ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 13Тема: «Человек и его бытие в мире» Маркс Карл (1818-1883). «Экономическо-философские рукописи 1844». Непосредственным следствием того, что человек отчужден от продукта своего труда, от своей жизнедеятельности, от своей родовой сущности, является отчуждение человека от человека. Когда человек противостоит самому себе, то ему противостоит другой человек. То, что можно сказать об отношении человека к своему труду, к продукту своего труда и к самому себе, то же можно сказать и об отношении человека к другому человеку, а также к труду и к предмету труда другого человека. <…> В условиях отчужденного труда каждый человек рассматривает другого, руководствуясь масштабом и отношением, в котором находится он сам как рабочий. Вопрос: назовите причины «отчуждения человека от человека», и каковы последствия этого отчуждения?
Бердяев Николай Александрович (1874-1948). «О назначении человека». Париж. 1931.
Человек не есть дробная часть мира, в нем заключена цельная загадка и разгадка мира. Тот факт, что человек, как предмет познания, есть вместе с тем и познающий, имеет не только гносеологическое, но и антропологическое значение... Человек есть существо, недовольное самим собою и способное себя перерастать. Самый факт существования человека есть разрыв в природном мире и свидетельствует о том, что природа не может быть самодостаточной и покоится на бытии сверхприродном. Вопрос: почему проблема человека является основной в философии?
Фромм Эких (1900-1980). «Духовная сущность человека. Способность к добру и злу» ∕ «Человек и его ценности». М., 1988.
Многие полагают, что люди ‒ это овцы, другие считают их хищными волками. Каждая из сторон может аргументировать свою точку зрения. Тот, кто считает людей овцами, может указать хотя бы на то, что они с легкостью выполняют приказы других, даже когда им самим это приносит вред. <…> Великие инквизиторы и диктаторы основывали свои системы власти как раз на предпосылке, что люди являются овцами. <…> История человечества написана кровью. Это история никогда не прекращающегося насилия, поскольку люди почти всегда подчиняли себе подобных с помощью силы. <…> Разве мы не сталкиваемся повсюду с бесчеловечностью человека ‒ в случае безжалостного ведения войны, в случае убийства и насилия, в случае беззастенчивой эксплуатации слабых более сильными?.. Такой мыслитель, как Гоббс, из всего этого сделал вывод: homo homini lupus est (человек человеку ‒ волк). И сегодня многие из нас приходят к заключению, что человек от природы является существом злым и деструктивным, что он напоминает убийцу, которого от любимого занятия может удержать только страх перед более сильным убийцей.
Вопрос: какими качествами наделены люди-овцы и люди-волки?
Может быть, сказанное о волках и овцах не соответствует действительности? Может быть, все же правда, что важным свойством человека является нечто волчье и что большинство просто не проявляет этого открыто? А может, речь вообще не должна идти об альтернативе? Может быть, человек ‒ это одновременно и волк, и овца, или он ‒ ни волк, ни овца?
Вопрос: ответьте на вопросы, поставленные автором.
Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы: 1. Почему интерес к человеку в философии то возрождается, то угасает? 2. Кто является родоначальником философии человека? 3. Раскройте смысл понятий: человек религиозный, человек разумный, человек природный, человек умелец, человек символический, человек как космопланетарный феномен, человек как междисциплинарная проблема науки, «человек играющий», «одномерный человек». Назовите автора.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|