Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Цели и задачи дисциплины. Целью дисциплины «Методология и методика психологического исследования» является получение студентами знаний в области методологических проблем
Целью дисциплины «Методология и методика психологического исследования» является получение студентами знаний в области методологических проблем психологического исследования в соответствии с современными научными представлениями, а также приобретение навыков и умений самостоятельного проведения научно-исследовательской работы
Основными задачами дисциплины «Методология и методика психологического исследования » являются:
1) овладение методологией психологической науки, принципами и структурой психологического исследования
2) овладение методами научного психологического исследования.
В результате изучения дисциплины «Методология и методика психологического исследования » студент должен знать:
1) понятие психологического исследования
2) основные методы современного психологического исследования
должен уметь:
1) грамотно ставить и решать исследовательские и практические задачи в рамках собственной исследовательской деятельности
2) владеть основными методами научной работы.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРЕРЕКВИЗИТОВ
№
| Наименование дисциплин, их разделы (темы)
|
| Педагогика
|
| Психология
|
| Педагогический менеджмент
|
| История педагогики
|
| Семейная педагогика
|
| Сравнительная педагогика
|
| Технологии критериального оценивания
|
| История психологии
|
ПЕРЕЧЕНЬ ПОСТРЕКВИЗИТОВ
№
| Наименование дисциплин
| 1.
| Методика психологического тренинга
| 2.
| Психолого-педагогическая диагностика личности
| 3.
| Основы профориентологии
| | Этнопсихология
| | Методика преподавания психологии
| | Этнопедагогика
| | Педагогическое мастерство
| | Технологии воспитательной работы
| | Методика преподавания педагогики
|
Содержание дисциплины
2.1.Лекционный курс
№ темы
| Наименование тем лекций
| Содержание тем
| Объем в часах
| Неделя семестра
|
| Раздел 1. Методология психологического исследования
| | Тема 1
| Определение и функции методологии
| Разные подходы к определению понятия «методология». Специфические проблемы методологии. Уровни методологии.
|
|
| Тема 2
| Содержание методологии
| Мировоззрение, парадигма, принцип, концепция, теория, научный подход, исследовательский метод, методика как составляющие методологии
|
|
| Тема 3
| Парадигмы научного исследования
| Понятие парадигмы. Основные парадигмы: естественно-научная парадигма (эмпиризм, экспериментализм), гуманистическая парадигма (персонализм трансперсонализм), психотехническая парадигма (деятельностный подход, деятельная парадигма).
|
|
| Тема 4
| Общенаучные принципы
| Общенаучные принципы: антропный принцип, принцип детерминации, принцип дополнительности, принцип инвариантности, принцип методического атеизма, принцип объективности, принцип относительности, принцип самоорганизации, принцип системности, принцип соответствия, принцип соотношения неопределенностей, принцип устойчивого неравновесия, принцип целостности.
|
|
| Тема 5
| Методологические принципы организации психологического исследования
| Специфически психологические принципы: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности, принцип личностного подхода, принцип развития, принцип системного подхода.
|
|
|
| Раздел 2. Проблема методов исследования в психологии
| | Тема 6
| Основные общенаучные методы исследования
| Теоретические и эмпирические методы современной науки. Идеографический подход к исследованию реальности (наблюдение и фиксация единичных явлений и событий). Номотетический подход– исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.
Наблюдение. Эксперимент. Метод моделирования.
|
|
| Тема 7
| Частнонаучные методы исследования в психологии
| Проблема классификации методов психологии. Классификации С.Л.Рубингштейна, Г.Д.Пирьова, Б.Г.Ананьева, М.С. Роговина и Г.В. Залевского, В.Н.Друкжинина.
Специфика наблюдения как научного метода психологии. Методика наблюдения. Организация и программа наблюдения.
Вербально-коммуникативные методы: беседа, интервью и анкетирование.
Эксперимент как один из основных методов научного исследования.
Виды психологического эксперимента. Структура психологического эксперимента
|
|
| Тема 8
| Уровень конкретной методики исследования
| Методика как система средств, направленных на достижение цели и решение задач конкретного исследования. Составные части методики:
1) исходное представление об изучаемой реальности, выраженное
письменно; 2) программа исследования в виде письменного перечня и описания единиц наблюдения, объективных показателей их проявления;
3) описание требований к процедуре исследования, к организации работы
исследователя; 4) описание и фактическое наличие, например в приложении, необходимых средств фиксации результатов; 5) описание порядка обработки и представления фактического материала.
|
|
|
| Раздел 3. Виды научного исследования
|
| Тема 9
| Классификация видов научного исследования
| Эмпирические и теоретические исследования. Виды исследований по их характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. Виды исследования по цели проведения: поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие. Наиболее устоявшиеся виды психологических исследований: обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое описательное, эмпирическое объяснительное, методическое, экспериментальное.
|
|
|
| Раздел 4. Этапы научного исследования
|
| Тема 10
| Выбор темы и постановка проблемы
Ознакомление с проблемой по литературным источникам
| Приемы самостоятельного выбора темы. Требования актуальности и новизны темы. Научная проблема. Научное направление. Понятийный словарь исследования. Тезисы и конспектирование литературных источников.
|
|
| Тема 11
| Составление первоначального плана
научного исследования
Формулирование цели, гипотезы,
определения задач, предмета и объекта
исследования
| Простой план, его цель. Эмпирические и познавательные задачи. Критерии выделения и проверки фактов. Требования к формулированию гипотезы. Требования к выбору предмета исследования. Объект исследования.
|
|
| Тема 12
| Сбор фактического материала. Статистическая обработка фактического
материала
| Выбор методов или конкретной методики. Характеристика пилотажного исследования. Режим и процедура систематического исследования. Констатирующий этап исследования. Лонгитюдное исследование. Проблема измерений, в психолого- педагогических исследованиях. Критерии, по которым психолого-едагогические факты могут быть выражены в количественных характеристиках. Виды измерительных шкал.
Основные приемы упорядочивания и статистической обработки результатов. Виды переменных. Графическое представление статистического распределения. Вычисление и представление средних. Коэффициент корреляции. Случаи применения методов непараметрической статистики.
|
|
| Тема 13
| Качественный анализ экспериментальных данных.
| Основные мыслительные операции
Характеристика научного мышления. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, ранжирование, обобщение систематизация, абстрагирование, индукция, дедукция. Наименование, логическое генерирование, вербальное комбинирование. Методы и приемы построения в ходе научных рассуждений простых идеальных теоретических объектов. Интерпретация, номологизация, определение. Индуктивное и дедуктивное предсказание, синтаксическое комбинирование.
Верификация, доказательство, объяснение.
|
|
| Тема 14
| Оформление работы. Оценка практической и теоретической
эффективности проведенного исследования
| Литературное оформление научной работы. Критерии оценки фундаментальных исследований: теоретическая актуальность, новизна, доказательность, перспективность. Значимость для прикладных исследований практической значимости, возможности и степени внедрения в практику. Формы оценки исследования: рецензии, отзывы, обсуждения, выступления на конференциях и семинарах, публикации, внедрение результатов в практику работы.
Требования к составлению рецензии. Итоговая оценка научной работы.
|
|
|
| Раздел 5. Этика психологического исследования
|
| Тема 15
| Этический кодекс и принципы психологического исследования
| Определение этическим кодексом характера проведения исследований с участием людей и животных.
Соблюдение этических норм на всех этапах исследовательского процесса.
Этика как система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Обязанности психологов-исследователей.
Разработка этического кодекса АРА
Первый этический кодекс: США. 1953 г. (АРА, 1953).
Этические принципы проведения иследования на человеке (American Psychological Association, 1973)
1. Персональная ответственность исследователя
2. Информирование испытуемых обо всех сторонах эксперимента.
3. Честность и открытость отношений между исследователем и испытуемым.
4. Уважение к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.
5. Установление четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента.
6. Защита клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности.
7. Конфиденциальность информации.
|
|
|
|
| ИТОГО:
|
| 15 недель
|
2.2. Семинарские занятия
№ темы
| Наименование тем занятий
| Содержание тем
| Объем в часах
| Неделя семестра
| Тема 1
| Определение и функции методологии
| 1. Подходы к определению понятия «методология».
2. Специфические проблемы методологии.
3. Уровни методологии.
|
| -
| Тема 2
| Содержание методологии
| 1. Мировоззрение как составляющие методологии
2. Парадигма как составляющие методологии
3. Принцип как составляющие методологии
4. Концепция как составляющие методологии
5. Теория как составляющие методологии
6. Научный подход как составляющие методологии
7. Исследовательский метод как составляющие методологии
8. Методика как составляющие методологии
|
| -
| Тема 3
| Парадигмы научного исследования
| 1. Понятие парадигмы.
2. Основные виды парадигм
3. Естественно-научная парадигма (эмпиризм, экспериментализм)
4. Гуманистическая парадигма (персонализм трансперсонализм)
5. Психотехническая парадигма (деятельностный подход, деятельная парадигма).
|
| -
| Тема 4
| Общенаучные принципы
| - Антропный принцип
- Принцип детерминации
- Принцип дополнительности
- Принцип инвариантности
- Принцип методического атеизма
- Принцип объективности
- Принцип относительности
- Принцип самоорганизации
- Принцип системности
- Принцип соответствия
- Принцип соотношения неопределенностей
- Принцип устойчивого неравновесия
- Принцип целостности.
|
| -
| Тема 5
| Методологические принципы организации психологического исследования
| 1. Принцип детерминизма
2. Принцип единства сознания и деятельности
3. Принцип личностного подхода
4. Принцип развития
5. Принцип системного подхода.
|
| -
| Тема 6
| Основные общенаучные методы исследования
| 1. Теоретические и эмпирические методы современной науки.
2. Идеографический подход к исследованию реальности (наблюдение и фиксация единичных явлений и событий).
3. Номотетический подход– исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.
4. Наблюдение.
5. Эксперимент.
6. Метод моделирования.
|
| -
| Тема 7
| Частнонаучные методы исследования в психологии
| 1.Проблема классификации методов психологии.
2. Классификация методов психологии С.Л.Рубингштейна
3. Классификация методов психологии Г.Д.Пирьова,
4. Классификация методов психологии Б.Г.Ананьева,
5. Классификация методов психологии М.С. Роговина и Г.В. Залевского,
6. Классификация методов психологии В.Н.Друкжинина.
7. Специфика наблюдения как научного метода психологии.
8. Методика наблюдения.
9. Организация и программа наблюдения.
10. Вербально-коммуникативные методы: беседа, интервью и анкетирование.
11. Эксперимент как один из основных методов научного исследования.
12. Виды психологического эксперимента.
13. Структура психологического эксперимента
|
| -
| Тема 8
| Уровень конкретной методики исследования
| 1.Методика как система средств, направленных на достижение цели и решение задач конкретного исследования.
2. Составные части методики:
1) исходное представление об изучаемой реальности, выраженное письменно; 2) программа исследования в виде письменного перечня и описания единиц наблюдения, объективных показателей их проявления; 3) описание требований к процедуре исследования, к организации работы
исследователя; 4) описание и фактическое наличие, например в приложении, необходимых средств фиксации результатов; 5) описание порядка обработки и представления фактического материала.
|
| -
| Тема 9
| Классификация видов научного исследования
| 1.Эмпирические и теоретические исследования.
2. Виды исследований по их характеру: фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные.
3. Виды исследования по цели проведения: поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие.
4. Наиболее устоявшиеся виды психологических исследований: обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпирическое описательное, эмпирическое объяснительное, методическое, экспериментальное.
|
| -
| Тема10
| Выбор темы и постановка проблемы
Ознакомление с проблемой по литературным источникам
| 1.Приемы самостоятельного выбора темы.
2. Требования актуальности и новизны темы.
3. Научная проблема.
4. Научное направление.
5. Понятийный словарь исследования.
6. Тезисы и конспектирование литературных источников.
|
| -
| Тема 11
| Составление первоначального плана
научного исследования
Формулирование цели, гипотезы,
определения задач, предмета и объекта
исследования
| 1. Простой план научного исследования, его цель.
2. Эмпирические и познавательные задачи научного исследования
3. Критерии выделения и проверки фактов.
4. Требования к формулированию гипотезы.
5. Требования к выбору предмета исследования.
6. Объект исследования.
|
| -
| Тема 12
| Сбор фактического материала. Статистическая обработка фактического
материала
| 1. Выбор методов или конкретной методики.
2. Характеристика пилотажного исследования.
3. Режим и процедура систематического исследования.
4. Констатирующий этап исследования.
5. Лонгитюдное исследование.
6. Проблема измерений, в психолого- педагогических исследованиях.
7. Виды измерительных шкал.
8. Основные приемы упорядочивания и статистической обработки результатов.
9. Виды переменных.
10. Графическое представление статистического распределения.
11. Вычисление и представление средних.
12. Коэффициент корреляции.
13. Случаи применения методов непараметрической статистики.
|
| -
| Тема 13
| Качественный анализ экспериментальных данных.
| 1. Основные мыслительные операции. Характеристика научного мышления. Анализ, синтез, сравнение, обобщение, ранжирование, обобщение систематизация, абстрагирование, индукция, дедукция.
2. Наименование, логическое генерирование, вербальное комбинирование.
3. Методы и приемы построения в ходе научных рассуждений простых идеальных теоретических объектов.
4. Интерпретация, номологизация, определение
5. Индуктивное и дедуктивное предсказание, синтаксическое комбинирование.
6. Верификация, доказательство, объяснение.
|
| -
| Тема 14
| Оформление работы. Оценка практической и теоретической
эффективности проведенного исследования
| 1. Литературное оформление научной работы.
2. Критерии оценки фундаментальных исследований: теоретическая актуальность, новизна, доказательность, перспективность.
3. Значимость для прикладных исследований практической значимости, возможности и степени внедрения в практику.
4. Формы оценки исследования: рецензии, отзывы, обсуждения, выступления на конференциях и семинарах, публикации, внедрение результатов в практику работы.
5. Требования к составлению рецензии. Итоговая оценка научной работы.
|
| -
| Тема 15
| Этический кодекс и принципы психологического исследования
| 1.Определение этическим кодексом характера проведения исследований с участием людей и животных.
2. Соблюдение этических норм на всех этапах исследовательского процесса.
3. Этика как система принципов, обеспечивающих моральное поведение.
4. Этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований.
5. Обязанности психологов-исследователей.
6. Разработка этического кодекса АРА
Первый этический кодекс: США. 1953 г. (АРА, 1953).
7. Этические принципы проведения исследования на человеке (American Psychological Association, 1973)
8. Этический принцип персональной ответственности исследователя
9. Этический принцип информирования испытуемых обо всех сторонах эксперимента.
10. Этический принцип: честность и открытость отношений между исследователем и испытуемым.
11. Этический принцип уважения к праву клиента сократить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время.
12. Этический принцип установления четкого и справедливого соглашения между исследователем и участником эксперимента.
13. Этический принцип защиты клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности.
14. Этический принцип конфиденциальности информации.
|
| -
|
|
|
| 15ч.
| 15 недель
|
2.4. Самостоятельная работа студентов под руководством преподавателя
№№ п.п.
| Наименование тем и содержание заданий для СРМП
| Формы проведения
| Объем в часах
| Неделя семестра
| Тема 1
| Определение и функции методологии
Анализ введения книгиАллахвердян А.Г., Мошкова Т.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Феникс, 1998. – 312с. –С. 3-27
| Методологический семинар
|
| -
| Тема 2
| Содержание методологии
Коллективный анализ статьиХомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. / Вопросы психологии, 1997, № 3. – С. 112-125
| Методологический семинар
|
| -
| Тема 3
| Парадигмы научного исследования
Коллективное составление сравнительной таблицы «Парадигмы научного исследования»
| Коллективный анализ
|
| -
| Тема 4
| Общенаучные принципы
Составление коллективного проекта «Общенаучные принципы исследования»
По гл.6Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.92-125
| Защита проекта
|
| -
| Тема 5
| Методологические принципы организации психологического исследования
Анализ гл. 6.2 книги Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.125-130. Подбор примеров из научных исследований
| Мини-зачет, обмен мнениями
|
| -
| Тема 6
| Основные общенаучные методы исследования
Коллективное составление сравнительной таблицы «Идеографический и номотетический подходы к исследованию психической реальности»
| Диспут
|
| -
| Тема 7
| Частнонаучные методы исследования в психологии
Выполнение упражнений 12.1-12.3 из книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. – С. 450-452
|
Мини-зачет
|
| -
| Тема 8
| Уровень конкретной методики исследования
Анализ авторефератов диссертаций по психологии с позиций применения методов исследования
| Отчет
|
| -
| Тема9
| Классификация видов научного исследования
Анализ авторефератов диссертаций по психологии с позиций определения вида исследования
| Отчет
|
| -
| Тема10
| Выбор темы и постановка проблемы
Обоснование темы собственного научного исследования магистрантов
Ознакомление с проблемой по литературным источникам
Подготовка обзора литературы по теме собственного научного исследования магистрантов
| Мини-конференция
|
| -
| Тема 11
| Составление первоначального плана научного исследования. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта
исследования
Подготовка научного аппарата собственного научного исследования магистранта
| Мини-конференция
|
| -
| Тема 12
| Сбор фактического материала. Статистическая обработка фактического материала
Выполнение упражнений 4.1-4.5 из книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. Этика психологического исследования.- С. 169-170
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 13
| Качественный анализ экспериментальных данных.
Выполнение упражнений 5.1-5.3 из книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. Этика психологического исследования.- С. 201-203
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 14
| Оформление работы. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования
Коллективный анализ и обсуждение авторефератов научных психологических исследований
| Методологический семинар
|
| -
| Тема 15
| Этический кодекс и принципы психологического исследования
Анализ к/ф «Эксперимент» с позиций соблюдения этических принципов психологического исследования
| Коллективная дискуссия
|
| -
|
| ИТОГО:
|
| 30.
| 15 недель
|
2.5. Самостоятельная работа студентов
№№ п.п.
| Наименование тем и содержание заданий
для СРМ
| Формы контроля
| Объем в часах
| Неделя семестра
| Тема 1
| Определение и функции методологии
Тезисное конспектирование гл. 1.1. книги Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.8-11
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 2
| Содержание методологии
Конспект гл.2.2. книгиВасилюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: МГППУ, Смысл, 2003. – 240с. –27- 45
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 3
| Парадигмы научного исследования
Кноспект статьи (на выбор)
1. Сарсенбаева Л.О. Методологические проблемы современной психологической науки. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, право, культура в эпоху общественных пребразований» АФСПб ГУП, г.Алматы, 2011, с.286-290
2. Сарсенбаева Л.О. Методологические основы современного сихологического исследования. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные научные достижения» Прага, 27 января- 5 февраля 2011. – С. 32-34
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 4
| Общенаучные принципы
Тезисное конспектирование главы 1.3 книгиТютюник В. Основы психологических исследований. М.: «Психология», 2002. – 208с.- С.17-23
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 5
| Методологические принципы организации психологического исследования
Аналитическое эссе «Соотношение общенаучных и частно научных психологических принципов исследования»
|
|
| -
| Тема 6
| Основные общенаучные методы исследования
Написание аналитического эссе
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 7
| Частнонаучные методы исследования в психологии
Конспект гл. 1.4. книги Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК «Психология», 2002. – 208с.- С.17-23
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 8
| Уровень конкретной методики исследования
Конспект гл. 1.5. книги Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.47-50
| Мини-зачет
|
| -
| Тема9
| Классификация видов научного исследования
Контент-анализ по теме за последние 5 лет
| Контент-анализ
|
| -
| Тема10
| Выбор темы и постановка проблемы
Ознакомление с проблемой по литературным источникам
Анализ периодической печати (научных журналов по психологии, монографий, материалов научных конференций) за последние 5 лет с позиций определения актуальных направлений научных исследований по психологии
| Аналитический отчет
|
| -
| Тема 11
| Составление первоначального плана
научного исследования
Формулирование цели, гипотезы,
определения задач, предмета и объекта
исследования
Анализ методологического аппарата диссертаций
| Аналитический отчет
|
| -
| Тема 12
| Сбор фактического материала. Статистическая обработка фактического материала
Конспект гл.9 книги Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. - С. 310-341
| Мини-зачет
|
| -
| Тема 13
| Качественный анализ экспериментальных данных.
Анализ монографий по психологии с позиций применения операций научного мышления и методов качественного анализа экспериментальных данных
| Аналитический отчет
|
| -
| Тема 14
| Оформление работы. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования
Анализ диссертационных исследований с точки зрения практической и теоретической эффективности
| Аналитический отчет
|
| -
| Тема 15
| Этический кодекс и принципы психологического исследования
Конспект Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. гл.2. Этика психологического исследования. С.57-70
| Мини-зачет
|
| -
|
| ИТОГО
|
|
| 15 недель
|
3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
3.1.Список рекомендуемой литературы
Основная литература
- Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с.
- Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.:МГППУ, Смысл, 2003. – 240с.
- Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.
- Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.
Дополнительная литература
- Аллахвердян А.Г., Мошкова Т.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Феникс, 1998. – 312с.
- Волков Б.С.Методология и методы психологических исследований. М., 2005
- Гальперин П.Я. О предмете психологии // Вопросы психологии 2002 №5 с.4-13
- Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2003.- 271с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психологи я: учеб. для вузов.. -2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.-318 с.
- Зароченцев К.Д.Экспериментальная психология: учебник. - М.: Проспект, 2005.-208 с.
- Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. Спб., 2004
- Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М., 2002
- Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М., 1983.
- Наследов А.Д. Математические методы исследований в психологии. Спб., 2003
- Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб. пособие/ В.В. Никандров. -СПб.: Речь, 2003.-57 с.
- Никандров В.В. Экспериментальная психология. Спб.: Речь, 2003. – 477с.
- Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М., 2002
- Руденко А.М. Экспериментальная психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. – 284с.
- Сарсенбаева Л.О. Методологические проблемы современной психологической науки. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, право, культура в эпоху общественных пребразований» АФСПб ГУП, г.Алматы, 2011, с.286-290
- Сарсенбаева Л.О. Методологические основы современного психологического исследования. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные научные достижения» Прага, 27 января- 5 февраля 2011. – С. 32-34
- Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии //Вопросы психологии, 1997, № 3.-С.112-125
- Худяков А.И. Экспериментальная психология в схемах и комментариях/ А.И. Худяков. -СПб.: Питер, 2008.-313 с.
- Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.: 1984, с. 103-176.
Справочная литература
- Психология: энцикл. слов./ В.А. Бачинин. -СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2005.-271 с.
- Свенцицкий А.Л. Краткий психологический словарь/ А.Л. Свенцицкий. -М.: Проспект, 2009.-511 с.
Нормативная литература
Интернет-источники
www.aquarun.ru/library/psih Акварун. Электронная библиотека
http://www.bookap.by.ru/ BOOKAP - библиотека психологической литературы
http://www.consult.pu.ru/ Психологический центр факультета психологии СПбГУ
http://www.flogiston.ru/ Обширная психологическая библиотека
http://www.karpowww.narod.ru/ KarpoWWW - Популярная психология
Описание: Статьи и книги по психологии, компьютерные программы, тесты, практика.
http://www.learnspss.ru/ Быстрая и профессиональная обработка данных психологических исследований
http://www.psi.webzone.ru/ Психологический словарь
http://psyberia.ru/ Psyberia.ru
http://psychology.net.ru/ Мир Психологии
http://www.psychology-online.net/ Psychology OnLine.Net - научная и популярная психология: история, теория, практика
http://www.semeyaltair.narod.ru/ Психологический журнал " PSYCHE 21"
http://www.voppsy.ru/ Журнал "Вопросы психологии"
3.2. Вопросы для подготовки к экзамену
1. Подходы к определению понятия «методология».
- Уровни методологии.
- Парадигма как составляющие методологии
- Принцип как составляющие методологии
- Концепция как составляющие методологии
- Теория как составляющие методологии
- Научный подход как составляющие методологии
- Исследовательский метод как составляющие методологии
- Методика как составляющие методологии
- Понятие парадигмы.
- Основные виды парадигм
- Естественно-научная парадигма (эмпиризм, экспериментализм)
- Гуманистическая парадигма (персонализм трансперсонализм)
- Психотехническая парадигма (деятельностный подход, деятельная парадигма).
- Антропный принцип
- Принцип детерминации
- Принцип дополнительности
- Принцип инвариантности
- Принцип методического атеизма
- Принцип объективности
- Принцип относительности
- Принцип самоорганизации
- Принцип системности
- Принцип соответствия
- Принцип соотношения неопределенностей
- Принцип устойчивого неравновесия
- Принцип целостности.
- Принцип детерминизма
- Принцип единства сознания и деятельности
- Принцип личностного подхода
- Принцип развития
32. Принцип системного подхода
33. Теоретические и эмпирические методы современной науки.
34. Идеографический подход к исследованию реальности
35. Номотетический подход к исследованию психической реальности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|