Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Психологические особенности межличностных отношений в группе




Межличностные отношения – объективно переживаемые взаимосвязи между людьми.

Отношения людей обладают весьма большим разнообразием, отражая многогранные мотивы деятельности людей в различных областях производства, науки, просвещения, политики, управления государством, а также отношения в семье, с друзьями и товарищами. При этом часть этих отношений зависит от объективных факторов деятельности, эти отношения имеют социальную основу, в значительной мере могут быть просчитаны, они не зависят от воли и сознания людей, включённых в эти отношения (несмотря на то, что люди в них участвуют). Другая часть в большей мере определяется симпатиями и антипатиями, имеет эмоциональную «окраску», в них личность обладает иной ценностью. Человек может быть прекрасным специалистом производства, но быть плохим другом. Напротив, личное обаяние, умение общаться часто способствует решению политических, дипломатических, управленческих проблем. В связи с выше изложенным, в психологии принято выделять объективные, безличностные отношения и субъективные, межличностные отношения. Объективные отношения (политические, государственные, производственные) являются основными, определяющими, а межличностные отношения носят характер фона, они облегчают или осложняют протекание безличностных отношений, они редко возникают там, где нет объективной необходимости. Можно сказать, что межличностные отношения существуют внутри общественных отношений, реализуют эти отношения в деятельности конкретных личностей (в их общении, взаимодействии) [28].

Межличностные отношения в группеможно рассматривать в статике, в том виде, в каком они сформировались на данный момент времени, и в динамике, т.е. в процессе развития. В первом случае анализируются особенности существующей системы отношений, во втором – законы их преобразования и развития. Эти два подхода часто соседствуют друг с другом, взаимно дополняют друг друга.

Отношения в группах закономерно изменяются. Сначала, на исходном этапе группового развития, они бывают относительно безразличными (люди, не знающие или слабо знающие друг друга, не могут определённо относиться друг к другу), затем могут становиться конфликтными, а при благоприятных условиях превращаться в коллективистские. Всё это обычно происходит за сравнительно короткое время, в течение которого индивиды, составляющие группу, не могут измениться как личности [25]. Общественные отношения – это официальные, формально закреплённые, объективизированные, действенные связи. Они являются ведущими в регулировании всех видов отношений, в том числе межперсональных.

Межличностные отношения – это объективно переживаемые, в разной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. В их основе лежат разнообразные эмоциональные состояния взаимодействующих людей и их психологические особенности. В отличие от деловых (инструментальных) отношений, которые могут быть как официально закреплёнными, так и незакреплёнными, межличностные связи иногда называют экспрессивными, подчёркивающими их эмоциональную содержательность. Взаимоотношения деловых и межличностных отношений в научном плане недостаточно разработаны.

Интерперсональные отношения включают три элемента:

а) когнитивный (гностический, информационный), предполагает осознание того, что нравится или не нравится в межличностных отношениях;

б) аффективный (эмоциональный), находит своё выражение в различных переживаниях людей по поводу взаимосвязей между ними. Эмоциональный компонент является ведущим из них;

в) поведенческий (практический, регулятивный), реализуется в конкретных действиях. В случаях, если один из партнёров нравится другому, поведение будет доброжелательным, направленным на оказание помощи и продуктивное сотрудничество. Если же объект не симпатичен, то интерактивная сторона общения будет затруднена. Между этими поведенческими полюсами имеется большое количество форм интеракции, реализация которых обусловлена социокультурными нормами групп, к которым принадлежат обобщающиеся [28].

Возникновение того или иного отношения связано, прежде всего, с наличием у каждого человека определённой системы ценностей. Если облик, слова и поступки человека соответствуют ценностям личности его партнёра, то к этому человеку будет формироваться общее положительное отношение. Если же и внешний облик, и поведение человека противоречат ценностям партнёра по общению, то у последнего возникает к нему отрицательное или безразличное отношение. Отношение, таким образом, является постоянным атрибутом общения, оказывающим существенное влияние не только на процесс и результат взаимодействия партнёров, но также и на процесс развития личности [22].

Межличностные отношения в практике человеческой деятельности получили разностороннее развитие, приобрели многогранные формы. Спортивная деятельность нередко предъявляет значительные требования не только к специальной подготовке, но и к умению строить отношения с людьми, особенно в командных видах спорта. Межличностные отношения во многом определяются особенностями:

Пола – для женщин в межличностных отношениях характерно стремление к уменьшению социальной дистанции, установлению доверительных отношений. Межличностным отношениям мужчин свойственна эмоциональная сдержанность и конкретность. Им проще даётся общение с малознакомыми людьми. В межличностных отношениях они стараются поддержать свою репутацию, продемонстрировать свои способности.

Возраста – в возрастном плане определяющим фактором развития межличностных отношений является обеспечение психологического комфорта, защищённости. Такие отношения создают предпосылки для притяжения. Открытость отношений, свойственная юности, сменяется сдержанностью, закрытостью под влиянием культурных, профессиональных, национальных, образовательных условий.

Национальности – многие особенности межличностных отношений связаны с традициями, нормами морали и этики общения, принятыми той или иной нацией, народностью. Как правило, эти отношения осложняются отношением к религии, принадлежностью к социальному слою, свойственным данной нации или народности.

Свойств темперамента – влияют на формирование некоторых межличностных отношений. Установлено, что холерикам и сангвиникам легче удаётся установление межличностных контактов, а флегматики и меланхолики испытывают в этом очевидные затруднения. Вместе с тем, длительное поддержание межличностных отношений маловероятно в парах у лиц с подвижной нервной системой (сангвиников и холериков). Напротив устойчивые межперсональные связи образуются в парах, где одну из сторон представляют, лица с инертной нервной системой (флегматики и меланхолики).

той или иной мере могут повлиять на межличностные отношения, настораживают партнёров по общению, вызывают у них чувство жалости, сострадания. Физические недостатки снижают уровень самооценки личности и, как следствие этого, затрудняет формирование межличностных отношений.

Профессии и некоторыми личностными характеристиками (межличностная привлекательность, совместимость, притяжение), совместная деятельность способствует формированию устойчивых межличностных отношений во всех сферах, в том числе и в спорте и физическом воспитании. Спортивные контакты, по мере приобретения опыта служат становлению многосторонних и глубоких межличностных отношений.

Опыт общения в спорте способствует повышению коммуникативной компетентности в других сферах деятельности.

Межличностная привлекательность – сложное свойство личности, базирующееся на её обаяние, способности вызывать симпатии, обладании «притягательной силой». Причины привлекательности часто остаются неосознаваемыми, зависящими от особенностей лиц, участвующих в межличностных контактах. Привлекательность связана с внешними данными и социальным обликом, способность к эмпатии. Синонимом межличностной привлекательности можно считать понятие «аттракция», которое акцентирует взаимное (не одностороннее) притяжение, симпатию в различных степенях (дружба, любовь, симпатия).

Межличностная совместимость – термин, используемый для ситуации оптимального сочетания психологических особенностей партнёров, способствующих успеху их общения и деятельности. Признаки и критерии межличностной совместимости связаны с различной степенью удовлетворённости процессом и результатом взаимодействия. Взаимная симпатия, или её противоположное качество (антипатия), во многом зависят от эффективности этого взаимодействия.

Притяжение – характеристика отношения воспринимающего к воспринимаемому, переживание симпатии первого ко второму. Не исключается и ответное притяжение, и возможность у одного или обоих партнёров отрицательных эмоций. Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностное общение – это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и других диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга [26].

Рассмотренные выше психологические факторы общения характеризуют межличностные отношения с позиции отдельного субъекта, конкретного человека, хотя и проявляющиеся в совместной деятельности. Совершенно очевидно, что общение, межличностные отношения в группе знакомых людей иное, нежели в группе совершенно незнакомых. То же самое можно сказать и о численности групп: общение с группой в 100 человек и общение трёх человек также. различны. Наконец, есть и иная сторона общения. Сравните общение с директором и общение с другом или подругой, общение в спортивной команде и общение в семье. Рассмотрим основные критерии, используемые психологами для характеристики факторов межличностных отношений в различных группах.

Бывают условные и реальные группы:

Условные группы иногда называют статистическими, поскольку отнесение людей к той или иной группе чаще всего предпринимаются с некоторыми исследовательскими, описательными задачами, а люди, включённые в эти группы, могут ничего не знать друг о друге. Например, это группы по демографическим, национальным, этническим признакам.

Реальные группы образуются в связи с временными или постоянными совместными действиями, характеризуются наличием общих целей этих действий, степенью вклада каждого члена группы в продукт совместных действий и общение по этому поводу. В реальной группе обязательно существует общение, оценка, «общий язык», обеспечивающий взаимодополнение компетентности: интеллектуальной, эмоциональной, волевой и т.п. Если механизмы общения не соответствуют задачам группы, то возможен кризис или её распад [28].

Численность группы. Практика показала, что принципиальное отличие относительно численности групп позволяет выделить две категории: большие и малые группы. Большие и малые группы могут быть случайными (болельщики на стадионе, зрители) и не случайными (специально организованными).

Оптимальной по численности для совместных действий считается для большинства случаев группа 5–9 человек. Здесь наилучшим образом используются возможности проявления как групповой, так и индивидуальной психики. В большинстве случаев спортивные команды насчитывают от 2 до 15 человек.

Большие группы – это группы с численностью более 40 человек. Психология больших групп (более 40 человек) изучается сравнительно недавно. Объектом изучения являются традиции, права, обычаи, психические особенности, специфика использования и воздействия средств массовой коммуникации, транспорта и т.п.

Малые группы – это группы от 2 до 40 человек. Группы два человека считаются особыми и не всегда включаются как объекты изучения межличностных отношений. Особую сторону психических явлений в малых группах составляют связи малой группы с социальным окружением. Психологически важным для характеристики малой группы считается наличие контакта с другими членами группы. Формирование успешной спортивной команды из двух человек – одна из трудных задач спортивной психологии [23].

Формальные (официальные) и неформальные (неофициальные) группы отличаются закреплением отношений. Как правило, для формальных групп характерно документальное оформление взаимных обязательств, списочного состава и т.п. При этом может случиться так, что человек входит в группу, но не поддерживает её норм, ценностей. Для него данная группа является лишь группой членства. А другая группа, интересы, нормы, взгляды и ценности которой он поддерживает, является для него референтной. По степени организованности действий группы разделяют на диффузные, ассоциации, корпорации, коллективы. Диффузные группы характеризуются наличием целей, никак не связанных с совместной деятельностью, но имеющие возможность установления контактов благодаря совпадению времени и места своих действий.

Ассоциации – группы людей, у которых совпадает род занятий, располагающий предпосылками для будущей совместной деятельности. Обычно такие группы создаются в начале обучения.

Корпорации – замкнутое на самом себе объединение людей, построенное на взаимных интересах каждого из его членов. Состав группы необходим и достаточен для решения определённых личных интересов каждого.

Коллективы – группы людей, организованных и сплочённых ради совместной деятельности с отчётливыми социально значимыми мотивами (трудовые, учебные, спортивные, творческие, научные и т.п.) и отличающиеся добровольным принятием этих мотивов. Психологически коллектив характеризуется чётким взаимопониманием, высокой степенью слаженности, компетентностью, ответственностью, взаимовыручкой, лидерством. Формирование спортивного коллектива – длительный и целенаправленный процесс, одна из сложнейших задач, включающая комплектование состава, обеспечение взаимной требовательности и самокритичности, создание обстановки высокой работоспособности, умение не только работать, но и отдыхать, организация благоприятной социально – психологической поддержки, сочетание творчества и дисциплинированности, готовность к преодолению кризисных ситуаций [3].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных