государственный природный заповедник. Остров-град Свияжск. – Казань, 2001.

4. Куприянов В.Н. Свияжск: [альбом]. – Казань, 2005.

5.Мухамедшин Г.Н. Семь ступеней минарета Сююмбеки: историко-публицистический очерк о древнейшем архитектурном памятнике на территории Казанского Кремля (XVI - ХХ вв.). - Казань, 2002.

6. Путеводитель по храмам и монастырям города Казани. – Казань, 2005.

7. Гарзавина А. В. Кафедральный Благовещенский собор Казанского кремля. – Казань, 2005.

9. Православные храмы Татарстана = Orthodox temples of Tatarstan: Альбом. – Казань, 2000.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных