Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Практическое занятие № 14. Пестель П.И.(1793-1826). Русская правда (1824)




Тема: «Общество»

 

Пестель П.И. (1793-1826). Русская правда (1824). История политических и правовых учений. М., 2003.

 

Гражданское общество, как и всякое другое, имеет свою цель и должно избирать средства для достижения оной. Цель состоит в благоденствии всего общества вообще и каждого из членов оного общества в особенности. <…> Когда гражданское общество получает название государства, тогда повелевающие получают название правительства, а повинующиеся – название народа. Из всего явствует, что главные или первоначальные составные части государства суть: правительство и народ.

 

Вопрос: в каких отношениях находятся гражданское общество и государство?

 

Народ есть совокупность всех тех людей, которые, принадлежа к одному и тому же государству, составляют гражданское общество, имеющее целью своего существования возможное благоденствие всех и каждого. <…> А посему народ российский не есть принадлежность или собственность какого-либо лица или семейства. Напротив того, правительство есть принадлежность народа, и оно учреждено для блага народного, а не народ существует для блага правительства.

 

Задание: прокомментируйте выражение: «благоденствие всего общества вообще и каждого из членов оного общества в особенности».

 

Не может дальше в России существовать позволение одному человеку иметь и называть другого своим крепостным. Рабство должно быть решительно уничтожено и дворянство должно непременно на веки отречься от гнусного преимущества обладать другими людьми. <…> Личная свобода есть первое и важнейшее право каждого гражданина и священнейшая обязанность каждого правительства. На ней основано все сооружение государственного здания и без нее нет ни спокойствия, ни благоденствия.

Вопрос: какие права и свободы должен получить народ?

Маркс Карл (1818-1883). «Нищета философии» (1847).

 

Общественные отношения тесно связаны с производитель­ными силами. Приобретая новые производительные силы, лю­ди изменяют свой способ производства, а с изменением спосо­ба производства, способа обеспечения своей жизни, - они из­меняют все свои общественные отношения. <…> Те же самые люди, которые устанавливают общественные отношения соответственно развитию их материального произ­водства, создают также принципы, идеи и категории соответст­венно своим общественным отношениям.

 

Вопрос: что такое производственные отношения и производительные силы?

 

Маркс Карл. «К критике политической экономии. Предисловие» (1859).

 

В общественном про­изводстве своей жизни люди вступают в определенные, не­обходимые, от их воли, не зависящие отношения ‒ произ­водственные отношения, которые соответствуют определен­ной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений со­ставляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая над­стройка и которому соответствуют определенные формы об­щественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.

Вопрос: почему общественное бытие определяет сознание людей?

 

Ни одна общественная формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она дает достаточно простора, и новые более высокие производ­ственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества. В общих чертах, азиатский, античный, феодальный и современный, буржуаз­ный, способы производства можно обозначить, как прогрес­сивные эпохи экономической общественной формации.

Вопрос: что лежит в основе смены общественно-экономических формаций? Перечислите их.

Энгельс Фридрих (1820-1895). «Развитие социализма от утопии к науке» (1880).

 

Материалистическое понимание истории исходит из того положения, что производство, а вслед за производством об­мен его продуктов, составляет основу всякого общественно­го строя; что в каждом выступающем в истории обществе распределение продуктов, а вместе с ним и разделение об­щества на классы или сословия, определяется тем, что и как производится, и как эти продукты производства обменива­ются. Таким образом, конечных причин всех общественных изменений и политических переворотов надо искать не в го­ловах людей, не в возрастающем понимании ими вечной ис­тины и справедливости, а в изменениях способа производст­ва и обмена; их надо искать не в философии, а в экономике соответствующей эпохи.

 

Вопрос: почему причины всех общественных изменений и политических переворотов надо искать в экономике соответствующей эпохи?

Поппер Карл Раймунд (1902-1994). «Открытое общество и его враги» (1945). «Открытое общество и его враги», М., 1992.

 

Безапелляционные исторические пророчества целиком находятся за пределами научного метода. Будущее зависит от нас, и над нами не довлеет никакая историческая необходимость. Однако есть влиятельные социально-философские учения, придерживающиеся противоположной точки зрения. Их сторонники утверждают, что все люди используют разум для предсказания наступающих событий, <…> что границы между подобными предсказаниями и глубокими всеохватывающими историческими пророчествами жестко не определены. Они настаивают на том, что задача науки вообще состоит в том, чтобы делать предсказания, строить для них более прочные основания, и что, в частности, задача общественных наук состоит в том, чтобы обеспечивать нас долгосрочными историческими предсказаниями. Они настаивают также на том, что уже открыли законы истории, позволяющие им пророчествовать о ходе истории.

 

Вопрос: какое социально-философское учение имеет в виду Поппер?

 

Утверждение, что демократия не должна сохраняться вечно, столь же мало отражает суть дела, как и утверждение о том, что человеческий разум не должен существовать вечно. Ведь только демократические институты позволяют проводить реформы без применения насилия, а значит использовать разум в политике.

 

Вопрос: есть ли в истории человечества альтернативы демократии?

 

Если вы убеждены, что некоторые события обязательно произойдут, что бы вы ни предпринимали против этого, то вы можете со спокойной совестью отказаться от борьбы с этими событиями. В частности, вы можете отказаться от попыток контролировать то, что большинство людей считает социальным злом, ‒ как, скажем, войну.

 

Вопрос: каким смыслом можно наполнить выражение западноевропейских философов «контролировать… войну»?

 

Вопросы для обсуждения и задание для самостоятельной работы:

1. Какая сфера жизни общества определяет его политическую стабильность и вес на международной арене?

2. Какое общество называется «открытым», а какое «закрытым»?

3. Обоснуйте, как географическая среда влияет на развитие общества.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных