Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пенсионное страхование и бюджет Пенсионного фонда РФ




Для обеспечения пенсионного страхования работодатели отчисляют средства единого социального налога в Пенсионный фонд РФ, бюджет которого ежегодно утверждается федеральным законом и исполняется в соответствии с законом об обязательном социальном страховании и Бюджетным кодексом. Раньше при ставке ЕСН 35,6% на пенсионное страхование направлялось 28% (на социальное страхование — 4,4%, на обязательное медицинское страхование — 3,2%). С 2005 г. при ставке ЕСН 26% доля Пенсионного фонда — 20%. Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования — 3,1% (соответственно 1,1% + 2,0%), Фонда социального страхования РФ — 2.9%. С 2011 г. при общей ставке отчислений на социальное страхование 34% Пенсионному фонду будет перечисляться 26%, 5,1% — Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования (2,1 % + 3,0%), 2,9% — Фонду социального страхования РФ. Очевидным является увеличение общей величины отчислений на медицинское страхование.

Финансовое равновесие пенсионной системы зависит от трех групп факторов: экономической ситуации, демографического развития и управления системой.

До последнего времени был такой порядок: часть ЕСН поступала в бюджет для формирования базовой составляющей трудовой пенсии, которая затем передавалась Пенсионному фонду; часть ЕСН шла на формирование страховой части трудовой пенсии, напрямую поступавшей в бюджет Пенсионного фонда; накопительная часть передавалась в управление Внешэкономбанка и негосударственных пенсионных фондов (НПФ). После внесения изменений в действующие законодательные акты (июль 2009 г.) первую часть также решено напрямую перечислять Пенсионному фонду. Третью часть (накопительную) предполагается более обоснованно «разделить» между управляющими государственной и негосударственными компаниями. В формировании накопительной части трудовой пенсии новым является государственное софинансирование. Если работник производит дополнительные отчисления для увеличения накоплений, например, в размере 12 000 руб. в год, то столько же добавляет государство за счет бюджетных средств, перечисляемых в бюджет Пенсионного фонда на счет соответствующего лица с последующей передачей управляющей компании. Государству это выгодно, поскольку поступающие на счет пенсионера средства управляющей компанией используются для приобретения государственных облигаций, выручка от размещения которых становится источником покрытия дефицита бюджета. Для работника отчисления сверх 12 ООО руб. в гол менее выгодны, поскольку при добровольных отчислениях сверх указанной суммы государство не участвует в со- финансировании накопительной части пенсии. Государственной управляющей компанией является Банк развития (Внешэкономбанк). Перспектива сохранения в его управлении подавляющей части источника для накопительной части трудовой пенсии остается за этим банком. В его планах, для реализации которых создана основа (принят и 2 августа 2009 г. вступил в силу соответствующий закон) — вложения пенсионных накоплений вдва портфеля. Расширенный инвестиционный портфель Банка развития «наполнен» теперь не только государственными обшефедеральными облигациями, но и субфедеральными и муниципальными ценными бумагами, депозитами в рублях, долларах и евро, а также корпоративными облигациями и облигациями международных финансовых организаций. Это означает, что росту объема пенсионных накоплений в управлении частных управляющих компаний (УК) будут противостоять интересы государственной компании. Изначально Внешэкономбанку достались средства большинства россиян, не изъявивших желания сотрудничать с НПФ. Однако проблемой остается доходность инвестирования пенсионных накоплений. В 2009 г. Внешэкономбанк имел уровень доходности 9,52%. По отношению к официальному уровню инфляции (8,8%) плюсовая разница составляла 0,68 п.п. По итогам кризисного 2008 г. банк имел доходность минусовую — на уровне 0,46 п.п. До кризиса в течение трех лет (2005-2007 гг.) плюсовая доходность составляла 4,95 п.п. На конец 2009 г. под управлением Внешэкономбанка находилось 480 млрд руб. пенсионных накоплений граждан — свыше 92% всех накоплений по обязательному пенсионному страхованию.

Ниже приведен расчет прогноза дефицита Пенсионного фонда России на 2007-2013 гг. при прежней ставке ЕСН. Однако принятые меры, в том числе рост трансфертов из федерального бюджета, изменили ситуацию (табл. 2.7).

Прогноз роста численности пенсионеров (к 2013 г. — 41-42 млн пенсионеров) был основанием для увеличения ставки отчислений на пенсионное страхование. Иначе бюджет фонда мог быть прогрессирующе дотационным. Размер дефицита ПФР ежегодно возрастал (см. табл. 2.8). Финансовый резерв фонда уже к началу 2007 г. был исчерпан.

Таблица 2.7. Расчетная таблица прогноза дефицита ПФР на 2007-2013 гг. при действовавших источниках финансирования

Год Среднемесячная заработная плата, руб. Численность занятых, за минусом лиц. не уплачивающих ЕСН по 20%. млн чел. Численность пенсионеров, млн чел. Дефицит ПФР. млн руб.
  472.4 56.409 37,080  
  790,2 56,000 37,827
  950,2 54,693 38.184
  1051.5 53,812 38,410
  1522,6 53,963 38,381
  2223.4 54,327 38,411
  3240.4 58,069 38,630
  4360,3 57,982 38,432 -2
  5498,5 57,894 38,164 -13
    56.44 38,6 -33
    56.95 39,5 -220.1611
  10 181 57,12   -152,3324
  12 046 56,076 38,335 -289.7904
  13 866 55,729 38,747 -236.3819
  15 245.48 55,384 39,097 -230.2493
  16 995,16 55,034 39,708 -203,518
  18 744,83 54.692 40.219 -177.6821
  20 494.50 54.346 40.756 -158.9814
  22 244,18 54,000 41,337 -148.059

Пенсионные системы развитых стран имеют гораздо больше средств в своем резерве в целях своеобразного самострахования. Так, например, правительство Швеции при старте пенсионной реформы имело в резерве семь годовых бюджетов пенсионной системы, причем два из них было израсходовано в первые два года реформы на преимущественно разъяснительную работу. В табл. 2.8 приведены данные динамики исполнения доходной и расходной части, сальдо бюджета Пенсионного фонда России (ПФР).

Таблица 2.8. Динамика доходов, расходов и сальдо бюджета Пенсионного фонда России при прежнем уровне ЕСН, млрд руб.

Годы Доходная масть Расходная часть Сальдо бюджета
  170.02 167.02 +3.00
  279,52 271.42 +8.10
  439.38 341.06 +98.32
  630.44 514.84 +115.60
  815,47 804.07 +11.40
  876.81 779.89 +96.92
  1150.00 967.60 + 182.40
  1330.78 1295,59 +35.19
  1566.44 1489.09 +77.35
  4102.1 3721.4 +380.7
  4680.01 4398.01 +282.0
  5137.38 4822.37 +315.01
  5654.8 5301,2 +353.6
  6254.3 5843.2 +411.1

Существующая в России в настоящее время пенсионная система состоит из системы государственных пенсий и системы трудовых пенсий. Государственные пенсии, а также базовая и страховая части трудовой пенсии функционируют по одному и тому же распределительному принципу. Строго говоря, они не относятся к социальному страхованию, поскольку не увязаны со взносами работодателей на каждого конкретного работника. «Нестраховая» структура Пенсионного фонда прослеживается подоле в поступлениях в фонд мсжбюджстных трансфертов.

Общемировая тенденция «старения» населения проявляется в увеличении средней продолжительности жизни людей и в уменьшении доли населения в возрасте до 30 лет в связи со снижением темпов прироста населения. Это обусловливает увеличение возраста, в котором в разных странах официально закрепляется право выхода на пенсию. В разных странах этот возраст неодинаков (табл. 2.9).

Таблица 2.9. Планируемые изменения в пенсионных системах ряда стран

Страна Предполагаемая средняя продолжительность жизни, лет Выход на пенсию в 2010 г. в возрасте, лет Намечаемые изменения
мужчины женщины мужчины женщины
США         Не планируется
Япония         Не планируется
Франция         62 года (2018 г.)
Испания         67 лет
Германия         67 лет (к 2029 г.)

Источник: Гладышева Е. В Европе поднимут пенсионный возраст// Российская газета. 2010. 9 июля.

В ряде стран механизмы корректировки пенсионных систем в расчете на увеличение пенсионного возраста уже запушены. Несмотря на протесты национальных профсоюзов, правительства Германии, Греции, Италии, Франции объявили о предполагаемом увеличении пенсионного возраста. Еврокомиссией подготовлен специальный документ («Зеленая книга»), в котором действия правительств стран ЕС по регулированию пенсионных систем считаются приемлемыми. В 2010 г. было проведено публичное обсуждение возможных изменений.

В России в 90-е годы предлагалось увеличение пенсионного возраста до 65 лет. Однако в связи с тем, что средний возраст мужчин был меньше 60 лет, это предложение сочли преждевременным. Однако летом 2010 г. вслед за обсуждением «Зеленой книги» в странах ЕС Минфин России сообщило о проведении им соответствующих расчетов, ориентированных на увеличение пенсионного возрастало 62,5 лете 2015 г. Увеличение пенсионного возраста, разумеется, не исключено. Как показал опыт Франции, граждане выступают против таких мер. Именно поэтому в России аналогичное предложение органы власти не решаются реализовать. Подобная мера должна быть органически увязана со средней продолжительностью жизни. Недопустимо увеличивать пенсионный возраст сверх средней продолжительности жизни. При растущем пенсионном дефиците (табл. 2.10) возможна реорганизация системы пенсионного страхования и обеспечения.

Таблица 2.10. Среднегодовой пенсионный дефицит в расчете на одного человека в 2010 г., тыс. евро

Страна Среднее значение Граждане в возрасте
20 лет 40 лет 60 лет
Венгрия 1.9 0.8 1.4 1.6
Турция 2,4 0,5 1.5 3.2
Литва 3,0 0,8 2.1 3.6
Италия 3.1 0.6 1.0 2.0
Польша 3.4 1.3 2.3 4.3
Румыния 3,7 1,3 2.9 4.8
Чехия 4,4 0,9 2.1 4.0
Россия 5.8 1.6 3.7 6.1
Испания 7.0 1.2 2.9 5.7
Франция 7,9 3,4 5.2 7.5
Ирландия 9.1 1.7 3.9 6.9
Германия 11.6 1.7 4.7 9.8
Великобритания 12,3 1,5 3.7 7,4

Источник: Емельянова Т. Школа выживания для пенсионеров // Финансы. 2010. № 36. С. 42.

В связи с необходимостью повышения среднего размера пенсии и ростом числа пенсионеров в расчете на одного работающего (в начале 2010 г. соотношение было 1,28: 1) проблема увеличения возраста, в котором граждане уходят на пенсию, обостряется. Однако это возможно при росте средней продолжительности жизни. И все же реальность такова: уже к 2030 г. в России указанное соотношение может быть 1: 1. В развитых странах это соотношение составляет 1,5: 1; 1,6: 1. Придется считаться с тем, что сокращается численность трудоспособного населения, а также лиц, на доходы которых начисляются и вносятся в Пенсионный фонд страховые взносы; устойчиво значительной является часть пенсионеров-инвалидов, не участвующая в формировании пенсионных накоплений, часть пенсионеров по случаю потери кормильца. Состав пенсионеров представлен в табл. 2.11.

Однако возможность увеличения пенсионного возраста реализуется при определенных условиях, в том числе при условии поддержки профсоюзов.

Таблица 2.11. Прогнозный расчет состава пенсионеров Российской Федерации в динамике, млн чел.

Показатель 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г.
Численность пенсионеров — всего 38,189 38.530 39,033 39,653 39.968
В том числе: а) получатели трудовых пенсий по старости 29.087 29.405 29.898 30,531 30.859
б) получатели трудовых пенсий по инвалидности 4.430 4.452 4.480 4.448 4.436
в) получатели трудовых пенсий по случаю потери кормильца 2,721 2.721 2.721 2,721 2,721
Наемные работники 50.625 50.649 50.069 49.199 48.819
Плательщики пенсионных взносов, включая индивидуальных предпринимателей 53,431 53.447 52.839 51,924 51,521
Численность трудоспособного населения 63.3 63.4 63.0 62,3 61.0

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных