ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принципы системы Станиславского и урокУчителя знают, как трудно бывает удержать на уроке внимание детей, побудить их к активному, осмысленному действию. Сегодня учителю особенно трудно: у него в классе сидят дети космической эры и скоростей, они пресыщены телевизионными передачами, фильмами, музыкой, обильной информацией. А учителю один на один с классом надо удержать внимание детей в течение 45 мин и не только удержать, а еще проконтролировать } освоение, осуществить обучение и воспитание. Без гаммы эстетических чувств не совершается таинство перехода опыта учителя в опыт учащегося. Как добиться этого перехода практически? Учение К. С. Станиславского, его знаменитая система открывают возможность для решения многих проблем в подготовке учителя. Система Станиславского — универсальный метод работы с актером—дает богатейшие возможности для педагога, так как это метод всестороннего гармонического, нравственного и профессионального воспитания. Метод К. С. Станиславского не является сводом технических приемов и канонов. Главная цель системы — не подменять собой творчество актера, а, напротив, создавать условия для наиболее полного и свободного раскрытия его способностей. Эти условия необходимы и педагогу. Они помогают учителю избавиться от бесконтрольного напряжения, вызванного незнанием своих возможностей. Так какие же условия для свободного творчества создает система? Первым и главным принципом системы К. С. Станиславского является основной принцип реалистического искусства - жизненная правда. Требованием жизненной правды проникнуто в его системе решительно все. Нельзя на сцене допустить ничего приблизительного, нарочитого, ложного, фальшивого. В современную же нашу школу все это вошло и даже укоренилось — в обязательных мероприятиях или в деятельности учителя и всего административного аппарата. Что же может явиться критерием живого, естественного, органического? Вот тут-то и приходит на помощь второй важнейший принцип школы Станиславского — его учение о сверхзадаче. Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему стремится, в конечном счете. Сверхзадача — самое заветное, дорогое, самое существенное желание художника, она — выражение его идейной активности. Помня о сверхзадаче, пользуясь ею как компасом, художник не ошибется ни при отборе материала, ни при выборе технических приемов и выразительных средств. Мы же в своей педагогической деятельности часто забываем о нашей сверхзадаче: для чего работаем, к чему стремимся в конечном счете? По отношению к различным стадиям педагогического творчества сверхзадача будет иметь различные уровни, среди которых можно выделить три основных: 1. Общая сверхзадача, отражающая отношение педагога к деятельности и понимание ее гражданственной зрелости. 2. Этапные сверхзадачи: сверхзадача отдельного урока, курса в целом и т. п. 3. Ситуативные сверхзадачи, возникающие в различных ситуациях и условиях деятельности. (См.: Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— С. 94.) Третий принцип системы Станиславского — принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли,— является тем винтом, на котором вертится вся практическая часть системы Кто не понял этого принципа, не понял и всей системы Действие — это волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной целя В действии наглядно проявляется единство физического и психического. Театр — это такое искусство, в котором человеческая жизнь отражается в наглядном, живом, конкретном человеческом действии. Актер же одновременно творец и инструмент своего искусства, а осуществляемые им действия служат ему материалом для создания образа. Все это полностью подходит нам, педагогам Педагогическое действие — это наш с вами волевой акт, направленный к определенной цели. В том действии мы на высоте, если есть единство физического и психического Личность наша проявляется именно в действии, оно должно быть обоснованным, целесообразным, продуктивным Учитель — творец Творчество его выражается в потоке живой человеческой речи и в живых человеческих движениях, в непосредственном эмоциональном воздействии на учеников. Именно в этом секрет необыкновенного влияния лучших учителей на своих учеников. Как его добиваться? Как сохранить свежесть урока и своего действия? Где взять нужные эмоции? Поиски Станиславского в этом плане помогут учителю Чувства плохо повинуются нашей воле как на сцене, так и в жизни Они возникают непроизвольно, а иной раз вопреки нашей воле. Поскольку нужное чувство невозможно вызвать прямым путем, необходимо искать опосредованное воздействие на те физиологические механизмы, которые лежат в основе эмоционального состояния. В качестве косвенного пути Станиславский предложил метод физических действий, открывающий дорогу чувству Действия всегда поддаются контролю, постепенно сосредоточивают внимание на работе, отвлекают от постороннего, постепенно подводя к нужному состоянию. Это удается учителю, у которого в арсенале есть выбор разумных средств воздействия на учащихся и они хорошо ориентированы в действии настолько, что в нужный момент почти автоматически подсознательно рождается верная импровизация. В педагогической деятельности учитель приходит к созданию линии своею физического поведения чаще от большой психологической задачи И постоянно должен искать. Судите сами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|