Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.




 

Говоря о развитии Казанской губернии вХIХ веке необходимо пояснить, что в этот период край развивался в русле социально-экономических и обще­ственно-политических событий российского масштаба: разложение феодально-крепостнического строя, упадок старых мануфактур, рост капиталистического производства.

Самые перспективные отрасли были, как правило, «интернациональны», так, например, в кожевенном производстве преуспели: Котеловы, Апанаевы, Абдулловы, Мухамедовы (в отдельные годы на долю татарских пред­принимателей приходилось до 60% всех выработанных кож).

Капиталистические отношения прочно утвердились в мыловаренно- свечном произ­водстве (по сведениям 1812г. более половины всех мыловаренных и свечных заводов принадлежали татарским купцам Юнусову, Китаеву, Шатунову и др.).

Татарские промышленники занимали важное место в производстве платочных и бу­мажных материй в Казани и губернии.

В первой четверти ХIХ в. появляются новые отрасли. В 1815г. Мукмин Хузясеитов открыл фабрику писчей бумаги (Царевококшайский уезд - 37 рабочих), возобновляет работу медеплавильный завод Асафулы Иноземцева (445 рабочих).

С 40-50-х годов начинается деятельность крупных заводов, оснащенных машинной техникой.

В 1850г. - стал действовать Кокшанский химический завод П.К.Ушкова (Елабужский уезд Вятской губернии). В 1851г. вКазани открылся чугунолитейный завод Свешнико­ва, оборудованный паровыми котлами.

В 1855г. началось строительство мыловаренного завода братьев Крестовниковых, крупнейшего предприятия России.

В 1860г. заработал кожевенный завод Алафузовых, вскоре ставший крупнейшим в крае.

Первые пароходы на Волге появляются в 1820 г., на Каме - в 1817г. Через 40 лет здесь уже 220 пароходов. С 1858 г. в Спасском затоне обществом «Кавказ и Меркурий» были открыты судострои­тельные мастерские, которые вскоре превратились в крупнейший завод (1000 рабочих).

Кроме Казани в крае складывались новые экономические центры: Мамадыш, Спаск, Чистополь и пр.

Появляются первые крупные капиталы и первые миллионеры: Крупенников и братья Юнусовы.

В крае также развиваются кустарные промыслы:

- производство экипажей - в Казани, Лаишево и др.;

- сундуков - в Бугульминском уезде;

- дубового паркета - в д.Нижние Ключищи (Мамадышский уезд);

- трубок и чубуков - в Мамадыше и Тетюшском уездах;

- валяной обуви и войлока - в с.Кукмор (Мамадышский уезд);

- кружев и ювелирных украшений - в Рыбной слободе;

- ичигов из сафьяна - в Казани

- медной посуды - в Лаишевском районе и с.Кукмор.

Изменения коснулись и самих уездных городов, и столицы губернии. Казань в середине ХIХ в. окончательно сформировалась как единый градостроитель­ный организм с четким регулярным планом, функциональной структурой, элементами благоустройства.

Четкое функциональное разделение города на аристократический, промышленный, торговый, административный районы и рабочие окраины предопределило и их архи­тектурный облик, который до настоящего времени сохранили, например, торговые улицы Большая Проломная (Баумана), Воскресенская (Кремлевская), Московская, Татарская (Парижской Коммуны) и другие, застроенные двух и трехэтажными домами с жилыми помещения­ми на верхних этажах и неизменными магазинами внизу. Сосредоточением финансовой и деловой жизни стала улица Банковская (Джалиля) с прилегающими кварталами, где были сосредоточены специализированные здания банковских правлений. В аристокра­тических районах появились роскошные особняки местной знати.

Рекой Казанкой, ее протокой Булак и озерами Кабан Казань делилась на три боль­шие части, каждая из которых отличалась своим внешним обликом, национальным и социально-классовым составом населения, экономической и культурной значимостью.

Наиболее представительным районом города являлась центральная его часть, расположенная в основном на высоких холмах (ныне ул. Кремлевская, К.Маркса, Горького, площадь Свободы). Здесь находился Кремль, Городская Дума, Гостиный двор, Уни­верситет, Дворянское Собрание, Ветеринарный институт. Учительский институт, гим­назии, театр, большинство русских торговых фирм, магазинов, ресторанов и гостиниц, стильных особняков. В этом районе жили дворяне, крупные промышленники и купцы, чиновники высших рангов, представители наиболее состоятельной интеллигенции, во­енные. Эта часть города была заселена почти исключительно русскими.

В низменной части Казани за Булаком и Кабаном жило в основном татарское насе­ление. Этот район отличался своим национальным колоритом, своеобразным укладом быта, материальной и духовной культурой.

Здесь располагались мечети, мектебе, медресе, татарский базар, многочисленные магазины и лавки татарских купцов и торговцев. Здесь же жили искусные ремесленники и рабочие промышленных предприятий, расположенных в этом районе.

И, наконец, третья крупная часть города сформировалась за рекой Казанкой, в Заречье. Здесь находился промышленный центр города. Он состоял из ряда рабочих слобод, возникших вокруг крупных фабрик и заводов. В Ягодной слободе расположились корпуса предприятий Алафузова, в Пороховой слободе - Ка­зенный пороховой завод, в Адмиралтейской - механический завод Свешникова.

В зависимости от социального контингентаразные районы города были благоустро­ены по-разному, но в целом, не считая центральных улиц, в городе практически отсутствовали элементы благоустройства.

Кое-что делалось для благоустройства, выделялись из казны деньги на очистку горо­да, на проведение коммуникаций, но в основном, они шли на благоустройство цент­ральных улиц. Серьезной проблемой было снабжение горожан питьевой водой, санитарное состояние улиц и слобод, частые эпидемии, уносившие тысячи жизней. Стихийным бедствием для города были и пожары, уничтожавшие зачастую целые кварталы.

В первой половине века в Казани продолжалось строительство жилых и общественных зданий, возведены Первая Казанская гимназия, Гостиный двор, комплекс Казанского университета, Дом Мельникова, Дворец генерал-губернатора, Дворянское собрание и в ансамбле с ним здание городского театра, ансамбль зданий на Сенной площади.

Образование, наука, культура. В общественно-политической и культурной жизни Поволжья и Приуралья событием огромного значения явилось открытие в Казани университета. Казанский университет был открыт в 1804 году, это был самый восточный универси­тет, призванный обеспечить чиновниками, учителями, врачами регионы России, входившие в Казанский учебный округ.

Казанский университет со времени своего открытия стал центром науки, просвеще­ния и культуры края. При университете образуются многочисленные научные иучебные учреждения: научная библиотека, кабинеты, музеи, анатомический театр, астро­номическая обсерватория, ботанический сад, научные общества.

С Казанским университетом связаны имена великих ученых: Н.И. Лобачевского, И.М. Симонова, К.Клауса. А.М. Бутлерова, П.Ф. Лесгафта, В.М. Бехтерева и др.

Казанский университет способствовал развитию прогрессивных тенденций в культу­ре народов Поволжья, и, прежде всего татарского. Так, в деятельности Общества археологии, истории и этнографии при университете активное участие приняли татарские просветители К.Насыри, Х. Фаезханов, Ш.Марджани.

Исключительной чертой татарских просветителей явилась любовь к русскому народу, его культуре, искусству, науке, они горячо защищали идею сближения с русским народом, считая это важнейшим условием экономического и культурного развития нации. Вся их деятельность была пронизана идеей общности русского и татарского народов.

Выдающимся просветителем во второй половине XIX столетия был Шигабутдин Марджани (1818-1889 гг.). Он окончил медресе деревни Ташкичу Казанского уезда, учился в Бухаре и Самарканде. Через 10 лет Марджани вернулся на родину и вскоре был приглашен на должность муллы и мудариса первого прихода г.Казани.

Отражая потребности своего времени, Ш.Марджани выдвигал идею распространения светских знаний, реформы мектебе и медресе, доказывал вредность средневековой схо­ластики, являвшейся причиной замкнутости и отсталости, высказывался за необходи­мость изучения русского языка, подчеркивая его значение в приобщении к европейской культуре. Большая заслуга Марджани как просветителя заключается в том, что он соз­дал ряд трудов по истории Булгарского и Казанского ханств, немалое внимание просве­титель уделял также эпиграфике и нумизматике, собирал старинные монеты и рукописи, чтобы более полно представить прошлое татарского народа. Круг eго интересов был очень широк: медицина, астрономия, языковедение.

Хусаин Фаезханов (1828-1866 гг.) - автор одного из наиболее существенных проектов создания правительственной средней школы (гимназии) для татар. Проект предусмат­ривал учреждение подлинно светской школы, отвечающей требованиям нового време­ни.

Деятельность Х.Фаезханова была разносторонней: он тщательно собирал, переводил и классифицировал письменные источники по истории Казанского и Крымского ханств, много занимался переводами, большую научную ценность представляют его «Краткая учебная грамматика татарского языка» и другие книги.

Каюм Насыри (1825- 1902гг.) боролся за создание подлинно светской школы, свобод­ной от религиозного дурмана и схоластики. Огромное значение придавал ученый изуче­нию русского языка, считая его важнейшим средством сближения и взаимопонимания. Просветительские устремления Каюма Насыри ярко выражались в его научной дея­тельности, касающейся многих отраслей знаний. Он создан ценные труды поязыку и культуре татарского народа, истории, археологии, этнографии, много сил отдавал сбо­ру фольклора. Желая принести больше пользы своему народу, Насыри писал статьи и книги по астрономии, биологии, физике, химии, медицине. В условиях ограниченности среди татар образованных людей он стремился заложить основы для всех наук.

Можно считать, что Каюм Насыри заложил основы татарской периодической печати. После того, как ему было отказано издавать газету, он начал выпускать календари журналь­ного типа, в которых помещались самые разные и весьма полезные сведения по разнообразным областям знаний. Эти календари выходили в течение 24 лет и имели важное значение.

Большой заслугой Казанского университета в развитии просвещения и образования народов России является и организация национальных школ, издание школьных учеб­ников на разных языках в университетской типографии. Вот только несколько названий: «Краткая татарская грамматика», «Азбука для обучения вотских детей чтению на их наречии (на русском и удмуртском языке), «Букварь для чуваш», «Букварь для луго­вых черемис», «Букварь для горных черемис», «Букварь для киргизов», «Букварь для калмыков», «Букварь для самоедов, живущих в Архангельской губернии» (на ненецком языке).

В августе 1877 года вКазани состоялось открытие второго высшего учебного введе­ния - Ветеринарного института, который был ориентирован на обслуживание обшир­ных районов Волго-Урала, Средней Азии и Сибири. В 1876 году в Казани начинает работать третий вуз - Высшие женские курсы.

Велика была роль передовых ученых Казанского университета вразвитии культур­ной жизни. При их активном участии в Казани зарождается периодическая печать. 19 апреля 1811 г. вышел первый номер газеты «Казанские известия» - первого периодиче­ского издания губернии, с 1812 г. стал выходить ежемесячный журнал «Казанский вестник» с религиозно-православным направлением. С 1838 г. стала выходить официальная правительственная газета «Казанские губернские ведомости».

В это время получает развитие татарская художественная литература. Особенно знамени­ты были лирико-эпические поэмы Г.Кандылая «Мулла и абыстай», «Сахибжамал», в своих произведениях он широко использовал фольклор, разговорную речь с ее меткими словечками и образными выражениями. По языку и стилю его стихи очень близки к народным песням и баитам.

Казань в первой половине XIX в. вдохновляет художников на создание литографий. Так в Москве итальянец Турин издает альбом из 8литографий «Перспективные виды гу­бернского города Казани», в 1840 г. Турнерелли в Лондоне издает альбом литографий «Собрание видов г.Казани на 15 отдельных листах». Эти произведения являются не только художественной, но и исторической ценностью, позволяют представить облик города.

В пореформенный период промышленность и торговля стали развиваться более интенсивно. Общество Алафузовских фабрик и заводов ксередине 1890-х годов владело основным капиталом около 4 млн. рублей, завод Крестовниковых был оснащен новейшей по тому времени техникой, имел пятьфабричных корпусов (территория предприятия - 22 гектара). В суконном производстве выделялись фабрики Чернышева, Тихомирова, Азимова, в химическом производстве хорошо были известны пред­приятия Кекина, Казанцева, Ушкова, братьев Юнусовых, Арсланова, Утямышева и др.

Во всем Среднем Поволжье было распространено ткацкое производство, мукомольное, пиво-медовое (крупнейшие заводы принадлежали жигулевскому товариществу в Самаре и Петцольду в Казани), кирпичное, стекольное, гончарное, пар­кетное, мебельное, бумажно-полиграфическое производства. Число фабрично-заводских рабочих только в Казани в конце столетия составило 38 тысяч человек, тыся­чи людей работали на мелкотоварных предприятиях и занимались ремеслами.

В течение ХIХ в. увеличивается численность городского населения, особенно быстро росло население Казани. Так, если в 1863г. в Казани проживали 63 тысячи жителей, то в 1900 г. - 130 тысяч, в 1914г. - 194 тысячи.

Во второй половине Х1Х в. Казань превращается в современный город, в котором появляются приметы благоустройства.

24 октября 1874 г. состоялось открытие водопровода, но пользовались им 10% всех домов города.

В начале 1860-х гг. улицы впервые осветились керосиновыми фонарями, с 1874 г. – газовыми, в 1897 г. появились первые электрические фонари.

В 1875 г. состоялось открытие конно-железной дороги - конки, по которой ходили вагончики, запряженные лошадьми, 18 ноября 1899 г. в городе по­явился первый трамвай (36 вагонов, 15 км путей, 3 линии).

22 декабря 1893 г. открылось движение по железнодорожной линии до Свияжска, за­тем до Рязани и Москвы. Летом 1894 г. открылось движение по заволжскому участку от станции Зеленый Дол до Ка­зани.

Телеграф начал работать в Казани 22 декабря 1859 г., в 1876 г. город подключился к международному телеграфному агентству.

В 1882 г. в Казани были установлены первые 16 телефонов, помимо местной связи была и междугородная.

С 1866 г. действовала городская почта.

Отличительной чертой Казани было сочетание в ней культовых учреждений различ­ных вероисповеданий с оригинальными архитектурными деталями, которые придавали городу своеобразный вид.

Так, в 1900 г. в Казани насчитывалось 66 церквей и монастырей православных, 2 непра­вославных храма, 14 мусульманских мечетей и 1 синагога, всего 83 храма.

Всего же в 1917 г. по губернии было 1152 мечети и 812 церквей.

На рубеже XIX и XX веков все большее значение в финансовой жизни города стали занимать татарские финансисты и купцы. Так, в 1895 г. было учреждено Торгово-промышленное товарищество «Ахметзян Сайдашев с сыновьями и Бакий Субаев», с 1900г. развернуло деятельность «Товарищество мыловаренного и глицеринового завода И. Арсланова», широкую известность в Казани и Поволжье приобрел «Торговый домХ. Галеев и К» как крупный поставщик мануфактуры.

Новому времени нужны были новые люди, имеющие образование и профессиональные навыки. В конце прошлого века в Казани работали уже 3 казенные и 1 частная мужские гимназии, 3 женские частные гим­назии, а также Родионовский институт благородных девиц и Епархиальное училище. Наряду с этими учебными заведениями в Казани на рубеже веков появляется сразу несколько специальных средних учебных заведений: промышленно-техническое училище (с тремя низшими техническими училищами при нем: механическим, строительным, химическим), коммерческое училище, частная музыкальная школа, художествен­ная школа, а также юнкерское училище, Учительский институт и другие учебные заведения.

В 1895 г. в Казани открывается художественная школа, в которой обучались студенты из 29 губерний России. В Казанской художественной школе работали известные художники Н. Фешин, П. Евстафьев, М. Григорьев и другие. С 1896 г. в Казани стали ежегодно проходить художественные выставки.

Казанский театр – старейший в России в XIX веке работает в специальном театральном здании, отстроенном на центральной площади города. В Казани пользовались популярностью и музыкальные спектакли, оперы и оперетты. Практически ежегодно в городе гастролировала итальянская опера (5-6 опер в сезон), а с 1874 г. работает оперная труппа. В городе было широко распространено музыкальное любительство, домашнее музицирование с приглашением профессиональных исполнителей.

В 1864 г. в Казани открыто отделение русского музыкального общества, с 1881 г. действует кружок любителей музыки под покровительством губернатора. В 1882 г. в Казани открыта музыкальная школа, директором которой был известный казан­ский композитор г.Пасхалов.

Казань как культурный центр Поволжья формируется в течение XIX века. Развитие русской литературы и искусства, несомненно, оказало влияние на развитие национальной культуры и искусства.

В начале XX века татарская литература переживает подъем: целое созвездие писателей, публицистов, поэтов создают замечательные произведения. Среди них великий татарский поэт Габдулла Тукай, писатель Фатих Амирхан, драматург Галиаскар Камал, а также Галимджан Ибрагимов, Сагит Рамиев., Маджит Гафури и другие.

Развитию литературы способствовало широкое распространение книгопечатания в Казани. Среди провинциальных городов Казани по масштабам производства книжной продукции принадлежит одно из ведущих мест. Среди изданий большое место занимает литература на татарском языке, в деле книгоиздания важную роль играли ти­пографии Казанского университета, братьев Каримовых, Харитонова, Ермолаевой, братьев Шараф и др.

Большое значение в развитии передовых общественных взглядов играла периодиче­ская печать. В начале ХХ в. появляются первые периодические издания на татарском и других нерусских языках.

Так, первый номер газеты на татарском языке «Казанский вестник» выходит в свет 29 октября 1905 г., буквально через несколько дней после опубликования царского Манифеста 17 октября 1905 г. Первые номера входили на русском и татарском языках, позже русский вариант упраздняется. Через несколько лет только в Казани выходит несколько десятков газет на татарском языке («Утренняя Звезда», «Альманах Зари», «Голос» и др.), на чувашском языке – газета «Весть».

Выходит больше десяти журналов разных направлений: «Янки», «Ялт-Йолт», женский журнал «Сююмбике», детский «Ак Юл» и другие.

22 декабря 1906 г. в Восточном клубе состоялся первый спектакль татарской труппы «Сайяр». В состав труппы вошли замечательные актеры: Габдулла Кариев, актрисы Гиззатуллина-Волжская, Болгарская и др. Татарский театр рождался при большом сопротивлении религиозных фанатиков и схоластов и сразу стал центром передового татарского искусства и драматургии.

Таким образом, социально-экономические изменения, происходившие в России в XIX - начале XX вв., наложили яркий отпечаток на жизнь Казани и Казанского Поволжья. Это проявлялось в интенсивном индустриальном и экономическом развитии города, образовании крупных промышленных объединений, росте существующих предприятий. Экономические изменения способствовали развитию науки и образования, открытию высших и средних специальных учебных заведений, оживлению культурной жизни.

Казань в начале XX века – не только столица губернии, но и крупный промышленный центр, центр научной, культурной жизни Поволжья и Приуралья, центр учебного округа, университетский город.

Изменяется архитектурный облик города: в начале XX столетия здесь ведется оживленное строительство: возводятся богатые особняки купцов и дворян, церкви и соборы, мечети и скверы, на площадях устанавливаются памятники и фонтаны.

 

Рекомендованная литература

1. История Казани в документах и материалах. XIX в. (промышленность, торговля, финансы). – Казань, 2005.

2. Очерки Марджани о восточных народах. – Казань, 2003.

3. Юсупов М.Х. Шигабутдин Марджани. – Казань, 2005.

4. Фукс К. О Казани и Казанском крае. – Казань, 2005.

5. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток – Запад» (на примере развития русской культуры). – Казань, 2002.

6. Свердлова Л.М. Купечество Казани: Дела и люди: Историко-документальные очерки. - Казань, 1998.

7. Казань на старинных открытках /Автор-составитель С.И.Никонова. – Казань, 1994.

8. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала ХХ в. – Казань, 1983.

9. Шафиков Я. Казанский университет. – Казань, 2004.

10. Очерки городского быта дореволюционного Поволжья. – Ульяновск, 2000.

11. Вишленкова Е.А. Культура повседневности провинциального города: Казань и казанцы в XIX – XX вв. – Казань, 2008.

12. Свердлова Л.М. На перекрестке торговых путей. – Казань, 1991.

13. Амерханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века. Исторические зарисовки. – Казань, 2005.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Культурные традиции народов Татарстана имеют давнюю историю. В регионе с древности широко распространены многие виды ремесел, некоторые из которых разви­вались на протяжении веков и достигли высокого уровня. Так, казанские кожаные изделия и мыло славились на всю Россию, хорошей славой пользовались казанские тарантасы, ичиги.

Население Среднего Поволжья было традиционно многонационально. Так, по пере­писи 1897 года в Казанской губернии татары составили 31,1% населения, чуваши - 23,1%, мари - 5,7%, другие национальности - 1,7% или вместе 59,9%, русские составили 38,4% населения.

Многонациональное сообщество, проживающее в крае, способствовало широкой интеграции культурных традиций народов Татарстана, происходило их вза­имовлияние и взаимообогащение.

В результате сложился особый тип казанской культуры, где переплелись восточные и западные мотивы, различные художественные стили и направления. Таким образом, культурное наследие края представляет несомненный интерес не только для специалистов и ученых, но и любителей истории и культуры.

 

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Этногенез народов Татарстана.

2. Первобытная культура края.

3. Ранняя история булгар.

4. Принятие ислама волжскими булгарами и его влияние на культуру.

5. «Путешествие на реку Итиль» Ибн Фадлана как исторический источник.

6. Культура Волжской Булгарии домонгольского периода.

7. «Кысса-й-Йусуф» – литературный и исторический памятник Булгарии.

8. Архитектурное наследие Волжской Булгарии домонгольского периода (на примере г. Биляр).

9. Золотоордынский период в истории и культуре Волжской Булгарии.

10. Архитектурное наследие Волжской Булгарии золотоордынского периода (на примере г. Булгара).

11. Появление Казани и ее ранняя история (X-XIV вв.).

12. Художественная культура Казанского ханства.

13. Распространение христианства в крае в XVI-XVII вв.

14. Первые памятники христианской культуры на территории края (на примере гг. Свияжска и Казани).

15. Казанский Кремль – памятник архитектуры XVI-XVIII вв.

16. Зодчество в крае в XVIII веке.

17. Просвещение в крае в XVIII веке.

18. Архитектурные стили в застройке Казани XVIII - нач.XX вв. (классицизм, барокко, ампир, эклектика).

19. Образование Казанской губернии и превращение Казани в столицу губернии (XVIII в.).

20. Хозяйственная жизнь в крае в XVIII веке.

21. Казанский университет – центр культурной жизни края (образование университета, научные и культурные общества, выдающиеся деятели).

22. Научные школы Казанского университета XIX – нач. XX вв.

23. Первые капиталистические предприятия в Казанской губернии и хозяйственная жизнь в крае (XIX – нач. XX века).

24. Художественная жизнь г. Казани в XIX – нач.XX вв.

25. Казань – центр промышленности, просвещения и культуры в XIX-нач.XX века.

26. Образование в крае в конце XIX – нач.XX вв.

27. Городская культура в кон.XIX - нач.XX века (на примере г. Казани).

28. Татарская литература кон.XIX - нач.XX века.

29. Появление татарского театра.

30. Выдающиеся татарские просветители.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных