Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






конец 1930-х годов.




Задание 1. Составьте таблицу: «Внешняя политика СССР в 1920 – 1930-е годы».

Задание 2. В виде таблицы сравните государственную политику в сфере промышленности в годы НЭПа и в годы индустриализации. Укажите, что было общим, а что – различным.

Задание 3. Составьте таблицу: «Политические процессы в 1930-е годы».

Задание 4. В виде таблицы отразите социально-экономические итоги и последствия политики сплошной коллективизации.

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из постановления ЦК ВКП (б) «О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству».

«В последние месяцы коллективное движение сделало новый шаг вперёд, охватив не только отдельные группы индивидуальных хозяйств, но и целые районы, округа и даже области и края. В основе движения лежит коллективизация средств производства бедняцких и середняцких крестьянских хозяйств. Таким образом, мы имеем материальную базу для замены крупного кулацкого производства крупным производством колхозов, мощного продвижения вперед по созданию социалистического земледелия, не говоря уже о совхозах, рост которых значительно обгоняет все плановые предложения.

Это обстоятельство, имеющее решающее значение для всего народного хозяйства СССР, дало партии полное основание перейти в своей практической работе от политики ограничения эксплуататорских тенденций кулачества к политике ликвидации кулачества как класса…»

В каком году вышло данное постановление? Какой новый шаг в кооперировании деревни оно предусматривало?

Какие задачи были выдвинуты в постановлении? Какие методы использовала Советская власть для их решения?

Как сельское население восприняло это постановление? Какие факты свидетельствовали об отношении крестьян к производившимся в соответствии с постановлением мерам?

Задание 6. Объясните понятия: авторитарный политический режим, «большой террор», «враг народа», «год великого перелома», ГПУ, Госплан, ГУЛАГ, директивная экономика, индустриализация, командно-административная система, «культурная революция», номенклатура, раскулачивание, режим личной власти, репрессии, тоталитарный режим, «ультиматум Керзона», унитарное государство, федерация.

 

Вариант 9. СССР в годы Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы (1945 – 1953 гг.)

Задание 1. Заполните таблицу: «Основные этапы Великой Отечественной войны (1941 –1945 гг.)».

Этапы События

 

Задание 2. Установите соответствие между военными планами, операциями Великой Отечественной и Второй мировой войн и их кодовыми названиями.

ОПЕРАЦИИ, ПЛАНЫ КОДОВЫЕ НАЗВАНИЯ

1) Московская битва А) «Цитадель»

2) освобождение Белоруссии Б) «Багратион»

3) сражение на Курской дуге В) «Тайфун»

4) план молниеносной войны Г) «Барбаросса»

5) против СССР Д) «Ост»

Задание 3. Укажите причины ужесточения сталинского политического режима после Великой Отечественной войны. Приведите примеры ужесточения режима.

Задание 4. В виде таблицы определите цели, основные направления внешней политики Советского Союза в 1945– 1953 гг.

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из секретной докладной записки начальника управления МГБ по Хабаровскому краю министру госбезопасности.

«При…земельной обеспеченности, высоком уровне механизации, сравнительно плодородных почвах и благоприятных климатических условиях с/х в колхозах Хабаровского края должно успешно развиваться. В действительности же этого на деле не происходит, особенно за последние годы. Посевные площади колхозов в 1947 г. ещё не достигли довоенного уровня.

Колхозы края всё еще продолжают собирать весьма низкие урожаи по всем культурам. Так,.. если средняя урожайность зерновых культур в 1940 г. составляла 11,6 ц с гектара, то в… 1946 г. упала до 4,1 ц… Всего же в 1947 г. колхозы недодали государству 24,5 тыс. тонн хлеба…,что составляет 28% по отношению к … плану хлебозаготовок… Основная масса колхозников получила менее 500 граммов зерна за трудодень. Около половины колхозников выдали… менее 300 граммов, тогда как в 1940 г. свыше половины колхозников выдали на трудодень от 1 до 5 кг хлеба,… В погоне за мнимым выполнением и перевыполнением плана госпоставок, со стороны местных партийных и советских органов… применялись недопустимые меры принуждения для вывозки и сдачи на склады… семенного зерна. В ряде колхозов… 15-процентный аванс на трудодни не выдавался, а весь хлеб вывозили на элеваторы. Планы сдачи хлеба государству… в 1947г. по нескольку раз изменялись в ходе выполнения госпоставок в сторону их увеличения… Председатель колхоза «Красный уссуриец» заявил: Никакой разницы между условиями жизни в нашем колхозе и условиями жизни заключённого в тюрьме я не вижу».

Под каким названием вошёл в историю описываемый в записке период? Укажите его хронологические рамки и фамилию руководителя СССР в те годы.

Какие явления в жизни колхозов отмечает автор? В чём он видит причины тяжёлого положения в сельском хозяйстве края, непосредственно не пострадавшего от войны?

Почему записка была секретной? О каких характерных чертах политики государства в этот период можно судить по отрывку?

 

Задание 6. Объясните понятия: антигитлеровская коалиция, «Барбаросса» план, блицкриг, блокада, ГКО, «Дропшот» план, «идеологическая изоляция», капитуляция, космополитизм, «коренной перелом», ленд-лиз, Маршалла план, «Ост» план, «рельсовая война», репарация, репатриация, фашизм, «фултонская речь», фашизм, «холодная» война, эвакуация.

 

Вариант 10. СССР в 1953 – 1991 гг.

Задание 1. Составьте сравнительную таблицу: «Демократизация общественной жизни в СССР в период «оттепели» и в период перестройки».

Задание 2. В виде таблицы сравните цели, основные черты внешней политики СССР в периоды 1964 – 1985 гг. и 1985 – 1991 гг.

  1964 – 1985 гг. 1985 – 1991 гг.
Общее  
Различия    

 

Задание 3. Заполните таблицу: «Экономические реформы Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева: основное содержание, итоги».

Задание 4. В форме таблицы раскройте содержание и последствия политических и экономических реформ периода перестройки (1985 – 1991 гг.)

Задание 5. Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы.

Из письма читателя журнала «Коммунист», присланного в редакцию в начале 1960-х гг. с пометкой «Прошу поместить следующие подслушанные в пути мысли и ответить на них людям.

«Н. С. Хрущёв называет наших руководителей «слугами народа», это всё равно, что чёрное называть белым... Всегда слуга получал плату у хозяина, хозяин её ему устанавливал. У нас наоборот. Страшно широкий замкнутый круг общегосударственных и местных вождей, считающих себя гениями против руководимой ими черни, сами себе установили огромные оклады, боятся разрешить самому народу подумать об установлении оплаты руководителям, о выборе руководителей… Опубликуйте, кто из депутатов и сколько получил «за» и «против» (персонально), зачем скрывать это от избирателей?

Доверяйте людям, приобщайте к руководству страной, решению общегосударственных дел… Проводите референдумы.

Люди хотят снижения цен. Его нет несколько лет…Нужно, чтобы хотя бы по внешнему виду наши руководители были похожи на трудящихся больше, чем на буржуев… По радио и в газетах меньше восхвалять сегодняшний день, а больше звать к завтрашнему. Культ личности был не только Сталина и не по его вине, а большинства руководителей, по их вине. А они в седле».

Как назывался период, когда было написано это письмо и что было отличительной чертой этого периода?

Какие проблемы жизни советского общества волнуют автора? В чем состоит суть его обращения к властям?

Как автор относится к описанным явлениям? Почему он написал такое письмо в период либерализации жизни общества?

Задание 6. Объясните понятия: «великое десятилетие», гласность, диссидентское движение, десталинизация, «железный занавес», инфляция, интеграция, конфронтация, научно-технический прогресс, «новое политическое мышление», «оттепель», партийная номенклатура, политика разрядки, плюрализм, «перестройка», путч, ротация (кадров), реабилитация, стагнация, теневая экономика.

 

Вариант 11. Россия в 1991 - начале XXI века.

Задание 1. Составьте таблицу: «Основные направления внешней политики России в конце XX – начале XXI вв.»

Задание 2. Определите основные этапы конституционного развития России.

Задание 3. Опираясь на Конституцию РФ, заполните таблицу: «Права и обязанности граждан РФ».

Права гражданина РФ Обязанности гражданина РФ

 

Задание 4. В форме таблицы раскройте основное содержание и методы реализации национальных проектов (в области образования, здравоохранения, АПК и др.) на современном этапе.

Задание 5. Прочтите статьи 1, 2, 7, 10 главы 1 Конституции РФ и определите принципиальные отличия основных её положений от советских конституций 1936 и 1977 годов.

Глава 1. Основы конституционного строя.

Статья 1.

1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 7

1. Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Задание 6. Объясните понятия: «ближнее зарубежье», ваучер, дефолт, Договор об общественном согласии, Государственная Дума, конверсия, либерализация цен, договор ОСНВ-2, парламентская республика, приватизация, президентская республика, референдум, СБСЕ, СНГ, Федеральное Собрание, Федеративный договор.

 

  • Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
    (модуля)

а) основная литература:

1. История России: учеб. /А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во «Проспект», 2008.

2. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. / Под ред. академика РАН А.Н. Сахарова – М.: «Проспект», 2008.- 768 с.

3. История России с древ, времен до наших: учеб./ Н.Л. Клименко, В.Г. Кошкидью, С.В. Пронкин и др.; / Под ред. А.В.Сидорова.- М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007.

4. История России с древ, времен до наших дней: учебник /А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В.А. Шестаков; /Под ред. А.Н. Сахарова. – М.: ТК Велби, изд-во
«Проспект», 2007.

5. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник для ВУЗов /Под ред. проф. А.В.Сидорова.- М.: «Проспект», 2007.

 

б) дополнительная литература:

1. История России. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. М.: Издательская группа ИНФРА М—НОРМА, 2005. - 592с.

2. Шубин А. 10 мифов Советской страны. М., 2006.

3. История России: учебник / под ред. М. Н. Зуева; А. А. Чернобаева - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2009 - 638 с.

4. История России: учебник / А. С. Орлов; МГУ, Исторический факультет - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007 - 525 с.

6. Новейшая история России (1914-2008): учебное пособие / Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ); / Под ред. М. В. Ходякова - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Высшее образование, 2008 - 526 с.

7. Георгиева Н. Г. История России: учебное пособие / Н. Г. Георгиева, В. А. Георгиев; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова (МГУ), Исторический факультет - М.: Велби, 2008 - 332 с.

8. Долуцкий И. И. Политические системы в России и СССР в XX веке: учебно-методический комплекс. - М.: Книжный дом "Университет", 2008 - Т. 2, 2008 - 450 с.

9. Киличенков А. А. Краткий курс Великой Отечественной войны / А. А. Киличенков - М.: Эксмо, 2008 - 608 с.

10. Кириллов В.В. История России: учебное пособие / В. В. Кириллов - М.: Юрайт-Издат, 2008 - 661 с.

11. Орлов И. Б. Политическая культура России XX века: учебное пособие / И. Б. Орлов - М.: Аспект-Пресс, 2008 - 223 с.

12. Хандорин В. Г. Отечественная история: курс лекций / В. Г. Хандорин; Томский политехнический университет (ТПУ) - Томск: Изд-во ТПУ, 2008 - 177 с.

13. История России с позиций разных идеологий: учебное пособие / под ред. Б. В. Личмана - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007 - 461 с.

14. История российской государственности: учебное пособие / Московский государственный индустриальный университет; сост. Л. А. Коханова, Т. С. Алексеева - 3-е изд., стер. - М.: МГИУ, 2007 - 336 с.

15. Неправда Виктора Суворова: [сборник] / А. Исаев [и др.] - М.: Эксмо: Яуза, 2007 - 384 с.

16. Дворниченко А. Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков - М.: Проспект, 2007 - 472 с.

17. Деревянко А. П. История России: учебное пособие / А. П. Деревянко, Н. А. Шабельникова - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2007 - 558 с.

18. Отечественная история: конспект лекций: учебное пособие / Л. И. Семенникова [и др.] - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2006 - 316 с.

19. Снегирева Л. И. Отечественная история: курс лекций / Л. И. Снегирева, М. И. Агибалова; (ТГПУ) - 3-е изд., испр. - Томск: Изд-во ТГПУ, 2006 - 591 с.

 

в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Для самостоятельной работы студентов предлагаются интернет-ресурсы – полнотекстовые библиотеки, в которых можно ознакомиться со специальной исторической литературой:

Электронная библиотека «Fort / Da» (Слава Янко): http://yanko.lib.ru/

Библиотека Гумер (гуманитарные науки). Раздел «История»: http://ww.gumer.info/

 

  • Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Указывается материально-техническое обеспечение данной дисциплины (модуля).

Приводится перечень специализированных аудиторий, лабораторий, дисплейных классов с указанием учебно-лабораторного оборудования.

 

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению подготовки 131000 «Нефтегазовое дело» и профилям: «Проектирование, сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».

 

Автор(ы):доцент Г.Ю. Колесникова

Заведующая отделением: доцент Л.А. Белослудцева

Программа одобрена на заседании УМК Филиала РГУ нефти и газа имени И.М.Губкина в г. Оренбурге от ________________________года, протокол №___________.

Председатель учебно-методической комиссии Филиала

____________________

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных