Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КАРТА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ




 

подисциплине «Методология и методика психологических исследований»

Специальность _5В010300 – Педагогика и психология

 

Изучаемый раздел Основная литература (автор, наименование, год издания, стр. по изучаемому разделу) Дополнительная литература и Интернет источники Прочие ресурсы в случае необходимости (прграммное обеспечение, презентации, нагл.пособия и др.)
1. Определение и функции мето­дологии Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.35-37   Аллахвердян А.Г., Мошкова Т.Ю., Юревич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки. М.: Феникс, 1998. – 312с.-С. 3-27  
2. Содержание методологии Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.:МГППУ, Смысл, 2003. – 240с. –с.26-77 Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.9-14, 37-41 Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии. / Вопросы психологии, 1997, № 3. – С. 112-125 http://www.semeyaltair.narod.ru/ Психологический журнал " PSYCHE 21" http://www.voppsy.ru/ Журнал "Вопросы психологии" Авторефераты диссертаций по психологии
3. Парадигмы научного ис­следования Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с 1.Сарсенбаева Л.О. Методологические проблемы современной психологической науки. Материалы Международной научно-практической конференции «Экономика, право, культура в эпоху общественных пребразований» АФСПб ГУП, г.Алматы, 2011, с.286-290 2.Сарсенбаева Л.О. Методологические основы современного психологического исследования. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные научные достижения» Прага, 27 января- 5 февраля 2011. – С. 32-34  
4. Общенаучные принципы Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.- С.92-125 http://psychology.net.ru/ Мир Психологии http://www.psychology-online.net/ Psychology OnLine.Net - научная и популярная психология: история, теория, практика http://www.voppsy.ru/ Журнал "Вопросы психологии"  
5. Методологи­ческие прин­ципы органи­зации психо­логического исследования Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с.-С.125-130   1.Волков Б.С.Методология и методы психологических исследований. М., 2005 2.Швырев В.С. Научное познание как деятельность. М.: 1984, с. 103-176  
6. Основные об­щенаучные методы иссле­дования
  1. Волков Б.С.Методология и методы психологических исследований. М., 2005
Зароченцев К.Д.Экспериментальная психология: учебник. - М.: Проспект, 2005.-208 с.
1.Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с. 2.Никандров В.В. Методологические основы психологии. СПб.: Речь, 2008. – 235с. Научные монографии по психологии
7. Частнонауч­ные методы исследования в психологии Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С. 47-50   1.Никандров В.В. Метод моделирования в психологии: Учеб. пособие/ В.В. Никандров. -СПб.: Речь, 2003.-57 с. 2.Калинин С.И. Компьютерная обработка данных для психологов. Спб., 2004 Авторефераты диссертаций
8. Уровень кон­кретной мето­дики исследо­вания Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.17-23   1.Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. Самара, 2003.- 271с. 2 ДружининВ.Н.Экспериментальная психология: учеб. для вузов.. -2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2008.-318 с.  
9. Классифика­ция видов на­учного иссле­дования Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с.- С.124-127 ВолковБ.С. Методология и методы психологических исследований. М., 2005  
10. Этапы исследования Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.17-23      
11. Выбор темы и постановка про­блемы Ознакомление с проблемой по литературным источникам Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с.- С.124-127    
12. Составление первоначаль­ного плана научного ис­сле­дования   Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.17-23      
  Этапы научного исследования по психологии Тютюник В. Основы психологических исследований. М.: УМК»Психология», 2002. – 208с.- С.50-85   Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с.- С. 141-144   Таблица «Этапы научного исследования по психологии»
  Качественный анализ экспе­ри­ментальных данных. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с.- С.124-127    
  Этический кодекс и принципы психологического исследования Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. – 558с. –С. 52-89   http://www.bookap.by.ru/ BOOKAP - библиотека психологической литературы http://www.consult.pu.ru/ Психологический центр факультета психологии СПбГУ http://www.flogiston.ru/ Обширная психологическая библиотека Кинофильм «Эксперимент»

 

 

Составитель

Доцент Сарсенбаева Л.О.

 

 

Зав.кафедрой проф. Абдигапбарова У.М.

 

 

ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИЙ

№ недели Название лекции и тезисы Объем в часах
  Тема 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ФУНКЦИИ МЕТОДОЛОГИИ Наука – это сфера человеческой деятельности, результатом которой является новое знание о действительности, отвечающее критерию истинности. Практическая ценность научного знания тем выше, чем оно ближе к истине. Результатом научной деятельности может быть описание реальности, объяснение причин процессов и явлений, которые вы­ражаются в форме текста, структурной схемы, графика, формулы и т. д. Идеалом научного поиска считается открытие законов – теоретическое объяснение действительности. Все научные результаты по степени обобщенности можно расположить на следующей шкале: единичный факт, эмпирическое обобщение, модель, закономерность, закон, теория. Приведем разные определения методологии: «Методология — 1) учение о научном методе познания; 2) совокупность методов, при­меняемых в какой-либо науке». «Методология — 3) совокупность познавательных средств, методов, приемов, исполь­зуемых в какой-либо науке; 2) об­ласть знания, изучающая средства, предпосылки и принципы организации познавательной и практически-преобразующей деятельности. Так, методология науки изучает научное знание и научную деятельность». «Методология психологии — отрасль психологии как науки, лежащая на ее пересечении с философией, предмет кото­рой — соответствие языка психологической науки, принци­пов психологии, ее методов и структуры (дерева психологической науки) требованиям диалектического материализма». «Методология психологии — система принципов и способов организации и построе­ния теории и практики отдельных психологических наук, их отраслей и всех их в це­лом, а так­же учение об этой системе. Это учение является основным корнем дерева психологической науки». «Методология — система принципов и способов организации и построения теоретиче­ской и практической деятельности, а также учение об этой системе... методология получила философское обобщение в методологии диалектического материализма» Методология (психологический аспект) — система принци­пов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе... Методология носит всеобщий характер, но она конкретизи­руется примени­тельно к различным сферам практической и теоретической деятельности... Поэтому методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соот­ветственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии». Различают 3 уровня методологии науки: – общая методология обеспечивает правильное и точное представление о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих элементах, а также о месте и роли в нем тех явлений, которые изучает данная наука; – специальная методология – позволяет конкретной науке формулировать свои собст­венные законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования феноменов, которые она исследует; – частная методология представляет собой совокупность методов, способов и прие­мов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.   Тема 2. СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ   Содержание методологии как идеологической основы науч­ного познания раскрыва­ется, как уже говорилось, через систему соответствующих понятий. Исходным в этой системе по степени общности следует признать понятие мировоззрение. Принцип— это обусловленные убеждениями правила действий и норма поведения в какой-либо сфере бытия и соответствующем виде деятельности. Категория «принцип» может употребляться не только по отношению к субъекту деятельности, но и к объекту, в том числе и к неодушевленному. Научный принцип— это конкретизация мировоззренческих позиций, убеждений и общих принципов в процессе научного познания. Научные принципы обычно имеют строгое речевое оформление в виде определений и развернутых пояснений, спо­собствую­щих их однозначному пониманию. Концепция— это вытекающая из мировоззренческих позиций и усвоенных принципов специфическая система аргументированных взглядов, оформляющая то или иное понима­ние изучаемой реаль­ности и предопределяющая стратегию ее изучения. Теория— это обобщенное достоверное знание о какой-либо сфере действительности, оформленное знаковыми средствами (словами, символами) и выполняющее функции опи­сания, объ­яснения и предсказания фактов и закономерностей в данной области. Досто­верность этого знания справедлива в пределах господствующей в данном социуме на дан­ный момент парадигме как относительно частного «фрагмента» реальности, так и общего мировоззрения. Парадигма— система методологических пред­посылок, обусловливаю­щая научную деятельность. Научная теорияесть, с одной стороны, стройное и непротиво­речивое воплощение ми­ровоззрения и соответствующих научных принципов, а с другой — осмысление и обоб­щение практики и непосредственного опыта. Концептуальные основы и теоретические пристрастия ис­следователя, а также задачи исследования предопределяют вы­бор того или иного подхода к изучению намеченных объекта и предмета. Научный подходв широком значении — это олице­творение опреде­ленных концептуальных позиций и принципов, а в узком — процедурная стратегия ис­следования. Эта стратегия выстраивается в зависимости от уже определенных предмета и задач исследования. Но именно от нее зависит ход исполнения исследовательского про­цесса, в том числе выбор конкретных методов и методик на этапах сбора, обработки и ин­терпретации данных об изучаемом объекте. В рамках той или иной концепции могут применяться различные подходы, что пре­допределено вариативностью за­дач в пределах единой концепции. Лишь бы эти подходы не противоречили основным принципам, составляющим данную концепцию. Так, для це­лого ряда психологических направлений прошлого, объединяемых концепцией «психоло­гии сознания», допустимы генетический, структурный, функциональный и даже, по-види­мому, системный подходы. Научный подход выражается в методологических принципах, т. е. установках, орга­низующих направление и характер исследования. Тот или иной научный подход и мето­дологические принципы реализуются в конкретных исследовательских методах. Исследо­вательский метод – это форма организации определенного способа познания (наблюде­ние, эксперимент, опрос и др.). Исследовательский метод конкретизируется в исследова­тельских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, со­держит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе одного исследовательского метода может быть создано множество методик. Тема 3. Парадигмы научного исследования Естественно-научная парадигма – совокупность общих принципов познания, пред­полагающих видение предмета познания как материального объекта – независимого от сознания исследователя. Основные способы познания – высокоформализованные, эмпи­рические, и, в первую очередь, экспериментальные методы исследования. При этом логи­ческие рассуждения должны быть проверены в опыте, а опытные наблюдения должны независимо обосновываться логическим путем. Эмпиризм – условно начальная форма естественно-научной парадигмы, ориентирован на выявление точно установленных фактов и тем самым снятие противоречия в данных. Применяются в основном статистически ориентированные, корреляционные методы ис­следования, позволяющие описать феномен. Объектом исследования является наблюдае­мая реальность – мир, человек, группа, общество. Экспериментализм – условно развитая форма естественно-научной парадигмы, ори­ентирован на выявление закономерностей, неизменного внутреннего порядка вещей, по­иск общего знания, позволяющего объяснить феномен. В центре внимания не сам опыт, а законы, которым он подчиняется. Гуманистическая парадигма – совокупность общих принципов познания, предпола­гающая видение предмета познания как идеального объекта – зависимого от сознания ис­следователя. Персонализм – условно начальная форма гуманистической парадигмы. Ориентирован на понимание роли личности в мире, на понимание и развитие самой лич­ности. Объектом исследования является оказывается мыслимое, переживаемое, а также зависимое от мышления переживание. Трансперсонализм – условно развития форма гуманистической парадигмы. Ориенти­рована на объяснение роли сознания, психического в мире. Объектом исследования ста­новится осознаваемое, а также зависимое от осознаваемого: субъект, активность, психика во всех ее предельных способностях и совершенствовании. Психотехническая парадигма – совокупность принципов познания, предполагающих видение предмета познания как процесса, зависимого от преобразующей деятельности исследователя. Ключевым методом является формирующий эксперимент. Деятельностный подход – условно начальная форма психотехнической парадигмы, ориентированная на познание закономерностей развития и содержания деятельности че­ловека. Основные методы – естественный и мысленный эксперимент, моделирование. Деятельная парадигма – условно развития форма психотехнической парадигмы, ори­ентированная на познание человека как деятеля в событии. Используются преобразующие методы исследования, например формирующий эксперимент. Все парадигмы имеют неисчерпаемый эвристический потенциал и достаточное научное обоснование, чтобы быть используемыми в современных научных исследованиях. При­чем автор не обязательно указывает эту парадигму, и даже может о ней не догадываться. Характерной чертой современных исследований становится эклектика как сочетание раз­ных подходов. И это не препятствует цельности исследования, а даже наоборот, дает воз­можность рассмотрения объекта всесторонне. Единство и внутренняя непротиворечивость парадигмы исследования обеспечивается единством «ракурса» в познании. Это своего рода «угол зрения», который необходимо выдерживать, чтобы добиться устойчивой и согласованной картины. Такая однородность и согласованность могут быть обеспечены при условии соответствия, адекватности мате­риала мышления способам обращения с ним. Не нарушая принципов научности, кон­кретные исследования могут строиться разным образом, могут иметь свою логику, непро­тиворечиво опираться на ясные для автора основания. Не существует общепри­нятого взгляда на то, какими могут быть различные логики научного познания, способы обоснования научной работы. Тема 4. Методологические принципы исследования   ОБЩЕНАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ Антропный принцип. Данный принцип в качестве неотъемлемого свойства мира утверждает его принципи­альную познаваемость, возможную из­меняемость под влиянием познающего субъекта. Принцип детерминации. Это принцип всеобщей обусловленности. Детерминация [от лат. determinare — опре­делять] — обусловленность чего-либо чем-либо. Чаще всего рассматривается причинная де­терминация: причина определяет следствие. Принцип дополнительности (комплементарности) констатирует сложность организации (структурной, функциональной, генетиче­ской и пр.) любых объектов реально­сти и, как следствие, необходимость в многоплано­вом описании этих объектов. Принцип инвариантности. Инвариант это нечто остающееся неизменным в изменяю­щихся условиях, нечто ос­тающееся постоянным при некоторых относящихся к этому «нечто» преобразованиях. Принцип методического атеизма. Данный принцип запрещает ссылку на Бога как на кау­зальный (причинный) фактор. Принцип объективности констатирует наличие объективной реальности, которая пофрагментно и в целом принципиально познаваема. Эта сущность принципа сближает его с рассмотрен­ным выше антропным принципом. Принцип относительности указывает на зависимость любых свойств объектов ре­альности от их движения. Здесь необ­ходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, что свойство объекта есть результат проявления имманентно присущего этому объекту ка­чества при его взаимодействии с другими объектами реальности. Во-вторых, движение как способ существования материи в самом общем виде есть любые изменения (изменения вообще) как результат взаимодействия материальных объектов. Принцип самоорганизации. Это один из основополагающих принципов организации мира, предопределяющий возможность его поступательного развития (объективный аспект), и, соответственно, один из важ­нейших принципов реализации научного пути познания мира (субъективно-познавательный аспект). Этот принцип неразрывно связан с принципами системности и целостности. Принцип системности — это методо­логическое направление в изучении реаль­ности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Система есть некоторая целостность, взаимодействующая с окружающей средой и со­стоящая из множества элементов и частей, находящихся между собой в некоторых отно­шениях и связях. Совокупность элементов (частей) называется составом системы. Принцип соответствия выражает диалектику процесса научного познания: продвижения от относи­тельных истин, заключенных в частных теориях, ко все более общим теориям, стремя­щимся в пределе к абсолютной истине. Принцип соотношения неопределенностей. Согласно этому принципу, любое уточнение положения электрона на его орбите в данный момент времени влечет потерю точности в определении его скоро­сти (точнее им­пульса) движения в этой точке, и наоборот, повы­шение точности значения импульса вле­чет повышение неточности в определении координат положения электрона. Принцип устойчивого неравновесия определяет фундаментальное свойство живой материи, отличающее ее от материи косной, неживой и при этом учитывает физические и химические закономерно­сти строения и движения любых материальных объектов. Принцип целостности утверждает, что целостность есть неотъ­емлемое свойство всех объ­ектов реальности на всех уровнях их организации. Целостность объекта выражается в единстве всех его частей и функций, в их согласованности. Основными формами существования любого целого как объекта реального мира являются пространство и время.   Тема 5. Специфически психологические принципы По аналогии с системой общенаучных принципов множе­ство психологических прин­ципов расположим по алфавиту во избежание их неадекватной иерархизации. Принцип детерминизма— базовый принцип научного по­знания психических явле­ний, объединяющий на уровне психоло­гической конкретизации общенаучные принципы объективности и детерминации (причинности в широком смысле). В материалисти­чески ориентированной психологии детерминизм провозглашает первичность физиологического субстрата по отношению к психике (психика — свойство мозга) и первичность объективной реально­сти по отношению к ее субъективному образу (психика — способ отражения действительности). Принцип единства сознания и деятельностиотображает факт объединения инте­гральной формы психического отраже­ния мира (сознание) и высшей формы взаимодейст­вия с миром (деятельность) в высшей общей форме проявления человека как биосоциаль­ного существа (личность). Этот принцип, в сущности, включает в себя два принципа: 1) единства сознания и личности; 2) единства личности и дея­тельности. Но поскольку их неразрывная связь через понятие «личность» очевидна, в научной практике используется объеди­ненный вариант. Этот принцип, в сущности, включает в себя два принципа: 1) единства сознания и личности; 2) единства личности и дея­тельности. Но поскольку их неразрывная связь через понятие «личность» очевидна, в научной практике используется объеди­ненный вариант. Принцип личностного подходаозначает признание целост­ности главного объекта изучения психологии — человека, как со стороны его психической организации, так и со стороны его взаимодействия с объективным миром (деятельность). Целостность психики (в первую очередь как сознания) и дея­тельности человека фокусируются в понятии «личность». Личность рассматривается как воедино связанная совокупность внутренних условий (психических состояний и свойств), через которые пре­ломляются все внешние воздействия. Другими словами, ни одно психическое явление, будь то процесс, конструкт, состояние или свойство, проявляющееся в деятельности, а следовательно, и сама эта деятельность, и ее элементы — действия и поступки, не могут быть правильно поняты без учета их личностной обуслов­ленности. Принцип развитияконкретизирует в психологии общий закон диалектики, согласно которому развитие — это всеобщее свойство материи. Важнейшей категорией принципа развития является понятие «процесс». В психологии эта категория используется, прежде всего, для обозначения ведущей формы существования психического. Тогда психические функции выступают как процессы (познава­тельные, мотивационные, регуляционные и т. д.). Социально-культурный аспект развития психики опреде­лил конкретизацию общего принципа развития в виде принципа историзма, то есть общественно-исторической обусловленности сознания, а следовательно, личности и деятельности. Принцип системного подходав психологии заключается в рассмотрении психики и любых ее проявлений как систем. Системный подход в психологии позволяет выявить общность психических явлений с дру­гими явлениями действительности. А это доказывает единство принципов организации мира во всех аспектах и на всех уровнях — от физического до психологического и социаль­ного, что, в свою очередь, позволяет оптимистически оценивать возможности построения «единой психологической теории». Это дает возможность обогащения психологии идеями, фактами, методами других наук и, наоборот, проникновения психологических данных в другие области знания. Системный подход позволяет интегрировать и систематизировать психоло­гические знания, устранять избыточность накопленной инфор­мации, сокращать объем и повышать наглядность описаний, уменьшать субъективизм в интерпретации психических явлений. Он помогает увидеть пробелы в знаниях о конкретных объектах, обнаружить их неполноту, определить задачи дальнейших иссле­дований, а иногда и предсказать свойства объектов, информация о которых отсутствует, путем экстраполяции и интерполяции имеющихся сведений. Наиболее полно системный подход применительно к пси­хологии освещается в работах В. А. Ганзена, А. А. Крылова, Б. Ф. Ломова, В. Ф. Сержантова, Э. Г. Юдина и др Тема 6. Основные общенаучные исследовательские методы В самом общем смысле метод – это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. Научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Метод в единстве с предметом науки составляет научный подход к изучаемой реальности. Все методы современной науки можно разделить на теоретические и эмпирические. При проведении теоретического исследования ученый имеет дело не с самой реально­стью, а с ее мысленной репрезентацией – представлением в уме образов, формул, про­странственно-динамических моделей, схем, описаний и т. д. Таким образом, теоретиче­ское исследование совершается «в уме». Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения (от общего к частному), разработанными еще Аристотелем. Эмпирическое исследование проводится для проверки правильности теоретических умозаключений. Исследователь взаимодействует с самим объектом. Экспериментатор ра­ботает с помощью методов индукции (от частного к общему). Наблюдение играет боль­шую роль в науках, связанных с поведением (в частности, в этологии). Наблюдение свя­зано с идеографическим подходом к исследованию реальности. Сторонники этого подхода считают его единственно возможным при изучении уникальных объектов. Идеографиче­ский подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Идеографическому подходу противостоит подход номотетический – исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов. Наблю­дение является методом, на основе которого можно реализовать и идеографический, и но­мотетический подходы к познанию реальности. Таким образом, наблюдение – это целенаправленное, организованное и особым обра­зом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Ограниченность метода наблюдения заключается в том, что исследователь не может познать характеристики объекта, скрытые от непосредственного восприятия. Для этого применяются эксперимент и измерение. Экс­перимент — это особый вид исследования, направленный на проверку научных и при­кладных гипотез – предположений вероятностного характера, требующих строгой логики доказательства, опирающегося на достоверные факты, установленные в эмпирических ис­следованиях. В эксперименте всегда создается некоторая искусственная, или эксперимен­тальная, ситуация, выделяются причины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выясняются статистические связи между исследуемым и другими явлениями. Эксперимент позволяет воспроизводить явления реальности в специально созданных условиях и тем самым выявлять причинно-следственные зависимости между явлением и особенностями внешних условий. В процессе эксперимента исследователь всегда наблю­дает за поведением объекта и измеряет его состояние. Таким образом, измерение – это эмпирический метод выявления свойств или состоя­ний объекта путем организации взаимодействия объекта с измерительным прибором. Психологическое измерение – весьма непростая задача для исследователя. Достаточно редко в качестве измерительного инструмента выступает прибор (хроноскоп и т. п.), чаще это измерительная методика (тест) или другой человек (эксперт). Метод моделирования отличается как от теоретического метода, дающего обобщен­ное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется мето­дом аналогий (умозаключением от частного к частному). Моделирование используется тогда, когда невозможно провести экспериментальное исследование объекта. Для изучения элементарных форм научения (условно-реф­лекторное, оперантное) используются биологические модели – крысы, кролики, обезьяны. Различают физическое и знаково-символическое моделирование. «Физическая» модель исследуется экспериментально, знаково-символическая, как правило, реализуется в виде компьютерной программы. Тема 7. Частнонауч­ные методы исследо­вания в психоло­гии   Подходы отечественных психологов к проблеме классификации методов психо­логии. С.Л. Рубинштейн в качестве главных психологических методов выделил наблюде­ние и эксперимент. Наиболее развернутую классификацию методов психологии в сере­дине ХХ в. предложил Г.Д. Пирьов: а) основные ме­тоды – наблюдение, эксперимент, моделирование; б) вспомогательные методы; в) синте­тический методический прием – психолого-педагогическую характеристику; г) специаль­ные методические подходы. На основании глубокого анализа состояния психологической науки Б.Г. Ананьевым разработана классификация методов, соответствующая этапам научного исследования. М.С. Роговин и Г.В. Залевский предложили новую классификацию методов. Метод, по их мнению, – это выражение некоторых соотношений между субъектом и объектом по­знания. В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Он располагает все психологические эмпириче­ские методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования. Интересна еще одна классификация эмпирических методов – на основе исследова­тельской цели. К описательным методам относятся беседа, наблюдение, тестирование, биографи­ческий метод и др. – они описывают данные. Корреляционные методы — измерение и ме­тоды обработки данных – позволяют установить связь между явлениями. С помощью кау­зальных методов устанавливают причинно-следственную связь между явлениями – это уже эксперимент. Наблюдение – это целенаправленное, организованное восприятие и регистрация по­ведения исследуемого объекта. Задача наблюдателя, как правило, не связана с вмешатель­ством в «жизнь» путем создания специальных условий для проявления наблюдаемого процесса или явления. Вербально-коммуникативные методы предназначены для непосредственного или опосредованного сбора первичной вербальной информации. Они широко распространены в медицине, социологии, педагогике, а также в психологии. К вербально-коммуникативным методам относятся беседа, интервью и анкетиро­вание. Интервью и анкетирование иногда объединяют общим названием – методы опроса. Анкетирование – это письменный опрос. Анкетирование – наиболее распространен­ный вид опроса, в котором общение исследователя и респондента опосредовано текстом анкеты. Анкета – это объединенная одним исследовательским замыслом система вопро­сов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета исследования. Общая характеристика психологического эксперимента Эксперимент является одним из основных методов научного исследования. В обще­научном плане эксперимент определяется как особый метод исследования, направленный на проверку научных и прикладных гипотез, требующий строгой логики доказательства и опирающийся на достоверные факты. В зависимости от способа организации выделяют лабораторный, естественный и полевой эксперименты. Структура психологического эксперимента Главными компонентами любого эксперимента являются: 1) испытуемый (исследуемый субъект или группа); 2) экспериментатор (исследователь); 3) стимуляция (выбранный экспериментатором способ воздействия на испытуемого); 4) ответ испытуемого на стимуляцию (его психическая реакция); 5) условия опыта (дополнительные к стимуляции воздействия, которые могут влиять на реакции испытуемого).   Тема 8. Уровень кон­кретной мето­дики исследо­вания   Конкретная методика исследования — это письменно изложенная понятным для всех язы­ком и предметно представленная система средств сбора фактического материала в опре­деленной области. Методика — это система средств, направленных на достижение цели и решение задач конкретного исследования, при этом то она может состоять не обязательно из одного метода, а из нескольких методов, объединенных одной целью. Но в любой ме­тодике (проективной, экспериментальной, коррекционной и т.д.) наблюдение выполняет базовую роль, поэтому в дальнейшем конкретная методика будет характеризоваться как методика наблюдения (читатель может добавить в соответствии с целями и задачами соб­ственного исследования:...в условиях естественного или лабораторного эксперимента;... в ходе клинической беседы;... в процессе интервью;... в ходе формирующей работы;... как анализ продуктов деятельности и др.). Методика исследования включает следующие составные части: 1) исходное представление об изучаемой реальности, выраженное письменно (первона­чальный его вариант формулируется на этапе выбора темы и постановки проблемы науч­ного исследования); 2) программа исследования в виде письменного перечня и описания единиц наблюдения, объективных показателей их проявления (первоначальный вариант программы складыва­ется в процессе работы с литературой, а окончательно оформляется после проведения пи­лотажного исследования); 3) описание требований к процедуре исследования, к организации работы исследователя (первоначальный вариант этого описания делают после проведения пилотажного исследо­вания, а окончательный — после завершения систематического исследования и анализа его результатов, когда становятся видны совершенные ошибки и можно дать советы своим последователям, предостеречь их от упущений, ошибок); 4) описание и фактическое наличие, например в приложении, необходимых средств фик­сации результатов (фотографии, магнитофонные записи, бланки ответов, тексты вопрос­ников и т.д.); 5) описание порядка обработки и представления фактического материала (указываются основания, по которым возможна интерпретация фактов, их анализ, статистическая обра­ботка, табличное и графическое представление в тексте и т.д.). Экспериментальное исследование – наиболее трудоемкий и сложный вид исследования, но вместе с тем оно наиболее точно и полезно в научном плане. Для проведения экспериментального исследования необходимо выполнение следующих требований: 1) четкая формулировка проблемы, темы, целей и задач исследования, проверяемых в нем гипотез; 2) установление критериев и признаков, по которым можно будет судить о том, насколько успешно прошел эксперимент, подтвердились или не подтвердились предложенные в нем гипотезы; 3) точное определение объекта и предмета исследования; 4) выбор и разработка валидных и надежных методов психодиагностики состояний исследуемого объекта и предмета до и после проведения эксперимента; 5) использование непротиворечивой логики доказательства того, что эксперимент прошел успешно; 6) определение подходящей формы представления результатов проведенного эксперимента; 7) характеристика области научного и практического применения результатов эксперимента, формулировка практических выводов и рекомендаций, вытекающих из приведенного эксперимента. Тема 9. Классифика­ция видов на­учного иссле­дования Различают эмпирические и теоретические исследования. В основе теоретического исследования лежат некоторые теоретические обобщения, на основе которых формули­руются новые теоретические выводы. Эмпирические исследования не имеют теоретиче­ской базы, позволяют лишь накопить первоначальные научные факты. Как правило, большинство исследований носит теоретико-эмпирический характер. При этом на основе известных в науке подхода, теории, принципов ведется накопление нового знания. Исследования по их характеру подразделяют на фундаментальные и прикладные, монодисциплинарные и междисциплинарные, аналитические и комплексные. (Фундамен­тальное исследование направлено на познание реальности без учета практического эф­фекта от применения знаний. Прикладное исследование проводится в целях получения знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи. Монодисциплинарные исследования проводятся в рамках отдельной науки, в данном слу­чае – психологии. Междисциплинарные исследования требуют участия специалистов раз­личных областей и проводятся на стыке нескольких научных дисциплин. К этой группе можно отнести клинические генетические исследования, исследования в области психо­физиологии, нейропсихологии и др. Аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существен­ного, по мнению исследователя, аспекта реальности. Комплексное исследование ориенти­руется на охват максимально возможного числа значимых параметров изучаемой реально­сти. Как правило, комплексные исследования проводятся с помощью системы методов и методик. По цели проведения все научные исследования можно разделить на несколько ти­пов: поисковые, критические, уточняющие и воспроизводящие. Наиболее устоявшимися в психологии являются следующие виды психологических исследований: обзорно-аналитическое, обзорно-критическое, теоретическое, эмпириче­ское описательное, эмпирическое объяснительное, методическое, экспериментальное. Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме исследования с последующим систематическим изложением и анализом прорабо­танного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и оценить исследования, посвященные избранной теме. Обзорно-критическое исследование отличается от обзорно-аналитического тем, что в нем наряду с обзором содержатся аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы. Критический анализ может проводиться либо в основном тексте, либо в специальном разделе реферата и содержать размышления автора по поводу того, что в нем описывается. Теоретическое исследование, кроме обзора и критического анализа литературы, со­держит теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной про­блемы. В основе эмпирического (опытного) исследования лежат не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. В описательном эмпирическом исследовании опытным пу­тем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений. Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов. Основная цель методического исследования заключается в разработке, обосновании и проверке на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности новой психодиагностической или коррекционно-развивающей методики. Экспериментальное исследование – наиболее трудоемкий и сложный вид исследова­ния, но вместе с тем оно наиболее точно и полезно в научном плане. В эксперименте все­гда создается некоторая искусственная (экспериментальная) ситуация, выделяются при­чины изучаемых явлений, строго контролируются и оцениваются следствия действий этих причин, выявляются статистические связи между исследуемым и другими явлениями.   Тема 10. Выбор темы и постановка про­блемы В самостоятельном выборе темы могут помочь следующие приемы: 1) просмотр аналитических обзоров достижений науки, написанных ведущими специали­стами (как правило, такие обзоры завершаются перечнем нерешенных или спорных науч­ных проблем и перспектив развития отрасли науки); 2) выбор темы по принципу повторения проведенных исследований, но с использованием новых, более совершенных методов, т.е. посредством углубления и уточнения имеющихся научных данных и их проверки; 3) ознакомление со специальной литературой, с новейшими исследованиями, особенню в пограничных областях, поиск темы на стыке наук или отраслей науки; 4) теоретическое (философское) обобщение исследований, теорий, результатов, критико-аналитических и описательных материалов. 5) экспериментальная проверка гипотез, выдвинутых, но не проверенных учеными; 6) консультации с ведущими деятелями науки для выявления малоизученных проблем или их аспектов, имеющих актуальное значение для теории и практики. Выбранная тема должна отвечать требованиям актуальности и новизны. Актуальность темы обосновывается с опорой на общественную практику, на нужды лю­дей, сталкивающихся с проблемами, решения которых нет в литературе. Актуальной яв­ляется такая тема, которая ставит целью поиск ответа на вопрос, продиктованный требо­ваниями практической деятельности людей, сталкивающихся либо с отсутствием готового ответа в соответствующей литературе, либо с наличием разных точек зрения на проблему. Новизна собственного подхода устанавливается и обосновывается в процессе и резуль­тате всестороннего библиографического поиска. Определение новизны связано с поста­новкой основной проблемы исследования, определением места выбранной темы в реше­нии научной проблемы, и в более широкой научной области (научном направлении). Тема научного исследования — это определение изучаемого явления, охватывающее оп­ределенную область (аспект) научной проблемы. Тема формулируется обычно в терминах предмета исследования. Научная проблема — это требующий решения основной вопрос, возникающий, когда имеющихся знаний недостаточно для решения какой-либо научной загадки и.неизвестен способ добывания недостающих знаний. Научное направление — определенный методологический, общенаучный и частнонаучный подход к решению научных проблем, представляющий определенное видение предмета науки и методов его изучения Выбор темы и постановка проблемы завершаются написанием текста, фиксирующего проделанную на этом этапе работу и содержащего: 1. Формулировку темы исследования. 2. Характеристику места данной темы в более широкой области — научном направлении, научной проблеме. 3. Постановку проблемы, которую собирается решать исследователь. 4. Перечень вопросов, на которые предполагается получить ответ в исследовании. 2. Ознакомление с проблемой по литературным источникам На основе сформулированной темы и определения проблемы исследования, а также пе­речня исследовательских вопросов, на которые необходимо получить ответы в ходе ис­следования, появляется возможность и возникает необходимость составления первого ва­рианта понятийного словаря исследования. . Работа над литературными источниками В зависимости от целей и задач конкретного научного исследования используют разные способы библиографических разысканий: хронологический, обратно-хронологический, сравнительно-хронологический. Тема 11. Составление первоначаль­ного плана научного ис­сле­дования. Формулирова­ние цели, ги­по­тезы, определения за­дач, пред­мета и объекта исследова­ния Первоначальный план научного исследования в общих чертах возникает в сознании исследователя при усвоении научного языка исследования. Как правило, научная работа условно делится на две части: теоретическую и эксперимен­тальную. Простой план предполагает перечень основных аспектов темы исследования. Формулирование цели, гипотезы, определения задач, предмета и объекта исследования После составления простого плана научного исследования — каркаса будущей работы —можно приступить к формулировке принципиальных положений собственного исследова­ния. Для достижения поставленной цели исследователю необходимо сформулировать в форме исследовательских задач те шаги, которые необходимо совершить в ходе предпринятой работы. В науке исторически выработаны два типа познавательных задач — эмпирические и теоретические. Эмпирические познавательные задачи: 1. Установление, уточнение, классификация фактов, относящихся к изучаемой предмет­ной области, их качественных и количественных характеристик и эмпирически наблю­даемых зависимостей. 2. Изучение конкретных условий и сферы действия зависимостей, сформулированных в виде закона или принципа, а также теорий, в которых эти законы и принципы получают объяснения. 3. Разработка и использование точных способов (методов) нахождения и описания фактов, зависимостей. Критерии выделения и проверки фактов: 1) научные факты должны быть воспроизводимы при заданных условиях; 2) утверждения о фактах можно эмпирически проверять и уточнять при помощи специальных методов; 3) полученные факты можно однозначно использовать с целью дальнейшего изучения явлений и объектов; 4) научные факты предполагают разграничение реального содержания и средств его описания, т.е. одни и те же факты могут быть описаны в разных терминах, но это не создаст новых фактов; 5) факты, установленные в изучении конкретных объектов, должны сохранять силу для всей данной области при заданных условиях. Гипотеза (буквально — предположение) является формой развития науки, поскольку в гипотезе мысль ученого забегает немного дальше того, что известно науке на сегодняшний день. Выбор и обоснование предмета исследования должны отвечать следующим требованиям: 1. Предмет исследования должен обладать относительной самостоятельностью, допускающей критический анализ гипотезы. 2. Предмет исследования не должен допускать неопределенности в познавательных зада­чах, так как его выбор задает исходные условия для экспериментального и теоретического изучения проблемы. 3. Выбор и обоснования предмета исследования предполагают разработку контролируе­мого исследователем перехода от эмпирического способа изучения к теоретическому и наоборот. 4. Результаты, полученные на конкретных предметах исследования, переносятся на весь класс объектов, образующих данную предметную область, при условии, что они находятся в той же системе временных, структурных, смысловых и других связей.. Тема 12. Сбор фактиче­ского мате­риала. Стати­стическая об­работка фак­тического материала После того, как обозначен предмет исследования, определен объект изучения, можно приступать к сбору фактов. Однако это возможно лишь при наличии соответствующих методов или конкретной методики. Важно, чтобы факты были достоверными и в достаточном количестве. Для успешного сбора фактического материала необходимо спланировать эту работу и протоколировать ее ход и результаты. Пилотажное исследование Целью пилотажного исследования является апробация, испытание методики. Все проводится так, как в настоящем исследовании, но акцент вни­мания исследователя смещен с результатов на процедуру: исследователь проверяет ее на соответствие поставленной цели и решаемой задачи. В ходе пилотажного исследования совершенствуется методика, определяются объективные показатели проявления того или иного психологического или педагогического феномена, отрабатывается технология фик­сации полученных результатов, подбирается удобное оборудование и т.д. Систематическое исследование. Определяется режим систематического исследования: сколько раз в неделю будет проводиться наблюдение или эксперимент? сколько детей од­новременно будет охвачено исследованием? кто или что будет помогать исследователю фиксировать результаты? будут ли они фиксироваться в процессе исследования или сразу после его завершения? будут ли делаться магнитофонные записи, кино- или фотосъемка? будет ли применяться какое-либо экспериментальное оборудование или исследование бу­дет проходить в естественных условиях? Когда даны ответы на все вопросы, можно при­ступать непосредственно к систематическому исследованию. Первичная статистическая обработка нацелена на упорядочивание информации об объекте и предмете изучения. На этой стадии «сырые» сведения группируются по тем или иным критериям, заносятся в сводные таблицы. Первично обработанные данные, представленные в удобной форме, дают исследователю в первом приближении понятие о характере всей совокупности данных в целом: об их однородности – неоднородности, компактности – разбросанности, четкости – размытости и т. д. Эта информация хорошо считывается с наглядных форм представления данных и дает сведения об их распределении. В ходе применения первичных методов статистической обработки получаются показатели, непосредственно связанные с производимыми в исследовании измерениями. К основным методам первичной статистической обработки относятся: вычисление мер центральной тенденции и мер разброса (изменчивости) данных. К вторичным относят такие методы статистической обработки, с помощью которых на базе первичных данных выявляют скрытые в них статистические закономерности. Вторичные методы можно подразделить на способы оценки значимости различий и способы установления статистических взаимосвязей. Внедрение в научные исследования автоматизированных средств обработки данных позволяет быстро и точно определять любые количественные характеристики любых массивов данных. Разработаны различные программы для компьютеров, по которым можно проводить соответствующий статистический анализ практически любых выборок. Из массы статистических приемов в психологии наибольшее распространение получили следующие: 1) комплексное вычисление статистик; 2) корреляционный анализ; 3) дисперсионный анализ; 4) регрессионный анализ; 5) факторный анализ; 6) таксономический (кластерный) анализ; 7) шкалирование. Познакомиться с характеристиками этих методов можно в специальной литературе («Статистические методы в педагогике и психологии» Стенли Дж., Гласа Дж. (М., 1976), «Математическая психология» Г.В. Суходольского (СПб., 1997), «Математические методы психологического исследования» А.Д. Наследова (СПб., 2005) и др.). Тема 13. Качественный анализ экспе­ри­ментальных данных.   Основные мыслительные опе­рации. Характеристика науч­ного мышления. Наименование, ло­гическое генерирование, вербальное комбинирование. Методы и приемы построения идеальных теорети­ческих объектов. Интерпретация, номологиза­ция, оп­ределение Индуктивное и дедуктивное предска­зание, синтаксическое комбинирова­ние. Верификация, доказатель­ство, объяснение.Обработка данных психологических исследований – отдельный раздел экспериментальной психологии, тесно связанный с математической статистикой и логикой. Обработка данных направлена на решение следующих задач: • упорядочивание полученного материала; • обнаружение и ликвидация ошибок, недочетов, пробелов в сведениях; • выявление скрытых от непосредственного восприятия тенденций, закономерностей и связей; • обнаружение новых фактов, которые не ожидались и не были замечены в ходе эмпирического процесса; • выяснение уровня достоверности, надежности и точности собранных данных и получение на их базе научно обоснованных результатов. Различают количественную и качественную обработку данных. Количественная обработка – это работа с измеренными характеристиками изучаемого объекта, его «объективированными» свойствами. Качественная обработка представляет собой способ проникновения в сущность объекта путем выявления его неизмеряемых свойств. Количественная обработка направлена в основном на формальное, внешнее изучение объекта, качественная – преимущественно на содержательное, внутреннее его изучение. В количественном исследовании доминирует аналитическая составляющая познания, что отражено и в названиях количественных методов обработки эмпирического материала: корреляционный анализ, факторный анализ и т. д. Реализуется количественная обработка с помощью математико-статистических методов. В качественной обработке преобладают синтетические способы познания. Обобщение проводится на следующем этапе исследовательского процесса – интерпретационном. При качественной обработке данных главное заключается в соответствующем представлении сведений об изучаемом явлении, обеспечивающем дальнейшее его теоретическое изучение. Обычно результатом качественной обработки является интегрированное представление о множестве свойств объекта или множестве объектов в форме классификаций и типологий. Качественная обработка в значительной мере апеллирует к методам логики. Противопоставление друг другу качественной и количественной обработки довольно условно. Количественный анализ без последующей качественной обработки бессмыслен, так как сам по себе не приводит к приращению знаний, а качественное изучение объекта без базовых количественных данных в научном познании невозможно. Без количественных данных научное познание – чисто умозрительная процедура. Единство количественной и качественной обработки наглядно представлено во многих методах обработки данных: факторном и таксономическом анализе, шкалировании, классификации и др. Наиболее распространены такие приемы количественной обработки, как классификация, типологизация, систематизация, периодизация, казуистика. Качественная обработка естественным образом выливается в описание и объяснение изучаемых явлений, что составляет уже следующий уровень их изучения, осуществляемый на стадии интерпретации результатов. Количественная же обработка полностью относится к этапу обработки данных. Тема 14 Оформление ра­боты. Оценка практической и теоретической эффективности проведенного исследования Методы интерпретации данных корректнее называть подходами, поскольку они являются в первую очередь объяснительными принципами, предопределяющими направление интерпретации результатов исследования. В научной практике получили развитие генетический, структурный, функциональный, комплексный и системный подходы. Использование того или иного метода не означает отбрасывания других. Генетический подход – это способ исследования и объяснения явлений (в том числе психических), основанный на анализе их развития как в онтогенетическом, так и филогенетическом планах. При этом требуется установление: 1) начальных условий возникновения явления; 2) главных этапов и 3) основных тенденций его развития. Цель генетического подхода – выявление связи изучаемых явлений во времени, прослеживание перехода от низших форм к высшим. Структурный подход – направление, ориентированное на выявление и описание структуры объектов (явлений). Для него характерно: углубленное внимание к описанию актуального состояния объектов; выяснение внутренне присущих им вневременных свойств; интерес не к изолированным фактам, а к отношениям между ними. Функциональный подход ориентирован на выявление и изучение функций объектов (явлений). Он применяется главным образом при изучении связей объекта со средой. Этот подход исходит из принципа саморегуляции и поддержания равновесия объектов действительности. Комплексный подход – это направление, рассматривающее объект исследования как совокупность компонентов, подлежащих изучению с помощью соответствующей совокупности методов. Компоненты могут быть как относительно однородными частями целого, так и его разнородными сторонами, характеризующими изучаемый объект в разных аспектах. Системный подход – это методологическое направление в изучении реальности, рассматривающее любой ее фрагмент как систему. Завершением любой исследовательской работы является представление результатов в той форме, которая принята научным сообществом. Следует различать две основные формы представления результатов: квалификационную и научно-исследовательскую. Результаты научно-исследовательской работы – это результаты, полученные в ходе исследовательской деятельности ученого. Представление научных результатов обычно происходит в трех формах: 1) устные изложения; 2) публикации; 3) электронные версии. В любой их этих форм присутствует описание. В. А. Ганзен под описанием понимает любую форму представления информации о полученных в исследовании результатах.[98] Различают следующие варианты представления информации: вербальная форма (текст, речь), символическая (знаки, формулы), графическая (схемы, графики), предметнообразная (макеты, вещественные модели, фильмы и др.). Главное требование к научному тексту – последовательность и логичность изложения. Автор должен по возможности не загружать текст избыточной информацией, но может использовать метафоры, примеры, для того чтобы привлечь внимание к особо значимому для понимания сути звену рассуждений Текст состоит из высказываний. Каждое высказывание имеет определенную логическую форму. Существуют основные логические формы высказывания: 1) индуктивное – обобщающее некоторый эмпирический материал; 2) дедуктивное – логический вывод от общего к частному или описание алгоритма; 3) аналогия – «трансдукция»; 4) толкование или комментарий – «перевод», раскрытие содержания одного текста посредством создания другого. Тема 15. Этика психологических исследований Этический кодекс определяет характер проведения исследований с участием как людей, так и животных. Этические нормы должны соблюдаться на всех этапах исследовательского процесса. Этика — это система принципов, обеспечивающих моральное поведение. Вести себя этично — значит поступать правильно. Существуют этические обязательства в отношении различных областей психологических исследований. Психологи-исследователи обязаны: а) обращаться с испытуемыми людьми с уважением и не нарушать их права, б) заботиться о благополучии животных, участвующих в исследовании, и в) быть честными при сборе и обработке данных. Разработка этического кодекса АРА. Психологи в США опубликовали первый этический кодекс в 1953 г. (АРА, 1953). Этические принципы проведения исследования на человеке (American Psycho­logical Association, 1973) 1. Исследователь несет персональную ответственность за составление точной оценки его этической приемлемости, опираясь на принципы исследо­ваний. 2. Исследователь также несет ответственность за этичное обращение коллег, ассистентов, студентов и всех других служащих с испытуе­мыми. 3. Исследователь информировал испытуемых обо всех сторонах эксперимента, которые могут повлиять на их желание принимать в нем участие. 4. Честность и открытость – важные черты отношений между исследователем и испы­туемым. Если утаивание и обман необходимы по методологии исследования, то исследо­ватель должен объяснить испытуемому причины таких действий для восстановления их взаимоотношений. 5. Этика требует, чтобы исследователь относился с уважением к праву клиента сокра­тить или прервать свое участие в процессе исследований в любое время. Обязательство по защите этого права требует особой бдительности, когда исследователь находится в пози­ции, доминирующей над участником. Решение по ограничению этого права увеличивает ответственность исследователя за достоинство и благополучие участника. 6. Этически приемлемое исследование начинается с установления четкого и справед­ливого соглашения между исследователем и участником эксперимента, разъясняющего ответственность сторон. Исследователь обязан чтить все обещания и договоренности, включенные в это соглашение. 7. Этичный исследователь защищает своих клиентов от физического и душевного дискомфорта, вреда и опасности. 8. Этика работы требует, чтобы после сбора данных исследователь обеспечил участ­никам полное разъяснение сути эксперимента и устранил любые возникающие недоразу­мения. Если научные или человеческие ценности оправдывают задержку или утаивание информации, то исследователь несет особую ответственность за то, чтобы для его клиен­тов не было тяжелых последствий. 9. Если процедура исследования может иметь нежелательные последствия для участ­ников, то исследователь несет ответственность за выявление, устранение или корректи­ровку таких результатов (в том числе и долговременных). Информация, полученная в ходе исследования, является конфиденциальной. Если существует вероятность, что другие люди могут получить доступ к этой информации, то этика практики исследований требует, чтобы эта вероятность, а также планы по обеспече­нию конфиденциальности были объяснены участникам как часть процесса по достижению взаимного информационного согласия.    

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ПРАКТИЧЕСКИХ,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных