ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Практическое занятие № 14. Пестель П.И.(1793-1826). Русская правда (1824)Тема: «Общество»
Пестель П.И. (1793-1826). Русская правда (1824). История политических и правовых учений. М., 2003.
Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного общества в особенности. <…> Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся – название народа. Из всего явствует, что главные или первоначальные составные части государства суть: правительство и народ.
Вопрос: в каких отношениях находятся гражданское общество и государство?
Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого. <…> А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства.
Задание: прокомментируйте выражение: «благоденствие всего общества вообще и каждого из членов оного общества в особенности».
Не может дальше в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно на веки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. <…> Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия. Вопрос: какие права и свободы должен получить народ? Маркс Карл (1818-1883). «Нищета философии» (1847).
Общественные отношения тесно связаны с производительными силами. Приобретая новые производительные силы, люди изменяют свой способ производства, а с изменением способа производства, способа обеспечения своей жизни, - они изменяют все свои общественные отношения. <…> Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального производства, создают также принципы, идеи и категории соответственно своим общественным отношениям.
Вопрос: что такое производственные отношения и производительные силы?
Маркс Карл. «К критике политической экономии. Предисловие» (1859).
В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли, не зависящие отношения ‒ производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. Вопрос: почему общественное бытие определяет сознание людей?
Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуазный, способы производства можно обозначить, как прогрессивные эпохи экономической общественной формации. Вопрос: что лежит в основе смены общественно-экономических формаций? Перечислите их. Энгельс Фридрих (1820-1895). «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).
Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством обмен его продуктов, составляет основу всякого общественного строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение общества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обмениваются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в головах людей, не в возрастающем понимании ими вечной истины и справедливости, а в изменениях способа производства и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи.
Вопрос: почему причины всех общественных изменений и политических переворотов надо искать в экономике соответствующей эпохи? Поппер Карл Раймунд (1902-1994). «Открытое общество и его враги» (1945). «Открытое общество и его враги», М., 1992.
Безапелляционные исторические пророчества целиком находятся за пределами научного метода. Будущее зависит от нас, и над нами не довлеет никакая историческая необходимость. Однако есть влиятельные социально-философские учения, придерживающиеся противоположной точки зрения. Их сторонники утверждают, что все люди используют разум для предсказания наступающих событий, <…> что границы между подобными предсказаниями и глубокими всеохватывающими историческими пророчествами жестко не определены. Они настаивают на том, что задача науки вообще состоит в том, чтобы делать предсказания, строить для них более прочные основания, и что, в частности, задача общественных наук состоит в том, чтобы обеспечивать нас долгосрочными историческими предсказаниями. Они настаивают также на том, что уже открыли законы истории, позволяющие им пророчествовать о ходе истории.
Вопрос: какое социально-философское учение имеет в виду Поппер?
Утверждение, что демократия не должна сохраняться вечно, столь же мало отражает суть дела, как и утверждение о том, что человеческий разум не должен существовать вечно. Ведь только демократические институты позволяют проводить реформы без применения насилия, а значит использовать разум в политике.
Вопрос: есть ли в истории человечества альтернативы демократии?
Если вы убеждены, что некоторые события обязательно произойдут, что бы вы ни предпринимали против этого, то вы можете со спокойной совестью отказаться от борьбы с этими событиями. В частности, вы можете отказаться от попыток контролировать то, что большинство людей считает социальным злом, ‒ как, скажем, войну.
Вопрос: каким смыслом можно наполнить выражение западноевропейских философов «контролировать… войну»?
Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы: 1. Какая сфера жизни общества определяет его политическую стабильность и вес на международной арене? 2. Какое общество называется «открытым», а какое «закрытым»? 3. Обоснуйте, как географическая среда влияет на развитие общества.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|