ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
XLII Республиканская олимпиада школьников по химииXLII Республиканская олимпиада школьников по химии Учебный год. Задания для 11 класса. Задача 1. В 2001 году Нобелевская премия по химии была вручена профессору университета г. Нагойи, Япония, Риёдзи Нойори (Ryoji Noyori) за вклад в развитие гомогенного металлокомплексного катализа в получении хиральных органических соединений. Однако получение оптически активных органических соединений является лишь частью проводимых Нобелевским лауреатом исследований в рамках «экологически чистой/зеленой химии» (green chemistry), основными критериями которой являются снижение числа отходов в синтетических схемах, «экономия атомов» (atom economy) «эффективность атомов» (atom efficiency). ?1. В двух-трех фразах расшифруйте определения «экономия атомов» и «эффективность атомов». ?2. В двух-трех фразах опишите, какие изменения в химической сущности промышленного и тонкого органического синтеза будут отвечать требованиям «зеленой химии». Руководствуясь принципами «зеленой химии» профессор Нойори разработал и внедрил в экономику Японии экологически чистый способ получения мономера А, являющегося ключевым в производстве полимера, известного под технической маркой «найлон-6,6». ?3. Запишите структурную формулу найлона-6,6 и реакцию, лежащую в основе его получения. Мономер А, среднемировая выработка которого, кстати, составляет 2200000 тонн/год может быть получен из бензола следующими способами: Коэффициенты на схеме не указаны, основным продуктом окисления В является вещество Н, которое также может быть получено присоединением воды к соединению D. Ниже приведено содержание водорода (в массовых %) для каждого из упомянутых в условии задачи веществ. Вещество G газообразное при стандартных условиях.
?4. Определите вещества А – Н, запишите уравнения упомянутых в условии задачи реакций. ?5. Рассчитайте, чему равнялась минимальная среднегодовая масса G, образующаяся в результате получения мономера А до появления метода Нойори. ?6. К каким негативным последствиям приводят выбросы G в атмосферу. ?7. В двух-трех фразах опишите, почему метод получения А по Нойори отвечает требованиям «зеленой химии» в большей степени, чем классический. Задача 2. Вещество А при нагревании с металлическим натрием расщепляется на B и С. Вещество В легко взаимодействует с соляной кислотой с образованием D. В результате нагревания вещества D до 500С с ацетоном образуется Е, имеющее тривиальное название диан. При реакции вещества С с эквимолярным количеством HI в качестве одного из продуктов образуется F. На холоду С энергично взаимодействует с водой с образованием спирта. В результате озонолиза F образуются два гомолога G и H, с содержанием кислорода 53,33 % и 36,36 %, соответственно. Задача 3. Свекловичный сахар в кислой среде гидролизуется (инвертируется) с образованием d-глюкозы и d-фруктозы. Молекулы свекловичного сахара, глюкозы и фруктозы обладают оптической активностью – способны вращать плоскость поляризации света. Водный раствор свекловичного сахара вращает плоскость поляризации света вправо, а раствор глюкозы и фруктозы – влево. Угол вращения a пропорционален концентрации растворенного вещества. Угол вращения раствора из нескольких оптически активных веществ равен алгебраической сумме углов вращения для каждого оптически активного вещества. При проведении гидролиза в большом избытке воды в присутствии HCl (0.5 н.) при температуре 250С на поляриметре «Polamat А» были получены следующие величины a: 25.160 (в начальный момент времени), 11.100 (через 108 минут после начала реакции), –8.380 (при достаточно долгом протекании реакции). ?1. Напишите уравнение гидролиза, нарисуйте структурные формулы (проекция Фишера), упомянутых в задаче моноз. ?2. Определите порядок реакции. ?3. Рассчитайте константу скорости реакции. ?4. Рассчитайте количество сахара (%), которое инвертируется в течение 200 минут. ?5. Определите угол вращения a к моменту времени, t=200 минут. ?6. Как изменится скорость гидролиза при изменении температуры. Задача 4. Обычно детям говорят, что горб нужен верблюду, чтобы запасать в нем воду. Однако, воды в горбах почти нет – горб, в основном, состоит из жировых тканей. Но при окислении этого жира в организме верблюда, действительно образуется вода. Вот поэтому, дети, став взрослыми и учеными, так и посчитали: горб для верблюда – запасной источник воды. А как думаете Вы? ?1. Объясните, может ли верблюд использовать воду, необходимую ему в жаркой пустыне, которая образуется при окислении жира из горба? Дополнительный вес Вашему ответу могут прибавить расчеты, для которых Вам понадобятся следующие справочные данные: Считайте, что жир верблюжьего горба, состоит из триглицеридов пальмитиновой (СН3(СН2)14СООН), стеариновой (СН3(СН2)16СООН) и олеиновой (СН3(СН2)7СН=СН(СН2)7СООН) кислот, в равных пропорциях. Энергии ковалентных связей для вычисления теплот сгорания несопряженных молекул (кДж/моль), приведены в таблице:
Физико-химические свойства воды: Теплоемкость: Cр=75,3 Дж/моль´К, ∆Нисп=40,7 кДж/моль. Для справки, температура тела здорового верблюда составляет 38оС.
XLII Республиканская олимпиада школьников по химии Учебный год. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|