ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 4. Тема: «Философия Средневековья»Тема: «Философия Средневековья» Аврелий Августин (354-430). Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского. М., 1991.
Что же такое время? Если никто меня об этом не спрашивает, я знаю, что такое время: если бы я захотел объяснить спрашивающему ‒ нет, не знаю <…> Совершенно ясно теперь одно: ни будущего, ни прошлого нет, и неправильно говорить о существовании трех времен; прошедшего, настоящего и будущего. Правильнее было бы, пожалуй, говорить так: есть три времени ‒ настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего. Некие три времени эти существуют в нашей душе, и нигде в другом месте я их не вижу: настоящее прошедшего ‒ это память; настоящее настоящего ‒ это непосредственное созерцание; настоящее будущего ‒ его ожидание. Вопрос: как определяет Аврелий Августин время?
Философией называется не самая мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь (ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может), однако если достаточно утвердишь себя в любви к ней и очистишь себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею. Вопрос: кто до Аврелия Августина дал подобное определение?
К изучению наук ведет нас двоякий путь ‒ авторитет и разум. По отношению ко времени первенствует авторитет, а по отношению к существу дела ‒ разум. Ибо первое предпочитается, когда нужно располагать, а другое наиболее ценится при достижении <…> Авторитет же бывает частью Божественный, частью человеческий; но истинный, прочный и высший авторитет тот, который называется Божественным. Вопрос: что доминирует в учении Аврелия: авторитет или разум?
Когда мы умозаключаем, то это бывает делом души. Ибо это дело лишь того, что мыслит; тело же не мыслит; душа мыслит без помощи тела. <…> Разум есть взор души, которым она сама собою, без посредства тела, созерцает истинное. <…> Все, что мы созерцаем, мы схватываем мыслью или чувством и разумением. Но то, что мы схватываем чувством, мы чувствуем существующим вне нас и заключенным в пространстве. <…> Итак, что я разумею, тому и верю; но не все, чему я верю, то и разумею. Все, что я разумею, то я знаю; но не все то знаю, чему верю. Я знаю, как полезно верить многому и такому, чего не знаю.
Вопрос: как соотносятся тело и душа, вера и разум?
Фома Аквинский (1225∕26 - 1274).«Сумма теологии» (1273). Антология мировой философии. В 4т. Т.1. Ч.2. М., 1969.
Первый и наиболее очевидный путь исходит из понятия движения... невозможно, чтобы нечто было одновременно... и движущим и движимым. Следовательно, все, что движется, должно иметь источником своего движения нечто иное. <…> Следовательно, необходимо дойти до некоторого перводвигателя который сам не движим ничем иным; а под ним все разумеют Бога. Второй путь исходит из понятия производящей причины. В самом деле, мы обнаруживаем в чувственных вещах последовательность производящих причин; однако не обнаруживается и невозможен такой случай, чтобы вещь была своей собственной производящей причиной; тогда она предшествовала бы самой себе, что невозможно. <…> Следовательно, необходимо положить некоторую первичную производящую причину, каковую все именуют Богом. Третий путь исходит из понятий возможности и необходимости и сводится к следующему… не все сущее случайно, но в мире должно быть нечто необходимое. <…> Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность, необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости, но самое составляющую причину необходимости всех иных; по общему мнению, это есть Бог. Четвертый путь исходит из различных степеней, которые обнаруживаются в вещах. <…> Отсюда следует, что есть некоторая сущность, являющаяся для всех сущностей причиной блага и всяческого совершенства; и ее мы именуем Богом. Пятый путь исходит из распорядка природы. Мы убеждаемся, что предметы, лишенные разума, каковы природные тела, подчиняются целесообразности. Это явствует из того, что их действия или всегда, или в большинстве случаев направлены к наилучшему исходу. <…> Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе; и его мы именуем Богом. Вопросы: 1. Почему Аквинат выдвинул пять собственных доказательств бытия Бога? 2. Исходя из предложенного текста, определите, какое место занимала философия по отношению к теологии? Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы: 1. Кто был представителем патристики, а кто схоластики? 2. Используя текст «Библии» докажите, что в грехопадении заключена идея повреждённости человеческой природы. 3. Доказывая существование Божественных идей, предшествующих вещам, Аквинат доказывал господство идеи над материей, а, следовательно, господство ____ над миром (вставьте пропущенное слово). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|