Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практические занятия № 8-9




Тема: «Русская философия»

Фёдоров Николай Фёдорович (1828-1903). «Философия общего дела» Т.1. ∕ Сочинения. М., 1982.

 

«Человек есть существо, которое погребает» ‒ вот самое глубокое определение человека, которое когда-либо было сделано, и давший его выразил то же самое, что сказало о себе всё человечество, только другими словами, назвав себя смертным.

Вопрос: какой новый смысл вкладывает философ в определение «человек смертный»?

 

Действительною смерть может быть названа только тогда, когда никакими средствами восстановить жизнь невозможно или когда все средства, какие только сущест­вуют в природе, какие только могут быть открыты человеческим родом, были уже употреблены. <…> Смерть есть свойство, состояние, обусловленное причинами, но не качество, без коего человек перестает быть тем, что он есть и чем должен быть.

Вопрос: как мыслитель понимает смерть?

 

Увеличиваю­щееся количество умерших отцов не уменьшает. А увеличивает сыновий долг. Для нашего притупившегося чувства непонятно, какая аномалия, какая безнравственность заключается в выражении «сыны умерших отцов», т.е. сыны, живущие по смерти отцов, как будто ничего особенного, ничего ужасного не произошло! Нравственное противоречие «живущих сынов» и «отцов умерших» может разрешиться только долгом всеобщего воскрешения…

 

Вопрос: почему воскрешение является сверхзадачей человечества?

 

Чернышевский Николай Григорьевич (1828-1889).Антропологический принцип в философии / Избранные философские сочинения. М., 1951. Т. 3.

Политические теории, да и всякие вообще философские учения создавались всегда под сильнейшим влиянием того общественного положения, к которому принадлежали, и каждый философ бывал представителем какой-нибудь из политических партий, боровших­ся в его время за преобладание над обществом, к которому при­надлежал философ. Мы не будем говорить о мыслителях, занимав­шихся специально политическою стороною жизни. Их принад­лежность к политическим партиям слишком заметна для каждого: Гоббс был абсолютист, Локк был виг, Мильтон ‒ республика­нец, Монтескьё ‒ либерал в английском вкусе, Руссо ‒ револю­ционный демократ, Бентам ‒ просто демократ, революционный или нереволюционный, смотря по надобности; о таких писателях нечего и говорить.

 

Вопрос: какое отношение имеет занятие политической философией к антропологическому принципу?

 

Говорить, будто бы только теперь философы стали писать свои сис­темы под влиянием политических убеждений, ‒ это чрезвычайная наивность, а еще наивнее выражать такую мысль о тех мысли­телях, которые занимались в особенности политическим отделом философской науки.

 

Вопрос: почему любая философия политична?

 

Трубецкой Евгений Николаевич (1863-1920). Смысл жизни. М., 2005.

 

Под «смыслом», таким образом, всегда подразумева­ется общезначимая мысль о чем-либо, и в этом значении смыслом обладает решительно все, что может быть выражено в мысли без различия ценного и неценного. Так понимаемый «смысл» может выразиться как в положительной, так и в отрицательной оценке любого предмета нашего познания, ибо отрицательная оценка совершенно так же, как и оценка положительная, может быть облечена в форму общезначимой мысли. Мы можем говорить о хорошем, дурном или о безразличном по отношению к добру и злу «смысле» того или другого деяния или факта ‒ все эти изречения одинаково могут находиться в полном соответствии со словом «смысл» в широком его значении.

Вопрос: определите качественные характеристики понятия «смысл жизни»?

 

Кроме этого общего значения общезначимой мыс­ли, слово «смысл» имеет еще другое, специфическое значение положительной и общезначимой ценности, и именно в этом значении оно понимается, когда ставится вопрос о смысле жизни. Тут речь идет, очевидно, не о том, может ли жизнь (какова бы ни была ее ценность) быть выражена в терминах общезначимой мысли, а о том ‒ стоит ли жить, обладает ли жизнь положитель­ной ценностью, притом ценностью всеобщей и безуслов­ной, ценностью обязательной для каждого. Такая цен­ность, в качестве всеобщей, допускает общезначимое мысленное выражение; и, стало быть, тесное, специфи­ческое значение слова «смысл» в данном случае не отменяет, а дополняет общее его значение.

 

Вопрос: что является смыслообразующей константой жизни?

Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы:

1. Почему русская философия подвержена сильному религиозному влиянию?

2. Объясните выражение Н.В. Фёдорова: «жить с каждым и для каждого»?

3. Назовите художественные произведения русских писателей, обладающие, на ваш взгляд, глубоким философским смыслом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных