ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Динамика человеческой истории должна быть понята как следствие конфликтности внутренней структуры человека.2КОНФЛИКТ НООСФЕРЫ И ЖИЗНИ. 1 (эскизное введение в "фундаментальную структурно-историческую антропологию") М.А. Аркадьев Динамика человеческой истории должна быть понята как следствие конфликтности внутренней структуры человека.2 Эта конфликтность охватывает все уровни человеческой реальности и является свойством специфически человеческим, свойством его экзистенциальной организации и не может быть сведена к каким-либо внешним причинам. 2. Уникальность человека заключается в том, что он является той точкой, через которую некогда в фундаментально-бессознательное единство Универсума вошло сознание. Это вхождение произошло в экзистенциальной глубине человека, и это вхождение отнюдь не безобидно как для самого носителя сознания, так и, судя по всему, для Универсума. Человек - это та точка, в которой фундаментально Бессознательное Бытие претерпевает трагедию расщепленности. 3. Напряженное взаимодействие фундаментального Бессознательного (понимаемого здесь онтологически-экзистенциально, а не психологически, хотя и не исключая последнего понимания, скорее включая его). Итак, взаимодействие фундаментального Бессознательного в человеке и той человеческой способности, которые мы условно называем сознанием (в специальном, ниже конкретизируемом смысле) является чрезвычайно конфликтным и динамичным процессом. Историчность человека выражает себя в развертывании указанного конфликта. Основной закон этого конфликтного развертывания можно приближенно определить как рост сознания в процессе его постоянного взаимодействия с фундаментальным Бессознательным, причем взаимодействие это осуществляется в экзистенциальных глубинах человеческого существа. 4. Человеческое сознание в том специальном смысле, в котором употребляется здесь это понятие, обладает четырьмя функциями. Эти функции суть: объективация, рефлексия, индивидуация, отчуждение. В принципе это почти тождественные понятия, каждое из них подчеркивает одну из сторон феномена сознания. Как видно, понятие сознания дается здесь в узком смысле, и не совпадает с обычным, широким его пониманием. Именно сознание в узком смысле, описываемое этими четырьмя часто взаимозаменяемыми и взаимодополняющими функциями, входит в конфликтное взаимодействие с фундаментальным Бессознательным в человеке и через человека - в Бытии Универсума. (Предполагается, что фундаментальное Бессознательное "само по себе" (т.е. "без человека" и его сознания) представляет собой относительно гармонизированное, цельное и единое Бытие.) Результатом указанного взаимодействия является рождение исторического пути человека. Вся человеческая драматическая проблематика на всех ее уровнях, от социального и коллективного до сугубо индивидуального, также есть следствие этого процесса. 5. Таким образом, элементарное и одновременно фундаментальное содержание экзистенциальной судьбы человека и его исторической судьбы есть неуклонный рост рефлективной, объективирующей способности в ее глубинном контакте с фундаментальным Бессознательным. Следствием этого контакта является деформация, дегармонизация фундаментально-бессознательных онтологических структур в человеке3. Происходит их сущностное расщепление. Возникает разрыв непрерывности фундаментального Бессознательного, образуется "субъект-объектная трещина", проходящая через сердце мира и человека. Так рождается антропологический парадокс, заключающийся в том, что человек одновременно и является и не является элементом "абсолютно-бесконечного Универсального Множества". Человек становится носителем принципиального онтологического диссонанса, который всегда ощущается (осознанно или нет) как основной факт его бытия3а. 6. В образовавшейся "субъект-объектной трещине" рождается человеческая история и культура Социальные структуры, миф, ритуал, исторические формы религии, искусства, философии и науки являются одновременно результатом образовавшегося разрыва и попыткой его преодоления. Культура выступает здесь как фундаментальный медиатор фундаментальной оппозиции. Вся человеческая история есть реакция на фундаментальный разрыв и поиск гармонизирующего инструментария, который, "цементируя" онтологическую "трещину", одновременно к тем самым трагически расширяет ее. Этот процесс "расширения" и есть, собственно говоря, развертывание истории человека, в нем причина исторического "самодвижения" как экзистенциально значимого факта. Социальная диалектика прорастает на этом фундаменте, но отнюдь не является несводимой далее основой исторического процесса. 7. Вся историческая и экзистенциальная динамика разворачивается в рамках этого фундаментального антропологического конфликта и не может выйти за его пределы, пока человек остается тем, что он есть, -живым существом, наделенным сознанием как способностью объективации (т.е. превращения чего бы то ни было в мысленный объект, что связано, вероятно, с речью и номинацией). Эта способность отчуждает ее носителя от того, неотъемлемой онтологической частью чего он все равно остается. (Именно этот процесс приводит к констатации абсурда человеческого существования4.) 8. В течение своей экзистенциальной истории человек всегда искал (осознанно или нет) два экстремальных выхода из имманентного ему конфликта. Первый - это стремление к возвращению в первичное, т.е. дорефлективное, досознательное, так сказать, "дочеловеческое" состояние. Для этого используется наркотический инструментарий, понимаемый во всех возможных его формах. Второй - стремление к выходу в сверхсознательную, сверхчеловеческую, трансцендентную сферу. Здесь вырабатывается духовный инструментарий, который можно называть трансцендирующим. В своих экстремальных формах эти методы неотвратимо стремятся перейти один в другой. Между этими крайностями бьется человеческая экзистенция. Взятые именно как крайности, эти пути совпадают в том, что предполагают (в пределе) самоустранение человека в его качестве существа, наделенного сознанием-рефлексией 5. Можно с достаточной уверенностью предполагать, что в своих экстремальных формах эти пути не могут быть предметом выбора для человека, стремящегося остаться человеком. В не экстремальных формах эти два вида онтологического инструментария служат фундаментальной гармонизации основного антропологического конфликта, и в этом смысле неустранимы из человеческого существования. 9. Из сказанного можно сделать следующий вывод: поиск человеком инструментария для гармонизации фундаментального онтологического конфликта является скрытым нервом и смыслом исторического бытия. II один из самых серьезных уроков, который получил человек в своей истории, вероятно, заключается в том, что необходимо:!) осознание принципиального онтологического конфликта и его следствий; 2) понимание того, что человек и абсолютное преодоление этого конфликта несовместимы6. 10. Другой важный вывод из сказанного - все человеческое бытие насквозь и сущностно религиозно независимо от того, сознает это данный конкретный человек или нет. Человечество всегда находится в напряженном поиске Гармонии и в ожидании Апокатастасиса. Оно обречено на это ожидание и на этот поиск, как и на крест своего сознательного бытия, которое является одновременно и его трагедией, и признаком его высочайшего достоинства. 11. Здесь мы переходим к интерпретации некоторых моментов человеческой истории так, как они видятся в свете предложенного фундаментально-антропологического подхода. Нас будет интересовать: 1) специфика исторического движения человека к эпохе, которую вслед за К.Ясперсом7 можно назвать Axenzeit (Осевое время), и специфика самой этой эпохи с ее завершением в лице христианизации эллинистически-римского мира; 2) специфика Западноевропейской культуры, ее судьба в связи с тем, что можно назвать "трагедией средневековья"; 3) специфика современной всемирно-исторической ситуации в связи с тем, что ей предшествовало. Повторим, что изложение будет максимально кратким и эскизным. Здесь будет предложен ряд гипотез, касающихся структуры основных исторических культур8 и их взаимодействий. Речь пойдет о тех культурах, которые сыграли, с нашей точки зрения, определяющую роль в возникновении современной всемирно-исторической цивилизации. 12. Гипотезы, правомерность которых выносится на обсуждение, следующие: 1) возможность культурно-исторического развертывания заключается в самом факте "антропологического феномена" - онтологического конфликта фундаментального Бессознательного и сознания-рефлексии-объективации в человеке. Глубинной причиной этого развертывания является рост рефлективной способности "субъект-объектного горизонта") от некоего условногоминимума до некоего максимума; 2) рост рефлексии в человеке, который (рост) связан с деформацией фундаментально-бессознательных структур, не идет строго линейно, а представляет собой сложный, зигзагообразный, прерывно-непрерывный процесс; 3) динамизация роста объективирующей способности, а вместе с ней и динамизация историко-культурного процесса (с ростом его внутренней экзистенциальной конфликтности) связана с тем, что мы называем стадиальными наложениями. Речь идет о "скрещении" культур, находящихся на различных стадиях антропологического процесса. Можно назвать эти явления также наложениями времени. В эпоху такого наложения происходит разрыв "традиционной непрерывности" данной культуры, наблюдается скачок в динамике исторического развертывания. Как следствие, происходит дегармонизация, деформация традиционного культурно-религиозного инструментария, направленного на уравновешивание и относительное снятие "принципиального диссонанса". Активизируются поиски нового инструментария параллельно с (обычно безуспешными) попытками восстановить старый. Вся историческая ткань представляет собой множество таких разрывов и наложений, что определяет ее "тонкую структуру"; 4) в качестве того, что определяет видимую "макроструктуру" исторического процесса, выступают несколько основных разрывов подобного рода, сыгравших принципиальную роль во всемирно-историческом процессе. Эти основные разрывы суть: а) возникновение Ветхозаветной традиции с ее кульминацией в христианстве; б) возникновение западноевропейской культуры в результате как экспансии Рима, так и Великого переселения народов, когда произошла "романизация" и христианизация варварских германских и кельтских народов; в) европеизация России как проявления западноевропейской экспансии. В связи с недостатком места мы остановимся здесь только на анализе западноевропейской культуры. Делается предположение, что рождение западноевропейской культуры, чья специфика связана с трагедией средневековья, - это центральная флуктуация всемирной истории. Следствием этой флуктуации явилось рождение аэкологической технической цивилизации, отчуждение американской цивилизации и, наконец, евроамериканизация (вестернизация) всего мира, что можно интерпретировать как глобальное проявление "антропологического парадокса". 13. Мы исходим из предположения, что в мировой истории (доступной для "наблюдения" историка и философа) можно обнаружить две основные волны, которые во многом аналогичны по внутреннему смыслу и структуре. Соотносятся они как малая и большая волны. Обе они привели к более или менее схожим результатам, но вторая волна как бы довела до некоего предела то, что только начала первая. Самое общее их свойство — инициатива превращения истории отдельных культур в историю общемировую. В обоих случаях эта попытка осуществилась путем экспансии одной из этих культур. 14. Первая волна завершилась образованием эллинистически-римской христианизированной "ойкумены". Вторая - возникновением евро-американской мировой цивилизации. Первая волна теснейшим образом связана с прохождением ансамбля средиземноморских и восточных культур через эпоху Осевого времени. Наша гипотеза заключается в том, что движение к Осевому времени было повторено и это привело к глобальным последствиям. История в какой-то момент как бы началась заново, вернее, началась ее вторая, более мощная волна. Западноевропейская цивилизация прошла свой путь к тому моменту, который можно считать вторым Осевым временем мировой истории, так как секуляризация (десакрализация) европейского сознания, рождение западной науки и философии, возникновение машинной цивилизации (специфичной только для этой культуры) и, наконец, ее мощная экспансия в мировое пространство стали определяющими для судеб всего мира. К более подробному анализу западноевропейской "культурной экзистенции" мы еще должны будем вернуться. 15. Сейчас следует остановиться на проблеме смысла и структуры первого Осевого времени (здесь мы естественным образом ссылаемся на анализ Ясперса). Осевое время, по Ясперсу, явилось результатом развития нескольких относительно независимых культур (Древняя Греция, Рим и Древний Египет, ближневосточная традиция, Иран, Индия, Китай) и характеризуется прорывом некогда единой "ткани" мифологического сознания, возникновением философской мысли, зарождением мировых религий. Будем условно считать, что развитие внутри этих культур шло достаточно прямо и непрерывно (что на самом деле, конечно, не так). Тогда в начале "стрелы исторического времени" (его первой волны) будет фиксирован некий гипотетический момент вспышки создания в недрах фундаментального Бессознательного (т.е. появление человека). Причем это сознание-объективация-рефлексия находилась в некоем субъект-объектном минимуме или была близка к нему. Но этого уровня было достаточно, чтобы объективирующая способность в человеке сразу вошла в активное и конфликтное взаимодействие с фундаментальным Бессознательным и, вследствие этого, начала неудержимо расти. 16. Достаточно близко к этой начальной точке лежит рождение мифа и магического инструментария (ритуал, шаманизм) как первых известных нам результатов экзистенциального расщепления и одновременно средств гармонизации "принципиального диссонанса". Возникает оперирование двоичными оппозициями (в данном случае бинарные мифологические структуры), которые являются основой человеческого мышления вообще (тернарные и другие структуры, вероятно, можно считать производными). По Леви-Строссу, миф представляет собою фиксацию бинарной оппозиции (что отражает, по его мнению, бессознательную структуру "рассудка") и попытку ее (оппозиции) преодоления путем введения персонажей-медиаторов, чья функция - ослабить напряженность оппозиции путем замены ее на более "слабую". Но сильной, прямой реакцией на зафиксированный в мифе "раскол" является ритуал, который, используя миф как "сюжетную" основу, пытается вернуть человека в жизненную непрерывность, в дорефлективное состояние, т.е. выполняет наркотическую функцию. Последнюю можно интерпретировать и как трансцендирующую, если иметь в виду личность шамана. 17. Субъект-объектная двоичность (бинарность) человеческого сознания-объективации (левистроссовский "рассудок") является фундаментальной причиной расщепленности общечеловеческой экзистенции. Человек постоянно ощущает себя (неважно, осознает ли он это или нет) погруженным в Двоичность. Если фундаментальное Бессознательное предстает как нечто Единое (Нечет), непрерывное, "Абсолютное", то все человеческое бытие оказывается двоичным, расколотым, полярным, прерывным (Чет). С этой точки зрения антропологический феномен предстает как постоянное онтологическое (экзистенциальное) напряжение между фундаментальным Бессознательным бытием и бытием рефлективно-двоичным. Человек одновременно и "абсолютно" един и принципиально расщеплен. Драма и парадокс (по Камю - абсурд) человека - в этом факте события фундаментальной жизненной непрерывности и рефлективной дискретности, Единства и Двоичности. Преодоление, смягчение, медиация Двоичности - основной внутренний пафос человеческого существования. 18. Одна из тех основных оппозиций, с которыми постоянно имел дело человек на протяжении своей истории, - это оппозиция (используя европейский философский язык) "мира трансцендентного" и "мира имманентного". Она предстает как противоположность "верхнего" и "нижнего" миров, мира "мертвых" и мира "живых", мира духов, богов и мира людей, Вечности и Времени, "космоса" и "истории", мира "сакрального" и "профанного" и т.д. Здесь можно обнаружить следующую структуру: мир трансцендентный присутствует как во "временном" (горизонтальном), так и в пространственном (вертикальном) срезах. Постоянное переживание человеком потери фундаментального Единства (фундаментальная ностальгия) оформляется в мифологию "золотого века" ("потерянного рая"), общую практически всем мифологическим системам. "Блаженное" время мира всегда позади человека, т.е. пребывание в лоне Бессознательного Универсума, где не было противоположностей и не было "времени", утрачено9. По существу, об этом же идет речь в древних космогонических мифах. Они всегда описывают первичное нерасчлененное единство - первичный хаос, первичные воды (самые распространенные представления в архаических культурах) или Великий Предел (он же Беспредельное) у древних китайцев, асат-небытие в Древней Индии, тьма, бездна, вода в Ветхом завете и т.д. Все это можно интерпретировать как непрямое описание фундаментально-бессознательного состояния, когда сознание еще не отделилось от жизненного лона10. Это состояние отнесено в абсолютное прошлое, в начало начал мифологического времени, когда собственно времени еще не было и не было космоса, который всегда обладает бинарной (т.е. рефлективной) структурой. Затем в мифе фиксируется момент рождения или сотворения бинарного космоса, как начало мифологического времени. Оказывается, что трансценденция присутствует и в "вертикальном" срезе уже возникшего бинарного космоса. Если первичный хаос (или его заместители) противостоит бинарному космосу как нечто предшествующее ему, т.е. в горизонтальном диахронном срезе, то внутри этого космоса, в его пространстве (синхронии) "представителем" первичного единства (т.е. фундаментального Бессознательного) становится "иной" мир в его различных модификациях. 19. Указанная Элиаде11 оппозиция "космос-история" проливает дополнительный свет на всю ситуацию - рождение "истории" произошло в момент рождения сознания. Но, с другой стороны, рождение представлений о бинарном космосе тоже есть следствие рождения сознания, вернее, момент его (космоса) возникновения - это и есть момент вспышки сознания в недрах фундаментального Бессознательного. В данном случае сознание предстает скорее как упорядочивающий, а не деформирующий фактор. Так обнаруживается амбивалентность сознания - оно носит одновременно и структурирующий ("космогонический") и деструктивный ("исторический") характер. Но структурирующая функция более очевидна, противоположная осознается меньше, а переживается несравненно более сильно. Поэтому, с одной стороны, человек стремится сохранить, уберечь "космос" от агрессии "хаоса", т.е. сознательное бытие от прорывов фундаментального Бессознательного, с другой - стремление сохранить "космос" связано с желанием уйти от "ужаса истории", от времени и необратимости в миф, вечные "архетипы"12, "эйдосы". Но время, история, необратимость порождаются тем же самым сознанием, которое порождает представление о бинарном космосе, поэтому уход от времени есть одновременно попытка ухода от сознания, в частности от его деструктивной (темпоральной) функции. Этот уход осуществляется как бы в два приема. Сначала сознание (т.е. время и история) мифологизируется, "останавливается" - относится во "время оно" и "космологизируется" (сознание-эйдос). Но этого недостаточно, так как деструктивная функция сознания (сознание-хронос) тем самым не устраняется, а лишь временно смягчается. "Ужас истории" приходит опять. Следующий шаг связан с использованием ритуала и наркотического, экстатического инструментария, который уничтожает и сознание-хронос, и сознание-эйдос и как бы "восстанавливает" первоначальное фундаментальное Бессознательное бытие, восстанавливает первичное "хаотическое" состояние Универсума и человека. Этот момент всегда связан с переживанием экстаза, почти "райского" пра-блаженства, в котором исчезают противоположности. Но затем из этого блаженного "хаоса" неизбежно рождается "космос" (пробуждается сознание), а следовательно, время, история и необратимость, а вместе с ними страдание и, естественно, очередные попытки устранить то и другое - таким образом все неизбежно повторяется вновь. Но описанный цикл не носит полностью обратимого характера. Несмотря на все усилия "остановить время", т.е., по существу, развертывание рефлективно-объективирующей способности, последняя все равно возрастает, и чем изощреннее попытки остановить это развертывание, тем неотвратимее оно происходит, так как для поддержания и совершенствования инструментария борьбы с рефлексией нужна дополнительная рефлективная работа. 20. Если вернутся к оппозиции трасцендентного и иманентного миров, то можно обнаружить следующую закономерность: по мере роста рефлективной способности в культуре трансцендентность "иного" мира возрастает, постепенно "очищается". Это происходит до тех пор, пока он не предстает как абсолютно "чистый",непознаваемый, сверхбытийный, как Великая пустота, как Единое, как Ничто. Так относительно трансцендентное становится трансцендентным абсолютно. В этой точке рождаются высшие богословские и философские традиции, рождается апофатика. Важно также то, что прорыв к интуиции Абсолютного бытия и фиксирование его в понятии, вероятно, совпадают или близки к моменту того скачка в рефлективной способности человека, когда сознание делает предметом объективации само себя. Этот скачок, т.е. рождение рефлексии в классическом философском смысле, и есть отличительная особенность Осевого времени. Здесь происходит рождение философской рациональности и мировых религий как религий Абсолюта и спасения. Новая рефлексия окончательно разрывает непосредственную связь человека с мифологическим космосом и архаическим инструментарием и выталкивает его в "историю". Человеческая экзистенция приближается к критической точке осознания себя как одинокой сущности, брошенной в море безразличного и греховного бытия, в море времени и зла, спасение от которого ищется перед лицом Единого невидимого Бога. Таков в основном и был экзистенциальный итог "первой волны" всемирной истории. Это та близкая к "максимуму" точка "стрелы времени", которую мы здесь условно рассматриваем как линейное и непрерывное образование. 21. Мы сделали попытку построить, вернее, очертить некоторые важные точки "стрелы исторического времени" как абстракции развертывания фундаментального антропологического конфликта. Эти точки суть начало процесса (гипотетический момент вспышки сознания в фундаментальном Бессознательном), мифологический "доосевой" этап, наконец. Осевое время как некий "максимум" рефлективно-объективирующей и отчуждающий способности, когда внутренняя конфликтность человеческого существования достигает почти предельного уровня напряжения. Затем следует период, который можно назвать "послеосевым". "Послеосевые" культуры - это те культуры, которые прошли "точку кипения" Осевого времени. В этой картине важной является дополнительность горизонтального и вертикального "срезов". В диахронном плане мы имеет ту или иную картину последовательности» тапов в развертывании рефлективности, объектного горизонта. В синхронном плане - ту или иную точку конфликтного взаимодействия фундаментального Бессознательного и сознания-объективации-рефлексии-отчуждения. В любой момент истории мы обнаруживаем ту или иную, как в типологическом, так и в стадиальном смысле, специфическую форму фундаментального конфликта. 22. Еще раз повторим основной "диагноз". В результате вхождения сознания (в нашем узком смысле) мир потерял внутри и вне человека первоначальное бессознательное единство и жизненную непрерывность. Он расщепился, так как возникло неизбежное для сознания оперирование бинарными оппозициями. Мир предстал как, той или иной формы, двоичная структура. Двоичность и попытки ее преодоления пронизывают насквозь всю историю от традиционных архаических культур до современной цивилизации. Универсум распался на две основные половины -мир "тот" и мир "этот", мир "видимый" и мир "невидимый", мир "вечный" и мир "временный" и т.д. Причем мир "иной" неуклонно развивается от почти полного аналога (но с другим знаком) миру видимому (архаика) до своего, так сказать, "нулевого" варианта ("осевой" и "послеосевой" этапы). Этот "нулевой" вариант - основа как монотеистического и апофатического (так как Абсолютность предстает как Ничто при попытке его корректного описания)13, так и атеистического воззрения, которое в этом контексте не имеет ничего общего с тривиальным "безбожием". (Среди Отцов Церкви об этом говорил Максим Исповедник, среди современных мыслителей - Хайдеггер и Ясперс.) 23. Экзистенциальная сложность происходящего связана еще и с тем, что невозможно вернуться к потерянной целостности, просто механически "сложив" две распавшиеся "половинки", так как их сумма не равна фундаментальному Единству Универсума, которое всегда остается трансцендентным для сознательного бытия. Фундаментально-бессознательное Единство пребывает как в глубине видимого мира, так и в экзистенциальных безднах самого человека. Трансценденция ощущается на поздних осевых и послеосевых стадиях культуры и как нечто абсолютно внешнее, внемирное, так и нечто абсолютно внутреннее, глубинное, связанное с экзистенциальной сущностью человека, почему и возможен, вероятно, серьезный (и, заметим, трудный) мистический опыт. Подчеркнем, что и атеизм как, судя по всему, необходимый момент осевой стадии (он был представлен и в древнегреческой, и в древнеиндийской традиции, например) можно интерпретировать как своеобразную форму религиозной реакции человека на свое бытие. Логическая возможность атеизма связана с диалектикой Абсолюта ("Актуальной Бесконечности"), с апофатической диалектикой Ничто; экзистенциальная возможность определяется весьма своеобразным "религиозным" инструментарием: исключение понятия трансценденции. Бога, Абсолюта из сознания, вытеснение их в бессознательное. Нежелание иметь дело с серьезным смыслом этих понятий связано, вероятно, с бегством от "сущностного ужаса", переживаемого человеком перед лицом фундаментального Бессознательного, т.е. трансценденции. Это, несомненно, тоже один из способов онтологической гармонизации. 24. Возвращаясь к Осевому времени, важно упомянуть контакт эллинистически-римской цивилизации с ветхозаветной традицией и христианством. Этот контакт в конце привел к образованию христианизированной Римской империи. С определенными оговорками можно считать, что на этом первая волна всемирной истории подошла к концу. Все "осевые" культуры средиземноморского региона (и частично восточные культуры) образовали некий относительный синтез и подошли к тому пределу, когда рефлексия и экзистенциальная конфликтность достигли апогея, а инструментарий онтологической гармонизации по своей мощи был достоин этого уровня напряжения. 25. То, что произошло далее, определило облик всей последующей истории человечества. Падение Римской империи под ударами варварских германских племен привело к центральному разрыву в ткани мировой истории. Этот разрыв - следствие катастрофического стадиального наложения, в результате которого архаическое родовое сознание германцев получило в наследство весь сложнейший комплекс стареющей позднеантичной христианизированной культуры. Племена, жившие или осевшие в результате Великого переселения народов на территории громадной империи, должны были пройти собственный путь к Осевому времени. Но, разрушив и одновременно неизбежно унаследовав древнейшую культуру, они себя, не ведая того, распяли на кресте чужой мудрости, которая и типологически и стадиально была удалена от них, по крайней мере, на тысячелетие. В результате мощного взаимодействия, постепенной диффузии энергичной молодой доосевой культуры (с ее родовым и архаичным мифологическим сознанием) и как духовно-религиозных, так и социальных форм послеосевой, сильно рефлектированной и "урбанизированной" эллинистически-римской христианизированной культуры, образовалось нечто совершенно новое - возник феномен западноевропейского средневековья. 26. Тысячелетие средневековья можно уподобить алхимической колбе, в которой "варилось" два сильнейших "реактива". В результате "сварилась" новая европейская культура, сверхдинамизм которой захлестнул весь мир. Все особенности европейского человечества нового и новейшего времени есть следствие экзистенциальной трагедии средневековья. Последняя определяется "шоком", который получило варварское "коллективное бессознательное" (точнее - вся культурная экзистенция) в результате христианизации и "романизации", а также процессом интенсивной варваризации христианской церковной культуры14. 27. Проследить "алхимические превращения" западноевропейской культуры можно на нескольких небольших примерах. Обратим внимание на такое характернейшее (и вызывающее пристальный интерес современных медиевистов) явление, как "охота на ведьм"15. Она разразилась на самом взлете Ренессанса. 1487 год (уже написаны "Венера" Ботичелли и "Мадонна Литта" Леонардо) - издается "Молот против ведьм" немецких инквизиторов Инститориса и Шпренгера. Церковные институры и церковная мысль руководят террором на протяжении всей "эпохи взлета культуры и гуманизма". По свидетельству А.Я. Гуревича16, провозвестник "единой религии" и гуманист Жан Бодэн, чьим именем названо бельгийское общество по изучению юридических и политических институтов, был автором трактата "Демономания ведьм", в котором утверждалась необходимость войны с колдовством с помощью костров, пыток и доносов. Трактат появился в 1580 г. 28. Отношение же католической христианской церкви к этой проблеме в эпоху раннего и зрелого средневековья было несколько иным. Сама вера в колдовство и ведьм оценивалась как языческий пережиток и суеверие. Покаянная эпитимья накладывалась на тех, кто подпадал под влияние этого суеверия. В XII в. Иоанн Солсберийский называл веру в ведьм "достойной презрения глупостью" и "баснями". Только начиная с XIII в. началось постепенное проникновение веры в колдовство и шабаш в церковное сознание, но до организованной "охоты" было еще далеко. Перелом произошел в конце XV в., с этого времени начинают преследовать не только ведьм (вера в которых ранее оценивалась как "народная глупость"), но и тех, кто не верил в их существование. Две культуры, противостояние которых было очевидно в средневековье, диффундировали. Уже нет "язычества" и "христианства", а есть оязыченное, варваризованное христианство и христианизированное язычество. 29. Эти два встречных процесса (варваризация христианства и христианизация варварства) привели также к феномену Реформации. Как ни странно. Реформация - такой продукт варваризации христианства, как и современная ей католическая церковь, хотя субъективно именно борьба с варваризацией была одной из причин реформационного движения. Протестантизм в самых разнообразных его формах был уже подлинно "массовой", "народной" религией, в которой уже почти невозможно различить противостояние двух культур17. И естественно, протестанты с не меньшей энергией занялись "охотой". Костры горели и в XVII, и XVIII в. 30. Рождение уже цельной культуры как результата длившейся тысячелетие диффузии в принципе совпадает с собственным "осевым временем" тех варварских (в основном германских) народов, которые когда-то начали новый виток истории. Таким образом, эпоха Ренессанса становится вторым Осевым временем мировой истории. Именно с этого момента начинается неуклонная экспансия "кипящей" западноевропейской культуры на все мировое пространство. 31. Процесс средневековой диффузии культур станет понятнее, если учесть, что практически вся территория Западной Европы была покрыта густой сетью церковных приходов. Каждый человек, принадлежащий к архаической родовой, в основном аграрной, общности, обладающий и своей картиной мира, и своей этикой, и своим онтологическим гармонизирующим инструментарием, должен был регулярно подвергать себя на исповеди подробному самоанализу и рефлексии, причем с позиции стадиально и типологически удаленной от него культуры. Все представления, связанные с укорененностью человека в природе, в роде, оценивались высоко рефлектированным эсхатологическим и сотериологическим христианским сознанием как принципиально греховные и дьявольские. Борьба, носившая сугубо экзистенциальный характер, происходила в душе каждого человека на протяжении многих поколений. Душа средневекового человека часто, сама того не ведая, страдала от крестной муки, этой постоянно натянутой в ее глубине пружины. 32. В конце концов эта пружина сорвалась - родилась культура, обладающая исключительной "пассионарностыо". Европейский человек обнаружил, что он отторгнут от природы. Впервые в истории отчуждение зашло так далеко, что сознание смогло посмотреть на мир как на чистый объект, как на нечто принципиально внешнее, как на арену своего экспериментирования и поле для ничем не сдерживаемой реализации своих теоретических замыслов18. Были отброшены все бессознательные "экологические табу", свойственные архаическим культурам ("тройственная мудрость", по Леви-Строссу). Рождалась экспериментальная наука и вслед за ней техническая аэкологическая цивилизация нового и новейшего времени. В этом контексте интересен факт, на который обратил внимание Марио Льоцци в "Истории физики" (М., 1970). Он утверждает, что греки обладали достаточными знаниями, чтобы создать индустриальные машины и предвосхитить XVIII век. Почему же этого не произошло? Нам кажется совершенно очевидным, что произойти это могло только в той культуре, в которой были нарушены фундаментальные механизмы экологической и духовной саморегуляции. Такой культурой оказалась западноевропейская цивилизация, прошедшая тяжелейший искус варварско-христианского средневековья19. Изумительным памятником этого противостояния хтонического варварского и спиритуального христианского сознания является европейская готика. Мистическая архитектоника и варварский орнамент составляют ее сущность. Более поздним и более трагическим воплощением этого конфликта явилась живопись Босха, где христианский и языческий карнавальный ("адский") космосы даются в напряженной и парадоксальной синхронии. 33. Результатом "сорвавшейся пружины" была и невиданная пространственная экспансия, которая привела к открытию Нового света и началу американской цивилизации. Последняя представляет собой своеобразную, пересаженную на иную почву "раковую клетку", которая тем скорее дала "метастазы", что здесь уже не было корней, которые как никак сдерживали "старушку Европу". Здесь проявили себя в чистом и концентрированном виде и деятельная агрессивность, и протестантистская "рациональность" (М.Вебер). 34. В дополнение к разговору о специфике средневековья следует обратить внимание и на тот факт, что исследования последних лет пришли к выводу о сложном генезисе феодализма в Западной Европе (А.Я. Гуревич и др.). Последний представляет собой своеобразную социальную систему, в которой родовые структуры германцев переплетены с поздне-античными социальными формами. Диффузия этих структур уникальна. Другими словами, западноевропейский феодализм и неизбежно следующий за ним капитализм могли возникнуть только в результате описанного стадиального культурного наложения, а не возникли эволюционно неизбежно из предшествующей формации. 35. Таким в общих чертах видится драматический генезис западноевропейской "фаустовской" культуры. Кажется несомненным, что катастрофическая напряженность экзистенциального мира средневековья определила весь исключительный, глобальный драматизм истории человечества последующих веков. Взрывообразный динамизм евро-американской экспансии, все буйство современной технической цивилизации с ее "тройственным идиотизмом" - экологической, культурной и ядерной катастрофами - объясняются только тем, что когда-то варвар-германец, осев на завоеванных землях или просто неизбежно попав в ареал Римской христианизированной империи, унаследовал от стареющей "послеосевой" культуры ее великие духовные, юридические и социальные достижения. Все последовавшее за этим, может быть по аналогии, объяснено адлеровскими механизмами "компенсации" и "сверхкомпенсации" как неизбежной реакции на разорванность и деформированность экзистенции средневекового человечества. 36. В качестве краткого заключения можно сказать следующее. "Диагноз", который можно было бы поставить в результате проведенного анализа всемирной исторической ситуации, нельзя назвать утешительным. Судя по всему, в самой сердцевине человеческой культуры произошли процессы, приведшие к отказу фундаментальных "тормозных механизмов". Могут ли они быть заново созданы - проблематично. Ясно лишь одно - антропологический парадокс, изначальная экзистенциальная драма человечества, получает сейчас свое крайнее выражение и может быть сформулирована как фундаментальный конфликт Ноосферы и Жизни. Понятно также, что экстремизм в поисках инструментария для гармонизации этого глобального конфликта и всех частных его проявлений вряд ли допустим. Хватит ли человеку духовных сил для преодоления создавшейся ситуации? История, к сожалению, показывает, что в большинстве случаев, если катастрофа может произойти, она происходит. Но остается надежда, что исключительность создавшейся ситуации удержит человека от последнего смертельного шага. Но, даже если так случится и человечеству удастся выжить, глубинные онтологические диссонансы неизбежны, а при кризисе, в котором находится фундаментальный гармонизирующий инструментарий, подлинность человеческого бытия остается под постоянной и серьезнейшей угрозой, которую нельзя недооценивать. Поэтому наиболее оптимистический взгляд возможен, когда речь идет об индивидуальной, личностной экзистенции, которая всегда имеет возможность прямого нравственного и духовного самоконструирования. Определенный скепсис же кажется оправданным при взгляде на человечество в целом, так как не понятно, способно ли оно в принципе выработать такой механизм саморегуляции, который, при сохранении жизни на Земле, сохранил бы подлинную культуру, человечность и человеческое достоинство.
ПРИМЕЧАНИЯ: 1 Эта работа (по объективным обстоятельствам) написана так, что большая часть философского, исторического и библиографического контекста осталась за ее пределами. 2 Все дальнейшее должно пониматься с учетом существенной изоморфности "фило"- и "онтогенеза". 3 Коллективное бессознательное" и "архетипы" К.Г. Юнга с этой точки зрения являются уже следствием процесса фундаментальной деформации. 3а Чрезвычайно близкими к этому пониманию антропологической ситуации являются мысли, высказанные Ю.Н. Давыдовым. См.: Давыдов Ю.Н. Культура — природа - традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978. С. 44-57. 4 Предельно, но и наиболее корректно понятие абсурда выражено у Камю. См.: Camus A. Le mythe de Sisyphe.Essai sur labsurde. P., 1942. 5 В этом контексте Эрос и Танатос позднего Фрейда оказываются в определенном смысле эквивалентными 6 К амю описывает это как принятие абсурда, без попытки уйти от него путем (по его терминологии) экзистенциального трансцендирования. См.: Camus A. Op. cit 7 Jaspers К. Vom Ursprung und Ziel der Geschichte. Munchen, 1958. 8 Понятие "историческая культура" здесь употребляется в том смысле, в котором оно фигурирует в культурологической традиции Данилевского, Шпенглера, Тойнби, Ясперса. 9 В Ветхом завете миф перестает быть строго циклическим образованием, леви-строссовской "машиной для уничтожения времени", а становится историческим по существу. Разворачивается линейная временная перспектива. Это происходит в результате инверсии в структуре времени, прямо противоположной той инверсии, о которой говорил М.М. Бахтин. "Золотой век" ("потерянный рай") оказывается не только в некоем абсолютном прошлом, но становится фактом абсолютного будущего. История обретает цель, религиозно и экзистенциально значимую. Фундаментальная ностальгия обретает форму фундаментальной надежды. 10 Cp. с гипотезой "пренатального" смысла космогонии у Ф.Б.Я. Кейпера (Кей-пер Ф.Б.Я. Космогония и зачатие: к постановке вопроса // Кейпер Ф.Б.Я. Труды по ведийской мифологии. М., 1986. С. 112—146. 11 Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 12 Здесь в том смысле, в котором это понятие используется Элиаде. 13 Практически для всех "послеосевых" традиций философствования и богословия характерно следующее отождествление: 0 = 8 = 1 = 3. 14 Cм. об этом, в частности, у Элиаде (Элиаде М. Указ. соч. С. 99—106) или у Н.Бердяева в "Смысле истории" (М., 1990). 15 См. раздел "Новые аспекты изучения "Охоты на ведьм"" в реферативном сборнике ИНИОН "Культура и общество в средние века: методология и методика зарубежных исследований" (М., 1982). 16 Cм. также: Брюсов В. Огненный ангел // Брюсов В. Собр. соч.: В 7 т, М., 1974. Т. 4. 17 Постренессансное католичество и протестантизм в новоевропейской культуре явились прямым следствием "второго осевого времени", по существу, новыми религиями спасения, специфичными именно для данной культуры. 18 Poль и соотношение мысленного и реального эксперимента в послегалилеевской науке. 19 Таким образом, взаимодействие "народной" культуры и культуры христианской приобретает несколько иной характер, чем в работах М.Бахтина, А.Я. Гуревича, французских историков Легоффа, Дюби и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|