ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 2. Тема: «Основные философские доктрины Древнего Востока»Тема: «Основные философские доктрины Древнего Востока»
Дхаммапада. М., 1960. Дхаммапада («стопы закона») содержит основные принципы учения Будды (фактически это краткое изложение буддийской этики).
- Немногие среди людей достигают противоположного берега. Остальные же люди только суетятся на здешнем берегу. - Один день жизни обладающего кипучей энергией лучше столетнего существования ленивого и лишенного энергии человека. - Пусть он торопится совершать благое; от зла пусть он удерживает свой ум. Ибо ум того, кто не спешит делать добро, находит удовольствие во зле. - Одни возвращаются в материнское лоно, делающие зло попадают в преисподнюю, праведники ‒ на небо, лишенные желаний достигают нирваны. - Ни с кем не говори грубо: те, с кем ты говорил грубо, ответят тебе тем же. Ведь раздраженная речь ‒ неприятна, и возмездие может коснуться тебя. - Недеяние зла, достижение добра, очищение своего ума ‒ вот учение просветленных. - Кто сдерживает пробудившийся гнев, как сошедшую с пути колесницу, того я называю колесничим; остальные ‒ просто держат вожжи. - Говори правду, не поддавайся гневу; если тебя просят, ‒ пусть о немногом, ‒ дай. С помощью этих трех условий можно приблизиться к богам. - Люди, гонимые желаниями, бегают вокруг, как бегает перепуганный заяц. Связанные путами и узами, они снова и снова в течение долгого времени возвращаются к страданию. Вопросы: 1. Проанализируйте понравившееся вам изречение. 2. Какие изречения отражают суть буддийского учения?
Конфуций (VI-V вв. до н.э.).«Лунь юй» («Изречения»). Уроки мудрости. М. – Харьков, 2002.
‒ Когда правитель любит ритуал, никто в народе не осмелится быть непочтительным; когда правитель любит справедливость, никто в народе не осмелится быть непослушным; когда правитель любит правду, никто в народе не посмеет быть нечестным. И если будет так, то отовсюду станет прибывать народ, неся с собою на спине своих детей. Зачем тогда правителю будет нужно самому пахать и сеять?
‒ Воистину, как верно сказано, что если власть в стране в течение ста лет будет принадлежать хорошим людям, то они смогут справиться с насилием и обойтись без казней!
‒ Когда в стране есть путь, Будь прям в поступках и речах; Когда в ней нет пути, Будь прям в поступках, в речи осторожен.
‒ Найдется ли одно такое слово, которому можно было бы следовать всю жизнь? Учитель ответил: ‒ Не таково ли сострадание? Чего себе не пожелаешь, Того не делай и другим. Вопросы: 1. Как звучит «золотое правило» Конфуция? 2. Почему роль нормативной системы государства отводилась правилам ритуала? Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы: 1. В чём отличие махаяны («большой колесницы») от хинаяны («малой колесницы»)? 2. Каким смыслом наполнена идея реинкарнации? 3.Перечислитеосновные идеи индийской и китайской философии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|